?

Log in

No account? Create an account

0gnev


Ярослав Огнев

«Красная звезда», «Известия», «Правда» 1941-1945


Previous Entry Share Next Entry
Оружие искусства
0gnev
«Известия» №75, 31 марта 1942 года

Горит земля под ногами немецких оккупантов! Ни днем, ни ночью не дают покоя советские партизаны гитлеровским захватчикам. Славные наши братья, товарищи партизаны! Усиливайте удары по врагу! Смелыми налетами на его гарнизоны, обозы, склады, аэродромы уничтожайте технику и живую силу врага, помогайте Красной Армии очищать советские районы от немецко-фашистских разбойников.



# Все статьи за 31 марта 1942 года.



«Известия», 31 марта 1942 года

«Когда гремят пушки — молчат музы», — гласила латинская поговорка. Но перед громом орудий смолкают только пугливые музы. В грохоте сражений не слышно голоса комнатных певцов, перепуганных интеллигентиков, растерявшихся обитателей узкого мирка личных переживаний. Настоящий художник, который живет жизнью народа, в большом мире его судеб, его могучих исторических движений, чувств и стремлений многомиллионных масс, — подлинный художник, когда гремят пушки, призывает к себе мужественный гений народа. Искусство, действительно народное искусство, превращается в оружие борьбы, и под гром орудий мы слышим голос бесстрашных муз. Они говорят. Они говорят голосом гнева и страсти, голосом справедливости и человечности, голосом величия и достоинства борьбы, — говорят вместе с народом, о том, что думает и чувствует пошедший на битву народ.

Так было на заре Великой социалистической революции; так было в боях гражданской войны, когда советский строй сомкнул искусство с народом, когда лучшие художники поставили свое творчество на службу победе народной. И гремел над революционными полками «Левый марш» Маяковского, и кисть художника писала призывные плакаты, и рождались первые советские песни в цокоте походов Первой Конной. С тех пор искусство наше бесповоротно отдало себя служению народу. Даже в мирные годы оно оставалось искусством борьбы, и лучшие его создания были овеяны славой боевых походов. В какую бы область человеческого сознания оно ни проникало, к какой бы стороне человеческой личности ни обращался художник, в его произведениях трепетал неиссякаемый дух великой борьбы, которую вел наш народ за новое, социалистическое общество.

Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков коренным образом изменила формы борьбы, но не изменила ее существа. Чтобы отстоять свою родину, свою жизнь, советский народ взялся за оружие. В кровавой схватке с гитлеровскими ордами решается судьба всех ценностей, которыми дорожит человек. В суровой борьбе мы защищаем свободу, независимость, культуру, человечность, справедливость, честность, дружбу, доверие, — все, без чего немыслима достойная человека жизнь. Великой страстью движим наш народ, и в сражении он проявляет все величие своей души, как проявлял его в мирном строительном творчестве.

Искусство советского народа — вместе с народом в дни великой отечественной войны. С глубоких позиций обстреливают врага тяжелые дальнобойные орудия, из ближних окопов торопливой скороговоркой звучит меткая пулеметная очередь, и даже одиночный снайперский выстрел сражает врага. Искусство также располагает многообразным оружием и применяет его в зависимости от конкретных условий борьбы с тем, чтобы наиболее верно поражать врага. Берется ли писатель за очерк или роман, за публицистику или поэму, пишет ли художник картину, плакат или карикатуру, сочиняет ли композитор песню или симфонию, — мы узнаем советского художника, участника великой народной борьбы по огню и страсти, по голосу мужества, достоинства и человечности.

Война не оборвала творчества художников советского народа, и не умолкли музы под гром сражений. В боях утверждается великая человечность, священный гуманизм советского искусства. Огромная любовь к человеку, к его богатому духовному миру, к его справедливому гневу и самоотверженной борьбе против того, что враждебно свободному развитию человечества, что угрожает его будущему, — эта любовь питает творчество наших писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов, направляет всю их силу против гитлеровских захватчиков. Война способствовала вызреванию многих замечательных мастеров советского искусства. Грандиозность исторических событий и чувство ответственности художника перед народом ускорили процесс глубокого внутреннего развития художника, и он предстает перед нами сейчас более зрелым, острым, видящим, глубоким в своем творчестве.

Сотни советских писателей, поэтов, художников, артистов ведут свою работу непосредственно в огне войны, на передовых линиях фронта. Те писатели, которые «к штыку приравняли перо», делят вместе с Красной Армией ее походы, находятся на линии огня и в коротких записях дневников, в газетных очерках, в публицистических статьях, в описаниях битв день за днем запечатлевают летопись войны, сохраняют ее для истории, раскрывают в художественных образах помыслы, чувства и характеры людей, которые ведут войну. Их труд складывается в громадную эпопею, содержание которой составляет: народ на войне.

Уже выходят значительные книги очерков, родились фронтовые циклы стихов Суркова и Симонова, уже созданы Тихоновым и Светловым поэмы о 28 гвардейцах, о подвигах советских патриотов. Сквозь гром орудий доносится до нас голос Ставского, Вишневского, Горбатова, Корнейчука, Ванды Василевской, Бажана; Толстой, Эренбург, Тычина, Рыльский, Янка Купала, Якуб Колас и десятки других русских, украинских, белорусских писателей пламенным словом своим участвуют в великой отечественной войне. В осажденном Ленинграде полновесно звучит поэтическое слово; в Москве на стенах домов расцветают пестрые «Окна ТАСС», в газетах комментируют события острые рисунки художников Кукрыниксы, Ефимова; в кино идет «Оборона Царицына» бр. Васильевых, в Колонном зале потрясает слушателей Седьмая симфония Шостаковича; в Саратове показывает премьеру «Кремлевских курантов» МХАТ, в Челябинске на сцене Малого театра идет «Отечественная война» — инсценировка «Войны и мира» Льва Толстого.

Как первый величественный отклик глубокого человеческого сердца на исторические события, раздаются мощные звучания Седьмой симфонии композитора Дм.Шостаковича — произведения громадной силы воздействия и значительности. В Седьмой симфонии раскрыты мысли и чувства, которыми об'ята сейчас душа советского человека.

Русская музыка, славянский музыкальный гений говорит в ней языком потрясающей и чарующей правды. Среди раздумий, воспоминаний, образов тонко и глубоко мыслящего и чувствующего художника, как основная тема его творчества, звучит тема человеческого достоинства, торжествующего над тупой, враждебной человеку силой фашизма.

Молодой композитор, своим творчеством уже стяжавший мировую известность, взращен советским строем, его высокой и требовательной культурой. Крупный самобытный талант Шостаковича несет черты общества, в котором он развивался, вырос и возмужал, отмечен печатью эпохи. Седьмую симфонию Шостакович писал в осажденном родном Ленинграде, перед лицом вражеской угрозы, под опасностью бомбежек. Это был ответ русского, советского человека на навязанную нам войну. Нет страха и колебаний в его душе; глаз его видит опасность, но он знает силу своего народа, своей правды, и слух его уже ловит звуки ликования над сломленным чудовищем. Война не сломила души народа, она напрягла и укрепила силу советского человека, и советский композитор Шостакович заявил об этом созданием лучшего своего произведения, написанного в дни войны.

От фронтового очерка до повести и поэмы, от фельетона до большой публицистики, от короткой песни до грандиозной симфонии — все виды, роды и жанры искусства участвуют в исторической борьбе советского народа. Искусство сопутствует Красной Армии, оно сопровождает нашего бойца, оно говорит с народом о самом важном в жизни человечества. Мужественный гений, бесстрашные музы советского искусства говорят полным голосом под гром орудий. Вместе с доблестными патриотами Советской страны искусство своим оружием прокладывает дорогу к нашей победе, к величайшему народному торжеству, предвестие которого звучит уже в творчестве советских художников.


************************************************************************************************************
Сокрушительные удары партизанских отрядов Ленинградской области по немецким оккупантам
Итоги боевых действий ленинградских партизан за 8 месяцев


За 8 месяцев отечественной войны партизаны Ленинградской области нанесли немецким оккупантам огромный урон в живой силе и боевой технике. Партизанскими отрядами за этот период уничтожено 16.075 солдат, 629 офицеров, 11 полковников и 3 немецких генерала, расстреляно 67 агентов гестапо, 163 шпиона и предателя. Взято в плен 116 немецких солдат и 11 офицеров.

Партизаны организовали 114 крушений поездов, в результате чего было разбито свыше 700 вагонов с боеприпасами, техникой и гитлеровскими солдатами.

За 8 месяцев войны партизаны разгромили 8 штабов воинских частей и соединений противника, уничтожили 89 немецких самолетов, 98 танков и танкеток, 25 бронемашин, 1.693 грузовых автомашин и автобусов, 188 легковых автомашин, 99 цистерн с горючим, 362 мотоцикла, 235 велосипедов, 64 трактора-тягача и дрезины, 27 орудий, 69 пулеметов и минометов, 274 повозки с боеприпасами, продовольствием и военным имуществом, 359 лошадей. Повреждено и уничтожено 529 узлов и линий связи.

За это же время ленинградскими партизанами взорвано и подожжено 2 вагона с боеприпасами, 125 складов с боеприпасами, горючим и обмундированием, 5 железнодорожных станций, 388 шоссейных и железнодорожных мостов, взорвано железнодорожное полотно в 77 местах, разрушено 18 телефонных и радиостанций.

В боях с гитлеровцами партизаны захватили трофеи: самолет, 2 орудия, 54 пулемета, 5 минометов, 75 автоматов, свыше 200 винтовок, 54 пистолета, 3 автомашины, 2 мотоцикла, 54 подводы с продовольствием и военным имуществом, 113 лошадей, 8 радиостанций, свыше 27.600 ружейных патронов, 3.000 снарядов, 300 мин, 230 гранат и, кроме того, десятки ящиков с различными боеприпасами, 150 пар лыж и другое военное имущество. СОВИНФОРМБЮРО.


* * *


От Советского Информбюро


Утреннее сообщение 29 марта

В течение ночи на 29 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.

* * *

Наша часть, действующая на одном из участков Юго-Западного фронта, выбила немцев из сильно укрепленного населенного пункта. Отступая, противник оставил 4 орудия, 7 минометов, 12 пулеметов, склад с боеприпасами и другие военные материалы. Немцы предприняли несколько ожесточенных попыток вернуть обратно этот населенный пункт. Все контратаки противника были отбиты с большими для него потерями. На подступах к пункту осталось по меньшей мере 300 вражеских трупов и 2 подбитых танка.

* * *

Наше артиллерийское подразделение, действующее на одном из участков Калининского фронта, в течение нескольких дней уничтожило 3 немецких орудия, 16 пулеметных точек, минометную батарею, взорвало склад с боеприпасами и рассеяло до 3 рот пехоты противника.

* * *

Красноармеец-ездовой тов.Турыгин, возвращаясь после выполнения задания на передовые позиции, увидел приближающиеся к деревне три немецких танка. Тов.Турыгин спрятался за сугроб и, когда головной танк врага поравнялся с ним, бросил в машину бутылку с горючей жидкостью. Танк загорелся. Немецкие танкисты были уничтожены отважным бойцом при попытке к бегству. Остальные танки врага повернули обратно.

* * *

Красноармеец Серов с двумя другими бойцами под огнем противника незаметно пробрался к деревне, занятой немцами, и ворвался в дом, превращенный немцами в укрепленную огневую точку. Во время рукопашной схватки три наших красноармейца уничтожили двух немецких солдат и одного захватили в плен. Остальные гитлеровцы бежали, оставив два станковых пулемета.

* * *

Пленный ефрейтор 2 роты 103 артполка 4 немецкой танковой дивизии Г.Эндеман рассказал: «В декабре и январе наш полк потерял не менее 60 процентов материальной части. Многие рядовые и унтер-офицеры были переведены в пехоту. Я попал в отряд, посланный охранять от партизан дороги, прилегающие к городу О. Нас часто посылали в разведку, но мы ни разу не обнаружили партизан там, где их искали. Недавно у деревни мы были обстреляны из пулеметов, автоматов и винтовок. Нападение было столь внезапным, что никто из нас не успел взяться за оружие. Я был ранен в руку и свалился в снег. Когда я увидел рядом с собой партизан, то подумал, что настал мой последний час, что меня сейчас приколют. Но ничего подобного не случилось. Два партизана уложили меня в сани и повезли в лес. На первой же стоянке врач перевязал мне руку. В партизанском лагере меня допросили, накормили, а когда наступила темнота, отвезли через линию фронта в одну из советских частей».

* * *

Колхозники ныне освобожденного от гитлеровцев села Криштоповка, Харьковской области, составили акт о зверствах и грабежах немецких и румынских бандитов. Вступив в село, немцы и румыны заперли в одном из домов 27 мирных жителей, облили дом бензином и сожгли. 10 стариков-колхозников оккупанты расстреляли. Отступая под ударами советских частей, гитлеровцы ограбили всех жителей и сожгли 86 домов.

* * *

С апреля месяца в Германии резко сокращаются и без того голодные нормы выдачи продуктов населению. Достаточно сказать, что норма хлеба для большинства взрослого населения Германии снижается до 285 граммов в день. Когда гитлеровские правители об'явили об этом населению, в ряде городов Германии, в том числе в Кельне, Хемнице, Дюссельдорфе, произошли волнения. На некоторых заводах (например, верфи Блом и Фос в Гамбурге, химические предприятия Лейне-Верке в городе Лейна, завод спецстали и ферросплавов в г. Рейдт) рабочие заявили коллективно протест против снижения норм выдачи продовольствия. Это побудило гитлеровских главарей выступить с очередными угрозами по адресу германского народа. Так, в газете «Дас рейх» опубликована статья Геббельса «Разговор по душам». В ней говорится буквально следующее: «Правительство не потерпит, чтобы кто-либо в Германии остался вдали от войны. Кто будет поступать иначе, того ждет суровая кара вплоть до смертной казни. Всякий, кто укрывает сырье или товары, карается смертью» и т.д. все в этом стиле. Затем Геббельс заявляет, что война потребует в дальнейшем от германского народа еще больших жертв.

Это бандитское выступление подручного Гитлера свидетельствует о дальнейшем росте недовольства германского народа, который видит безнадежность войны, затеянной Гитлером, и ищет из нее выхода. И это недовольство будет расти с каждым днем, несмотря на угрозы и кровавый террор гитлеровцев.


Вечернее сообщение 29 марта

В течение 29 марта наши войска вели наступательные бои против немецко-фашистских войск, и на некоторых участках фронта заняла несколько населенных пунктов.

За 28 марта уничтожено 37 немецких самолетов. Наши потери — 18 самолетов.

* * *

За 28 марта частями нашей авиации уничтожены или повреждены 4 немецких танка, 90 автомашин е войсками и грузами, 20 подвод с боеприпасами, 15 полевых и зенитных орудий, взорвано несколько железнодорожных цистерн с горючим и несколько вагонов с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до 3 рот пехоты противника.

* * *

Наши части, действующие на одном из участков Калининского фронта, сломив упорное сопротивление противника, за один день заняли несколько населенных пунктов. Разгромлен 427 немецкий пехотный полк, два батальона которого целиком уничтожены. Гитлеровцы потеряли только убитыми свыше 1.000 солдат и офицеров. Уничтожено 14 минометов, 20 пулеметов, 40 автомашин, 12 орудий, 51 ДЗОТ. Захвачены трофеи: 6 орудий, 7 минометов, 7 пулеметов и большое количество боеприпасов. Подсчет трофеев продолжается. Взято 90 пленных.

* * *

На одном из участков Юго-Западного фронта наша часть заняла два населенных пункта и уничтожила 350 солдат и офицеров противника. Среди захваченных трофеев — 4 орудия, 2 миномета, 2 станковых пулемета, а также другое вооружение и военное имущество.

* * *

Расчет зенитного орудия лейтенанта тов. Росса за последние несколько дней сбил 6 самолетов противника.

* * *

Поддерживая наше наступающее стрелковое подразделение, артиллеристы под командованием лейтенанта Серебренникова выкатили под огнем противника противотанковое орудие на открытую позицию и открыли стрельбу по вражеским войскам. Пытаясь остановить наступление наших бойцов, немцы бросили в контратаку 2 танка. Тов. Серебренников перенес огонь на вражеские танки. После нескольких выстрелов один немецкий танк был подбит, а другой загорелся и повернул обратно.

* * *

Партизанские отряды под руководством товарищей О. и Т., действующие на оккупированной немцами территории Ленинградской области, за два дня истребили 95 и ранили до 50 немецких солдат и офицеров. Среди захваченных партизанами трофеев—5 пулеметов, 3 автомата. 26 винтовок, 2 пистолета, свыше 1.000 патронов, 100 ручных гранат и радиостанция.

* * *

Пленный солдат 2 батальона 465 полка 255 немецкой пехотной дивизии Рудольф Позер рассказал: «В сентябре я был ранен. Лежал в госпиталях в Польше и в Чехии. Что я видел и слышал в тылу? В Чехии саботаж принял очень широкие размеры. Во всех городах немецкие власти расклеили приказы, гласящие, что каждый чех, уличенный в саботаже, будет казнен. Эти приказы я сам видел и читал. Все чехи ждут краха гитлеровской Германии и восстановления своей республики. В лазаретах всюду полно. Все гостиницы таких городов, как Ауссиг, Кельн, Дюссельдорф и другие, превращены в лазареты. В лазареты превращены также многие казармы, а Вена представляет собой город-лазарет. Приехав же на фронт, я убедился, что наши войска находятся в очень тяжелом положении».

* * *

Гитлеровские бандиты, отступая, полностью разграбили и сожгли деревню Пересвет-Остров, Ленинградской области. В огне погибли дома колхозников, здание сельсовета, две школы, кооператив, колхозные дворы, сараи и другие постройки. После долгих издевательств и пыток гитлеровские изверги расстреляли ни в чем не повинных жителей деревни Сибрянкова и Захарова.

* * *

В результате голода смертность среди детей в Германии достигла огромных размеров. Всюду свирепствует дифтерия и скарлатина. В одном только Дрездене в феврале умерло от голода и заразных болезней 3.940 детей. Все школы в городе закрыты. Медицинская помощь детям не оказывается, так как врачи мобилизованы на фронт. Недавно перед зданием гитлеровской партии состоялась стихийно возникшая демонстрация женщин, требовавших хлеба для детей. В толпе раздавались крики: «Кончайте с проклятой войной!». Вызванная полиция не смогла разогнать толпу. Демонстрация была рассеяна отрядом штурмовиков, открывших стрельбу.

________________________________________________________
Путь на запад ("Литература и искусство", СССР)
Л.Варламов, И.Копалин: Как возникал фильм ("Правда", СССР)
Кинодокументы великой войны ("Литература и искусство", СССР)**
Е.Кригер: "Разгром немецких войск под Москвой"* ("Известия", СССР)
А.Каплер: Бессмертное сражение за Москву* ("Красная звезда", СССР)
Советские писатели в отечественной войне || «Литература и искусство» №5, 3 февраля 1942 года
А.Корнейчук. Будем достойны своего народа || «Литература и искусство» №6, 8 февраля 1942 года

Газета «Известия» №75 (7761), 31 марта 1942 года

Posts from This Journal by “весна 1942” Tag

  • Бежин луг

    Ал.Мельман || « Литература и искусство» №18, 1 мая 1942 года Советская интеллигенция! Работники советских учреждений, инженеры, учителя,…

  • Вано Мурадели. Служить Советскому Союзу

    В.Мурадели || « Литература и искусство» №18, 1 мая 1942 года Советская интеллигенция! Работники советских учреждений, инженеры, учителя,…

  • Великий город

    С.Радлов || « Литература и искусство» №18, 1 мая 1942 года Советская интеллигенция! Работники советских учреждений, инженеры, учителя, агрономы,…

  • Н.Тихонов. Навстречу весне

    Н.Тихонов || « Литература и искусство» №18, 1 мая 1942 года Советская интеллигенция! Работники советских учреждений, инженеры, учителя,…

  • С.Эйзенштейн. Десять лет назад

    С.Эйзенштейн || « Литература и искусство» №18, 1 мая 1942 года Советская интеллигенция! Работники советских учреждений, инженеры, учителя,…

  • Генрих Манн. Страницы из дневника

    Г.Манн || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм…

  • Студия у подножия Ала-Тау

    М.Ильин || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм…

  • Т.Бунимович. В поисках метода

    Т.Бунимович || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ,…

  • Искусство — детям

    « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм — на…