Да здравствует нерушимая дружба народов нашей страны! Да здравствует братский союз рабочих, колхозников и интеллигенции нашей страны! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XXIV годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).
# Все статьи за 7 ноября 1941 года.
Мы всё запомнили в этот исторический вечер: и длинный ряд матовых люстр, освещающих зал, и настороженную, притихшую массу, устремленную вперед, к трибуне, полной мирных цветов, и великого человека нашего времени, который поднялся на трибуну оратора... Пять, десять, может быть, пятнадцать минут возгласы и плеск ладоней не давали ему начать свою речь.
Сталин стоял на трибуне. Мы жадно вглядывались в человека, на плечи которого была возложена историческая задача преобразования России и такая же великая задача защиты того, что было создано народом на протяжении четверти века. Седой ветерок тронул волосы этого человека, такого знакомого каждому в нашей стране и во всех странах мира.
Дрогнуло в развешенных усилителях звука, и Сталин начал свою историческую речь. Это было в 7.30 вечера 6 ноября 1941 года. Словами, простыми и ясными в своей логике, он сказал всему народу о том, что является предметом его, народа, чаяний и надежд. На нашу страну напал враг, изобретательный в деле уничтожения, вооруженный в изобилии совершенной техникой, коварный в деле предательства и обмана. Мы приняли на себя всю тяжесть его удара, и это стоило нам многих жертв и большой территории. Враг захватил почти всю Украину и Белоруссию, мы деремся сейчас с ним в Донбассе, на подступах Ленинграда и Москвы.
Сталин говорил, и простая, ясная сила его речи покоряла этот притихнувший зал. Усилители звука трубно передавали его голос, как голос истории. Враг ошибся, рассчитывая одним ударом покорить нашу страну, как он привык это делать в Европе. Силы нашего народа только приведены в движение. Грозу наших танков враг только почувствует. Наше будущее в наших руках, и враг торопится, потому что время — его противник.
Наступала пауза, нужная оратору, и живой тембр усилителей еще звучал эхом последних слов знакомого сталинского голоса. Командиры армии, командиры производства, интеллигенция Москвы — сотни людей прикрывали рукой глаза, чтобы ничего не пропустить в этой речи.
Мы привыкли, что слова Сталина намечают пути и определяют эпоху. Но, может быть, никогда эти слова не воспринимались нами со столь огромным волнением, как никогда, может быть, не было более сложных исторических дней за всю нашу послереволюционную историю. Ни один народ в мире не выдержал бы такого удара. Ни один народ в мире после потери такой большой территории не был бы в состоянии не только наносить удары противнику, но даже продолжать войну.
Мы не только в состоянии продолжать эту войну, но наши удары становятся все сильней, наши боевые пополнения только развертываются, мы с уверенностью смотрим в наше будущее, ибо наше дело правое и мы победим.
Темная вечерняя Москва лежала за стенами этого притихнувшего зала. Жаль, что не вся Москва могла увидеть, как поднялась воодушевленная, устремленная к трибуне масса, как люди становились на стулья, чтобы лучше разглядеть великого человека, — но Москва и вся страна по шуму в громкоговорителях ощущала волнение, охватившее зал, и всю необычность и величественность этого исторического собрания.
Придут годы — мы будем праздновать наши годовщины, как это было недавно, в освещенном городе, которому не грозит никакая опасность. Но те, кто слушал в этот исторический вечер Сталина, тот никогда не забудет уверенность в его голосе, надежду, которую он укрепил в этот вечер в великом народе, прифронтовую Москву и счастье жить и работать на пользу родного народа в дни его величайших испытаний. // Вл.Лидин.
****************************************
Торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся, посвященное празднованию XXIV годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции
Вчера, 6 ноября, вечером в Москве, в торжественной обстановке состоялось многолюдное заседание Московского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными, общественными организациями, стахановцами, ударниками и советской интеллигенцией, посвященное празднованию XXIV годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Большой, ярко освещенный зал полон. На собрании присутствует более 2000 человек.
Сверкающие люстры, мрамор колонн, цветы, строгие ряды кресел придают залу нарядный и торжественный вид. Среди оживленных групп депутатов и гостей мелькают лица видных хозяйственников, руководителей крупнейших предприятий столицы, советских, партийных деятелей, генералов Красной Армии.
Ровно в 7 часов в Президиуме собрания появляется товарищ Сталин вместе со своими ближайшими соратниками, членами ЦК ВКП(б), Народными Комиссарами, руководителями Красной Армии и обороны Москвы. Навстречу им несутся бурные рукоплескания, приветственные возгласы, гремит под сводами «Ура великому Сталину». Представители столицы, мужественный народ Москвы вкладывают в эту встречу с родным Сталиным всю великую силу своей любви, своей уверенности в победе. Они переживают радость этой встречи, такой традиционной в день нашего праздника и такой небывалой по обстановке. Москва в осадном положении. Москва под угрозой вражеского удара. Москва под угрозой воздушных нападений, Москва, готовящаяся к обороне, принимает своей горячей лаской человека, который несет знамя победы советского народа.
Сталин с нами. Сталин всегда с нами. — Ура товарищу Сталину.
Долго не смолкают эти радостные, праздничные приветствия вождю. Наконец, товарищи Сталин, Молотов, Каганович, Микоян, Берия, Маленков, Щербаков, Буденный, Попов, Черноусов, Пронин, Павлюков, Щаденко, Артемьев, Синилов могут занять свои места в Президиуме.
Председатель Исполкома Московского Совета депутатов трудящихся тов. Пронин об'являет торжественное заседание открытым. По предложению тов. Попова избирается почетный президиум. Едва тов. Попов произносит первое имя: Сталин, — как в зале снова возникает бурная, долго не смолкающая овация вождю. Шумные аплодисменты и приветствия встречают имена т.т. Молотова. Ворошилова, Кагановича, Калинина, Андреева, Микояна, Жданова, Хрущева, Берия, Шверника, Маленкова, Щербакова, Вознесенского, Буденного.
Председатель об'являет:
Слово для доклада о XXIV годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции предоставляется товарищу Сталину.
Встреченный новым шквалом приветственных возгласов и рукоплесканиями, товарищ Сталин выходит на трибуну. В наступившей тишине раздаются спокойные, точные, проникающие в корни событий слова строгого анализа созданного войной положения, сверкает неотразимое оружие сталинской речи — убийственная ирония по адресу наглого, бахвалящегося врага, звучит призыв к народу, намечаются основные задачи, указывается путь к победе. Затаив дыхание, слушают собравшиеся речь вождя. И когда суровым и беспощадным гневом товарищ Сталин определяет основную цель отечественной войны, когда он заявляет, что советский народ сможет добиться длительного и достойного мира, лишь уничтожив всех до последнего немецких оккупантов, истребив последнего фашистского солдата, перешагнувшего границы на Советской земле, — будто искра пробегает по залу, и в едином порыве гнева и ненависти к немецким захватчикам зал встречает Сталинский возглас:
— Смерть немецким оккупантам!
Эти слова звучат, как приговор народа. Они отдаются в сердцах, как клятва, которую здесь приносит каждый. Да, так будет! Всех до единого захватчиков уничтожит, испепелит гнев и ненависть советских людей, которые в испытаниях войны стали тверже, крепче, единее, чем когда-либо до сих пор. И собравшиеся подхватывают Сталинские призывы о дружбе народов СССР, о единстве советского народа, о славной советской родине. И призывы эти сами собой выливаются в мощный торжественный «Интернационал», звуки которого уходят под своды, нарастают, передаются от сердца к сердцу. «Это будет последний и решительный бой».
Решительный бой еще впереди, он предстоит советскому народу. Один из важнейших его этапов — битва за Москву. Собравшиеся вчера на торжественном заседании москвичи, стахановцы и командиры, инженеры и политработники, герои фронта и герои труда вставали, окрыленные сталинскими словами, напутствуемые его зоркой мудростью, полные уверенности в том, что под руководством большевистской партии, под водительством Сталина они выиграют битву за Москву и битвы за родину, что народ уничтожит немецкий фашистский империализм и одержит конечную победу в своем правом деле.
****************************************
Москва
Где веет лучезарный гений
Свободы, творчества, весны.
Где светом мощных дерзновений
Все площади озарены,
Где, горечь бытия изведав,
Идя высокою тропой,
Боролся с ночью Грибоедов
И к строгой правде звал Толстой,
Где все растет неутолимо.
Где ум пылает, как костер,
Где с тенью Пушкина родимой
Вел Маяковский разговор,
Где каждый памятник бесценен,
Где каждый камень — славы след,
Где всем земным народам Ленин
Явил немеркнущий рассвет,
Где над кремлевскою твердыней
Зажегся радостный рубин, —
Там туча грозовая ныне
Из темных приплыла долин.
Не мы ль там, братья, собирались,
Грузин, украинец, башкир,
Не все ль там голоса сливались
В тот голос, что потряс весь мир,
О, сердце всей страны великой.
Неутомимый мозг земли, —
Москва! Как мир, ты многолика,
И не тебе лежать в пыли!
Пусть вражьи коршуны кружатся.
Прорезывая синеву, —
Народов рать идет сражаться.
За свет, за счастье, за Москву!
Максим РЫЛЬСКИЙ.
****************************************
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ В МОСКВЕ 6 НОЯБРЯ 1941 ГОДА. На снимке — в Президиуме заседания (слева направо): товарищи Микоян, Каганович, Щербаков, Берия, Молотов, Пронин, Маленков, Щаденко, Буденный, Попов. На трибуне — товарищ Сталин.
Фото М.Калашникова.
________________________________________
Вл.Лидин: Мы слышали Сталина ("Известия", СССР)
К.Симонов: Москва ("Красная звезда", СССР)
Победа будет за нами ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №264 (7640), 7 ноября 1941 года