Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Воздушное сражение

«Красная звезда», 9 июля 1943 года, смерть немецким оккупантамН.Денисов || «Красная звезда» №160, 9 июля 1943 года

На Орловско-Курском и Белгородском направлениях продолжаются упорные бои. Стойко отражать немецкие атаки. Не давать врагу продвинуться ни на шаг. Стремительными контратаками наносить ему тяжелые потери!.



# Все статьи за 9 июля 1943 года.



(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Несколько дней на Белгородском направлении идут ожесточенные бои в воздухе, которые по своему размаху и количеству участвующих в них самолетов переросли в длительное воздушное сражение. Благодаря упорству и смелости наших летчиков, умелой организации каждого боя инициатива в воздухе очень скоро перешла на сторону советской авиации, наносящей немецкому воздушному флоту серьезные потери.

События в воздухе, в основном, развивались здесь так. Немцы, предпринимая наступление, как обычно, сосредоточили огромное количество бомбардировщиков и истребителей, посадив последние главным образом на передовые аэродромы. К началу наступления немецкое командование перебазировало сюда много самолетов с южных и глубинных аэродромов. В частности, из Анапы пришло несколько групп известной 52-й эскадры истребителей, из Николаева пришла 54-я эскадра и т.д. Часть воздушных сил прибыла с запада.

Накопив множество самолетов, немцы предполагали бросить основную часть их на поле боя для мощной авиационной подготовки, чтобы тем самым облегчить своим танковым частям прорыв линии фронта и быстрое распространение в глубину нашей обороны. Однако в этот замысел немцев советская авиация уже в самом начале внесла существенные коррективы своими активными действиями. Дело в том, что перед самым началом немецкого наступления наши бомбардировщики и штурмовики, сопровождаемые истребителями, нанесли ряд сильных ударов по вражеским аэродромам. В результате было сожжено на земле около 60 немецких самолетов, примерно столько же повреждено и несколько десятков машин сбито в завязавшихся воздушных боях.

Вслед за тем начались ожесточенные бои с ринувшимися на восток эскадрами немецких бомбардировщиков и истребителей. В первый день сражения над линией фронта возникло около 80 крупных воздушных боев. В основном они происходили между истребителями обеих сторон.

Надо сказать, что в этой операции враг прибегнул к следующему тактическому приему, чтобы завоевать временное превосходство в воздухе, он попытался создать «истребительный барьер» между нашей истребительной авиацией и своими бомбардировщиками. «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы» крупными партиями (по 60—80 самолетов) висели за 10—15 километров от линии фронта над нашей территорией, пытаясь преградить путь советским истребителям, вылетающим на перехват немецких бомбардировщиков. Однако этот прием немцев был быстро разгадан. Основная группа наших истребителей через несколько часов сражения стала обтекать вражеский «барьер» с флангов.

За этот день в ожесточенных воздушных боях было сбито больше ста немецких самолетов и примерно такое же количество повреждено. Немецкая истребительная авиация понесла крупные потери и не смогла завоевать господство в воздухе. В этом ей помешали главным образом наши истребительные части, вооруженные самолетами «Лавочкин-5» и «Яковлев-7». Однако противник вводил в бой свежие силы, и воздушные бои принимали всё более ожесточенный характер.

Немцы выделили немало истребителей для «охоты» за нашими штурмовиками и бомбардировщиками, атакующими вражеские войска на занимаемой ими территории. Эти истребители-охотники, действуя на разных высотах парами и четверками, заполняли всё пространство над развернутыми для наступления немецкими войсками. Они особенно старались перехватить наши «ИЛ'ы», которых немцы считают весьма опасным врагом для своих танков. Заметив группы советских бомбардировщиков, «Мессершмитты» также вступали с ними в бой, быстро наращивая силы. Одна девятка наших самолетов «Петляков-2» подверглась атаке со стороны 50 «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов». Это был ожесточеннейший воздушный бой, в котором наши пикировщики сбили несколько немецких истребителей, и хотя понесли некоторые потери, но всё же отлично выполнили задание и возвратились на свой аэродром.

Натиску немецких танков активно противодействовали наши штурмовики, которые застигли вражеские бронированные колонны еще до подхода их к переднему краю обороны. В первый день боя подразделения самолетов «Ильюшин-2», применявшие комбинированные атаки, уничтожили много немецких танков.

Следующий день воздушного сражения протекал в совершенно иных условиях. Противник стремился усилить свои атаки, но потери немецкой истребительной авиации оказались настолько велики, что немцы перестали висеть в воздухе крупными группами, а стали появляться лишь довольно редкими патрулями в 6—8 самолетов, всячески избегая боя с нашими «ЛА-5» и «ЯК'ами». Последние направили главные свои усилия на уничтожение бомбардировщиков. Они завязали свыше полусотни воздушных боев, в которых сбили около 80 немецких самолетов. Борьбу с вражескими бомбардировщиками вели также и штурмовики и пикировщики «Петляков-2». Только одна штурмовая часть, наряду с ударами по немецким танкам, сбила попутно семь бомбардировщиков различных типов.

Урон, который потерпела немецкая авиация на Белгородском направлении, огромен. Потеряв за два дня более двухсот самолетов и имея несколько сотен машин поврежденными, она снизила свою активность. Самое поведение немецких летчиков говорит о том, что наша авиация дала им почувствовать всю силу своих стремительных атак. Вражеские истребители теперь часто уклоняются от боя. Бомбардировщики, хотя и ходят крупными группами (50—60 самолетов), но после первой же атаки наших истребителей рассыпаются, поспешно сбрасывают бомбы и стараются как можно скорее уйти во-свояси, даже не пытаясь вести сколько-нибудь организованный оборонительный бой. Характерны и некоторые другие черты в действиях вражеских бомбардировщиков. Например, немецкое командование остерегается направлять их на глубину более 10—15 километров от линии фронта, значительно сократив об'ем своего авиационного воздействия на наши войска.

Воздушное сражение продолжается. Немцы, располагая здесь крупными силами авиации, стремятся усилить воздействие на нашу оборону с воздуха. Но советские летчики, овладев инициативой в воздухе, активно помогают своим наземным войскам отражать яростные атаки врага и наносят ему тяжелые потери как в небе, так и на земле. //Подполковник Н.Денисов. БЕЛГОРОДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. (По телеграфу).



Борьба за господство в воздухе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 июля. (По телеграфу от наш. корр.). Воздушные бои на Орловско-Курском направлении продолжаются с неослабевающей силой. Они носят ярко выраженный характер борьбы за господство в воздухе. Немцы всячески стремятся сковать действия нашей авиации на участках наступления своих наземных войск и тем самым обеспечить боевую работу бомбардировщиков. Советские летчики-истребители прилагают все усилия к обеспечению взаимодействия нашей штурмовой и бомбардировочной авиации с обороняющимися наземными частями. Таким образом, идет борьба в воздухе за пространство над линией фронта. Обе стороны стараются сохранить за собой свободу действий.

Учитывая насыщенность фронта немецкой авиацией, наше командование организовало несколько налетов на вражеские аэродромы. В результате этих ударов, а также в напряженных воздушных боях немцы понесли серьезные потери в самолетах и вынуждены были перебросить на этот участок авиационные части с других фронтов. Однако, это мероприятие не облегчило для врага воздушную обстановку. Наши истребители упорно удерживают за собой инициативу боя в воздухе, нанося врагу сокрушительные удары. Иногда немцам удается добиться численного перевеса в отдельных районах, но и это не решает исхода воздушных столкновений в их пользу.

Характерен в этом отношении бой восьми наших истребителей, возглавленных старшим лейтенантом Ратниковым. Вылетев наперехват вражеских бомбардировщиков, эта восьмерка встретила 70 немецких самолетов. Несмотря на огромное численное превосходство противника, Ратников атаковал его. Он сбил при этом лично «Хейнкель-111» и «Юнкерс-88». Шедшие вместе с ним летчики Шатров, Мурбас и Филимонов сбили по одному «Ю-88 ». Невзирая на трудность борьбы с превосходящими силами врага, наши летчики успешно выполнили боевую задачу и без потерь вернулись на свой аэродром.

________________________________________
Н.Шиманов: Офицеры авиации || «Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года
М.Нога: Воздушный боец 1943 года || «Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года
В.Земляной: Борьба с немецкими бомбардировщиками || «Красная звезда» №127, 1 июня 1943 года

Газета «Красная Звезда» №160 (5531), 9 июля 1943 года
Tags: 1943, газета «Красная звезда», июнь 1943, лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Заметки летчика-испытателя**

    П.Стефановский || « Красная звезда» №6, 7 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 6 января (1…

  • На испытательном аэродроме

    В.Земляной || « Красная звезда» №6, 7 января 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 6 января (1 стр.).…

  • Заметки летчика-испытателя*

    П.Стефановский || « Красная звезда» №5, 6 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 5 января (1…

  • Заметки летчика-испытателя

    П.Стефановский || « Красная звезда» №4, 5 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 4 января (1…

  • Славные соколы нашей Отчизны

    « Правда» №199, 20 августа 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Поздравление товарища Сталина Тбилисскому горно-артиллерийскому училищу имени 26-ти…

  • И.Кожедуб. За Родину, с именем Сталина!

    И.Кожедуб || « Правда» №199, 20 августа 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Поздравление товарища Сталина Тбилисскому горно-артиллерийскому училищу…

  • Иван Кожедуб

    Л.Кудреватых || « Известия» №195, 19 августа 1945 года Сегодня — Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится…

  • Авиация народа-победителя

    Г.Ворожейкин || « Известия» №195, 19 августа 1945 года Сегодня — Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится…

  • Некоторые уловки фашистской авиации

    М.Ступин || « Красная звезда» №170, 22 июля 1941 года Советский народ и Красная армия с величайшей радостью встретили назначение товарища…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments