Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Наращивание сил в воздушном бою

«Красная звезда», 8 июня 1943 года, смерть немецким оккупантамН.Денисов || «Красная звезда» №133, 8 июня 1943 года

Размещение Второго Государственного Военного Займа проходит с небывалым успехом. Советский народ и его Красная Армия ярко демонстрируют свое единство и сплоченность в борьбе за окончательный разгром заклятого врага».



# Все статьи за 8 июня 1943 года.



Красная звезда», 8 июня 1943 года

Происходящие нынче воздушные бои отличаются прежде всего тем, что в них участвует большое количество самолетов с обеих сторон. Можно сказать, что одной из основных форм воздушной войны стал теперь групповой бой. В ряде случаев он перерастает из скоротечной схватки в длительное сражение. Успех в этом сражении очень часто зависит от того, насколько своевременно и умело командир, руководящий действиями своих истребителей, наращивает силы, чтобы достигнуть в определенный момент количественного и качественного перевеса и тем самым решить исход боя в свою пользу.

Наращивание сил в воздушном бою требует от командира быстроты в оценке обстановки, в принятии решения, в исполнении этого решения. Иногда считают, что нарастить силы можно только одним приемом — заблаговременно выделить известный резерв истребителей, который в нужный момент будет поднят в воздух и направлен к очагу боя. Однако опыт показывает, что одного этого недостаточно.

Идея наращивания сил в воздушном бою содержит в себе два основных понятия. Во-первых, требуется своевременно разгадать замысел противника и к приходу его основных сил в район боя создать такую воздушную обстановку, которая исключала бы успех для врага и в то же время создавала выгодные условия нашим летчикам. Во-вторых, необходимо непрерывное наращивание сил в процессе боя, завязавшегося между крупными группами самолетов, пока, наконец, воздушная обстановка не сложится в пользу наших истребителей. Успешно разрешить эти две задачи сможет тот командир, который внимательно следит за всеми событиями, происходящими в воздухе, учитывает тактику воздушного противника и умело противопоставляет ему более искусные тактические приемы. Не задаваясь целью выработать какие-либо правила, попробуем рассмотреть на конкретных боевых примерах несколько типичных приемов наращивания сил и сделать из них некоторые выводы.

В дни майских воздушных сражений на Кубани N авиаподразделение имело задачей очистку воздуха от вражеских самолетов на одном участке фронта. Для этого назначались определенные районы истребления, где непрерывно находилось несколько групп «Лавочкин-5» и «Яковлев-1», действия которых были основаны на принципах свободного воздушного боя. В ходе операции было замечено, что немцы, приноровившись к приблизительно одинаковому составу групп истребления и тем высотам, на которых они действовали, несколько раз сумели просочиться и бомбардировать боевые порядки наших войск. В начале резерв истребителей, который находился на земле, не успевал подойти к очагу боя во-время и лишь преследовал, а не перехватывал вражеские бомбардировщики. Кроме того, немцы впереди своих «Ю-88» и «Хе-111» высылали большие группы истребителей обеспечения. Эти и другие наблюдения за тактикой противника подсказали командиру группы необходимость заблаговременного наращивания сил.

Как только появлялись первые немецкие самолеты, командир группы истребления немедленно вступал с ними в бой и радировал об этом на командный пункт. По его сигналу тотчас же вылетала часть резерва. Не втягиваясь в бой, она занимала исходное положение на большой высоте, оставаясь на своеобразной выжидательной позиции. Непосредственного наращивания сил в очаге боя не было, но приход свежей группы истребителей известным образом изменяя обстановку, создавал заблаговременно общий перевес в силах. В тот момент, когда на горизонте появлялись немецкие бомбардировщики, их перехватывали вновь прибывшие истребители. Теперь исход боя стал решаться быстро. Немцы обычно терпели серьезное поражение и уходили, не достигнув цели. Если же бой затягивался, командир соединения, лично наблюдавший за ходом действий с передового командного пункта, вызывал по радио дополнительные силы и тем самым добивался полного разгрома противника.

Таков вкратце способ заблаговременного наращивания сил. Надо сказать, что сюда входит не только под'ем в воздух части резерва в определенный момент. Чтобы действия истребителей были действительно эффективными, следует заранее продумать высоты, на которых будет находиться резерв, его боевой порядок, состав групп. Особенно важно правильное использование групп ассов — лучших летчиков-истребителей. Своевременный приход их в зону истребления обычно резко меняет воздушную обстановку и заставляет врага быстро отказываться от своего замысла.

Как видно из приведенного примера, в основе действий здесь лежала отлично налаженная радиосвязь. Без радио совершенно немыслимо сколько-нибудь правильное и успешное наращивание сил. Это особенно заметно в том случае, когда наращивание сил проходит уже в процессе боя и появление свежей группы истребителей буквально в считанные минуты решает его исход.

Разберем другой пример. Один воздушный бой в низовьях Кубани шел несколько часов. В нем участвовало одновременно больше сотни истребителей. Некоторые летчики, израсходовав горючее, выходили из боя, приземляясь на своем аэродроме, набирали боеприпасов и горючего и вновь появлялись в районе боя. Надо сказать, что и немцы в этом столкновении были особенно упорны. На смену сбитым «МЕ-109ф» непрерывно подходили новые группы самолетов, начиная от «МЕ-109» первых выпусков и кончая «Фокке-Вульф-190». В результате многочасового сражения воздух был полностью очищен от вражеских самолетов. Десятки их горели и дымились на земле.

Было бы неправильно думать, что эта победа досталась нашим летчикам легко. Они тоже понесли потери, но во много раз меньшие, чем противник, потому что было хорошо организовано непрерывное наращивание сил, и к исходу сражения у старшего авиационного начальника еще остался некоторый резерв истребителей, способный в случае надобности отпарировать какую-нибудь новую уловку немцев.

События здесь развивались так. Сначала немцы предприняли попытку прорваться к боевым порядкам наших наземных войск большой группой пикирующих бомбардировщиков, сопровождаемых эскортом истребителей. Натолкнувшись на сильное сопротивление наших воздушных патрулей, немцы не смогли проникнуть сквозь их завесу и возвратились обратно. Вскоре появились уже одни только вражеские истребители в большом количестве. Это был маневр массированного использования истребителей на участке главного удара. В первый момент создалась весьма напряженная обстановка. Часть наших воздушных патрулей вынуждена была даже лечь в виражи и вести оборонительный бой. Вопрос об исходе схватки решался минутами. Авиационный начальник, имевший на передовом командном пункте радиостанцию наведения, решил немедленно вмешаться в ход боя своим резервом. Однако резерва, нехватило, так как немцы подбросили свежую группу самолетов. Схватки становились всё ожесточеннее.

Благодаря радио и личному наблюдению за ходом боя, который шел исключительно на стремительном вертикальном маневре, старшему авиационному начальнику удалось через известные промежутки времени выбрасывать в воздух всё новые и новые группы истребителей. Они не были слишком многочисленными, но появление каждой свежей группы «Лавочкин-5» или «Яковлев-1» отвлекало немцев, заставляло их метаться из стороны в сторону. Сражение разбилось на несколько очагов. В конце концов сюда подошла сильная группа наших скоростных истребителей, занявшая позицию на 1.500—2.000 метров выше всех остальных самолетов. Выгодная позиция на высоте, стремительная атака и мощный огонь решили исход сражения в нашу пользу.

Интересно отметить некоторые технические моменты этого наращивания сил. Оно проходило под руководством старшего авиационного начальника, к которому стекались все сведения от командиров подразделений, ведущих бой, и с аэродромов. Старший начальник, управляя боем по радио, строго учитывал количество горючего в баках дерущихся истребителей (по времени) и темп подготовки к повторным вылетам самолетов, уже вышедших из боя, прислушивался к докладам постов воздушного наблюдения. Точный учет времени до минут позволял ему непрерывно держать немцев под угрозой изгнания из района боя, не давая им в руки инициативы. Командиру удалось для наращивания сил использовать в качестве резерва уже вышедшие из боя самолеты. Он ставил их в резервную группу, а тем временем поднимал в воздух свежий резерв. Это было допустимо в данном случае, поскольку инициатива и темп воздушного сражения всё время находились в руках наших летчиков.

Какие же выводы напрашиваются из приведенных нами двух типичных примеров? Прежде всего, когда речь идет о наращивании сил в крупном групповом бою, следует заранее установить порядок под'ема в воздух резервных подразделений, осуществляемого приказом старшего авиационного начальника. Его руководство и личное наблюдение за боем — необходимы.

Ввод в воздушный бой свежих истребителей, постепенное наращивание их удара не могут происходить механически. Тут надо улавливать мельчайшие, но характерные особенности создавшейся обстановки, чтобы каждая новая группа истребителей поднималась в воздух своевременно. В одном воздушном столкновении это правило соблюдено не было. Командир видел, что его истребители вступили в затяжной бой, но считал, что у них хватит боеприпасов, а главное горючего еще на тридцать минут боя и промедлил с наращиванием сил. В результате его первая группа истребителей была вытеснена немцами, а появление второй противник успел упредить, выбросив в воздух свежие самолеты. В результате наши истребители дрались по частям и в обоих случаях не выполнили своей задачи.

Не меньшую опасность представляет собою излишне раннее наращивание удара. Достаточно погорячиться и поспешить с под'емом в воздух своего резерва, как командир может впасть в ошибку, допущенную однажды в N авиасоединении. Там решили с первых же минут завязавшегося боя создать серьезное превосходство в силах и подняли в воздух весь наличный резерв истребителей. Сначала немцы действительно были вынуждены отскочить назад и обороняться. Но потом, выиграв таким образом время и вызвав по радио помощь, они перешли в контратаку, продолжая парами и четверками наращивать силы. В результате наши истребители, израсходовав горючее, стали один за другим покидать район боя и тем самым дали возможность противнику выполнить свою задачу.

Здесь напрашивается сравнение с общевойсковым командиром, который наращивает с помощью резерва удар по противнику, чтобы окончательно сломить его сопротивление. Надо сказать, что авиационный начальник, как и общевойсковой, тоже должен бросить на чашу весов свою последнюю гирю в момент известного равновесия сил. Но тут нужно такое равновесие, когда враг, судя по всем признакам, уже выдохся, и нужно еще одно, может быть, очень небольшое усилие, чтобы изгнать его из района.

Именно в такой момент предельного наращивания сил весьма важно использование небольшой группы хорошо слетавшихся между собой мастеров воздушного боя — ассов. Появившись в критическую минуту крупного группового боя, ассы могут решить исход его в свою пользу. Какова будет в этом случае техника и тактика их действий, подскажет конкретная обстановка. Но во всяком случае их удар должен быть стремительным и направленным в тот из очагов сражения, где успех сразу же даст серьезное преимущество нашим летчикам.

Пути, которыми командир достигает перевеса в силах и выигрывает групповой воздушный бой, конечно, могут быть различными. В ряде случаев можно успешно использовать приемы, казалось бы, не имеющие прямого отношения к завязавшейся схватке крупных групп истребителей. Например, возможен удар бомбардировщиков или штурмовиков по аэродромам противника, с которых он наращивает силы в процессе боя, или же блокировка этих аэродромов специальной группой истребителей свободного поиска парами и четверками ассов. Тогда противник не сможет совершать встречное наращивание сил, и это даст известную свободу маневра нашим летчикам.

Нынешний групповой воздушный бой — сложная операция, требующая не только личного мастерства летчиков, но также умелого и действенного руководства ими в процессе боя. Четкое управление и заблаговременный учет всех возможностей, всех путей, по которым будет итти наращивание сил, позволят нашим истребителям с честью выходить из самых сложных условий воздушной обстановки и выигрывать каждый бой. Это является также одним из важнейших условий, без которого нельзя добиться господства в воздухе. // Подполковник Н.Денисов. КУБАНЬ.


************************************************************************************************************
ВРУЧЕНИЕ МЕДАЛЕЙ «ЗА ОБОРОНУ СТАЛИНГРАДА» ЛЕТЧИКАМ-ГВАРДЕЙЦАМ


ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 июня. (По телеграфу от наш. корр.). Перед строем — группа летчиков, прославивших свои имена в упорных боях с вражеской авиацией. Среди них Герой Советского Союза гвардии капитан Решетов. Отважный летчик лично сбил 11 немецких самолетов и еще 10 в групповых боях.

Рядом с ним стоят орденоносцы гвардии капитаны Куделя, Евтихов, Пишкан, гвардии инженер-капитан Дронин.

Командир авиационной части гвардии майор Еремин всем им вручает медали «За оборону Сталинграда».

— Сегодня, — говорит тов. Еремин, — наши лучшие летчики первыми получают медали «За оборону Сталинграда». Пожелаем им свято хранить память о героических боях за Сталинград и передать свой боевой опыт молодым летчикам.

Вместе с командиром все присутствовавшие тепло поздравляют награжденных. На груди героев рядом с орденами появляется новая медаль.

В другой авиационной части медали «За оборону Сталинграда» вручены Герою Советского Союза гвардии капитану Кузьмину, сбившему за время войны 22 вражеских самолета, Героям Советского Союза гвардии капитанам Королеву и Ковачевичу, а также командиру эскадрильи гвардии капитану Ахмет-Хану, награжденному четырьмя орденами, орденоносцу гвардии капитану Аледюкину и многим другим летчикам и командирам, прославившимся в боях за Сталинград.


* * *


Налет нашей авиации на железнодорожный узел Унеча

В ночь на 7 июня наша авиация дальнего действия совершила крупный налет на железнодорожный узел Унеча (Орловская область) и бомбардировала склады боеприпасов, вооружения, горючего и скопления железнодорожных эшелонов противника. В результате бомбардировки возникло много пожаров и отмечены сильные взрывы.

Все наши самолеты, кроме одного, вернулись на свои базы.

☆ ☆ ☆

Налет немецких самолетов на г. Горький

В ночь с 5 на 6 и с 6 на 7 июня авиация противника силами до 100 самолетов пыталась совершить налет на г. Горький. Большая часть вражеских самолетов на подступах к городу была рассеяна нашими ночными истребителями и огнем зенитной артиллерии. Несколько прорвавшихся самолетов противника беспорядочно сбросили бомбы на жилые кварталы. Нанесен некоторый материальный ущерб. Есть жертвы среди гражданского населения. При отражении налетов сбито 12 немецких бомбардировщиков. Наша авиация потерь не имела.

________________________________________
Ю.Рыкачев: Бои с «Мессершмиттами» ("Красная звезда", СССР)
С.Рыбаков: «Петляков-2» || «Красная звезда №131, 5 июня 1943 года
В.Коротеев: 127 тысяч рейсов || «Красная звезда» №130, 4 июня 1943 года
А.Пахомов: «Лавочкин-5» ведет бой || «Красная звезда №132, 6 июня 1943 года
В.Земляной: Борьба с немецкими бомбардировщиками || «Красная звезда» №127, 1 июня 1943 года

Газета «Красная Звезда» №133 (5504), 8 июня 1943 года
Tags: 1943, газета «Красная звезда», июнь 1943, лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “1943” Tag

  • Илья Эренбург. Наша звезда

    И.Эренбург || « Красная звезда» №43, 21 февраля 1943 года Под знаменем Ленина, под водительством Сталина — вперед, за разгром немецких…

  • А.Довженко. Мать

    А.Довженко || « Известия» №42, 20 февраля 1943 года Красная Армия встречает свою двадцать пятую годовщину в жестоких боях с гитлеровскими…

  • Плененные нашими войсками в районе Сталинграда гитлеровские генералы

    « Красная звезда» №27, 3 февраля 1943 года Вчера, 2 февраля, успешно завершена ликвидация окруженных под Сталинградом вражеских войск. Честь и…

  • 27 января 1943 года

    «Вечерняя Москва» №21, 27 января 1943 года План Верховного Главнокомандования Красной Армии по окружению и ликвидации крупной группировки отборных…

  • Каменская трагедия

    А.Софронов || « Известия» №67, 21 марта 1943 года Колхозники и колхозницы, работники и работницы МТС и совхозов! Развернём большевистскую…

  • Великие традиции русских моряков

    «Красный флот» №143, 19 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Капитан А.Кожухов. — Авиация в борьбе с…

  • Илья Эренбург. Подводные колбасники

    И.Эренбург || «Красный флот» №143, 19 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Капитан А.Кожухов. — Авиация в…

  • Наши трофеи || «Красная звезда», 22.06.1943 года

    М.Сидоров || « Красная звезда» №145, 22 июня 1943 года Ряд крупнейших сражений, завершенных советскими войсками в свою пользу, показал…

  • Евгений Кригер. Штурм

    Е.Кригер || « Известия» №71, 26 марта 1943 года Вчера артиллерийский завод, где директором т. Елян, досрочно выполнил квартальную программу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments