У фашистских мерзавцев руки по локоть в крови, они глумятся над великими культурными памятниками русского народа.
Мщение и смерть гитлеровским собакам! Воины Красной Армии! Нещадно истребляйте немецко-фашистскую нечисть!
# Все статьи за 3 января 1942 года.
(От специального военного корреспондента «Правды»)
В тот день, когда немцы отступили из Истры, они сожгли город и взорвали старинный русский монастырь, являющийся величайшим памятником архитектуры, известный под названием Нового Иерусалима. Всю ночь горел город, пламя застилало горизонт, огромное зарево, то ослабевая, то вновь разрастаясь, отражалось багровой полосой в ночном небе. Мы встречали на Волоколамском шоссе людей с котомками, — они бежали из города, когда его жгли немецкие варвары. Они двигались от дома к дому, эти тупые фашистские звери, обливали крыши керосином, не давая людям спасти даже вещи. На рассвете мы приехали в Истру, но города уже не было, не осталось ни одного дома, мы увидели ровную поляну, заснеженную, кое-где изуродованную бомбами. Немцы истребили город, сравняли его с землей. Они запрещали тушить пожары, — всех приближавшихся к горящим домам фашисты расстреливали.
На широкой площади, где был садик, собирались люди из лесов, из ближних деревень. Им не хотелось покидать родной город, от которого, в сущности, не осталось и следа. Женщины плакали, наши красноармейцы останавливались у площади, утешали разоренных и обездоленных людей: «Мы отомстим им и за Истру!».
Да, немцы заплатят за этот город на Волоколамском шоссе, придет время и они будут сооружать для нашего народа дома там, где они жгли их, где опустошали, грабили, издевались. Но монастырь за Истрой уже нельзя будет, пожалуй, восстановить. В тот миг, когда взрыв уничтожил купола и стены монастыря, когда рассыпались тончайшие изразцы и в воздух полетели осколки фресок, в то время человеческой культуре был нанесен жестокий удар.
Ново-Иерусалимский монастырь принадлежит к числу крупнейших сооружений XVII века. Он построен на горе, — под'езжая к Истре, еще издали можно было видеть его купола. Монастырь с точностью воспроизводит знаменитый храм в Иерусалиме. Над сооружением Ново-Иерусалимского монастыря трудились целые поколения русских людей. Два знаменитых архитектора, чьи имена связаны с самыми монументальными дворцами и ансамблями России — Растрелли и Казаков, — принимали участие в восстановлении его после пожара в 1726 году. Ново-Иерусалимский монастырь занимает особое место в мировой архитектуре и долгое время был местом тщательного исследования и паломничества искусствоведов,
Возле монастыря могила Петра Заборского, золотых, серебряных, медных и ценинных дел, и всяких рукодельных хитростей изрядного ремесленного изыскателя». С именем Заборского наши искусствоведы связывают внутреннюю отделку монастыря — чудесные изразцовые украшения. Как известно, изразцовое искусство в конце XVII века достигло в России расцвета. Изразцы, которыми были украшены порталы и иконостасы, совершенно исключительны по богатству форм, сложности палитры и блеску глубоких тонов. В монастыре были даже грандиозные изразцовые колонны, которые считались шедевром и вершиной этого древнейшего вида искусства.
Но не только монастырь представлял интерес для русской культуры. Здесь был так называемый скит патриарха Никона, по замыслу которого монастырь сооружен, — скит, относящийся к архитектурным памятникам середины XVII века. Большую ценность представляли также грандиозные стены с башнями, сооруженные в 1694 году.
Мы были здесь два месяца назад, когда бои с немцами велись еще под Волоколамском. Нам показали монастырь, все величественные сооружения, сохраненные народом в тяжелый и напряженный 1920 год, когда советская власть только налаживала нормальную жизнь в России. Сразу же после окончания гражданской войны началась реставрация Ново-Иерусалимского монастыря. Все здания, представляющие архитектурную историческую ценность, охранялись. В последнее время здесь был создан музей.
В дни боев под Истрой наши летчики и артиллеристы получили приказ — оберегать Ново-Иерусалимский монастырь. Во время одного из ночных боев в Истру пробрались немецкие автоматчики, они залезли в монастырь и оттуда обстреливали улицы, мирных людей. Но и на этот раз наши генералы, зная неповторимое архитектурное величие Ново-Иерусалимского монастыря, не разрешали уничтожать огнем засевших на колокольне врагов.
Заняв город Истру, немцы превратили Ново-Иерусалимский монастырь в постой для своих солдат, а в здании скита поместили лошадей. Тут же, в монастыре, они создали склад боеприпасов — снарядов и мин. Это было наиболее безопасное место: немцы знали, что советские люди не тронут монастырь, не будут его бомбить, не подвергнут обстрелу артиллерии. Так они поступили и с могилами Тараса Шевченко и Льва Толстого, где установили свои батареи, зная, что там фашисты будут в полной безопасности.
Немецкие варвары, засевшие в Ново-Иерусалимском монастыре, понимали, какие величайшие исторические и архитектурные ценности они попирают. И тем не менее они загадили, осквернили часовни, искрошили штыками и прикладами художественные изразцы, сотворенные кропотливым трудом таких мастеров, как Петр Заборской, еще в XVII веке. Они глумились над памятниками, которыми дорожит русская национальная культура.
Отступая под натиском советских войск, покидая город, немецкие орды не успевали даже захватить автомобили и орудия. Но они все же не забыли взорвать монастырь, дворец, скит, все многообразие исторических и архитектурных богатств, которыми в течение трех веков славится этот холм на берегу реки Истры.
Пятнадцать веков назад вандалы и гунны предприняли страшные опустошительные походы, во время которых погибли крупнейшие памятники мировой цивилизации. С тех пор Атилла и его орды были синонимами дикости и презрения к духовной культуре человечества, Вандалы, которые, как известно, были германским племенем, породили нарицательное понятие — вандализм. Теперь Гитлер и его озверелая армия затмевают своими делами и гуннов, и вандалов.
Отныне в мировой истории возникло новое понятие — гитлеризм, который соединяет в себе и людоедство, и разрушение культуры, и утрату всех основ человечности, любви, дружбы, веры. Теперь, пожалуй, сравнение Атиллы с Гитлером было бы даже оскорбительным для Атиллы, этого жестокого вождя гуннов.
Гитлер растоптал и разрушил домик-музей великого русского композитора Чайковского, чьими творениями гордится не только наш народ, но и вся мировая музыкальная культура. Но в те дни, когда немцы бежали из Клина и тысячами гибли в снежных сугробах от советских пуль, от огня наших батарей, от морозов, — бессмертная симфония Чайковского звучала в Москве, как торжествующая прелюдия к великой трагедии бесславной гибели армии, посягнувший на священную советскую землю.
Гитлер превратил в конюшню, надругался, поджег музей-усадьбу гениального русского писателя Льва Толстого, думая этим нанести рану душе нашего народа. Об этом поистине нельзя без боли вспоминать. Но Лев Толстой, его бессмертный гений, уже вынес Гитлеру и его ордам свой приговор, написав «Войну и мир» — о непобедимости и патриотизме русского народа, о страшной судьбе всех пытающихся завоевать Россию. Гитлер взорвал Ново-Иерусалимский монастырь, который оберегали советские люди.
С гневом и негодованием будут вспоминать все цивилизованные народы этот — еще один! — акт вандализма немецкой армии, бессмысленный и дикий взрыв монастыря, памятника русского архитектурного искусства. Но наши войска отомстят бандам Гитлера и за музей Чайковского, и за домик Римского-Корсакова в Тихвине, и за Ясную Поляну, и за сожженный город Истру, и за обездоленных людей, и за разрушенный Ново-Иерусалимский монастырь. Немцы уже расплачиваются за свои преступления, совершенные под Москвой.
Советский народ заставит их оплатить за все сторицей. // О.Курганов. Западный фронт, 2 января.
****************************************
Поруганный памятник русского зодчества. Фото И.Шагина.
«Огонек» №39, 28 декабря 1941 года
________________________________________
А.Булгаков: В Ясной Поляне* || «Известия» №296, 16 декабря 1941 года
А.Толстой: Отрубить им руки! || «Красная звезда» №9, 11 января 1942 года
А.Сурков: Гитлеровские разрушители культуры* || «Правда» №348, 16 декабря 1941 года
Что увидели наши войска в Ясной Поляне* || «Красная звезда» №296, 16 декабря 1941 года
Газета «Правда» №3 (8774), 3 января 1942 года