Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Умело громить врага с воздуха на поле боя

«Красная звезда» №75, 31 марта 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Совинформбюро (1 стр.). Письма товарищу Сталину и его ответы (2 стр.). Подполковник П.Коломейцев. — Использование подвижности танков (2 стр.). Н.Тихонов. — Ленинград в марте (3 стр.). Майор С.Чухнов. — Воздушная разведка истребителей (3 стр.). Подполковник И.Березин. — Партийное поручение (3 стр.). Информация с фронтов Отечественной войны (3 стр.). А.Сурков. — Он был в Бранденбурге (4 стр.). Заявление Черчилля о положении в Тунисе (4 стр.). Заявление Стеттиниуса о продовольственных поставках США (4 стр.). Налет английских бомбардировщиков на Берлин и на Рур (4 стр.).



# Все статьи за 31 марта 1943 года.



«Красная звезда», 31 марта 1943 года

Активные, мастерские действия авиации на поле сражения — одна из вернейших предпосылок успеха как в наступлении, так и в обороне. В чем же должны проявляться эти активность и мастерство? Прежде всего в том, чтобы обеспечить непрерывность огневой поддержки наземных частей с воздуха.

Такая непрерывность возможна лишь тогда, когда взаимодействие авиации с наземными войсками строится не по принципу поддержки их «вообще», вне времени и пространства, а строго разграничивается этапами боя. Скажем, в наступлении, начавшись с авиационной подготовки, осуществляемой либо коротким, мощным нападением на вражескую оборону, либо заблаговременными действиями авиации на широком фронте, это непрерывное воздействие с воздуха должно перейти в сильный, сосредоточенный удар, наносимый на главном направлении непосредственно перед атакой пехоты и танков. В последующем авиация, действующая на поле боя, должна неотрывно сопровождать огнем с воздуха свои войска, ведущие борьбу в глубине вражеской обороны.

Все усилия авиационных командиров и летчиков, действующих на поле сражения, должны быть направлены к тому, чтобы создать для немцев невыносимые условия борьбы. На ряде участков это достигается правильно спланированными действиями бомбардировщиков и штурмовиков, которые буквально часами, эшелон за эшелоном висят над головой зарывшегося в землю врага и поражают его метким, расчетливым огнем. В других случаях, как показывает опыт, действия авиации на поле боя могут иметь иной характер. Например, в обороне не всегда следует спешить с нанесением удара с воздуха по сосредоточивающемуся противнику. Иной раз выгоднее выждать некоторое время и, пристально следя за действиями немцев, предпринимать нападение с воздуха в тот момент, когда они, обманутые тишиной, меньше всего ожидают появления нашей авиации.

Однако это не означает, что авиационный командир не должен организовывать ударов по мелким группам немцев, особенно тем, которые пытаются обходным маневром просочиться в наши тылы. Всё время ведя боевую разведку, авиация обязана немедленно наносить мощные удары по маневрирующим подразделениям танков и мотопехоты противника, срывая этим его замыслы. Авиационный командир, поддерживающий оборону того или другого рубежа, должен всегда иметь в своих руках резерв с той целью, чтобы обрушиться им на голову немцев в решающие моменты оборонительного боя и в особенности при переходе врага в атаку.

Используя бомбардировщиков и штурмовиков, авиационный командир обязан ставить им такие задачи, чтобы с наименьшей затратой сил достичь наибольшего боевого эффекта. Скажем, уничтожение живой силы и подавление мелких огневых точек противника может быть организовано путем бомбардировки и пулеметно-пушечным обстрелом площади. В этом случае в боевой порядок может быть включено несколько подразделений, атакующих по-эшелонно определенные участки. В другом случае, когда понадобится поразить мелкие, точечные цели, командир выгадает на том, что будет посылать на поле боя небольшие группы бомбардировщиков или штурмовиков со строго ограниченными задачами. Наконец, для разрушения долговременных оборонительных сооружений больше смысла наряжать пикировщиков с крупными бомбами, нежели самолеты, бомбардирующие ту же цель с горизонтального полета. Шаблона и заранее составленного рецепта здесь быть не может. К выполнению каждой задачи надо подходить творчески, инициативно.

Случается, что, действуя на поле боя, командиры подразделений спешат. Появившись над районом целей, они торопливо, за один заход расходуют боевой запас и сразу же после этого уводят самолеты обратно. Между тем, наземные войска ждут от каждого боевого эшелона более эффективной, более расчетливой огневой поддержки с воздуха. Для этого необходимо, прежде всего, правильно скомбинировать расход боевого запаса, добиваясь, чтобы каждая бомба, каждая пулеметная очередь поражала определенные цели. Так, если штурмовики, например, в первом заходе сбрасывают часть бомб, то во втором они применяют свое артиллерийское вооружение, а в третьем снова обрушиваются на противника бомбами или поливают его пулеметным огнем. Более того, опыт лучших штурмовых частей учит, что, действуя на поле боя, порой выгодно для сковывания противника производить холостые заходы, заставляя вражеских солдат прижиматься к земле и прекращать огонь. Долг летчиков штурмовой и бомбардировочной авиации — всячески увеличивать время своего пребывания над полем боя, добиваясь длительной, непрерывной поддержки наземных войск с воздуха.

Развитие любого боя неизбежно влечет за собой известное перемешивание боевых порядков наступающих с боевыми порядками обороняющихся. Поэтому при организации непрерывной поддержки наземных войск с воздуха особенно четко должна быть налажена служба взаимной связи, информации и целеуказания. Сигнальную службу в наземных подразделениях нужно поставить так, чтобы летные экипажи в ходе боя могли надежно поражать об'екты, находящиеся в удалении 500—1000 метров от нашей пехоты или танков, не опасаясь случайного поражения последних.

Чтобы обеспечить тесное боевое взаимодействие авиации и наземных войск, общевойсковые штабы совместно с авиационными обычно составляют плановую таблицу боя. Но план — это еще далеко не всё. Как бы хорошо он ни был составлен, в ходе боя обстановка может потребовать либо удара по вновь возникшим целям, либо, перенесения огня с одного об'екта на другой и т.д. Поэтому внимание общевойсковых и авиационных командиров должно быть обращено на создание устойчивой бесперебойной связи между командными пунктами и аэродромами; на устройство специальных контрольно-пропускных пунктов, проходя через которые боевые эшелоны авиации будут получать разрешение для удара по ранее назначенной цели; на службу офицеров связи и личное наблюдение за полем боя. Для большей четкости взаимодействия весьма полезно, как показывает опыт, практиковать предварительные выезды командиров и штурманов с целью ознакомления с местностью и изучения ориентиров и об'ектов или командирские разведывательные полеты. Большую пользу могут принести также специальные ориентирные схемы для каждой авиачасти с точно нанесенными об'ектами бомбометания и т.д.

Действия авиации на поле боя следует надежно обеспечивать истребителями. Некоторые командиры порой сводят это обеспечение лишь к одному патрулированию над линией фронта. В таких случаях вражеская авиация, двигаясь эшелонированно, может быстро измотать наши воздушные патрули, отвлечь их в сторону и обеспечить себе этим выгодные условия для противодействия нашим бомбардировщикам и штурмовикам. Неизмеримо большего эффекта в работе истребителей добиваются те командиры, которые всячески варьируют формы боевого обеспечения. В зависимости от обстановки они сочетают непосредственное многоярусное патрулирование над полем боя со свободными воздушными боями за линией фронта на территории противника, блокировкой вражеских аэродромов, внезапным нападением на эти аэродромы, при одновременно хорошо организованном сопровождении боевых эшелонов бомбардировщиков и штурмовиков специальными группами истребителей.

Задача непрерывного воздействия на противника требует от кадров нашей авиации большой настойчивости, умения, отваги. Дело чести и долг командиров, летчиков и штурманов — образцово выполнить эту важнейшую задачу, неустанно громить немцев на поле боя днем и ночью, в любых условиях наземной и воздушной обстановки.


**************************************************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*


Утреннее сообщение 30 марта

В течение ночи на 30 марта на фронтах существенных изменений не произошло.



На Западном фронте наши войска закреплялись на достигнутых рубежах и вели разведку. Бойцы Н-ской части уничтожили артиллерийскую батарею и до роты пехоты противника. Захвачены 6 пулеметов, 18 автоматов, несколько десятков винтовок и склад боеприпасов. Семнадцать немецких бомбардировщиков в сопровождении трех истребителей пытались бомбить расположение наших войск. Зенитчики части, где командиром тов. Шумихин, открыли огонь и за несколько минут сбили 3 самолета противника. Остальные немецкие самолеты беспорядочно сбросили несколько бомб и быстро скрылись.



Южнее гор. Белый части Н-ского соединения, преодолевая упорное сопротивление противника, продвигались вперед и заняли несколько населенных пунктов. В боях за эти пункты истреблено до 300 гитлеровцев. Захвачены у противника 2 орудия, минометная батарея и склад боеприпасов.



В районе среднего течения Северного Донца немецкие автоматчики пытались атаковать позиции Н-ской части. Наши бойцы отбросили гитлеровцев на исходные позиции и нанесли им серьезные потери. На другом участке артиллерийским огнем рассеяно большое скопление вражеской пехоты, подавлен огонь 2 минометных батарей и уничтожено самоходное орудие противника.



На Кубани рота пехоты противника при поддержке 7 танков и 3 бронемашин пыталась вести разведку нашей обороны. Подразделения Н-ской части артиллерийско-минометным огнем рассеяли противника и подбили 4 немецких танка. Наши летчики в воздушных боях сбили 9 немецких самолетов. Огнем зенитчиков, кроме того, уничтожено 2 самолета противника.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Сталинской области, разгромил немецкий гарнизон. Убито более 100 гитлеровцев, из них 15 офицеров. Отряд партизан Ровенской области пустил под откос железнодорожный эшелон с живой силой противника. Разбиты паровоз и 10 вагонов. В результате крушения убито и ранено 120 гитлеровцев.



Пленный унтер-офицер 8 роты 88 полка 15 немецкой пехотной дивизии Герман Крайз рассказал: «Наша дивизия прибыла из Франции во второй половине февраля. Я уже участвовал в боях на Восточном фронте и имею два ранения. Настроение солдат, прибывших в Россию из Франции, плохое. Они прекрасно знают, что здесь гораздо больше шансов заработать деревянный крест, чем железный. Эту горькую истину солдаты повторяют на все лады. Год назад мало кто верил в возможность создания второго фронта на Западе. Теперь, в связи с переброской многих немецких дивизий из Франции на Восток, многие солдаты и офицеры считают, что англичане и американцы воспользуются случаем».



Югославские партизаны на подступах к гор. Невесине уничтожили 300 вражеских солдат и офицеров и взяли в плен 118 итальянцев. Захвачены у оккупантов трофеи: 10 минометов, 25 пулеметов, много боеприпасов и различное военное имущество. В ожесточенных боях, происходивших у гор. Кониц и в районе реки Неретва, патриоты нанесли итало-немецким оккупантам большие потери.


Вечернее сообщение 30 марта

В течение 30 марта на фронтах существенных изменений не произошло.

Наши корабли в Черном море потопили транспорт противника водоизмещением в 2.000 тонн.



29 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 10 немецких танков, свыше 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 7 батарей полевой и зенитной артиллерии противника. В Баренцовом море нашей авиацией потоплены три транспорта противника общим водоизмещением в 6.000 тонн.



На одном участке в районе среднего течения Северного Донца в течение дня происходили ожесточенные бои с противником. Немцы силами танковой дивизии перешли в наступление, пытаясь прорвать нашу оборону. Действия своей дивизии противник поддерживал сильным огнем артиллерии и крупными силами авиации. Наше гвардейское соединение под командованием генерал-майора Тихонова стойко встретило натиск врага и отбило все атаки гитлеровцев. В ходе боя наши бойцы неоднократно сами переходили в контратаки и нанесли противнику тяжелые потери. По неполным данным, уничтожено 10 немецких самоходных орудий, подбито и сожжено 22 немецких танка. На поле боя немцы оставили до 500 трупов своих солдат и офицеров. В воздушных боях нашими летчиками, зенитной артиллерией и ружейно-пулеметным огнем сбито над полем боя 18 самолетов противника.



На Западном фронте наши войска на отдельных участках вели активные боевые действия. Бойцы Н-ской части выбили немцев из населенного пункта, в боях за который уничтожено до 200 гитлеровцев. На другом участке части Н-ского соединения вклинились в оборону немцев и заняли сильно укрепленный населенный пункт. Захвачены трофеи и пленные.



Южнее гор. Белый наши войска производили разведку обороны противника и на отдельных участках вели бои местного значения. Под прикрытием тумана советские бойцы скрытно подобрались к одному опорному пункту противника и атаковали находившихся в нем гитлеровцев. Немцы отступили из этого пункта, оставив на поле боя более 100 трупов своих солдат и офицеров.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Орловской области, в ночь на 16 марта разгромил немецкие гарнизоны в двух населенных пунктах. Партизаны уничтожили несколько десятков гитлеровцев и взяли 66 пленных. Захвачены: миномет, 3 пулемета, 87 винтовок, много мин и патронов. Другой партизанский отряд пустил под откос два железнодорожных эшелона противника. В результате активной деятельности партизан важнейшая магистраль, проходящая через Орловскую область, выведена из строя по меньшей мере на две недели.



У убитого немецкого солдата найдено письмо от сестры из Марктредвица. В письме говорится: «...Хотя Франц и писал, что в России очень трудно, мне даже не снилось, что с ним тоже может случиться такое несчастье. Вчера у меня был товарищ Франца и все подробно рассказал. Из 180 человек в роте оставалось общим счетом 12 человек. Франц был единственным уцелевшим унтер-офицером. В 5 часов утра они тронулись, чтобы отойти, а через час Франц был уже убит... Из Марктредвица погибли уже многие. В некоторых семьях убиты по два сына. Что же будет дальше?».



Жители города Сычевки, Смоленской области, Мария Калинина, Наталья Удовенко и Евдокия Орлова рассказали: «Немецко-фашистские мерзавцы устроили в деревне Юшино концентрационный лагерь для гражданского населения. В этот лагерь гитлеровцы бросили многих мирных граждан города Сычевки и окрестных деревень. Среди заключенных было много подростков и женщин с детьми. Заключенные подвергались нечеловеческим пыткам. В лагере имелась камера пыток, из которой почти никто уже не возвращался. Здесь немецкие бандиты терзали и мучили свои жертвы. Редкий день проходил без расстрелов. Только 15 января было расстреляно 36 человек. В другой раз в двух камерах, в которых мы сидели, за один день расстреляли 28 женщин. За месяц фашисты убили свыше 200 человек, в том числе много детей». // Совинформбюро.

____________________________________________
Вс.Иванов: Русское поле* ("Известия", СССР)
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
И.Сербин: Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Авиация над полем боя* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)
С.Рыбаков: Тактика немецких бомбардировщиков* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №75 (5446), 31 марта 1943 года
Tags: 1943, Совинформбюро, весна 1943, газета «Красная звезда», март 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • А.Яковлев. Победа советской авиационной техники над техникой врага

    А.Яковлев || « Правда» №83, 7 апреля 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Письмо товарищу Сталину от первого республиканского с'езда женщин Советской…

  • Авангард истребителей

    И.Сербин || « Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: В Совете Народных Комиссаров СССР (1 стр.). Указ Президиума Верховного…

  • Облик советского асса

    А.Семенов || « Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). В Народном Комиссариате…

  • Опыт воздушных боев

    С.Чирва || « Красная звезда» №82, 8 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указы Президиума. Верховного…

  • Здравствуй, мама!

    М.Бугаева || « Комсомольская правда» №80, 5 апреля 1945 года Вчера войска 2-го Украинского фронта штурмом овладели важным промышленным центром…

  • Эль-Регистан. В небе Германии

    Эль-Регистан || « Известия» №78, 3 апреля 1945 года Трактористы, комбайнеры, агрономы и механики машинно-тракторных станций Советского Союза!…

  • Воздушная разведка истребителей

    С.Чухнов || « Красная звезда» №75, 31 марта 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Совинформбюро (1 стр.). Письма товарищу Сталину и его ответы…

  • Искусство боевого полета

    А.Семенов || « Красная звезда» №76, 30 марта 1944 года Сегодня исполняется 25 лет со дня избрания М.И.Калинина на пост Председателя…

  • Заметки летчика-испытателя**

    П.Стефановский || « Красная звезда» №6, 7 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 6 января (1…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments