Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

В.Богданов-Березовский. Композиторы Ленинграда

газета «Известия», 10 апреля 1943 года, отечественная войнаВ.Богданов-Березовский || «Известия» №84, 10 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: От Советского Информбюро. Утреннее и вечернее сообщения 9 апреля. (1 стр.). Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии. (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР: О награждении орденами высшего командного состава Красной Армии; О награждении орденами и медалями начальствующего и вольнонаёмного состава оборонительного строительства Красной Армии. (1 и 2 стр.). В Народном Комиссариате Обороны. (1 стр.). A.Баусин. — Накануне торфяного сезона. (2 стр.). Э.Виленский. — Сын Белоруссии. (3 стр.). Людмила Попова. — Крылатые гвардейцы. (3 стр.). B.Богданов-Березовский. — Композиторы Ленинграда. (4 стр.). Выступление Идена в палате общин. (4 стр.). Американские газеты о военном положении. (4 стр.). Военные действия в Тунисе. (4 стр.).



# Все статьи за 10 апреля 1943 года.



«Известия», 10 апреля 1943 года

Связь ленинградских композиторов с фронтом постоянная, живая и многообразная.

Характерно то, что во многих случаях инициатива этой связи исходит от самого воинского подразделения. Сержант Пергаменщиков привозит набросанную карандашом в блиндаже партитуру «Кантаты о Сталине», которая должна исполняться на смотре фронтовой самодеятельности. Он просит товарищеских указаний и советов. По заданию командира дивизии присылаются стихи сержанта Альшица для написания строевой песни Н-ской краснознаменной стрелковой дивизии. Дом отдыха среднего начсостава просит организовать творческий самоотчёт композиторов об их работе за время Великой Отечественной войны. Группа раненых командиров-гвардейцев обращается в Союз композиторов с просьбой организовать исполнение 7-й симфонии Шостаковича.

Наша героическая Красная Армия, плоть от плоти великого советского народа, борясь с ненавистным врагом, живёт жизнью, полной широких культурных запросов и творческих интересов. На ряду с первоклассной боевой техникой она «принимает на вооружение» все средства массово-политической, культурной работы. А с другой стороны, ленинградские композиторы верно поняли свою задачу во время Великой Отечественной войны.

Композиторы-фронтовики, мобилизованные или добровольно ушедшие в армию, составляют значительную часть ленинградского Союза советских композиторов. Некоторые из них героически погибли в боях с заклятым врагом, почти не успев творчески откликнуться на события Великой Отечественной войны. В.Томилин, В.Иванищин, В.Фризе, Г.Флейшман — вот славные имена наших погибших товарищей, память о которых наполняет гордостью и вместе с тем горечью наши сердца. Вероятно, это далеко не полный список. Некоторые, как, например, М.Глух, А.Левнев, были ранены и, поправившись, вернулись к композиторской деятельности. Большинство ведёт творчески пропагандистскую работу в своих частях. Здесь надо назвать награждённых Г.Носова и А.Маклакова, Л.Энтелиса, В.Барбе, А.Цурмилена, Н.Будашкина и безвременно погибшего Бориса Гольца.

Но и вся, если можно так выразиться, «гражданская» часть ленинградских композиторов теснейшим образом связана с фронтом, работает по заданию командования отдельных армий, дивизий, бригад и полков. При Доме Красной Армии имени Кирова в контакте с ансамблем песни и пляски Ленфронта под управлением А.Анисимова работают композиторы Ю.Кочуров и Н.Леви. Их строевые, походные, эстрадные, концертные, сольные и хоровые песни стали широким достоянием красноармейского быта. Значительная часть их создана «на переднем крае» в землянках, в боевой обстановке и использует стихи поэтов-фронтовиков, воспевающие героев своей части. Война изменила творческий, психологический облик большинства композиторов.

Исключительным примером творческой продуктивности является деятельность ленинградского композитора Б.Асафьева. За сравнительно короткий срок в труднейших бытовых условиях он написал большое количество разнообразных музыкальных произведений (в том числе антифашистский балет «Милица» о борьбе югославских партизан и симфонию «Родина») и научно-исследовательских трудов.

Во время блокады зимой 1941—42 года композитор А.Пащенко создал лучшее своё произведение — «Реквием памяти героических бойцов, жизнь свою положивших в дни Великой Отечественной войны» для солистов, хора и оркестра на собственные стихи. Не говорю уже о классическом примере «зачатой» в Ленинграде 7-й симфонии Д.Шостаковича, прозвучавшей во всех свободолюбивых странах мира, как яркое воплощение воли советского народа к победе.

Тема Ленинграда занимает значительное место в музыкальном творчестве ленинградских композиторов. Это отнюдь не местная тема. Это тема всесоюзная, всемирная, обязывающая к определённой высоте идейно-политического звучания. Звучание это уловлено и по-разному преломлено в песне «Город-крепость» Ю.Кочурова на стихи Виссариона Саянова, в его же «Героической арии» на стихи А.Решетова, в «Ленинградском блок-ноте» — серии безымянных фортепианных пьес молодого композитора О.Евлахова, в песне А.Каменского «Ленинград—Сталинграду», в «Песне о Петре» М.Глуха, в детской песенке В.Ежевова «Ленинградским детям» на стихи С.Маршака.

Тема Ленинграда конкретна и многообразна. Она даёт материал и для широких обобщений, и для типических зарисовок. Песенно-симфонический цикл «Ленинград» О.Евлахова, состоящий из ряда оркестровых, хоровых и сольных, вокальных пьес. «Героический марш» для симфонического оркестра А.Животова, опера «Сила войны» пишущего эти строки, кантата Г.Носова «Сказ о городе-герое» — вот примеры различной и жанровой, и стилистической её интерпретации.

Музыка — наиболее тонкое и, казалось бы, наиболее отвлечённое из всех искусств, наиболее отдалённая и высокая из «культурных надстроек». Музыка — искусство, требующее определённых бытовых предпосылок для своего созидания — инструмента, чувствительного к температуре, света для мелкой чертёжной работы партитурного письма. И это искусство создается под огнём, в условиях громадного напряжения интеллектуальных и физических сил. И это не только песня, наиболее оперативная массовая форма художественной агитации. Это — инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные, ансамблевые. Это — произведения крупной формы: хоровые, симфонические (кантаты, оратории, концерты, симфонии) и музыкально-сценические (оперы, балеты, музыкальные комедии).

Быть может, именно музыка, созданная за время Великой Отечественной войны в Ленинграде, является одним из самых верных и неопровержимых показателей духовной силы ленинградцев, живым свидетельством того, что осаждённый в течение больше чем полутора лет, непрерывно обстреливаемый, бомбардируемый с воздуха бессмертный город Ленина жив и продолжает жить напряжённой, разносторонней и полной созидательной, творческой жизнью. // В.Богданов-Березовский, председатель Ленинградского Союза советских композиторов.


********************************************************************************************************************
Автобусное движение в Сталинграде


СТАЛИНГРАД, 9 апреля. (ТАСС). Началось пассажирское движение на первой, только-что открывшейся автобусной линии, связывающей центр Сталинграда с южными рабочими посёлками. Курсирующие на линии машины обслуживают лучшие шоферы — участники обороны города.

В ближайшие дни возобновится автобусное сообщение Центр — Тракторный завод.

________________________________________________
М.Кропачева: Женщины Ленинграда* ("Известия", СССР)
Н.Тихонов: Ленинград в апреле* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №84 (8077), 10 апреля 1943 года
Tags: 1943, апрель 1943, блокада Ленинграда, весна 1943, газета «Известия»
Subscribe

Posts from This Journal “блокада Ленинграда” Tag

  • Да здравствует родимый Ленинград!

    Н.Тихонов, Вс.Вишневский || « Правда» №19, 22 января 1944 года Да здравствует ленинизм, наше верное, испытанное в боях знамя, под которым мы…

  • Ольга Берггольц. Сталинграду

    О.Берггольц || «Ленинградская правда» №282, 28 ноября 1942 года Еще крепче бить врага на фронте — огнем, в тылу — трудом! # Все статьи за…

  • Встречи ленинградцев

    П.Лукницкий || «Вечерняя Москва» №59, 12 марта 1945 года # Все статьи за 12 марта 1945 года. Есть в нашей стране заветное слово,…

  • От Ленинграда до Будапешта

    П.Лукницкий || «Вечерняя Москва» №35, 12 февраля 1945 года Войска 1-го Украинского фронта форсировали реку Одер северо-западнее города Бреслау…

  • Николай Тихонов. Великая победа под Ленинградом

    Н.Тихонов || « Правда» №24, 28 января 1945 года Войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов завершили прорыв мощной обороны немцев в районе…

  • О.Берггольц. Праздничный тост

    О.Берггольц || « Комсомольская правда» №23, 28 января 1945 года # Все статьи за 28 января 1945 года. …Сегодня праздник в городе.…

  • Любимый город

    В.Саянов || « Красная звезда» №21, 26 января 1945 года Бессмертна слава Ленинграда — города-воина, города-героя. # Все статьи за 27…

  • Николай Тихонов. На историческом рубеже

    Н.Тихонов || «Вечерняя Москва» №22, 27 января 1945 года Восточно-Прусская группировка немцев отрезана от центральных районов Германии. Наши…

  • Всеволод Вишневский. Его защищали балтийцы

    Вс.Вишневский || «Вечерняя Москва» №22, 27 января 1945 года Восточно-Прусская группировка немцев отрезана от центральных районов Германии. Наши…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments