Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

У развалин Ново-Иерусалимского монастыря

газета «Правда», 3 января 1942 годаО.Курганов || «Правда» №3, 3 января 1942 года

У фашистских мерзавцев руки по локоть в крови, они глумятся над великими культурными памятниками русского народа.

Мщение и смерть гитлеровским собакам! Воины Красной Армии! Нещадно истребляйте немецко-фашистскую нечисть!




# Все статьи за 3 января 1942 года.



(От специального военного корреспондента «Правды»)

«Правда», 3 января 1942 года

В тот день, когда немцы отступили из Истры, они сожгли город и взорвали старинный русский монастырь, являющийся величайшим памятником архитектуры, известный под названием Нового Иерусалима. Всю ночь горел город, пламя застилало горизонт, огромное зарево, то ослабевая, то вновь разрастаясь, отражалось багровой полосой в ночном небе. Мы встречали на Волоколамском шоссе людей с котомками, — они бежали из города, когда его жгли немецкие варвары. Они двигались от дома к дому, эти тупые фашистские звери, обливали крыши керосином, не давая людям спасти даже вещи. На рассвете мы приехали в Истру, но города уже не было, не осталось ни одного дома, мы увидели ровную поляну, заснеженную, кое-где изуродованную бомбами. Немцы истребили город, сравняли его с землей. Они запрещали тушить пожары, — всех приближавшихся к горящим домам фашисты расстреливали.

На широкой площади, где был садик, собирались люди из лесов, из ближних деревень. Им не хотелось покидать родной город, от которого, в сущности, не осталось и следа. Женщины плакали, наши красноармейцы останавливались у площади, утешали разоренных и обездоленных людей: «Мы отомстим им и за Истру!».

Да, немцы заплатят за этот город на Волоколамском шоссе, придет время и они будут сооружать для нашего народа дома там, где они жгли их, где опустошали, грабили, издевались. Но монастырь за Истрой уже нельзя будет, пожалуй, восстановить. В тот миг, когда взрыв уничтожил купола и стены монастыря, когда рассыпались тончайшие изразцы и в воздух полетели осколки фресок, в то время человеческой культуре был нанесен жестокий удар.

Ново-Иерусалимский монастырь принадлежит к числу крупнейших сооружений XVII века. Он построен на горе, — под'езжая к Истре, еще издали можно было видеть его купола. Монастырь с точностью воспроизводит знаменитый храм в Иерусалиме. Над сооружением Ново-Иерусалимского монастыря трудились целые поколения русских людей. Два знаменитых архитектора, чьи имена связаны с самыми монументальными дворцами и ансамблями России — Растрелли и Казаков, — принимали участие в восстановлении его после пожара в 1726 году. Ново-Иерусалимский монастырь занимает особое место в мировой архитектуре и долгое время был местом тщательного исследования и паломничества искусствоведов,

Возле монастыря могила Петра Заборского, золотых, серебряных, медных и ценинных дел, и всяких рукодельных хитростей изрядного ремесленного изыскателя». С именем Заборского наши искусствоведы связывают внутреннюю отделку монастыря — чудесные изразцовые украшения. Как известно, изразцовое искусство в конце XVII века достигло в России расцвета. Изразцы, которыми были украшены порталы и иконостасы, совершенно исключительны по богатству форм, сложности палитры и блеску глубоких тонов. В монастыре были даже грандиозные изразцовые колонны, которые считались шедевром и вершиной этого древнейшего вида искусства.

Но не только монастырь представлял интерес для русской культуры. Здесь был так называемый скит патриарха Никона, по замыслу которого монастырь сооружен, — скит, относящийся к архитектурным памятникам середины XVII века. Большую ценность представляли также грандиозные стены с башнями, сооруженные в 1694 году.

Мы были здесь два месяца назад, когда бои с немцами велись еще под Волоколамском. Нам показали монастырь, все величественные сооружения, сохраненные народом в тяжелый и напряженный 1920 год, когда советская власть только налаживала нормальную жизнь в России. Сразу же после окончания гражданской войны началась реставрация Ново-Иерусалимского монастыря. Все здания, представляющие архитектурную историческую ценность, охранялись. В последнее время здесь был создан музей.

В дни боев под Истрой наши летчики и артиллеристы получили приказ — оберегать Ново-Иерусалимский монастырь. Во время одного из ночных боев в Истру пробрались немецкие автоматчики, они залезли в монастырь и оттуда обстреливали улицы, мирных людей. Но и на этот раз наши генералы, зная неповторимое архитектурное величие Ново-Иерусалимского монастыря, не разрешали уничтожать огнем засевших на колокольне врагов.

Заняв город Истру, немцы превратили Ново-Иерусалимский монастырь в постой для своих солдат, а в здании скита поместили лошадей. Тут же, в монастыре, они создали склад боеприпасов — снарядов и мин. Это было наиболее безопасное место: немцы знали, что советские люди не тронут монастырь, не будут его бомбить, не подвергнут обстрелу артиллерии. Так они поступили и с могилами Тараса Шевченко и Льва Толстого, где установили свои батареи, зная, что там фашисты будут в полной безопасности.

Немецкие варвары, засевшие в Ново-Иерусалимском монастыре, понимали, какие величайшие исторические и архитектурные ценности они попирают. И тем не менее они загадили, осквернили часовни, искрошили штыками и прикладами художественные изразцы, сотворенные кропотливым трудом таких мастеров, как Петр Заборской, еще в XVII веке. Они глумились над памятниками, которыми дорожит русская национальная культура.

Отступая под натиском советских войск, покидая город, немецкие орды не успевали даже захватить автомобили и орудия. Но они все же не забыли взорвать монастырь, дворец, скит, все многообразие исторических и архитектурных богатств, которыми в течение трех веков славится этот холм на берегу реки Истры.

Пятнадцать веков назад вандалы и гунны предприняли страшные опустошительные походы, во время которых погибли крупнейшие памятники мировой цивилизации. С тех пор Атилла и его орды были синонимами дикости и презрения к духовной культуре человечества, Вандалы, которые, как известно, были германским племенем, породили нарицательное понятие — вандализм. Теперь Гитлер и его озверелая армия затмевают своими делами и гуннов, и вандалов.

Отныне в мировой истории возникло новое понятие — гитлеризм, который соединяет в себе и людоедство, и разрушение культуры, и утрату всех основ человечности, любви, дружбы, веры. Теперь, пожалуй, сравнение Атиллы с Гитлером было бы даже оскорбительным для Атиллы, этого жестокого вождя гуннов.

Гитлер растоптал и разрушил домик-музей великого русского композитора Чайковского, чьими творениями гордится не только наш народ, но и вся мировая музыкальная культура. Но в те дни, когда немцы бежали из Клина и тысячами гибли в снежных сугробах от советских пуль, от огня наших батарей, от морозов, — бессмертная симфония Чайковского звучала в Москве, как торжествующая прелюдия к великой трагедии бесславной гибели армии, посягнувший на священную советскую землю.

Гитлер превратил в конюшню, надругался, поджег музей-усадьбу гениального русского писателя Льва Толстого, думая этим нанести рану душе нашего народа. Об этом поистине нельзя без боли вспоминать. Но Лев Толстой, его бессмертный гений, уже вынес Гитлеру и его ордам свой приговор, написав «Войну и мир» — о непобедимости и патриотизме русского народа, о страшной судьбе всех пытающихся завоевать Россию. Гитлер взорвал Ново-Иерусалимский монастырь, который оберегали советские люди.

С гневом и негодованием будут вспоминать все цивилизованные народы этот — еще один! — акт вандализма немецкой армии, бессмысленный и дикий взрыв монастыря, памятника русского архитектурного искусства. Но наши войска отомстят бандам Гитлера и за музей Чайковского, и за домик Римского-Корсакова в Тихвине, и за Ясную Поляну, и за сожженный город Истру, и за обездоленных людей, и за разрушенный Ново-Иерусалимский монастырь. Немцы уже расплачиваются за свои преступления, совершенные под Москвой.

Советский народ заставит их оплатить за все сторицей. // О.Курганов. Западный фронт, 2 января.


************************************************************************************************************
Поруганный памятник русского зодчества. Фото И.Шагина.


«Огонек» №39, 28 декабря 1941 года


_________________________________________________
А.Булгаков: В Ясной Поляне* || «Известия» №296, 16 декабря 1941 года
А.Толстой: Отрубить им руки! || «Красная звезда» №9, 11 января 1942 года
А.Сурков: Гитлеровские разрушители культуры* || «Правда» №348, 16 декабря 1941 года
Что увидели наши войска в Ясной Поляне* || «Красная звезда» №296, 16 декабря 1941 года

Газета «Правда» №3 (8774), 3 января 1942 года
Tags: 1942, О.Курганов, газета «Правда», зима 1942, январь 1942
Subscribe

Posts from This Journal “1942” Tag

  • Константин Симонов. Последняя ночь

    К.Симонов || « Красная звезда» №7, 9 января 1942 года За проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость,…

  • Стена Сталинграда

    Б.Полевой || « Правда» №296, 23 октября 1942 года Приближается 25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Советское…

  • Дружба народов на фронте

    « Правда» №287, 14 октября 1942 года Дружба между народами СССР — большое и серьезное завоевание, ибо пока эта дружба существует, народы нашей…

  • Речь агитатора перед боем

    « Красная звезда» №237, 8 октября 1942 года Военные добродетели суть: отважность для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала.…

  • Илья Эренбург. Киев

    И.Эренбург || « Красная звезда» №228, 27 сентября 1942 года Отступать дальше некуда. Отступать дальше — это значит еще больше осложнить нашу…

  • Илья Эренбург. Русский Антей

    И.Эренбург || « Красная звезда» №222, 20 сентября 1942 года Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти,…

  • Илья Эренбург. Одна заповедь

    И.Эренбург || « Красная звезда» №219, 17 сентября 1942 года Защитники Сталинграда! В час грозной опасности, нависшей над городом, напрягите…

  • Изучать и знать врага

    « Красная звезда» №217, 15 сентября 1942 года Победа не придет сама, ее надо завоевать в ожесточенных битвах с врагом. Для этого требуется…

  • В испытаниях войны

    Р.Паркер || « Литература и искусство» №29, 18 июля 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Всеми средствами искусства — вдохновлять к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment