Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

Конногвардейцы

газета «Известия», 6 декабря 1941 годаЕ.Кригер || «Известия» №288, 6 декабря 1941 года

Доблестные защитники Москвы, Ленинграда и Севастополя, славные бойцы Южного фронта, освободившие Ростов, показывают примеры героического служения Родине. С каждым днем растет сила сопротивления Красной Армии. Мы будем драться с немецко-гитлеровским империализмом, злейшим врагом человечества, до полной победы!



# Все статьи за 6 декабря 1941 года.



«Известия», 6 декабря 1941 года

Этот спор разрешается теперь не на страницах военных журналов, а на полях сражений, самых грандиозных в истории. Спор о достоинстве конницы, как рода оружия в условиях современной войны. Войны моторов, авиации, танков, мотопехоты и мотоциклетных ударных частей. Апологеты сверхсовременных методов ведения войны готовы были похоронить конницу. Кавалерия против танков — это смешно, говорили они, и многие в свое время готовы были с ними согласиться. То было время отвлеченных разговоров. Теперь война. И конница, красная конница, заняла подобающее ей место на поле сражения.

Разумеется, это не прежняя конница, дравшаяся только в конном строю, ходившая лавой в атаку, — эскадроны отчаянно смелых людей, лихих рубак, способных одним ударом шашки перерубить врага надвое. Осталось и это, владеть таким ударом никогда не мешает, но многое изменилось.

Пока теоретики спорили, наши кавалеристы готовились к новым приемам борьбы. В пешем строю они умеют драться не хуже пехоты. В обороне они так же сильны, как в наступлении, способны вцепиться в землю, зарыться в окопы и выстоять перед самым свирепым и тяжким напором врага. Но в быстро меняющейся обстановке современного боя приходит минута, когда кавалеристы получают возможность выйти из окопов, сесть на коней и показать врагу, что такое настоящая русская атака.

Гибкость, мобильность, способность применяться к любым обстоятельствам боя, драться и в конном, и в пешем строю, быть, так сказать, и кавалерией, и пехотой, на ходу меняя приемы борьбы, — вот в чем сила наших кавалеристов. Больше, чем кто-нибудь, имеют основания судить об этом немецкие генералы, бегавшие со своими штабами от кавалеристов Доватора и наткнувшиеся под Москвой на стойкую оборону тех же доваторских эскадронов.

Изменилось и вооружение конницы. Клинок — превосходная вещь, но в кавалерийских частях есть теперь минометы и пушки, им приданы танки и авиация, а в последнее время мы встречались на фронте с целыми эскадронами автоматчиков. Изменились и люди. Я никогда не забуду дня, проведенного в среде командиров 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора Белова. Это — настоящая гвардия. О кавалеристах принято думать: прежде всего они лихие рубаки. Что ж, это так, и это неплохо. Но здесь я встретил людей обширных знаний, воспитанников военных академий, носителей замечательных традиций Первой Конной. Ее традиции живут и теперь, эта война не выжгла память о них в сердцах командиров.

Многие из них сражаются не только с первого дня, но с первого часа войны. Ночью 22 июня они приняли на себя подлый, внезапный удар врага на границе и с той ночи — непрерывно в боях, от июньского зноя до декабрьских морозов. Дрались в степи и в лесах, держали врага на речных переправах, мгновенными маршами сбивали с толку фашистские орды, путали карты в немецких штабах, сваливаясь, как снег на голову, там, где враг их не ждал, и добивались успеха на самых трудных, казалось бы, безнадежных участках. О дивизии, которой командует генерал-майор Баранов, немецкие офицеры заявляли:

— Номером этой дивизии обозначены у русских десятки других соединений. Чем же иначе об'яснить ее появление на многих участках почти одновременно? Всюду она торчит перед нами.

Эта смехотворная версия об'ясняется просто: наши гвардейцы виртуозно и умно используют главное свойство кавалерии — ее мобильность, подвижность, способность к маневру быстрому и для врага неожиданному. С точки зрения немцев, они действуют всюду, чуть ли не по всей длине фронта. С нашей точки зрения, гвардейская конница действует там, где труднее всего, куда нужно выйти быстро, на марше, двигаясь ночью и днем, бросая коней через лес, бездорожье, пургу, гололедицу, в с марша — в сражение! Быть всюду, где трудно, быть почти вездесущими, — это искусство конногвардейцев. Их опыт обогащен пятимесячными боями. Трудности только разжигают в них увлечение боем, упорство. В любой обстановке они спокойны и веселы. Их веселит бешенство немцев, десятки раз сообщавших о гибели наших дивизий и наутро получавших от тех же дивизий основательные, протрезвляющие удары.

Теперь конногвардейцы Белова дерутся под городом К. Несколько дней назад немцы были на подступах к городу, в четырех километрах. Гвардия явилась сюда, и немцы теперь отброшены на 50 километров. Враг был отброшен не только силой, гвардейцы погнали его умением воевать, ударом по флангу, выходом в тыл. Положение города казалось более чем трудным, когда дивизия генерал-майора Баранова стала перед городом стальным щитом, а дивизия полковника Осликовского, переправившись через реку, вышла на фланг немецких войск, прикрыла важный железнодорожный узел и в результате трехдневного жестокого боя против пехоты и танков, под контрударами вражеской авиации, обратила немцев в бегство. Я видел оставленные немцами деревни. Брошенные, пробитые пулями, искромсанные снарядами машины. Трупы в снегу. Подожженные танки, орудия, замолчавшие навсегда. Здесь прошла гвардия. Здесь нет больше немцев. Их гонят на юг.

Успех не случаен. Гвардейцы шли к победе уверенно, с полным знанием дела, с надежно и точно выработанной тактикой наступления. Это можно подметить хотя бы по сжатым и ясным формулировкам командиров. Полковник Осликовский рассказывал:

— Успеха добились умением воевать ночью, хотя бы даже в лесу. Один полк я направил сюда, по фронту противника, а три полка ударной группировкой двинул по балкам в обход. Тактика щита и молота. Щит сковывает, молот бьет! Сейчас врезались клином во фланг и в тыл немецких войск.

Так нужно бить врага — его же оружием, но с кавалерийским, гвардейским напором. В предыдущих боях на другом участке фронта корпус генерал-майора Белова захватил 7 сильных узлов сопротивления немцев и отвратил угрозу выхода немцев на ведущую к Москве магистраль. Секрет успеха? Дрались в непроходимом лесу, дрались и ночью, обходя немецкие части группами автоматчиков, совершая налеты на вражеские тылы, избегая прямых ударов в лоб. Обойди врага, и он сам бросится в бегство.

Это были трудные бои. В лесу, где в тысячу раз увеличивается сложность управления огнем, где эхо бесконечно повторяет звук каждого выстрела, каждого залпа, где потерять ориентировку легко, а восстановить отчаянно трудно, где нет дорог и все во мгле, и связь между эскадронами может нарушиться в любую минуту.

— Старое правило, — говорит генерал-майор Белов. — Войска, умеющие вести бой ночью или в лесу, — это войска первого класса. Войска же, умеющие драться и ночью, и в лесу, — это войска высшего класса.

Гвардия дралась ночью, дралась в лесу. Шла через завалы и минные заграждения, отбивалась от финских «кукушек», выжигала их огнем своих автоматов, просеками обходила врага, ошеломляла его внезапными атаками в конном строю и, наконец, силами кавалерии с приданными танками заставила отступить 17-ую германскую танковую дивизию.

Когда-то теоретики спрашивали: как же конница сможет сражаться против такой силы, как танки? Ответ найден на поле сражения. Конница против танков должна действовать так, как это делает гвардия.

Ночью генерал-майор инструктировал командира одного из полков:

— У противника положение не из легких. Этим нужно воспользоваться. Населенные пункты и высоты не атаковывать. Обтекать их, оставлять за собой не страшно, сами оттуда уйдут. Не забывайте, ночи наступили лунные. Продолжайте драться и ночью. Добьетесь успеха легче, чем днем. Действуйте!

Это было в двух километрах от линии боя. Генерал гвардии был весел и прост, он говорил с подчиненными коротко, зная, что поймут его с полуслова, как понимали всегда и добивались успеха. Наступление продолжалось. Гвардейцы шли в бой с чувством счастливой уверенности. В ту ночь генералу гвардии звонил из Кремля Сталин. // Е.Кригер, спец. корреспондент «Известий». ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 5 декабря.


******************************************************************************************************************
На фронтах великой отечественной войны

☆ ☆ ☆

Вчера на Западном фронте

Позади еще один день жесточайших схваток с немцами. И этот день не приблизил их к Москве. Наши войска, обороняющие столицу и принимающие на себя удары гитлеровских захватчиков, научились возвращать удары врагу с силой, на которую способен человек, когда он защищает самое святое и дорогое для него в жизни — родину, независимость, честь, семью. Вчера части фронта не только сдерживали наступление противника, но на ряде участков Клинского, Волоколамского и Наро-Фоминского направлений успешно наступали сами, уничтожая боевую технику и живую силу врага, улучшая свои позиции.

В Клинском направлении части командира Власова, преодолевая упорное сопротивление немцев, продолжали наступление на важный пункт К. Они овладели здесь двумя селениями и уничтожили 6 средних и 5 малых танков противника.

Части генерал-лейтенанта Рокоссовского вели наступательные бои за овладение рядом пунктов. В пункте К. завязался кровопролитный уличный бой. Он не ослабевает и ночью. Каждый дом становится об'ектом горячей схватки.

Активные операции производились частями тов. Говорова. Они полностью очистили от немцев южный берег Москвы-реки. Днем противник силой до батальона пехоты проник в глубь нашей обороны в районе М. К исходу дня этот вражеский батальон был полностью уничтожен. В итоге двухдневных боев с частями противника, пытавшимися переправиться через Москву-реку в районе В—Р., бойцы Говорова захватили 11 танков, 27 пулеметов. 13 противотанковых орудий. 14 минометов, свыше 25 тысяч патронов, несколько сот снарядов и много другого воинского имущества. Немцы потеряли здесь убитыми и ранеными 1.500 солдат и офицеров.

Но центральным событием дня как по масштабам, так и по результатам является, несомненно, разгром значительных сил противника в Наро-Фоминском направлении. Первый удар был нанесен по ним еще позавчера. Несколько дней назад 258-я немецкая пехотная дивизия с несколькими десятками танков прорвала линию нашей обороны и устремилась на север к пункту К. и на северо-восток к пункту Г., стремясь выйти здесь на Можайское шоссе. Однако части командиров Говорова и Ефремова преградили путь немецким частям. В то же тремя с юга по вражеским колоннам ударили наши танкисты. В бой против врага были брошены также два батальона лыжников, вооруженных автоматами. Противник не выдержал этих соединенных ударов и начал отходить, а затем и бежать к югу, оставляя сотни трупов и раненых, бросая оружие. Вчера наши войска продолжали преследовать противника в направлении пункта Г. — на юг и юго-запад. Днем они заняли несколько населенных пунктов, а ночью уничтожали разрозненные группы врага на восточном берегу реки Нары. Танковая часть сейчас окружает и уничтожает скопление противника в районе пункта К.-Т. Таким образом наши части здесь не только вышли на ранее занимавшиеся ими рубежи, но и нанесли немцам тяжелый урон. Потери немцев составляют только убитыми несколько тысяч солдат и офицеров.

В Серпуховском направлении наши войска продолжали удерживать прежние оборонительные рубежи. Атаки противника на этом участке фронта отбивались артиллерийским и минометным огнем. В одном пункте наши подразделения рассеяли роту немецких автоматчиков с двумя минометными батареями. Одна наша часть вчерашней ночью стремительно атаковала немцев, засевших в селениях К., С. и М., и выбросила их оттуда.

Наиболее напряженным попрежнему остается положение в районе Тулы. Противник делает попытку выйти на северо-восточную окраину города. Доблестные защитники Тулы уничтожили на подступах к городу с этой стороны до двух батальонов немецкой пехоты, захватили пленных, 17 автомашин и 5 мотоциклов.

Во что обходятся немцам их яростные попытки прорваться к Москве с Волоколамского и Клинского направлений, свидетельствуют данные о потерях противника с 28 ноября по 2 декабря. Вот эти данные: убитых и раненых — 10.224, орудий — 91, танков — 139, автомашин — 139, бронемашин — 10, мотоциклетов — 56, пулеметов — 34, самолетов — 22, минометов — 35, радиостанций — 15.

Гитлеровское командование бросает на подступы к Москве все новые и новые дивизии, не считаясь с потерями. // П.Белявский, спец. корреспондент «Известий». ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 5 декабря.

__________________________________
Слава красным конникам! ("Известия", СССР)**
Е.Кригер: У гвардейцев Доватора ("Известия", СССР)
И.Эренбург: Казак и фрицы* ("Красная звезда", СССР)**
С.Сульцбергер: Советская кавалерия играет важную роль ("The New York Times", США)

Газета «Известия» №288 (7664), 6 декабря 1941 года
Tags: 1941, Евгений Кригер, газета «Известия», декабрь 1941, зима 1941
Subscribe

Posts from This Journal “зима 1941” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments