Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

Каким должен быть ведущий летчик

«Красная звезда», 16 июня 1943 года, смерть немецким оккупантамТ.Губа || «Красная звезда» №140, 16 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР. (1 стр.). Майор П.Слесарев. — Действия танков в подвижном резерве обороны (2 стр.). Майор Г.Меньшиков. — В перерыве между боями (2 стр.). Подполковник Т.Губа. — Каким должен быть ведущий летчик (2 стр.). Полковник В.Шевченко. — О сущности воинской дисциплины (3 стр.). КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ. — А.Кривицкий. — Рекламные восторги (3 стр.). Андрей Платонов. — Маленький солдат (3 стр.). Майор Н.Шванков. — О нерадивых командирах и ретивых писарях (3 стр.). Илья Эренбург. — Расплата (4 стр.). Численность вооруженных сил США (4 стр.). Действия союзной авиации (4 стр.). Советские партизаны — гроза оккупантов. — Признания фашистской газеты (4 стр.).



# Все статьи за 16 июня 1943 года.



Независимо от того, каким способом решено выполнить задачу — сосредоточенным или эшелонированным ударом, штурмовая авиация обычно действует отдельными группами. Успешная боевая работа этих штурмовых групп определяется многими факторами, из которых один можно считать основным, решающим. Речь идет о действиях командира, ведущего летчика группы. Ведущий — это центральная фигура боевого строя группы, организатор боя, несущий ответственность за выполнение задачи.

Довольно часто ведущего летчика группы штурмовиков определяют лишь по качеству техники пилотирования и ведения огня. Это правильно. Высокая техника пилотирования и мастерское владение бортовым вооружением самолета — неот’емлемые черты ведущего группы. Было бы неразумно представить себе пилота, летающего посредственно, в роли ведущего. Личная техника пилотирования командира группы не должна вызывать никаких сомнений. В безукоризненном воздушном мастерстве ведущего летчика — его сила, его авторитет.

Но правильно ли только одной техникой пилотирования определять роль и значение ведущего? Обратимся к боевой практике. Однажды группа штурмовиков под командованием отличного пилота капитана Семенова вылетела, чтобы атаковать колонну отступающих вражеских войск. Самолеты «Ильюшин-2» настигли эту колонну в открытом поле, на ровной дороге. Колонна растянулась в длину более чем на 15 километров.

Перед капитаном Семеновым возник вопрос: как атаковать колонну? Он мгновенно принял решение: в боевом порядке кильватерных пар на бреющем полете «прочесать» всю колонну вдоль дороги. Ведомые точно выполнили команду своего ведущего. Это был блестящий полет в смысле техники пилотирования, но бесцельный и малограмотный в тактическом отношении. Немецкая колонна рассыпалась по полю и понесла весьма незначительные потери. Своей атакой капитан Семенов изрядно напугал немцев, но не сделал того, что он мог и должен был сделать.

Через некоторое время эту же немецкую колонну атаковала другая штурмовая группа, которую вел капитан Николаев. Его решение было иным. Он ударил по голове колонны, взяв под воздействие отрезок дороги всего около полутора километров. Самолеты «Ильюшин-2» приняли боевой порядок «круг» и начали штурмовую атаку. После двенадцати минут боя атакованный участок дороги покрылся сотнями трупов немецких солдат, горящими автомашинами, обломками разбитых орудий. Поскольку это произошло в голове колонны, образовалась плотная «пробка», затормозившая дальнейшее движение войск.

Приведенный пример достаточно убедительно показывает, что ошибочное решение ведущего летчика первой группы штурмовиков по существу свело к нулю результат его полета, отличного по технике пилотирования. В его атаке не чувствовалось зрелого тактического мышления, без которого даже безукоризненное владение самолетом не принесет успеха. Вот почему командир подразделения или части, который обучает ведущих летчиков, должен не только совершенствовать их личную технику пилотирования, но наряду с этим кропотливо работать над повышением тактического кругозора летчиков, воспитывать их как организаторов боя группы.

В этом отношении показательна учебно-воспитательная работа, развернутая на полевых аэродромах штурмовой части, которой командует гвардии полковник Комаров. Здесь правильно поняли роль и значение ведущего летчика группы. Гвардии полковник Комаров с гордостью говорит:

— Ведущие групп — это наша опора, они создают славу части.

По каждому боевому вылету той или иной группы штурмовиков старший авиационный командир производит детальный и поучительный разбор. Оценку получают не только вопросы пилотирования, но и все остальные элементы боевого полета: решение ведущего группы, его тактический замысел, командные навыки, военная хитрость, сила воли в бою, — словом, все, чем был характерен боевой вылет.

Ведущий летчик штурмовой группы помимо высокой летной и тактической грамотности должен обладать командными навыками, уметь управлять действиями группы в процессе всего боя. Без этих навыков его группа будет работать с меньшим эффектом, а иногда, оставшись без должного руководства, может понести потери.

Не так давно группа «ИЛ-2» под командованием лейтенанта Круглова атаковала артиллерийскую батарею противника на огневой позиции. В начале атаки лейтенант Круглов увидел в стороне скопление немецкой пехоты и решил напасть на нее лично. Не подав своим ведомым никакой команды, лейтенант увлекся одиночной атакой. Вскоре он заметил еще одну небольшую группу вражеской пехоты, которую тоже атаковал. Таким образом он по сути дела снял с себя обязанности ведущего и бросил группу на произвол судьбы.

Оставшись один, лейтенант подвергся нападению двух «МЕ-109ф». В тяжелом бою он сбил оба истребителя противника, и поспешил в тот район, где оставил свою группу. Но ее здесь уже не было. Она рассыпалась, будучи атакована «МЕ-109». Каждый ее экипаж действовал самостоятельно, причем группа понесла некоторые потери. Вся тяжесть ответственности за эти потери справедливо легла на плечи лейтенанта Круглова. Как одиночный воздушный воин, он дрался бесстрашно, дерзко и умело. Но ведь в этом бою ему надлежало быть командиром группы, и эту главную обязанность он не выполнил.

Вскоре над тем же участком поля боя появилась вторая группа штурмовиков, которую вел майор Лысенко. На командном пункте, где находилась рация наведения, были видны действия этой группы штурмовиков и даже слышен спокойный, уверенный голос ее ведущего летчика. Подходя к полю боя в пеленге, майор Лысенко подал команду: «Стать в круг!» Через несколько секунд «ИЛ-2» приняли новый боевой порядок. Началась штурмовка огневых точек противника на переднем крае его обороны. Она длилась более 20 минут. В ходе штурмовки, когда враг был буквально прижат к земле, наша пехота, поднявшись во весь рост, пошла в атаку.

Всё время наблюдая за ходом наземного боя, майор Лысенко видел, что наши бойцы уже добивают немцев в траншеях. Тогда ведущий летчик подал команду: «Кончить атаку! Делайте змейку!» Штурмовики пошли на свою территорию. В это время в воздухе, появилась шестерка. «МЕ-109». Опять в эфире прозвучал чеканный голос майора: «Справа сзади немцы. К бою!». Началась воздушная схватка. Сбив два «МЕ-109», вся наша группа без потерь и повреждений прибыла на свои аэродром.

У каждого ведущего летчика есть свои, присущие только ему особенности действий при штурмовке. Скажем, гвардии капитан Герман отличается хитростью. Он всегда старается обмануть немцев и достигает успеха. О майоре Руссанове его ведомые говорят: «Он в бою храбр, как Чапаев». Лейтенант Рябошапка успех своей группы всегда обеспечивает внезапностью атак. Долг командира — учитывать индивидуальные боевые качества своих лучших летчиков и воспитывать их так, чтобы летное и тактическое мастерство ведущих еще ярче сказалось в дальнейших боях. //Подполковник Т.Губа. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

☆ ☆ ☆

16.06.43: А.Платонов: Маленький солдат ("Красная звезда", СССР)
16.06.43: И.Эренбург: Расплата || «Красная звезда» №140, 16 июня 1943 года

15.06.43: В.Коротеев: Ветераны ("Красная звезда", СССР)
15.06.43: А.Степанов. Муж и жена || «Красная звезда» №139, 15 июня 1943 года

14.06.43: А.Исбах: Мечта истребителя || «Правда» №150, 14 июня 1943 года

13.06.43: Все для победы! || «Красная звезда» №138, 13 июня 1943 года
13.06.43: И.Эренбург: Париж ("Красная звезда", СССР)
13.06.43: А.Бардеев: Разведывательный полет ("Красная звезда", СССР)
13.06.43: М.Галактионов: Остановиться в военном деле — значит отстать ("Красная звезда", СССР)

12.06.43: Выше разведывательную культуру штабов! ("Красная звезда", СССР)
12.06.43: А.Сурков: Окопная быль ("Красная звезда", СССР)
12.06.43: А.Платонов: Земля и небо Курска || «Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года
12.06.43: Н.Денисов: О некоторых особенностях воздушной тактики немцев ("Красная звезда", СССР)
12.06.43: Д.Заславский: В потемках немецкой души || «Правда» №148, 12 июня 1943 года

11.06.43: Надежно прикрывать города от воздушных нападений ("Красная звезда", СССР)
11.06.43: Юный разведчик-партизан || «Красная звезда» №136, 11 июня 1943 года
11.06.43: М.Леонов: Мотопехота в наступлении ("Красная звезда", СССР)

10.06.43: И.Эренбург: Ожидание ("Красная звезда", СССР)
10.06.43: Подвиг Андриана Стерлева || «Красная звезда» №135, 10 июня 1943 года
10.06.43: И.Сарак: Управление воздушным боем ("Красная звезда", СССР)
10.06.43: Б.Полевой: Старый солдат || «Правда» №146, 10 июня 1943 года

09.06.43: Б.Галин: Знамя 43-го полка || «Красная звезда» №134, 9 июня 1943 года
09.06.43: Партизанская правда || «Красная звезда» №134, 9 июня 1943 года

08.06.43: Во имя победы! ("Красная звезда", СССР)
08.06.43: М.Яковлев: «Ильюшин-4» || «Красная звезда» №133, 8 июня 1943 года
08.06.43: Н.Денисов: Наращивание сил в воздушном бою ("Красная звезда", СССР)

07.06.43: И.Золин: «СК—065» || «Правда» №144, 7 июня 1943 года

06.06.43: Л.Никулин: Времена года ("Красная звезда", СССР)
06.06.43: А.Пахомов: «Лавочкин-5» ведет бой || «Красная звезда» №132, 6 июня 1943 года
06.06.43: В.Антонов: Солдатское счастье || «Известия» №132, 6 июня 1943 года

05.06.43: Военный заем || «Красная звезда» №131, 5 июня 1943 года
05.06.43: Е.Ратманова: Рассказы медицинской сестры ("Красная звезда", СССР)
05.06.43: С.Рыбаков: «Петляков-2» || «Красная звезда» №131, 5 июня 1943 года

04.06.43: В.Коротеев: 127 тысяч рейсов ("Красная звезда", СССР)
04.06.43: С.Голованивский: В Карпатах ("Красная звезда", СССР)
04.06.43: В.Давыдов: Отражение налетов на Курск || «Красная звезда» №130, 4 июня 1943 года
04.06.43: Н.Тихонов: Вручение первых медалей «За оборону Ленинграда» ("Красная звезда", СССР)

03.06.43: Н.Кружков: Певец героического Ленинграда || «Красная звезда» №129, 3 июня 1943 года

02.06.43: Выше дисциплину боевого полета! ("Красная звезда", СССР)
02.06.43: Д.Заславский: Кризис доктора Геббельса ("Красная звезда", СССР)
02.06.43: П.Павленко: Бакинцы || «Красная звезда» №128, 2 июня 1943 года
02.06.43: Г.Савченков: О строгости и чуткости ("Красная звезда", СССР)

01.06.43: Газета учит ненависти || «Красная звезда» №127, 1 июня 1943 года
01.06.43: П.Трояновский: Неуловимые || «Красная звезда» №127, 1 июня 1943 года
01.06.43: В.Земляной: Борьба с немецкими бомбардировщиками ("Красная звезда", СССР)
01.06.43: С.Рогович: Фашистская Италия под ударами с воздуха ("Красная звезда", СССР)
01.06.43: Л.Кудреватых: Успехи советских лётчиков* ("Известия", СССР)


Май 1943:

31.05.43: В.Инбер: Ленинградские дети || «Правда» №138, 31 мая 1943 года

30.05.43: Н.Тихонов: Ленинград в мае ("Красная звезда", СССР)
30.05.43: Сделать фронтовую печать важнейшим центром политической работы ("Красная звезда", СССР)

29.05.43: Ужасы немецкого рабства ("Красная звезда", СССР)
29.05.43: Н.Денисов: Воздушные сражения ("Красная звезда", СССР)

28.05.43: Авиационная разведка ("Красная звезда", СССР)
28.05.43: М.Зощенко: Портрет || «Красная звезда» №124, 28 мая 1943 года

27.05.43: Их кровь взывает к мести ("Известия", СССР)
27.05.43: Ю.Рыкачев: Бои с «Мессершмиттами» ("Красная звезда", СССР)
27.05.43: Ю.Либединский: Казачья дочь ("Красная звезда", СССР)
27.05.43: И.Осипов. Л.Славин: Край обороны ("Известия", СССР)

26.05.43: Боевой союз СССР и Великобритании ("Красная звезда", СССР)
26.05.43: А.Первенцев: Мы — русские!* || «Известия» №122, 26 мая 1943 года
26.05.43: Я.Милецкий: Боевые успехи французских летчиков ("Красная звезда", СССР)
26.05.43: И.Чмурак: Взаимодействие штурмовиков с танками ("Красная звезда", СССР)
26.05.43: Г.Бровман: Родное || «Известия» №122, 26 мая 1943 года
26.05.43: П.Белик: На мотоциклах в тылу врага* ("Известия", СССР)
26.05.43: Водители — герои Сталинграда ("Красная звезда", СССР)

25.05.43: Не давать снижаться вражеским самолетам, уничтожать их! ("Красная звезда", СССР)
25.05.43: П.Павленко: Сегодня в Крыму || «Красная звезда» №121, 25 мая 1943 года
25.05.43: П.Олендер: Разведывательная засада || «Красная звезда» №121, 25 мая 1943 года
25.05.43: И.Лильчицкий: Как мы обучаем молодых летчиков-штурмовиков ("Красная звезда", СССР)
25.05.43: Л.Никулин: Учительница музыки* || «Известия» №121, 25 мая 1943 года

24.05.43: И.Колышкин: Подводники Северного флота || «Правда» №132, 24 мая 1943 года

23.05.43: А.Осадчий: Свободный полет истребителей ("Красная звезда", СССР)**
23.05.43: М.Рыльский: Немецкая неволя* ("Известия", СССР)
23.05.43: Братья Тур: Золотые руки* ("Известия", СССР)

22.05.43: Великие традиции русского народа || «Красная звезда» №119, 22 мая 1943 года
22.05.43: С.Рыбаков: Тактика немецких бомбардировщиков ("Красная звезда", СССР)
22.05.43: А.Булгаков: Грозная тишина ("Известия", СССР)

21.05.43: Завоевать господство в воздухе ("Красная звезда", СССР)*
21.05.43: В.Антонов: Пуля найдет* || «Известия» №118, 21 мая 1943 года

20.05.43: Борьба за города в наступлении и обороне ("Красная звезда", СССР)
20.05.43: И.Эренбург: В дни затишья || «Красная звезда» №117, 20 мая 1943 года
20.05.43: Л.Давыдов: Методы немецкой войсковой разведки ("Красная звезда", СССР)
20.05.43: С.Голованивский: Бессмертны храбрые* ("Известия", СССР)
20.05.43: Советские связисты на фронте и в тылу* ("Известия", СССР)

19.05.43: Боевая выучка разведчика ("Красная звезда", СССР)
19.05.43: В.Молчанов: Трагедия семьи шахтера Мартынова ("Красная звезда", СССР)**
19.05.43: Н.Денисов: Воздушное сражение на Кубани ("Красная звезда", СССР)
19.05.43: С.Виноградов: Дед Талаш и его внук ("Красная звезда", СССР)
19.05.43: Вл.Лидин: Звезда || «Известия» №116, 19 мая 1943 года
19.05.43: А.Чаковский: Один дом || «Известия» №116, 19 мая 1943 года
19.05.43: В.Полторацкий: В преддверии лета* ("Известия", СССР)

18.05.43: Народ вверил Красной Армии свою судьбу ("Красная звезда", СССР)**
18.05.43: Ф.Костиков: Настоящий ефрейтор || «Красная звезда» №115, 18 мая 1943 года
18.05.43: Н.Денисов: Блокировка немецкого аэродрома ("Красная звезда", СССР)
18.05.43: П.Никитин: Пятнадцать минут || «Известия» №115, 18 мая 1943 года
18.05.43: М.Шеремет: В немецкой неволе* ("Известия", СССР)

17.05.43: А.Ерусалимский: Норвежский народ в борьбе за свободу || «Правда» №126, 17 мая 1943 года

16.05.43: Е.Габрилович: Разведчики ("Красная звезда", СССР)**
16.05.43: В дружбе народов — наша сила! ("Красная звезда", СССР)
16.05.43: Письмо грузин-бойцов трудящимся Грузии ("Красная звезда", СССР)
16.05.43: Письмо грузин-бойцов трудящимся Грузии || «Известия» №110, 12 мая 1943 года
16.05.43: Ю.Либединский: Живой Сталинград || «Красная звезда» №114, 16 мая 1943 года

15.05.43: Повышать стрелковое мастерство артиллеристов ("Красная звезда", СССР)
15.05.43: А.Толстой: Русские люди и немецкая неволя || «Красная звезда» №113, 15 мая 1943 года
15.05.43: Н.Денисов: Авиация над полем боя || «Красная звезда» №113, 15 мая 1943 года
15.05.43: Л.Коробов: Что творится в Киеве || «Правда» №124, 15 мая 1943 года
15.05.43: Беспощадная месть врагу! || «Правда» №124, 15 мая 1943 года

Газета «Красная Звезда» №140 (5511), 16 июня 1943 года
Tags: газета «Красная звезда», июнь 1943, лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments