СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: В Совнаркоме Союза ССР. О государственном гимне Советского Союза (1 стр.). О присвоении воинских званий офицерскому составу и генералам Красной Армии. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1—2 стр.). Награждение чехословацкими орденами и медалями генералов, офицеров и бойцов Красной Армии. Речь Президента Чехословацкой Республики г-на Эд. Бенеша. Речь Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М.Молотова (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативные сводки за 19 и 20 декабря (2 стр.). Судебный процесс о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова и Харьковской области в период их временной оккупации (3—4 стр.). Отклики в Англии и США на харьковский процесс (4 стр.)..
# Все статьи за 21 декабря 1943 года.
Советское правосудие, весь народ наш, об'ятый священным неукротимым гневом, опустили карающий и беспощадный меч возмездия на головы немецких палачей. 19 декабря в городе Харькове на городской площади по приговору Военного Трибунала были публично казнены немецко-фашистские злодеи Лангхельд, Риц и Рецлав и их подлый сообщник, изменник Родине Буланов. Проклятые душегубы закончили свой кровавый путь на виселицах.
Позорная смерть немецко-фашистских извергов и детоубийц — это не только торжество правого закона, это торжество правды, человечности, справедливости.
Четыре дня длился судебный процесс о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории г. Харькова и Харьковской области в период их временной оккупации. Перед всей страной, перед всем цивилизованным миром предстали во всей своей звериной наготе гитлеровские выкормыши, чудовищные вампиры, опившиеся кровью женщин и детей, холодные мучители, называвшие гуманностью удушение тысяч невинных людей в сатанинских «душегубках». Развращенные до мозга костей варварскими расовыми «идеями», немецкие душегубы потеряли человеческое подобие, на века сделали свои подлые имена синонимом всего мерзкого, низкого, циничного, зверского.
Время никогда не сотрет из нашего сознания и памяти то, что раскрыли материалы харьковского процесса. Разве может воин Красной Армии забыть страшные сцены, которые разыгрывались при посадке обреченных в «душегубки», в застенках гестапо, у огромных могильных ям, куда немцы тысячами сбрасывали мертвых и сталкивали еще живых людей! Перед нашими глазами стоит советская женщина, которая, как показал бандит Риц, «пытаясь спасти ребенка, прикрыла его своим телом, но это не помогло, так как пули пронизали ее и ребенка». В наших ушах — крики детей, вырывающихся из рук немецких палачей:
«Дядя, я боюсь», «Дядя, я хочу жить, не стреляйте в меня». Нам не забыть трагедию одновременного зверского сожжения и расстрела 800 раненых советских бойцов и офицеров, не забыть страшную сцену распятия полуживого человека гитлеровскими садистами во дворе госпиталя. Воистину бессилен человеческий лексикон передать все ужасы немецко-фашистского разгула!
Суд исчерпывающе доказал виновность каждого из подсудимых в чудовищных преступлениях. Показания свидетелей, заключение судебно-медицинской экспертизы, наконец, об'яснения самих подсудимых раскрыли во всей своей страшной правдивости картину дикого разнузданного разбоя гитлеровцев. Но суд достоверно и точно установил гораздо больше чем виновность трех немецких палачей и их подручного, презренного изменника. Материалы судебного следствия еще раз показали всему миру, что в лице германской армии мы имеем дело с огромной шайкой уголовных преступников, бандитов и грабителей. Напрасно пытались подсудимые оправдать свои безмерные преступления тем, что они совершались по приказам старших по рангу палачей. Нельзя считать солдатами тех, кто по приказу вталкивает детей в «душегубки» и стреляет в затылок женщинам. Они не солдаты — они мерзкие уголовники, которых надо уничтожать беспощадно. Конечно, не должны уйти и не уйдут от судебной скамьи и сурового возмездия и те, кто отдавал приказы рицам и рецлавам. Имена некоторых фашистских генералов, возглавляющих целые дивизии убийц, названы в приговоре Военного Трибунала. Пусть же знают дитрихи и симоны, что они не отгородятся от нашего возмездия ни полками эсэсовцев, ни тысячами километров! Карающая рука советского народа настигнет их всюду, куда бы они ни попытались скрыться.
С первой минуты судебного процесса и до последнего его момента в зале суда незримо витали черные тени главарей фашистской Германии — страны изуверства и мирового разбоя, страны-душегубки. Цепь кошмарных преступлений, одно страшнее и подлее другого, связывает фашистских убийц — малых и больших. Риц—Ханебиттер—Дитрих—Кох—Гитлер — это единая иерархия злодеев, погрязших по горло в невинной крови, пролитой ими. Нельзя спокойно жить на земле, нельзя свободно дышать, пока живет волчья клика Гитлера!
Освободив своих солдат от ответственности перед совестью, выхолостив из их душ и сердец всё благородное и человеческое, Гитлер возомнил, что он уничтожит совесть и правду вообще. Ошибся обер-палач! Глядя сегодня на повешенных бандитов, мы говорим: «Есть правда, есть справедливость, есть кому наказать подлых детоубийц!». Красная Армия, беспощадно карающая врага на полях сражений, в боевом содружестве с союзными армиями доведет до конца дело разгрома разбойничьих орд Гитлера.
Сейчас, когда катастрофа надвинулась на гитлеровскую Германию, когда близятся решающие совместные удары Красной Армии и армий союзников, фашистские изверги особенно беснуются, изощряясь в расправах над своими жертвами. Охмелевшее от крови фашистское чудовище чует приближение гибельной для него развязки. «Злодеяния немцев говорят о слабости фашистских захватчиков, ибо так поступают только временщики, которые сами не верят в свою победу. И чем безнадежнее становится положение гитлеровцев, тем более они неистовствуют в своих зверствах и грабежах. Наш народ не простит этих преступлений немецким извергам. Мы заставим немецких преступников держать ответ за все их злодеяния!» (Сталин).
15 декабря 1943 года начался суд не только по делу о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории г. Харькова и Харьковской области — начался великий праведный суд над фашистскими убийцами. И он будет длиться до той поры, пока все преступники не получат по заслугам. Харьковский процесс — это суд над первыми тремя немцами, которые ответили в уголовном порядке по законам советской страны за свои чудовищные преступления на советской земле, — и в этом также его большое значение. Именами Рецлава, Рица, Лангхельда открылся большой список немецких убийц, которые будут привлечены к ответу, ефрейторов и генералов, обер-штурмфюреров и гитлеровских комиссаров, изобретателей «душегубки», этой могилы на колесах, и организаторов массовых расстрелов.
Советский народ, воины Красной Армии единодушно одобряют приговор Военного Трибунала. Нет такой силы, которая дала бы нам возможность вернуть жизнь тридцати тысячам харьковчан, зверски умерщвленных гитлеровскими палачами. Но именем правды и справедливости, именем расстрелянных и задушенных советских людей, именем всего нашего народа воины Красной Армии клянутся:
— Мы отомстим сполна фашистским изуверам! Ни одна жертва немецкого разбоя, ни одна капля праведной крови наших людей не будет прощена, не будет забыта.
Для нас харьковский процесс — это новый повелительный призыв к суровой борьбе, к священной мести врагу, к беспощадному истреблению двуногих фашистских шакалов.
В сердцах наших неугасающим огнем горит священный клич великой Отечественной войны: «Смерть немецким захватчикам!»
****************************************
НЕТ МЕСТА ИЗВЕРГАМ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ
Приговор Военного Трибунала над группой немецких палачей — справедливое и единственно мыслимое решение советского суда. В нем отражены чувства и желания, какими была охвачена наша страна в дни процесса. Мы знали очень много о кровавых злодеяниях немецко-фашистских захватчиков, но то, что выявил харьковский процесс, далеко превосходит всё слышанное и виденное.
Надо безжалостно истреблять фашистских извергов. Им не место в цивилизованном обществе. Самое подходящее для них место — это виселица. Только тогда современное человечество вздохнет свободно, когда суровая кара постигнет последнего фашистского разбойника, детоубийцу и варвара. // Композитор Н.Я.Мясковский, Лауреат Сталинской премии. (ТАСС).
☆ ☆ ☆
Грозный предвестник
Читать подробности гитлеровских злодеяний, раскрытых на харьковском процессе, было очень трудно. Всё время стоят перед глазами эти мрачные «душегубки» — изощреннейшее орудие смерти, продукт самой озверелой и жестокой выдумки. Надолго останутся в памяти описания нечеловеческих страданий, пыток и издевательств, каким подвергали наших красноармейцев и мирных жителей немецкие инквизиторы. Нельзя без дрожи вспомнить о детях, безжалостно истребленных гитлеровцами.
Мы аплодируем приговору над убийцами. Мы ждем того дня, когда наказание понесут все остальные виновники кровавого разбоя во временно оккупированных немцами советских городах и селах. // М.Д.Михайлов, Лауреат Сталинской премии, Народный артист Союза ССР. (ТАСС).
☆ ☆ ☆
СПРАВЕДЛИВАЯ КАРА
На Октябрьской железной дороге в паровозном депо «Сталинские мастерские» вчера оживленно обсуждался приговор Военного Трибунала по делу немецко-фашистских убийц. Водители локомотивов, кочегары, рабочие производственных цехов, инженеры, техники, служащие встретили сообщение о казни четырех мерзавцев единодушным одобрением.
— Закончившийся судебный процесс в Харькове еще раз показал всему миру звериную сущность германского фашизма, — заявил машинист Космачев. — Гитлеровцы разоблачены как величайшие преступники, жестокость и изуверство которых затмило всё, что ведомо было на земле о варварстве. Советское правосудие, настигшее сейчас четырех злодеев, беспощадно накажет всех, кто обагрил советскую землю кровью невинных жертв. Смерть немецким палачам! (ТАСС).
________________________________________
Л.Леонов: Так это было* || «Известия» №299, 19 декабря 1943 года
К.Симонов: Страшные факты || «Красная звезда» №299, 19 декабря 1943 года
И.Эренбург: Стандартные убийцы || «Красная звезда» №298, 18 декабря 1943 года
Газета «Красная Звезда» №300 (5671), 21 декабря 1943 года