Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

Темп воздушного боя

«Красная звезда», 26 июня 1943 года, смерть немецким оккупантамС.Романов || «Красная звезда» №149, 26 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Народного Комиссара Обороны (1 стр.). Правила ношения орденов, медалей, орденских лент, лент медалей и военных знаков отличия военнослужащими Красной Армии (1—2 стр.). В Народном Комиссариате Обороны (2 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). Сообщения Советского Информбюро (2 стр.). Майор Т.Лильченко. — Еще раз о штабном офицере (3 стр.). Подполковник С.Романов. — Темп воздушного боя (3 стр.). Бомбардировка нашей авиацией аэродромов противника, железнодорожного узла Орша и станции Карачев (3 стр.). Майор Я.Милецкий. — В лагерях польской дивизии (3 стр.). Вас. Гроссман. — Жизнь (4 стр.). Митинги по случаю второй годовщины Отечеств венной войны Советского Союза (4 стр.).



# Все статьи за 26 июня 1943 года.



«Красная звезда», 26 июня 1943 года

В N авиачасти немало летчиков, которые имеют на своем боевом счету по 10, 20 и более сбитых вражеских самолетов и не знают поражения. Так, например, более 30 вражеских машин сбили истребители братья Борис и Дмитрий Глинка, 27 фашистских самолетов уничтожил летчик Покрышкин, 25 самолетов — летчик Рязанов, без малого три десятка сбил летчик Шмелев и т.д.

В технике боевой работы этих летчиков, помимо индивидуальной хватки, есть много общего, а именно — точность, быстрота, стремительность действий. Работу этих летчиков легко можно определить со стороны по их хватке или, как говорят, по «росчерку».

...Над передним краем нашей обороны неожиданно появились четыре «Мессершмитта». Намерения вражеского патруля были ясны: связать боем наши истребители и дать возможность безнаказанно отбомбиться своим бомбардировщикам. Однако в это время над полем боя появился Герой Советского Союза Борис Глинка со своим напарником пилотом Островским.

Встреча произошла неожиданно. Летчик Глинка, несмотря на двойной перевес в силах на стороне противника, сразу же ринулся в бой. Он имел преимущество в скорости, и это позволило ему быстро набрать высоту, занять выгодное положение для атаки. Резко взяв «горку», Глинка атаковал одного из немцев, пока те еще медлили. Через несколько секунд вражеская машина рухнула, боевой порядок немцев был расстроен.

Глинка стал хозяином боя. Стремительно начав схватку, он не терял взятого темпа до конца. Наоборот, в процессе боя он постепенно наращивал скорость, и его машина легко, словно играя, скользила по вертикали. Пилот Островский, хорошо слетавшийся с ведущим и уловивший его темп, не отставал от него ни на один метр. Вскоре был сбит второй «Мессершмитт». Оставшиеся немцы поспешили во-свояси.

За боем наблюдал с земли командир части. Он не знал, кто дерется в воздухе, но по приемам и хватке безошибочно определил:

— Это, конечно, работает Борис Глинка.

Метод Глинки — начинать и вести бой в стремительном темпе, на большой скорости — свойственен и другим выдающимся летчикам части: Шмелеву, Рязанову, Покрышкину. Большая скорость, которую они во-время и умело развивают перед боем, обеспечивает им свободный маневр по вертикали, нагон противника при выходе из боя, перехват, резкие эволюции. Научившись выжимать из машины всё возможное, эти летчики добиваются преимущества перед противником, особенно на вертикали. Самолет, развивший высокую скорость, легко идет вверх. Он набирает большую высоту на боевом развороте, нежели машина противника. Этого нельзя достигнуть, пилотируя на малых скоростях, когда машина становится менее маневренной, вялой.

Характерен в этом смысле недавний бой молодого, но выдающегося летчика Лавренова, сбившего в течение нескольких минут три вражеских самолета. Как и Борис Глинка, Лавренов пришел в зону истребления на большой скорости, которую он развил заблаговременно. Имея перед «Мессершмиттами» преимущество в скорости, а следовательно, и в маневре, Лавренов стремительно атаковал неприятеля.

Завязался бой. Атакуя один «Мессершмитт», Лавренов стал пикировать. Заход его был не совсем удачен, но большая скорость помогла при выходе из атаки. Увидев в отдалении «Ю-87», Лавренов быстро нагнал его и, прежде чем экипаж «Юнкерса» успел что-либо предпринять, сбил его двумя очередями. Затем летчик круто взмыл вверх, набрал высоту и продолжал бой. Сбив два «МЕ-109» и «Ю-87», Лавренов так же стремительно оторвался от противника и вышел из схватки без единой пробоины в машине.

Воздушный бой скоротечен. Исход его во многих случаях решают первые минуты. Поэтому так стремительны и энергичны бывают атаки наших мастеров, которые, как правило, берут в свои руки инициативу с самого начала боя. Они расстраивают противника и, становясь хозяевами воздуха, победой заканчивают столкновение. Надо сказать, что их методы боя еще не усвоены всеми нашими летчиками. Некоторые воздушные бойцы допускают явные ошибки; одни — потому что мало опытны, другие — вследствие неверных представлений о воздушном бое.

Однажды в зоне истребления появилась группа наших истребителей. Вел ее летчик Семенцов. Она тихо шла в район боев и вяло завязала схватку. Наблюдавшие с земли летчики тут же дали безошибочную оценку:

— Из этого боя толку никакого не будет.

Так оно в действительности и получилось. Следуя на малой скорости, ведущий стал с опозданием набирать ее лишь в непосредственной близости к противнику. Когда же скорость начала нарастать, ведомые, не приученные ходить в строю на повышенных скоростях, стали отставать, «юлить», и почти весь боевой порядок нарушился. Пока наши летчики набирали скорость и старались спароваться, чтобы вести бой организованно, противник занял более выгодные позиции. Группа Семенцова попала в довольно неприглядное положение и во избежание ненужных потерь была по радио выведена из боя. Эта ошибка является типичной для неслетанных пар, не умеющих держаться на больших скоростях в строю.

В боевой практике были такие примеры, когда летчик, проиграв бой или окончив его безрезультатно, пытался свалить вину на несовершенство конструкции самолета. Чтобы оправдать свою неудачу, такой летчик обычно заявляет, что скорость у противника была больше, чем у его самолета, вертикаль и маневренность выше и т.д. Но стоит только на его машину сесть мастеру, как она становится совсем иной. Оказывается, что скорость, вертикаль, маневр — превосходны. В руках мастера самолет работает безупречно.

Почему одна и та же машина ведет себя по-разному? Дело главным образом в том, что у некоторых летчиков существует неправильное понятие об использовании боевых свойств своего самолета. Возьмем тот же случай со скоростью. Многие летчики, подчас и немолодые, не «выжимают» скорость лишь потому, что страдают закоренелым пороком, оставшимся еще от мирного времени, — жалостью к мотору. Они считают, что сохранят мотор, если будут ходить над полем боя на крейсерской скорости. Боевую, повышенную скорость они начинают развивать лишь в тот момент, когда уже лоб в лоб встречаются с противником. Но ведь каждая машина имеет известную инертность и отдает свои качества лишь через определенный промежуток времени. Естественно поэтому, что летчик проигрывает бой в самом его начале, еще не успев по сути дела ввести в действие свою машину.

Стремясь бережнее относиться к мотору, такой летчик в действительности делает обратное. Вместо того, чтобы постепенно наращивать обороты и заблаговременно установить постоянный, ровный режим, он бывает вынужден резко работать газом при встрече с противником, и в результате мотор как раз больше изнашивается. Ведь именно резкие перемены в режиме работы мотора и влекут за собою износ и порчу деталей.

У каждого самолета существует своя боевая скорость. Летчику следует заранее, еще до прихода в полосу боев, постепенно набрать ее. На поле боя он обязан появиться уже имея достаточную боевую скорость, чтобы не нагонять ее рывками в момент столкновения. Когда летчик-истребитель «жалеет» мотор и вообще обращается со своей машиной, как с хрустальной посудой, это означает, что он слабо овладел ею, не проверил ее на всех режимах, а следовательно, и не может определить, что она в состоянии дать.

— Почему вы ходите на такой малой скорости? — спрашивает командир своего летчика после боя. Неопытный пилот обычно отвечает:

— Перегревается мотор.

И действительно, стоит только стрелке водяного термометра подойти к 80—85°, как такой летчик уже обеспокоен, боится прибавлять обороты, хотя в действительности мотор, имея закрытую систему охлаждения, рассчитан на более высокие температурные режимы.

Слабое использование скоростных качеств самолета существует кое-где еще и по той причине, что в некоторых подразделениях летный состав не научился ходить в строю (в паре, в четверке) на большой скорости. Поэтому ведущий, не уверенный в мастерстве ведомых, вынужден водить свою группу на малых скоростях, что постепенно укореняется, становится привычкой.

Примеры боевой работы некоторых наших летчиков, приведенные выше, весьма показательны. В приемах мастера нет чего-либо сверх’естественного. Грамотно используя боевые свойства своего самолета, он работает в бою преимущественно на большой скорости, и его напарник, натренированный в таких полетах, никогда не отстанет от него, цепко держится в паре. Мастер верит в машину, потому что знает ее до тонкости. Когда нет надобности, он не насилует мотор, но уж, когда требуется, выжмет из него всё, что только можно. //Подполковник С.Романов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.


***********************************************************************************************
ПЕСЕНКА


Как будто с тобою сижу и пою я,
Уж так на войне повелось,
Что все мы, солдаты, живем и воюем,
Чтоб легче любимым жилось!

А ты не письмом, так открыткой обрадуй,
Хорошей любовью храня.
Живи, сероглазая, всем на отраду,
Но больше всего — для меня.

Каким в ней приветом меня приголубишь,
Ты всё освети, озари.
Ты как меня помнишь, ты как меня любишь,
Еще и еще повтори.

Ведь если и здесь без тоски и кручины
Мне песню сложить довелось,
То только по старым и веским причинам, —
Чтоб легче любимой жилось!

Александр Прокофьев. ЛЕНИНГРАД.

☆ ☆ ☆

26.06.43: Я.Милецкий: В лагерях польской дивизии ("Красная звезда", СССР)
26.06.43: Дм.Кабалевский: В спорах о песне* || «Литература и искусство» №26, 26 июня 1943 года

25.06.43: Грабители и убийцы || «Красная звезда» №148, 25 июня 1943 года

24.06.43: Вчера на выставке ("Красная звезда", СССР)
24.06.43: Каждый день увеличивать потери врага ("Красная звезда", СССР)

23.06.43: Красная Армия горит желанием добить фашистского зверя ("Красная звезда", СССР)
23.06.43: Н.Кружков: Русская сила || «Красная звезда» №146, 23 июня 1943 года*
23.06.43: Я.Милецкий: Первый день на выставке ("Красная звезда", СССР)*

22.06.43: М.Сидоров: Наши трофеи ("Красная звезда", СССР)*
22.06.43: И.Эренбург: Два года || «Красная звезда» №145, 22 июня 1943 года
22.06.43: Два года Отечественной войны Советского Союза ("Красная звезда", СССР)
22.06.43: П.Слесарев: Разбитая немецкая броня ("Красная звезда", СССР)

21.06.43: Отечественная война советского народа || «Правда» №156, 21 июня 1943 года
21.06.43: И.Эренбург: Заря || «Правда» №156, 21 июня 1943 года

20.06.43: 3.Хирен: Ночь на броне ("Красная звезда", СССР)
20.06.43: Орден и медаль — слава советского воина || «Красная звезда» №144, 20 июня 1943 года

19.06.43: Документы о немецком разбое ("Красная звезда", СССР)
19.06.43: Н.Тихонов: Зрелость командира ("Красная звезда", СССР)
19.06.43: Е.Габрилович: Два года в боях || «Красная звезда» №143, 19 июня 1943 года
19.06.43: И.Эренбург: Подводные колбасники || «Красный флот» №143, 19 июня 1943 года
19.06.43: Великие традиции русских моряков || «Красный флот» №143, 19 июня 1943 года
19.06.43: И.Сельвинский: Язык плаката* || «Литература и искусство» №25, 19 июня 1943 года

18.06.43: Н.Тихонов: В Петергофе ("Красная звезда", СССР)
18.06.43: Д.Заславский: Облик гитлеровской армии || «Правда» №153, 18 июня 1943 года
18.06.43: 3.Хирен: Танк у знамени || «Красная звезда» №142, 18 июня 1943 года

17.06.43: Е.Габрилович: Богдан Неуловимый || «Красная звезда» №141, 17 июня 1943 года
17.06.43: В.Коротеев: Разведчики-охотники ("Красная звезда", СССР)

16.06.43: А.Платонов: Маленький солдат ("Красная звезда", СССР)
16.06.43: И.Эренбург: Расплата || «Красная звезда» №140, 16 июня 1943 года
16.06.43: Т.Губа: Каким должен быть ведущий летчик ("Красная звезда", СССР)

15.06.43: В.Коротеев: Ветераны ("Красная звезда", СССР)
15.06.43: А.Степанов. Муж и жена || «Красная звезда» №139, 15 июня 1943 года

14.06.43: А.Исбах: Мечта истребителя || «Правда» №150, 14 июня 1943 года

13.06.43: Все для победы! || «Красная звезда» №138, 13 июня 1943 года
13.06.43: И.Эренбург: Париж ("Красная звезда", СССР)
13.06.43: А.Бардеев: Разведывательный полет ("Красная звезда", СССР)
13.06.43: М.Галактионов: Остановиться в военном деле — значит отстать ("Красная звезда", СССР)

12.06.43: Выше разведывательную культуру штабов! ("Красная звезда", СССР)
12.06.43: А.Сурков: Окопная быль ("Красная звезда", СССР)
12.06.43: А.Платонов: Земля и небо Курска || «Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года
12.06.43: Н.Денисов: О некоторых особенностях воздушной тактики немцев ("Красная звезда", СССР)
12.06.43: Д.Заславский: В потемках немецкой души || «Правда» №148, 12 июня 1943 года

11.06.43: Надежно прикрывать города от воздушных нападений ("Красная звезда", СССР)
11.06.43: Юный разведчик-партизан || «Красная звезда» №136, 11 июня 1943 года
11.06.43: М.Леонов: Мотопехота в наступлении ("Красная звезда", СССР)

10.06.43: И.Эренбург: Ожидание ("Красная звезда", СССР)
10.06.43: Подвиг Андриана Стерлева || «Красная звезда» №135, 10 июня 1943 года
10.06.43: И.Сарак: Управление воздушным боем ("Красная звезда", СССР)
10.06.43: Б.Полевой: Старый солдат || «Правда» №146, 10 июня 1943 года

09.06.43: Б.Галин: Знамя 43-го полка || «Красная звезда» №134, 9 июня 1943 года
09.06.43: Партизанская правда || «Красная звезда» №134, 9 июня 1943 года

08.06.43: Во имя победы! ("Красная звезда", СССР)
08.06.43: М.Яковлев: «Ильюшин-4» || «Красная звезда» №133, 8 июня 1943 года
08.06.43: Н.Денисов: Наращивание сил в воздушном бою ("Красная звезда", СССР)

07.06.43: И.Золин: «СК—065» || «Правда» №144, 7 июня 1943 года

06.06.43: Л.Никулин: Времена года ("Красная звезда", СССР)
06.06.43: А.Пахомов: «Лавочкин-5» ведет бой || «Красная звезда» №132, 6 июня 1943 года
06.06.43: В.Антонов: Солдатское счастье ("Известия", СССР)

05.06.43: Военный заем || «Красная звезда» №131, 5 июня 1943 года
05.06.43: Е.Ратманова: Рассказы медицинской сестры ("Красная звезда", СССР)
05.06.43: С.Рыбаков: «Петляков-2» || «Красная звезда» №131, 5 июня 1943 года

04.06.43: В.Коротеев: 127 тысяч рейсов ("Красная звезда", СССР)
04.06.43: С.Голованивский: В Карпатах ("Красная звезда", СССР)
04.06.43: В.Давыдов: Отражение налетов на Курск || «Красная звезда» №130, 4 июня 1943 года
04.06.43: Н.Тихонов: Вручение первых медалей «За оборону Ленинграда» ("Красная звезда", СССР)

03.06.43: Н.Кружков: Певец героического Ленинграда || «Красная звезда» №129, 3 июня 1943 года

02.06.43: Д.Заславский: Кризис доктора Геббельса ("Красная звезда", СССР)
02.06.43: П.Павленко: Бакинцы || «Красная звезда» №128, 2 июня 1943 года
02.06.43: Выше дисциплину боевого полета! ("Красная звезда", СССР)

01.06.43: Газета учит ненависти || «Красная звезда» №127, 1 июня 1943 года
01.06.43: П.Трояновский: Неуловимые ("Красная звезда", СССР)
01.06.43: В.Земляной: Борьба с немецкими бомбардировщиками ("Красная звезда", СССР)
01.06.43: С.Рогович: Фашистская Италия под ударами с воздуха ("Красная звезда", СССР)
01.06.43: Л.Кудреватых: Успехи советских лётчиков* ("Известия", СССР)


Май 1943:

30.05.43: Н.Тихонов: Ленинград в мае ("Красная звезда", СССР)
30.05.43: Сделать фронтовую печать важнейшим центром политической работы ("Красная звезда", СССР)

29.05.43: Ужасы немецкого рабства ("Красная звезда", СССР)
29.05.43: Н.Денисов: Воздушные сражения ("Красная звезда", СССР)

28.05.43: Авиационная разведка ("Красная звезда", СССР)
28.05.43: М.Зощенко: Портрет ("Красная звезда", СССР)

27.05.43: Ю.Рыкачев: Бои с «Мессершмиттами» ("Красная звезда", СССР)
27.05.43: Ю.Либединский: Казачья дочь ("Красная звезда", СССР)
27.05.43: Их кровь взывает к мести ("Известия", СССР)
27.05.43: И.Осипов. Л.Славин: Край обороны ("Известия", СССР)

26.05.43: Я.Милецкий: Боевые успехи французских летчиков ("Красная звезда", СССР)
26.05.43: И.Чмурак: Взаимодействие штурмовиков с танками ("Красная звезда", СССР)
26.05.43: Боевой союз СССР и Великобритании ("Красная звезда", СССР)
26.05.43: Водители — герои Сталинграда ("Красная звезда", СССР)
26.05.43: А.Первенцев: Мы — русские!* ("Известия", СССР)
26.05.43: Г.Бровман: Родное* ("Известия", СССР)
26.05.43: П.Белик: На мотоциклах в тылу врага* ("Известия", СССР)

Газета «Красная Звезда» №149 (5520), 26 июня 1943 года
Tags: Александр Прокофьев, газета «Красная звезда», июнь 1943, лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments