Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Разведывательный полет

«Красная звезда», 13 июня 1943 года, смерть немецким оккупантамА.Бардеев || «Красная звезда» №138, 13 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР об утверждении образцов Красных Знамен для Гвардейской армии и Гвардейского корпуса (1 стр.). Сообщения Советского Информбюро (1—2 стр.). Гвардии капитан Г.Янкин. — Борьба с танками противника (2 стр.). Герой Советского Союза майор А.Бардеев. — Разведывательный полет (2 стр.). ОБЗОР ПЕЧАТИ: Разве так надо воспитывать завтрашних фронтовиков? (3 стр.). М.Галактионов. — Остановиться в военном деле — значит отстать (3 стр.). Налеты крупных сил нашей авиации на аэродромы противника (3 стр.). Илья Эренбург. — Париж (4 стр.). Стеттиниус о годовщине заключения советско-американского соглашения (4 стр.). Капитуляция гарнизона итальянского острова Лампедуза (4 стр.). Действия авиации союзников (4 стр.).



# Все статьи за 13 июня 1943 года.



«Красная звезда», 13 июня 1943 года

Воздушная разведка крайне важна на всех этапах боя. Иногда она бывает единственным средством, с помощью которого наши наземные и авиационные части могут вскрыть замысел противника, систему его обороны, характер группировок, направление главного удара или отхода. Так получилось, например, на одном этапе боев на Кубани, когда было очень трудно установить основное направление отхода немецких войск. Предполагались два варианта их действий, и только благодаря воздушной разведке, которую систематически вели экипажи нашего подразделения, удалось точно определить, куда именно намерена отходить группировка противника.

В это время наши летчики и штурманы работали с исключительным напряжением. Они беспрерывно разведывали автоколонны противника, отыскивали скопления его живой силы, находили точки базирования вражеской авиации, помогали наземным войскам нащупывать слабые места немцев. Все эти сведения оказали немалую услугу наступающим наземным частям, которые нанесли гитлеровцам большой урон. Наша авиация, руководствуясь данными воздушной разведки, успешно громила аэродромы противника, его технику и живую силу.

Продолжительные разведывательные действия позволили нашим экипажам накопить солидный опыт в этом деле. Сейчас летчики и штурманы имеют в среднем до сотни самолето-вылетов на разведку, а общее количество полетов уже перевалило у некоторых за вторую сотню. При этом наши разведчики в большинстве своем научились работать в самых сложных условиях. Особо выделяются в подразделении экипажи Героев Советского Союза Боронина и Смирнова, капитана Петрова. Они летают в любую погоду и всегда привозят ценные данные о противнике. Отлично работают также экипажи летчиков Рыбачука и Мясникова. Штурманы Темнов, Пахомов и Фусаимов, имея хорошую тактическую подготовку, быстро и правильно оценивают обстановку, грамотно анализируют ее и почти безошибочно вскрывают намерения противника.

Боевой опыт убедил нас в том, что результаты разведки только тогда будут высокими, когда экипаж получил конкретное задание, хорошо продумал его и основательно подготовился к полету. Поэтому, располагая достаточным числом экипажей, мы регулируем их работу и чередуем вылеты с тем расчетом, чтобы у экипажа оставалось время на подготовку. График, составленный в подразделении, позволяет высылать самолеты на разведку в таком количестве и с такой интенсивностью, как этого требует обстановка, не снижая в то же время качества разведки.

Практически подготовка экипажей проходит следующим образом. Вместе с заданием на полет экипаж получает от штаба информацию о том, где проходит линия боевого соприкосновения войск, что характерного было замечено раньше в районе разведки (перегруппировки, передвижения и т.д.). Кроме того, экипажи узнают, в каких местах наблюдается усиленное патрулирование истребителей противника и где более интенсивно работает его зенитная артиллерия.

В конкретном задании точно указывается, что именно обязан разведать экипаж: выявить, например, подбрасывает ли противник в данном направлении резервы к фронту и, если подбрасывает, то откуда, от какого пункта. Когда экипаж летит на разведку аэродрома, ему надлежит установить, действует ли этот аэродром, что изменилось там по сравнению с прошедшим днем. Аэродром обязательно фотографируется. Если экипаж впервые летит на разведку данного аэродрома, то он знакомится с результатами разведки, произведенной накануне, и с фотоснимками.

Затем намечается маршрут полета, способы подхода к району или об’екту, который надо разведать. В ясную погоду для подхода используются преимущественно высота и солнце, в пасмурную — облачность. Если в районе об’екта имеются большие водные бассейны, подход осуществляется со стороны их. Наряду с выбором маршрута летчик и штурман изучают линию фронта — ее начертание и характер. Перелет намечается на тех участках, где меньше бывает воздушных боев и слабее действует зенитная артиллерия противника. Иногда в интересах безопасности приходится даже удлинять маршрут.

Готовясь к разведывательному полету, каждый участник его получает необходимые указания и советы от командира или начальника штаба подразделения. Штурману, идущему на фотос’емку, кроме об’екта, всегда указывают высоту и масштаб, предоставляя в то же время полную инициативу фотографирования, если он заметит в пути какие-либо передвижения войск противника, характерные перемены в его расположении и т.д. Вообще четкость задания ни в коей мере не связывает инициативу экипажей. Было немало случаев, когда наши штурманы по своей инициативе передавали по радио ценные сообщения о противнике, о которых штаб немедленно извещал наземные войска, оказывая им помощь.

Готовность экипажа к полету проверяется командиром и штурманом подразделения. При проверке мы обычно устанавливаем, насколько усвоено задание и какова готовность в навигационном отношении. Лишь после этого самолет уходит в воздух. Теперь уже успех разведки обусловлен способом выполнения задачи и техникой самого полета. Обычно после взлета экипаж сразу же начинает набирать высоту. Делать это можно двояко. Если аэродром находится недалеко от фронта, то набор высоты производится в специально отведенном районе, а при большом удалении аэродрома — постепенно, на маршруте. В обоих случаях расчет должен быть таким, чтобы перелететь линию фронта на возможно большей высоте.

Следуя к намеченному об’екту, разведчик придерживается одного принципа: подойти незаметно и разведать быстрее. Однако зачастую условия визуального наблюдения не позволяют хорошо просмотреть об’ект за один пролет. К тому же могут оказать противодействие истребители и зенитные средства противника. В таких случаях экипаж должен обязательно сфотографировать об’ект, поскольку беглое наблюдение не даст желательных результатов. Наши летчики в подобной обстановке не ограничиваются одной с’емкой. Применяя вертикальный и горизонтальный маневр (что снижает эффективность зенитного огня и затрудняет действия вражеских истребителей), они всё же просматривают намеченные об’екты и всегда привозят подробные сведения о противнике.

С появлением модифицированных самолетов «МЕ-109Ф» и «МЕ-109г» немцы стали патрулировать над об’ектами на больших высотах, порой поднимаясь до 7—8 тысяч метров. Однако и это не снизило качества работы наших разведчиков. Они только стали действовать еще более осторожно и в свою очередь перешли к полетам на большой высоте. Хитрость, упорство и умение позволяют разведывательным экипажам выполнять самые сложные задачи. Если немцы патрулируют на высоте семи тысяч метров, наши летчики набирают бóльшую. В облачную погоду они появляются на самой выгодной высоте и, пикируя из облаков, ведут наблюдение и фотос’емку.

Облачная погода вообще не мешает производить разведку. Наоборот, умелый экипаж находит в ней немалые преимущества. Разведав цель с хода, он может снова скрыться в облаках, где меняет направление и подходит к об’екту вторично, но уже с другой стороны. Между нашими разведчиками и немецкими истребителями происходит в это время своеобразная игра в «прятки», причем разведчики, перехитрив противника, всегда возвращаются с успехом.

В ясную погоду действия разведчиков принимают несколько иной вид. Им иногда приходится на время уходить в сторону от об’екта и следить за барражирующими истребителями противника, добирая при этом высоту и меняя курс. Как только немецкие истребители отдаляются от охраняемого пункта или допускают зевок, разведчики немедленно используют этот момент и завершают свою работу.

Разведка аэродромов проходит в основном так же, но требует от экипажей еще большей осмотрительности и обязательного применения фотос’емки. Дело в том, что обычная визуальная разведка не даст исчерпывающей характеристики аэродрома. Правда, штурман может примерно определить количество самолетов, установить, действует ли данный аэродром (пыль от взлетающих и рулящих машин), но этого недостаточно. Для полной характеристики аэродрома необходимо выявить тип базирующихся здесь самолетов, их расстановку, местонахождение складов, мастерских, технических средств обслуживания. Всё это можно установить только по фотос’емкам при помощи дешифрирования. Мы всегда стараемся достать как можно более подробные данные об аэродромах противника, ибо только это позволяет нашим штурмовикам вывести из строя наибольшее количество немецких самолетов.

Надо сказать, что аэрофотос’емка приносит большую пользу как нам, так и наземным частям. С ее помощью выявлено много важных деталей в системе обороны противника. В облачную погоду наши летчики, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии немцев, систематически разведывают и фотографируют расположение вражеских окопов, блиндажей, огневых точек и т.д. Из этих снимков составляются фотопланшеты для артиллерийских частей, они же служат порою хорошим подспорьем и для пехотных командиров.

Разведывательный экипаж должен не только быстро и умело добывать нужные данные, но еще и заботиться о немедленной доставке их в часть для обработки. Ряд сведений он может передавать на землю по радио до возвращения на аэродром. У наших экипажей это вошло в привычку. Если штурман видит во время полета неожиданно появившуюся автоколонну противника или скопление эшелонов на какой-либо станции, он тотчас же сообщает об этом в свой штаб по радио.

Кроме того, наши экипажи доносят по радио о сильном сопротивлении истребителей в районе разведки, об интенсивном зенитном обстреле, о пролете групп немецких самолетов (количество их, время, курс). Такой метод действий ускоряет обобщение и обработку данных воздушной разведки, а подчас дает и большее: предупреждает о замысле противника, позволяет нашей авиации произвести внезапный удар еще до того, как противник успеет рассредоточить свою технику или живую силу.

Окончивший разведку экипаж, возвращаясь на свою территорию, обычно дает короткую радиограмму: «Задание выполнил, возвращаюсь». Эта радиограмма является для штаба своеобразным предупреждением. К моменту прилета разведчиков всё должно быть готово на земле, вплоть до транспортных средств для доставки экипажа в штаб. У нас возвратившийся экипаж тут же возле стоянки самолетов опрашивается специально назначенными командирами. В это время с борта самолета, берут кассету с пленкой, которая тотчас же поступает в фотолабораторию на обработку и дешифрирование. Если разведчики засняли что-либо важное, пленка просматривается еще в негативном состоянии и результаты сообщаются в вышестоящий штаб еще раньше, чем произведены отпечатки снимков.

В заключение скажем об одном весьма существенном обстоятельстве, которое подчас сильно влияет на качество воздушной разведки. Речь идет о шаблонности методов, которые культивируются иногда в штабах, руководящих воздушной разведкой. Мы не раз сталкивались с фактами, когда штаб, отдавая приказ на разведку, связывал инициативу разведывательного подразделения и не учитывал конкретных условий его работы. Бывало так. Подразделению предлагали регулярно разведывать какой-либо об’ект и указывали изо дня в день один и тот же маршрут, одно и то же время появления над местом разведки. К чему это приводило? Противник, изучив действия разведчиков и зная время их работы, методы, пути подхода, организовывал перехваты, всячески препятствовал их работе.

Подобный шаблон в действиях вреден, и от него надо всячески отказываться. В выборе времени, маршрута и прочих элементов полета командиру подразделения должна быть предоставлена полная инициатива. Исходя из конкретных условий, он сможет организовать полет так, как этого требует обстановка: изменить время, направление подхода, избрать такой метод действий, который ввел бы в заблуждение истребительную авиацию и зенитчиков противника.

Когда требуется систематически контролировать воздушной разведкой определенные об’екты, желательно постоянно назначать одни и те же экипажи. Это позволяет летчику и штурману хорошо изучить весь район и притом в такой степени, что малейшие перемещения предметов, изменения в их маскировке и т.д. — всё это будет замечено людьми, глаза которых свыклись со всеми деталями данного района. // Герой Советского Союза майор А.Бардеев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

☆ ☆ ☆

Налеты крупных сил нашей авиации на аэродромы противника

В ночь на 12 июня крупные силы нашей авиации дальнего действия нанесли новый мощный удар по аэродромам противника. На находившиеся на аэродромах немецкие самолеты, ангары, склады горючего и боеприпасов, а также на летные поля аэродромов сброшено более 600 тонн фугасных и зажигательных бомб. В результате бомбардировки уничтожено и повреждено большое число вражеских самолетов. Нашими летчиками отмечено более 100 пожаров, многие из которых сопровождались взрывами большой силы. Два наших самолета не вернулись на свои базы.


************************************************************************************************************
СОВЕЩАНИЕ РЕДАКТОРОВ КРАСНОАРМЕЙСКИХ ГАЗЕТ


БРЯНСКИЙ ФРОНТ, 12 июня. (По телеграфу). Вчера закончилось фронтовое совещание редакторов армейских и дивизионных газет. Редактора поделились опытом пропаганды первомайского приказа товарища Сталина, пропаганды военных знаний и опытом освещения партийно-политической жизни подразделений. Резкой критике была подвергнута работа газеты «Боевое знамя», на страницах которой военные вопросы ставятся поверхностно. Как общий недостаток, совещание отметило, что, пропагандируя боевой опыт, красноармейские газеты хватаются за десятки тем и забывают главную свою задачу в этой области — опыт одиночного бойца, уменье людей действовать по уставу.

____________________________________________________________
Вс.Иванов: Русское поле* ("Известия", СССР)
Авиационная разведка ("Красная звезда", СССР)
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
М.Нога: Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О некоторых особенностях воздушной тактики немцев ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №138 (5509), 13 июня 1943 года
Tags: 1943, газета «Красная звезда», июнь 1943, лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “июнь 1943” Tag

  • Зверский расстрел немцами 45 женщин и детей

    « Красная звезда» №152, 30 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). В Народном Комиссариате Обороны (1 стр.).…

  • Е.Габрилович. Охотники за «языками»

    Е.Габрилович || « Красная звезда» №151, 29 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: В Президиуме Верховного Совета РСФСР (1 стр.). Письмо личного…

  • Грабители и убийцы

    « Красная звезда» №148, 25 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: В Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний…

  • Красная Армия горит желанием добить фашистского зверя

    « Красная звезда» №146, 23 июня 1943 года Советский народ и его Красная Армия выдержали суровое испытание в борьбе с сильным и коварным врагом.…

  • Илья Эренбург. Заря

    И.Эренбург || « Правда» №156, 21 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). В Народном…

  • Разбитая немецкая броня

    П.Слесарев || « Красная звезда» №145, 22 июня 1943 года Ряд крупнейших сражений, завершенных советскими войсками в свою пользу, показал…

  • Илья Эренбург. Два года

    И.Эренбург || « Красная звезда» №145, 22 июня 1943 года Ряд крупнейших сражений, завершенных советскими войсками в свою пользу, показал…

  • Гвардейский экипаж крейсера «Красный Крым»

    И.Золин || « Правда» №171, 20 июня 1942 года «Под великим знаменем Ленина-Сталина мы ведем нашу героическую освободительную борьбу с…

  • Илья Эренбург. Подводные колбасники

    И.Эренбург || «Красный флот» №143, 19 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Капитан А.Кожухов. — Авиация в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment