Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

С.Бородин. Быль и зоология

«Литература и искусство», 4 марта 1944 года, смерть немецким оккупантамС.Бородин || «Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. V сессия Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. Информационные сообщения о заседаниях сессии 1, 2 и 3 марта. VI сессия Верховного Совета Украинской ССР 1-го созыва. Ознаменование столетия со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова. 2. стр. П.Казьмин. Без скидок. Дм.Орлов. Путь к мастерству. Б.Ромашов. Для колхозной сцены. Н.Обухова. Песни трактористки. В.Луговской. Вечер в Колонном зале. Г.Тягленко. Народные таланты Урала. Е.Карпельцева. Шесть дней. 3 стр. И.Баскевич. «Есть такие люди». Март Рауд. Кремль. А.Яковлев. Книга об Иване Грозном. Федор Богородский. Грековцы. Ю.Шапорин. «Морская душа». С.Бородин. Быль и зоология. 4 стр. Л.Никулин. «Битва за Россию», Е.Помещиков. «Трагедия в Катынском лесу». Глеб Граков. «Под звуки домбр». К.Кузнецов. Генри Вуд. Н.Габинский. «Цыганочка». Д.Кальм. «Слуга Двух господ». Новые стихи С.Михалкова. Информация.



# Все статьи за 4 марта 1944 года.



«Литература и искусство», 4 марта 1944 года

Народ напряженно работает для победы, для фронта — кует ли оружие, растит ли хлеб, создает ли произведения искусства или науки. Все возрасты, даже дети, захвачены этой небывалой по размаху и напряжению войной.

Война вошла в быт детей, в их сознание, в основной круг их интересов, и литература, откликаясь на их запросы, создала целый ряд детских произведений, посвященных Великой отечественной войне.

Детские писатели вместе со всем советским народом несут жертвы и отбивают у врага родную землю. Наша детская литература говорит о войне полным голосом, ибо дети сейчас думают о войне и следят за ней с напряженным вниманием. Малыши спорят между собой о системах танков и самолетах подчас с такой эрудицией, которая впору взрослым.

Каждый в нашей стране, от мала до велика, знает, что сделал бы с нашей страной Гитлер, который

…велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих —
Ничего!


Сила этих строк Сергея Михалкова — в их конкретности и простоте; его «Быль для детей», напечатанная на страницах газет, равно понятна детям и взрослым — старику и ребенку, академику и пахарю. В ней — та правда о наших днях, которая легко укладывается в простую и ясную форму, а самая сложная тема, если она ясно изложена, — народна, если она, разумеется, и по идее близка народу. Народ не терпит ни вульгарного упрощения серьезных вопросов, ни путанных, витиеватых форм изображения, ибо это — признаки авторского недомыслия, непонимания темы, ее незрелости в сознании автора: прозрачная ясность изложения дается автору, лишь когда ему самому большая тема предельно ясна и близка.

Михалков нашел сжатые, точные строки, чтобы выразить свою мысль:

Нет! — сказали мы фашистам,
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот»…
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.


Сила «Были» в том, что она сдержанно и мужественно говорит о самом главном:

Все, что было вечно нашим,
Мы назад себе вернем!
Мы поля опять запашем
И засеем их зерном!
Мы вернем себе назад
Каждый дом и каждый сад,
Каждый кустик на дороге,
Над которым выл снаряд.


Полной противоположностью «Были для детей» явилось другое произведение о войне для маленьких читателей, произведение, написанное писателем зрелым, опытным, прекрасно понимающим, что такое «простота в искусстве», ибо об этой простоте ему случалось и говорить и писать. Великую тему он ухитрился в своем произведении так изложить, что осквернил и опоганил ее. Я говорю об «Одолеем Бармалея» Корнея Чуковского.

Для каждого советского человека Отечественная война священна. Она освящена кровью дорогих для нас людей — наших родных или друзей, кровью безымянных героев и беззащитных детей. Священна потому, что у каждого связаны с ней значительные лично для него и типичные для множества советских людей переживания.

Для каждого советского человека — это великая война, потому что ведется она ради великих освободительных идей и осеняет ее победоносное знамя великого Ленина. И это чувствует и знает весь народ, борющийся под руководством Сталина, идущий к победе сурово и непреклонно. Эта война ложится рубежом в истории всего человечества, замыкая один период и открывая новый в жизни всего мира так же, как и в личной жизни каждого отдельного человека, ее современника.

Об этом, о самом дорогом для народа, Корней Чуковский написал, как о борьбе зверья за ветеринара Айболита, как о шутовском побоище воробьев с гориллами, крокодилов — с лягушками.

Я не забываю о том, что книжка написана для детей, что у читателей или слушателей ее своя система восприятия образов и понятий, но именно об этих-то образах и идет речь. Никто из советских детей, начиная с самого раннего возраста, никто из детей фронтовиков, детей, провожающих каждое утро своих матерей на оборонную работу, — не далек от войны настолько, чтобы представлять ее себе аттракционом в зоопарке.

Между тем именно такой веселый аттракцион разыгран К.Чуковским в зоопарке в солнечный летний день, среди чистеньких, подстриженных газонов, между бассейнами с водой комнатной температуры. Неизвестно, так ли представляется война самому Корнею Чуковскому, но такой он пытается представить ее своим доверчивым читателям.

Вся композиция «поэмы», вся общая ее концепция не оставляют сомнения в том, что автор взял за основу конкретную войну, и наивная оговорка автора, что это происходит в придуманной стране, — неубедительна.

Война начинается, когда страна Айболития живет мирной, гуманной жизнью. На светлое государство неожиданно обрушивается звериная орава, сокрушая и гуманные идеи этой страны и ее материальные ценности. Айболития не готова к обороне настолько, чтобы сдержать внезапный удар врага, ощущает недостаток снарядов, не успевает собрать все силы. Главная горилла Бармалей изображен со всеми атрибутами фашизма — топором и свастикой. Затем из страны Чудославия является Ваня Васильчиков, и против его помощи сила врага устоять не может. Бармалея казнят к вящшей радости воробьев и лягушек — и т.д. и т.п. То, что К.Чуковский пытается в строки своей сказки вложить конкретное политическое содержание, показывает и самая терминология автора:

…И поставьте у калитки
Дальнобойные зенитки,
Чтобы наглый диверсант
К нам не высадил десант!..

…Вы, орлицы-партизанки,
Сбейте вражеские танки,
И пустите под откос
Бармалеев паровоз!


Или, например, строфа о наступлении:

Как весело гнать
Ошалелых зверей
От мирных селений
Отчизны своей!


Таких локальных цитат можно привести множество, и из них явствует, что автор собирал материал «поэмы» и продумал ее тщательно. Таким образом, не может быть случайностью, поэтической опиской вся «зоологическая» сторона «поэмы».

При поверхностном взгляде может показаться, что Чуковский, следуя классическим примерам, отталкивался или от «Войны мышей и лягушек» или от традиций Эзопа и Крылова и, разделив зверье на добрых и злых, показал борьбу двух начал — Ормузда и Аримана. Но такая иллюзия быстро рассеивается. Показателен самый выбор образов зверей — хищные орлы и безобидные воробьи оказываются в одном лагере со слонами и лягушками, а бегемоты и волки, гориллы и носороги — в другом лагере.

«Правда», 1 марта 1944 года

Айболития имеет армию, состоящую из зайцев и воробьев, медведей и слонов, тюленей и пчел. Со времен дедушки Крылова наши дети знают характеры зверей, олицетворяющих людские характеры. Как же дети должны воспринять характеры изображенных Чуковским освободителей «мирных селений отчизны своей»?

К.Чуковский, написавший столько трезвых статей в поучение молодым литераторам, тщательно обдумавший материал и композицию «поэмы», не мог не сознавать, что творит его правая рука, когда левая принимает еще непросохшую станицу рукописи.

Факт появления этого, с позволения сказать, литературного труда свидетельствует о том, что его автору чужды элементарные представления о долге и ответственности писателя в дни великой войны.

Буквально на каждой странице книжки можно найти шутовские интерпретации действительности.

Победа Айболитии «над диверсантами» дана в развязных картинках, изображающих, как пчелы опрокидывают носорогов, —

Испугались носороги,
Побежали по дороге.
И в испуге носорог
Носорогу сел на рог.
А над ними пчелы тучею
Так и жалят, так и мучают.
И на веточке веселой
Распевает воробей:
«Ай да пчелы! Вот так пчелы!
Всех зверей они сильней,
И умнее и храбрей!»
И звенят над ними птенчики,
Словно звонкие бубенчики…


Ваня Васильчиков, перенесенный сюда из предыдущих книг Чуковского, должен изображать советского мальчика. Это не просто Ваня, это «знаменитый Ваня» — идеал, по мнению Чуковского, для советских пионеров. Этот «идеал» при ближайшем рассмотрении оказывается хотя и отчетливой по характеру, но очень спорной фигурой. Ему, видимо, внушено, что в жизни и в бою ему не предстоит никаких трудностей, — самолет ему послушен так же, как и мотоцикл, автомат его бьет так же сам собою без промаха, как сабля рубит. Тигры и носороги рассыпаются при малейшем прикосновении его сабли, а страшный Бармалей, завидя Ваню, сразу же пал на колени и взмолился о пощаде. Ваня, однако, столь же беспощаден, сколь и непобедим, — он убивает Бармалея.

И тут, для сравнения, уместно вспомнить образы других детей — участников войны, уже отображенные в нашей детской литературе, о которых написано и в «Были» Михалкова, — это те, которые смогут впоследствии сказать друг другу:

Вспомним все, как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли
Утомленного бойца
.

Мне могут возразить, что несравнимы эти два произведения, что они рассчитаны на различные возрасты, что различны художественные методы этих двух писателей. Но я именно о том и говорю, что форма различна и цель различна. Михалков обращается к миллионам конкретных советских детей, чтобы еще раз вдуматься в значение войны для жизни советского народа. Чуковский, проповедуя образ «знаменитого героя», перед которым враги немедленно расступаются, не решаясь сопротивляться, снижает в сознании детей смысл войны, преуменьшает переживаемую опасность, от которой оберегает их родина, и тем самым снижает меру героизма и доблести, проявленной отцами и братьями советских ребят в борьбе отнюдь не с легким, а с очень серьезным и опасным противником.

Пошлые выверты К.Чуковского возбуждают чувство отвращения. Они вызывают недоуменный вопрос: что же такое его «поэма» — плод чудовищного недомыслия или сознательный пасквиль на великий подвиг нашего народа, карикатура на участников войны, прикрытая формой детской книжки? //С.Бородин.


***********************************************************************************************
За родной дом.


Рисунок Г.Храпака. Выставка работ Студии военных художников им. Грекова.
«Литература и искусство», 4 марта 1944 года

☆ ☆ ☆

04.03.44: Героиня-пулеметчица Маншук-Маметова ("Красная звезда", СССР)

03.03.44: Любовь народа к родной Красной Армии ("Известия", СССР)

02.03.44: И.Эренбург: Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**

01.03.44: Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР
01.03.44: Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин: Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 го


Февраль 1944 года:

27.02.44: Гвардия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Лицо финских бандитов ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Неустанно повышать военное искусство ("Правда", СССР)

26.02.44: Выше поднимать наше военное искусство ("Красная звезда", СССР)
26.02.44: Е.Кригер: Зрелость || «Известия» №48, 26 февраля 1944 года

25.02.44: В победах Красной Армии – героические усилия всего народа ("Правда", СССР)
25.02.44: Д.Заславский: Рандольф Херст – американский друг Адольфа Гитлера ("Правда", СССР)

24.02.44: И.Эренбург: Народ на войне ("Красная звезда", СССР)
24.02.44: Л.Леонов: Величавая слава || «Правда» №47, 24 февраля 1944 года

23.02.44: Н.Тихонов: Три годовщины || «Красная звезда» №45, 23 февраля 1944 года
23.02.44: Приказ Верховного Главнокомандующего №16 ("Красная звезда", СССР)

21.02.44: В.Василевская: Бессмертие || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
21.02.44: Б.Полевой: На поле Корсунском || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года

20.02.44: И.Эренбург: Ископаемый фриц || «Красная звезда» №43, 20 февраля 1944 года

18.02.44: И.Эренбург: Тревога №3 ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: П.Олендер: В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Агибалов, Б.Король: Последние дни окруженных дивизий ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: Л.Кудреватых, З.Островский : Четырнадцать дней ("Известия", СССР)

16.02.44: И.Эренбург: Ямсковицы || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года

15.02.44: И.Эренбург: Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)

14.02.44: И.Эренбург: В фашистском зверинце || «Правда» №39, 14 февраля 1944 года

10.02.44: Изгнать финских захватчиков с советской земли ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Е.Кригер: Там, где было логово врага ("Известия", СССР)

09.02.44: Е.Кригер: Дух наступления ("Известия", СССР)

08.02.44: Финских захватчиков — вон с советской земли! ("Известия", СССР)

04.02.44: И.Эренбург: Немцы 1944 ("Красная звезда", СССР)**
04.02.44: П.Олендер: Окружение десяти немецких дивизий ("Красная звезда", СССР)

«Литература и искусство» №10 (114), 4 марта 1944 года
Tags: 1944, «Литература и искусство», весна 1944, март 1944
Subscribe

Posts from This Journal “1944” Tag

  • Илья Эренбург. Два мая

    И.Эренбург || « Красная звезда» №111, 11 мая 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Вручение английских…

  • Илья Эренбург. От Сены до Ловати

    И.Эренбург || « Красная звезда» №95, 21 апреля 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 20 апреля (1…

  • Илья Эренбург. К ним!

    И.Эренбург || « Красная звезда» №73, 26 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского…

  • Илья Эренбург. Наш гуманизм

    И.Эренбург || « Красная звезда» №66, 18 марта 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского…

  • Илья Эренбург. Ямсковицы

    И.Эренбург || « Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро (1 стр.). Письма трудящихся освобожденных…

  • Е.Кригер. Там, где было логово врага…

    Е.Кригер || « Известия» №34, 10 февраля 1944 года «Война вступила в ту стадию, когда дело идёт о полном изгнании оккупантов с Советской земли…

  • Изгнать финских захватчиков с советской земли

    « Красная звезда» №34, 10 февраля 1944 года Трудящиеся освобожденных районов Украины отдают свои сбережения на создание новой техники для наших…

  • Гнусные сказки немецких иродов

    Д.Заславский || « Правда» №1, 1 января 1944 года Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный…

  • Б.Ямпольский. Облава

    Б.Ямпольский || « Известия» №4, 5 января 1944 года Войска 1-го Украинского фронта одержать ещё одну победу. После четырехдневных ожесточенных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments