Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

Советская школа в дни войны

газета «Известия», 20 февраля 1942 года«Известия» №42, 20 февраля 1942 года

Приближается XXIV годовщина Красной Армии и Военно-Морского Флота. Трудящиеся нашей великой родины встречают этот день досрочным выполнением производственных заданий, дальнейшим усилением помощи фронту.



# Все статьи за 20 февраля 1942 года.



«Известия», 20 февраля 1942 года

Задача обучения и воспитания детей и в мирное время была одной из серьезнейших задач социалистического строительства. Партия Ленина—Сталина, правительство, общественность много уделяли и уделяют сейчас внимания вопросам, связанным с работой школ. Сейчас, в военное время, перед органами народного образования и учительством встали новые, незнакомые доселе проблемы, в том числе и организационного характера. Тысячи школ, десятки тысяч учащихся были эвакуированы из областей, временно занятых немцами, и из прифронтовой полосы. Резко увеличилось количество школ с интернатами, ученические коллективы многих школ вобрали в себя большое количество новых, прибывших из других городов и школ учащихся. Большинству школ пришлось перейти на несколько смен. Все это увеличивает задачи органов народного образования и советского учительства в постановке учебного и воспитательного дела.

Не щадя своих сил, вкладывая в дело всю свою энергию, работают советские учителя на ниве просвещения. Горячие патриоты своей родины, советские педагоги растят в наших школьниках жгучую ненависть к фашизму, пламенное чувство любви к своему народу, обогащают их знанием наук, воспитывают в детях свойства нового, советского человека. Юные патриоты, однако, не ограничиваются изучением школьных дисциплин, а в меру своих сил непосредственным участием в труде помогают родине крепить ее экономическую и оборонную мощь.

Уже в прошлом году участие школьников в сельскохозяйственных работах приняло широкий, массовый характер. На полях одной только Омской области сельскохозяйственными работами было занято 157.000 школьников. Свыше ста тысяч школьников трудились в колхозах и совхозах Красноярского края. Учащиеся перевыполняли установленные нормы. В Рязанской области за летний период 1941 г. школьники выработали около 2 миллионов трудодней.

Труд учащихся старших классов средних учебных заведений стал серьезным подспорьем в сельском хозяйстве, принес немалую пользу стране. Непосредственная работа школьников на полях внесла много полезного и в жизнь школы. Дети познали радость творческого труда, радость человека, производящего ценности, необходимые народу, и приобрели многие навыки работы, навыки, которые им всегда пригодятся в их дальнейшей жизни. Непосредственное участие в полевых работах не могло не порождать в каждом школьнике глубокого уважения к труду, в том числе к физическому. Характерно, что в школах, хорошо организовавших сельскохозяйственные работы, дети и учиться стали куда лучше, куда прилежнее. Дети в таких школах легче преодолевают трудности в учебе, больше ценят время, более организованы.

Учителя Базарно-Карабулакского, Новоузенского и Пугачевского районов Саратовской области предложили ввести изучение трактора и комбайна в старших классах средних школ. Учительство широко подхватило инициативу этих районов, и во многих школах началось систематическое изучение школьниками сельскохозяйственных профессий. В одной лишь Саратовской области школы готовят свыше 20 тысяч трактористов и комбайнеров.

В нынешнем году на сельскохозяйственных работах будут заняты миллионы школьников. К этим работам надо подготовиться заблаговременно. Чем лучше будет эта подготовка, чем тщательнее будет продумано и организовано каждое мероприятие, связанное с участием детей в сельскохозяйственных работах, тем эффективнее будет их труд, тем большую пользу из него извлекут сами школьники.

Изучение сельскохозяйственных профессий надо всюду поставить серьезно, по-государственному. Необходимо общественно-полезный труд сделать органической частью обучения и воспитания в старших классах средней школы. Теория, проходимая в школе, должна тесно увязываться с практикой в МТС, в машинно-тракторной мастерской, в колхозе, в совхозе. Обучение сельскохозяйственному труду должно быть максимально приближено к жизни.

Значит ли это, однако, что можно допустить в какой-то степени сужение общеобразовательных знаний, преподносимых школьнику? Значит ли это, как полагают некоторые руководители школ, свертывание учебной программы? Ни в коем случае. Это следует подчеркнуть с особой силой потому, что кое-где товарищи, неправильно понимая задачи участия детей в труде, пошли на самовольное перекраивание учебных программ в сторону их сокращения. Куйбышевский облоно, например, додумался уменьшить часы занятий по математике и по русскому языку в старших классах. Между тем, понятно, что участие школьников старших классов в труде не должно итти за счет обеднения их знаний против программ, утверждаемых в общегосударственном порядке. Наоборот, участие в труде должно обогатить эти знания опытом живой практики, опытом труда, производства.

Первый учебный год в условиях войны должен быть проведен хорошо, с отличными показателями. Учащиеся должны так же самоотверженно учиться, как самоотверженно трудятся их отцы, матери, братья и сестры. Назначение школы — по-коммунистически воспитать миллионы советских детей, выпустить их в жизнь культурными, политически сознательными людьми, горячо любящими свою родину, преданными своему государству, делу Ленина—Сталина.

Работать организованно, планово, так ставить учебно-воспитательный процесс, чтобы каждая минута была на счету, чтобы каждый урок проходил с наибольшей пользой, — в этом сейчас задача. Вдохновенная работа учителей приносит свои плоды. Нет сомнения, что учительство будет с еще большим упорством множить успехи, готовя стране полноценные кадры будущих строителей социализма, верных сынов и дочерей великого советского государства.


******************************************************************************************************************
За один день 83.000 москвичей смотрели фильм «Разгром немецких войск под Москвой»


18 февраля на экранах столицы началась демонстрация фильма «Разгром немецких войск под Москвой». В первый день его смотрели 83.700 рабочих, служащих, бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Зрители восторженно встретили фильм.

В кинотеатрах «Художественный», «Форум» и других перед началом сеансов выступали участники незабываемых боев под Москвой. В театре «Ударник» режиссер орденоносец Л.Варламов и операторы, снимавшие картину, рассказали о том, как она создавалась. В Первом кинотеатре со зрителями встретились режиссер лауреат Сталинской премии И.Копалин, операторы Т.Бобров, А.Лебедев и И.Беляков.

После просмотра фильма многие зрители оставили свои отзывы о нем.

«Картина призывает наш народ и бойцов Красной Армии к мщению за кровь советских людей, загубленных немецкими фашистами, — пишет старший лейтенант Берилев. — Правдивый кинодокумент говорит о величии русского народа, о его силе и непобедимости».

На одном из сеансов в кинотеатре «Форум» побывали бойцы, командиры и политработники Н-ской воинской части. По их поручению батальонный комиссар Карповский, старший политрук Арсланов и младший политрук Краснов оставили в театре следующую запись:

«...В каждом советском человеке, в каждом воине этот фильм вызывает священную ненависть к фашистским изуверам. Он вливает в нас новые силы, вызывает готовность бороться до полного разгрома и уничтожения немецкой грабьармии.

Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» войдет в историю великой отечественной войны, как золотой фонд советского искусства. Просмотрев этот прекрасный документ, правдиво рассказывающий о мужестве советских людей, бойцы, командиры и политработники Красной Армии покажут новые образцы отваги и храбрости.



Будем уничтожать врага так, как от нас требует товарищ Сталин! Ни один немецкий оккупант не останется в живых на нашей священной земле!» (ТАСС).


******************************************************************************************************************
По Советскому Союзу


*Состоялось открытие нового здания Таджикского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета. Новый театр — одно из самых больших, красочных архитектурных сооружений Советского Таджикистана. Об’ем здания без подсобных помещений свыше 48 тыс. кубометров. На торжественном собрании выступили секретарь ЦК КП(б) Таджикистана т. Протопопов, председатель Совнаркома т. Курбанов.

*Семинар для агрономов свекловодческих районов, организованный Куйбышевским областным земельным отделом, закончил свою работу. Семинар прослушали 30 агрономов районных земельных отделов и МТС. На местах они проведут краткосрочные курсы по подготовке колхозников, звеньевых, бригадиров и т.д. Всего к весне будет подготовлено 630 свекловодов.

*Поезд-баня ушел на Северо-Западный фронт. На классном вагоне написано: «В подарок славной героической Красной Армии от железнодорожников и комсомольцев города Иванова».

*Посевы желтых табаков «трапезунд» и «дюбек» впервые будут произведены в Башкирии весной этого года. Для посева желтых табаков в Иглинском плодо-ягодном совхозе отведено 5 гектаров. Десятки гектаров займут табачные плантации в Стерлитамакском, Кушнаренковском, Янаульском, Кармаскалинском и других районах. Кроме того, в республике увеличиваются посевы махорки.

*Вернулась экспедиция, обследовавшая трассу будущего Кара-Кумского канала по южному варианту. Экспедиция установила, что канал может быть построен в течение года. Канал будет использован как водный путь, обводнит 400 тысяч гектаров пастбищ, создаст благоприятные условия для лесонасаждений, обеспечит водой группу железнодорожных станций.

______________________________________________
Т.Тэсс: Звезды светят вновь* ("Известия", СССР)
Е.Кононенко: Приговор детского сердца* ("Правда", СССР)
А.Макаренко: Детство и литература || «Правда» №182, 4 июля 1937 года

Газета «Известия» №42 (7728), 20 февраля 1942 года
Tags: 1942, газета «Известия», зима 1942, февраль 1942
Subscribe

Posts from This Journal “1942” Tag

  • В испытаниях войны

    Р.Паркер || « Литература и искусство» №29, 18 июля 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Всеми средствами искусства — вдохновлять к…

  • Сталинградцы

    К.Тараданкин || « Известия» №269, 15 ноября 1942 года « Война явилась суровой проверкой сил и прочности советского строя. Расчеты немецких…

  • Бои за Сталинград

    Г.Александров || « Правда» №304, 31 октября 1942 года Рабочие и крестьяне, советская интеллигенция! Враг хочет захватить наши земли,…

  • Боевое братство народов Советского Союза

    « Правда» №304, 31 октября 1942 года Рабочие и крестьяне, советская интеллигенция! Враг хочет захватить наши земли, превратить нас в рабов…

  • Немецкие грабители в донских станицах

    B.Коротеев || « Красная звезда» №250, 23 октября 1942 года Защитники Сталинграда и Северного Кавказа! Выше боевую активность, крепче удары по…

  • Лидия Русланова. Три встречи

    Л.Русланова || « Литература и искусство» №28, 11 июля 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Почетная задача. «Ленинград в борьбе».…

  • Писатель-воин

    А.Ромм || « Литература и искусство» №27, 4 июля 1942 года «...наша социалистическая организация хозяйства, равно как и весь наш советский строй,…

  • Мсти немцу, товарищ!

    В.Кукушкин || «Ленинградская правда» №240, 9 октября 1942 года Не покладая рук работать во имя победы над ненавистным врагом. Используем каждый…

  • Сводка Совинформбюро за 23 сентября 1942 года

    Совинформбюро || « Красная звезда» №225, 24 сентября 1942 года Наступление немцев в районе Сталинграда и на Северном Кавказе составляет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments