Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

На пикировщике

«Красная звезда», 31 августа 1944 года, смерть немецким оккупантамВ.Земляной || «Красная звезда» №205, 31 августа 1944 года

Войска 2-го Украинского фронта овладели городом и основным центром нефтяной промышленности Румынии — Плоешти. Все нефтяные районы Румынии освобождены от немецких захватчиков.



# Все статьи за 31 августа 1944 года.



(От специального корреспондента «Красной звезды»)

«Красная звезда», 31 августа 1944 года

Солнце только еще взошло, но аэродром уже был пуст. Почти все самолеты находились в воздухе, за линией фронта. Наши части вели жаркие наступательные бои, которые требовали непрерывной поддержки с воздуха. У капониров суетились одни техники. Они принимали новые комплекты бомб и снарядов, аккуратно складывая их в сторону. На земле уже шла деятельная подготовка к следующему вылету.

Вскоре воздух наполнился шумом моторов. Пикировщики возвратились. Приземлившись, каждая машина быстро зарулила на стоянку. Из первого самолета вышел командир части — Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации Полбин. Он сам водил группу на цель. По рассказам летчиков, командир части поступает так в тех случаях, когда задача бывает особо ответственной и выполняется в сложной воздушной обстановке. Опытный мастер удара с пикирования, генерал Полбин совершил более 150 боевых вылетов. Он систематически поднимается в воздух, возглавляя своих питомцев, которых недаром зовут воздушными снайперами. За ними значится не один десяток разрушенных мостов и оборонительных сооружений врага. Многие пилоты поражают одной бомбой самые малые по размеру цели.

Задача, которую только что выполнили пикировщики, действительно была очень ответственной. Немцы, сосредоточив крупные силы танков и пехоты, намеревались контратаковать наши части. Пикировщики, упреждая противника, нанесли удар по его боевым порядкам. Они применили свой излюбленный метод бомбометания — «вертушку». Об этой «вертушке» часто приходилось слышать в авиационных частях, а что особенно важно, о ней много говорили и пехотинцы. Хотелось поближе познакомиться с этим боевым приемом гвардейцев-пикировщиков. Командир части удовлетворил мое желание, предложив место на борту одного из самолетов, которые через час должны были снова подняться в воздух.

...Устроившись в кабине стрелка на самолете летчика Грабина, наблюдаю взлет пикировщиков. Вот первые пять самолетов, подняв при разбеге облако пыли, одновременно оторвались от земли. Вслед за ними начала стремительный бег наша пятерка. Прошло не больше минуты, как двадцать «Петтяковых-2» уже поднялись в воздух и компактной массой пошли на запад. Сразу стало заметно, насколько высоко в этой части мастерство группового полета. Обычно на взлет и сбор в воздухе такой группы самолетов затрачивается несколько минут. Летчики генерала Полбина умеют экономить время, чтобы как можно дольше действовать над полем боя.

Под крылом поплыли поля, где недавно кипели бои. С воздуха они имеют вид древесины, из’еденной жучками, — так много на этих полях разных траншей, окопов, воронок. На посевах отчетливо выделяются следы танковых гусениц. Кое-где след обрывается, и тогда можно различить черную коробочку подбитого танка.

К нам уже присоединились истребители, которых летчики-бомбардировщики называют «маленькими». Окружив со всех сторон группу пикировщиков, они охраняли ее от атак вражеских самолетов. С приходом истребителей наша группа увеличилась вдвое, продолжая полет в компактном строю ромба. Но вот по сигналу ведущего этот строй как бы разломился и через несколько секунд приобрел иной вид. Пикировщики вытянулись в одну длинную цепочку, напоминая косяк журавлей. Они построились в так называемый правый пеленг, изготовившись к бомбометанию. Под нами уже лежала линия фронта, обозначенная разрывами снарядов и дымом пожаров.

«Вертушка» началась с того, что ведущий самолет развернулся влево и перешел в стремительное пикирование. За ним через несколько секунд последовал второй пикировщик, затем третий, четвертый. Потеряв почти 1.000 метров высоты и сбросив одну бомбу, ведущий не менее стремительно стал подниматься вверх и вскоре оказался в хвосте последнего самолета группы. С этого момента замкнулся боевой круг, составленный из двадцати машин. Образовалось как бы гигантское колесо, диаметром больше километра. Оно с огромной скоростью вращалось в наклонной плоскости, разрывая своими зубьями вражескую оборону. За один поворот этого колеса сбрасывались двадцать увесистых бомб, и каждая из них направлялась в свою цель. По воле командира пикировщики меняли направление удара, отыскивая всякий раз новые об’екты атаки.

Когда мы появились над целью, воздух был заполнен разрывами зенитных снарядов. Но после первого же захода он стал намного чище. Вскоре под ударами пикировщиков перестали стрелять не только зенитчики, но и другие артиллеристы противника.

На пикировании, находясь в кабине стрелка, нелегко разобраться во всех деталях обстановки. Хорошо, что перед вылетом командир об’яснил мне, как надо вести себя. Он сказал, что в первое время обучаемых стрелков привязывают к полу кабины. Дело в том, что в момент пикирования сила инерции отрывает стрелка от сидения, и он оказывается прижатым к верхней обшивке самолета. При выходе из атаки происходит обратное явление. Стрелка бросает на пол, и ему трудно тогда даже пошевелить рукой. Поэтому надо было заранее избрать соответствующее положение, которое помогло бы преодолеть значительную перегрузку.

Первая атака пикировщиков была направлена в балку, где предполагалось скопление боевой техники немцев. Это место просматривалось лишь при снижении. На выходе из пикирования я разглядел там десятка два автомашин. Некоторые из них уже горели. Зато в стороне, километра за три, на опушке небольшой рощи хорошо стали видны немецкие танки и артиллерия. Очевидно, немцы успели до нашего подхода переменить место сосредоточения своего резерва. Тогда немедленно колесо нашей «вертушки» повернулось. В первом заходе была произведена как бы доразведка цели, и в этом сразу сказалось преимущество такого метода бомбометания. Теперь уже бомбы неслись в самую гущу вражеской техники, подготовленной для контратаки.

После того, как наше колесо четыре раза обернулось вокруг своей оси, над рощей образовалось огромное облако черного дыма. Бомбы, сброшенные пикировщиками, сделали свое дело. На земле горела немецкая техника, рвались боеприпасы, взлетали на воздух блиндажи вместе с их обитателями. А неподалеку из другой рощи уже выползали наши танки. В развернутых боевых порядках они шли в атаку, используя удар пикировщиков. Заметив их, наш командир переместил «вертушку» в глубину вражеской обороны. Он разыскивал теперь скрытые огневые позиции немецкой артиллерии.

Наконец, пикирование прекратилось. Самолеты быстро построились в группы по пяти машин, сбросили в дополнение ко всему серию бомб с горизонтального направления, а потом снизились до бреющего полета и начали обстреливать вражеские позиции из бортового оружия. Сейчас уже полностью был виден участок нашей атаки. Там горели автомашины и танки, по полю носились лошади, валялись перевернутые вверх колесами повозки, Изредка мелькали не то убитые, не то прижатые к земле немецкие солдаты. Поле боя казалось вымершим, над ним носились лишь одни наши самолеты.

Почти 30 минут мы находились над целью. Было сделано столько атак, сколько имелось бомб. Наши пикировщики не давали немцам поднять головы, уничтожали их боевую технику, разрушали оборону, прокладывая путь своим наступающим войскам. В этом и состоял основной смысл «вертушки», которой законно гордятся гвардейцы-пикировщики.// Майор В.Земляной. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.



Мужество летчика

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 августа. (Спецкорр. ТАСС). Над скоплением вражеских войск появилась группа «Петляковых-2». Их прикрывали «Яковлевы». Когда бомбардировщики уже заходили на цель, неожиданно появились «Фокке-Вульфы». Завязался жаркий воздушный бой. Одному «Фокке-Вульфу» удалось пробиться к строю «Петляковых», он готовился открыть огонь по нашему бомбардировщику. Командир звена истребителей лейтенант Киселев пошел наперерез немецкому самолету и ударил по нему из пушки. «Фокке-Вульф» загорелся. В это время Киселева атаковал другой немецкий истребитель. Вражеский снаряд попал в кабину и ранил летчика. Советский офицер не вышел из боя, а вновь повел свою машину в атаку.

«Петляковы» успешно выполнили задачу и невредимыми возвращались домой. Истребители продолжали прикрывать их, и среди них, собрав последние силы, вел свою машину тяжело раненый летчик. Пролетев 150 километров, он благополучно сел на своем аэродроме.

Командование наградило Ивана Михайловича Киселева орденом Красного Знамени.

☆ ☆ ☆

29.08.44: И.Эренбург: Париж ("Красная звезда", СССР)

27.08.44: Победа на Дунае ("Красная звезда", СССР)
27.08.44: Г.Миленин: Воздушное оружие ("Красная звезда", СССР)

25.08.44: В.Кожевников: Возмездие || «Правда» №204, 25 августа 1944 года

24.08.44: В.Полторацкий: В Карпатах ("Известия", СССР)
24.08.44: Слава передового артиллерийского завода ("Известия", СССР)

23.08.44: А.Софронов: Из фашистской неволи ("Известия", СССР)

21.08.44: Мужество и героизм советских воинов || «Правда» №201, 21 августа 1944 года
21.08.44: Г.Рыклин: Зеленый фрак || «Правда» №201, 21 августа 1944 года

20.08.44: К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)

19.08.44: И.Эренбург: Горе им! ("Красная звезда", СССР)

18.08.44: К ответу финских извергов! || «Правда» №198, 18 августа 1944 года
18.08.44: О злодеяниях финско-фашистских захватчиков на территории Карело-Финской ССР ("Правда", СССР)*

17.08.44: Старейший авиационный полк Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

15.08.44: И.Эренбург: Судьба фирмы Пальм || «Красная звезда» №193, 15 августа 1944 года*
15.08.44: Обращение генерал-фельдмаршала Паулюса к немецкому народу ("Красная звезда", СССР)

14.08.44: Б.Полевой: Святая ненависть ("Правда", СССР)
14.08.44: Моральная сила советских людей || «Правда» №195, 14 августа 1944 года

12.08.44: О чем говорит Люблинский лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)
12.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-3 || «Красная звезда» №191, 12 августа 1944 года
12.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке* || «Правда» №193, 12 августа 1944 года

11.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-2 ("Красная звезда", СССР)
11.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке || «Правда» №192, 11 августа 1944 года

10.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)

09.08.44: Доблестные партизаны Советской Украины ("Известия", СССР)

07.08.44: И.Эренбург: Накануне || «Правда» №189, 7 августа 1944 года

06.08.44: Т.Тэсс: После битвы ("Известия", СССР)

04.08.44: О.Берггольц: Душа дома ("Известия", СССР)

03.08.44: Истребление советских военнопленных в «Гросс-лазарете» Славута Каменец-Подольской области** ("Красная звезда", СССР)

02.08.44: Л.Кудреватых, 3.Островский: Каунас освобожден ("Известия", СССР)

01.08.44: И.Эренбург: Туда! ("Красная звезда", СССР)
01.08.44: Е.Кригер: Свет Победы ("Известия", СССР)


Июль 1944 года:

31.07.44: А.Ерусалимский: Крушение германского империализма ("Правда", СССР)

30.07.44: Великие победы советских войск ("Известия", СССР)
30.07.44: Р.Моран: Радио-жулики ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №207 (5887), 31 августа 1944 года
Tags: газета «Красная звезда», июнь 1944, лето 1944, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments