?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
В дни осады
0gnev
А.Сегал || «Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года

Боевые, яркие плакаты, «Окна ТАСС», открытки, лубок помогают воспитывать в советских людях чувство патриотизма, любовь к родине, ненависть к ее врагам. Поднимем качество нашей изобразительной агитации! Пусть каждый рисунок зовет к победной борьбе с гитлеровскими захватчиками.



# Все статьи за 28 марта 1942 года.



А.Сегал. В дни осады

За 175 лет своего существования Академия художеств была свидетельницей многих исторических событий, но впервые ей пришлось пережить дни осады. Можно многое рассказать о жизни академии в эти дни. Отряд за отрядом покидал знаменитый ее Циркульный двор. Свыше двухсот преподавателей и студентов ушли в первые месяцы войны на фронт; после краткого митинга с лопатами и кирками направлялись на оборонительные работы эшелоны академии; студенты вступали добровольцами в истребительные батальоны.

Но оставшиеся также чувствовали себя на боевом посту. С наблюдательной вышки академии видны широкие проспекты, набережные и площади чудесного города. Четок силуэт Исаакиевского собора, глыбой кажется Медный всадник, бережно укрытый мешками с песком.

Студенты академии — опытные наблюдатели. Районный штаб противовоздушной обороны высоко оценил их работу. Они любят и знают свой город, они воспринимали с острой болью каждый удар снаряда, каждое падение бомбы.

Несмотря на бомбардировку и артиллерийский обстрел, несмотря на трудности осадной жизни, Всероссийская академия художеств ни на один день не прекращала работы. Академику живописи Н.Петрову 69 лет, его лирические пейзажи и интерьеры хранятся в Третьяковской галлерее, в Русском музее, во многих западноевропейских собраниях живописи. Когда командование ленинградского фронта обратилось к академии с просьбой помочь в создании выставки «Великая отечественная война», Н.Петров стал изучать особенности танкового боя и написал для выставки прекрасную картину «Разбитые немецкие танки на поле сражения».

В грозные дни сентября, когда над Ленинградом нависла непосредственная угроза вторжения врага, студенты, студентки, профессора, сотрудники академии вошли в рабочий отряд, чтобы с оружием в руках отстаивать свой родной город.

Когда враг был остановлен у стен города, академия стала жить более спокойной жизнью. Шли обходы мастерских, библиотека никогда не пустовала. Только по сигналу воздушной тревоги студенты отрывались от мольберта, от книг и превращались в пожарников, санитаров, бойцов команд. Никогда так дружно и организованно не работал ученый совет. Всем хотелось быть в эти дни вместе, в коллективе. С интересом была заслушана докторская диссертация проф. П.Шиллинговского. Оживленные прения развернулись вокруг кандидатской диссертации аспиранта П.Бартенева о русском классицизме. Особенно волнующим было заседание совета, на котором было решено запечатлеть в рисунках, этюдах и набросках героические дни осажденного Ленинграда и битвы, происходящие у стен города.

Всюду, где была хотя бы ничтожная доля света и тепла, где горела хотя бы одна коптилка, студенты и профессора лепили, писали. Неустанно рисовал И.Билибин. При слабом свете свечи он исполнил сюиту замечательных иллюстраций к русским былинам. До глубокой ночи работал М.Бобышев над рядом композиций — художественных документов большой силы — «Ленинград в дни войны».

Общежитие в подвале академии, где за толстыми, поистине крепостными стенами старинного здания жили со своими семьями профессора, напоминало творческий клуб. В сводчатом бомбоубежище академии, его закоулках и лабиринтах в часы тревог можно было видеть художников — рисующих, спорящих об искусстве.

Политическое управление Ленинградского фронта поддержало начинание академии, и ленинградские художники получили возможность побывать на передовых позициях. Встречаясь с бойцами и командирами, они делали фронтовые зарисовки и нередко в землянках вели беседы о русской живописи — о Репине, Сурикове и Левитане.

Но вот настало знаменательное событие в жизни академии — дипломная сессия, а вслед за ней и выставка дипломных работ. В переполненном зале музея академии, где происходила сессия, — много военных; это студенты академии, ныне бойцы Ленинградского фронта, пришедшие посмотреть работы своих товарищей.

На мольберте — картина дипломника Пустовойтова «Возвращение с работы». Знакомый русский пейзаж: на телеге колхозники. Они устали, но радостно их возвращение с поля. Тема мирного и счастливого труда. Картина вызывала у всех одно чувство: враг посягнул на самое дорогое, самое близкое нам. Он хочет отнять у нас право на свободный труд, сделать нас рабами. Этому не бывать. И сам дипломник, уже одетый в военную шинель, на завтра идущий в бой, рассказывает о том, как он по-новому ощутил свою тему, почувствовал значение ее в наши суровые дни.

Гулко гремят за большими окнами выстрелы зенитных батарей. Сессия на время прекращает работу. Студенты, педагоги — каждый занимает свой пост.

После отбоя воздушной тревоги участники сессии направляются к Литейному двору академии. Здесь находятся скульптурные мастерские. Только на-днях в одну из них попал снаряд. Дипломник В.Сысоев показывает свои работы, заполнившие всю его просторную мастерскую. Как много он успел сделать! Десятки этюдов ребят, детских головок и в центре — большая фигура матери с ребенком. Находясь на излечении после ранения, молодой скульптор творил с исключительным под’емом и блестяще закончил дипломную работу.

Нужно представить себе засыпанную снегом Университетскую набережную, обшарпанное осколками снарядов здание академии, баррикады и противотанковые завалы на Васильевском острове, чтобы понять, с каким волнением читалась прибитая на фасаде академии вывеска «Здесь открыта выставка дипломных работ по живописи, архитектуре и скульптуре. Вход свободный». По занесенной снежной пылью лестнице блестящего делямоттовского вестибюля подымаются группы красноармейцев, краснофлотцев. Моряки долго рассматривают прекрасную картину дипломника К.Виноградова «Петр I на строительстве русского флота». Огромные остовы будущих кораблей. Тяжелый, груженный балками воз, надрываясь, тянут в гору сильные деревенские кони. Петр озирает величественную панораму строительства.

«Картина Виноградова рассказывает о величии нашей родины. Верные боевым традициям русского флота, мы, балтийцы, будем громить фашистскую нечисть, пробравшуюся в наши воды», — такую запись сделали в книге отзывов о выставке бойцы краснознаменного энского корабля.

Серия иллюстраций к «Повестям Белкина» Пушкина дипломника Таранова — удачнейшая из работ графической мастерской академии. Эскизы Добрынина к историческим хроникам Шекспира выделяются в мастерской театральной живописи. Замечательны архитектурные проекты Ваксера, Короля, Кочедамова, окончивших академию с дипломом первой степени.

…Настал и тот праздничный день, когда все дипломники собрались со своими профессорами и товарищами, чтобы отметить окончание академии. Многие из участников этого вечера, вскоре ушли на фронт. С беззаветной храбростью защищают они город Ленина. Некоторые из них пали смертью храбрых в боях с фашистами.

С честью и непреклонным мужеством прошли через все испытания блокады учителя и учащиеся старейшей русской художественной школы. // А.Сегал.



**********************************************************************************************************
Двадцать лет творчества Л.Н.Сейфуллиной


Исполнилось 20 лет творческой деятельности Лидии Николаевны Сейфуллиной.

Литературная общественность столицы отметила эту дату специальным вечером, состоявшимся 24 марта в клубе Союза писателей.

После доклада Г.Федосеева, подробно осветившего плодотворную литературную работу писательницы за 20 лет, с приветствиями Л.Н.Сейфуллиной выступили М.Пришвин, представители президиума ССП СССР, Гослитиздата, Воениздата, редакций журналов «Красная новь», «Октябрь», «Знамя», Московского группкома писателей и других организаций. Они говорили о ярких образах, созданных писательницей, о ее роли в советской литературе, о ее книгах, которые «учат быть верным делу любви и созданию человеческого счастья».

Тов. А.Фадеев в присланном на имя писательницы письме с благодарностью напомнил Л.Н.Сейфуллиной, что она была одной из первых, кто благословил его на литературном пути.

С теплым товарищеским словом обратился к писательнице Ем. Ярославский. Он рассказал о начале писательской деятельности Л.Сейфуллиной в журнале «Сибирские огни» и пожелал ей дальнейшей, столь же плодотворной творческой работы.

В краткой взволнованной речи Сейфуллина рассказала о суровом времени, в которое она начала свой писательский путь, и поделилась опытом своей творческой работы.

В конце вечера артист М.Лебедев прочел несколько отрывков из произведений Л.Сейфуллиной.

______________________________________________
В.Саянов: Символ мужества ("Известия", СССР)
Н.Тихонов: Город Ленина ("Красная звезда", СССР)
Т.Карская: Почетная вахта || «Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года
Б.Ямпольский. Дорога на Ленинград || «Красная звезда» №36, 13 февраля 1942 года

«Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года

Posts from This Journal by “март 1942” Tag

  • Илья Эренбург. Значение одного предательства

    И.Эренбург || « Правда» №79, 20 марта 1942 года На юге страны начались весенние полевые работы. Не за горами сев в остальных районах.…

  • На выставке «Окон ТАСС»

    П.Соколов-Скаля || « Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года Боевые, яркие плакаты, «Окна ТАСС», открытки, лубок помогают воспитывать в…

  • Голос Москвы

    В.Голубов || « Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года Боевые, яркие плакаты, «Окна ТАСС», открытки, лубок помогают воспитывать в…

  • Художник — агитатор

    « Литература и искусство» №13, 28 марта 1942 года Боевые, яркие плакаты, «Окна ТАСС», открытки, лубок помогают воспитывать в советских людях…

  • Н.Вирта. Люди двух миров

    Н.Вирта || « Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года Героический труд рабочих, колхозников, интеллигенции в тылу, обеспечивающий победы…

  • Крым перед объективом

    В.Митрофанов || « Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года Героический труд рабочих, колхозников, интеллигенции в тылу, обеспечивающий…

  • Почетная вахта

    Т.Карская || « Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года Героический труд рабочих, колхозников, интеллигенции в тылу, обеспечивающий победы…

  • Рождение кинопублицистики

    А.Новогрудский || « Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года Работники литературы и искусства! Прославьте в своих творениях великий…

  • Оружие искусства

    « Известия» №75, 31 марта 1942 года Горит земля под ногами немецких оккупантов! Ни днем, ни ночью не дают покоя советские партизаны гитлеровским…