Слава Белостокским, Станиславским, Двинским, Режицским, Львовским, Шавлинским частям и соединениям Красной Армии, одержавшим новые блестящие победы над врагом!
# Все статьи за 28 июля 1944 года.
(От специальных военных корреспондентов «Известий»)
25 июля наши войска завершили окружение львовской группировки противника и завязали упорные бои на окраинах города. 27 июля Львов взят штурмом. Победа под Львовом — результат блестяще проведенного обходного маневра танков и пехоты, четкости взаимодействия наших соединений и частей.
Сегодня, в день торжества Красной Армии, вернувшей родине древний украинский город, красавец Львов, — когда мы стоим в центре города у здания обкома партии, — хочется оглянуться на пройденный путь, проследить, как в течение долгих сорока восьми часов наши бойцы улицу за улицей, дом за домом очищали город и, наконец, водрузили на вершинах львовских холмов победные советские стяги.
★
Один за другим пали Янов, Городок, Сокольники и наглухо закрылись лазейки, через которые немцы, дравшиеся в районе Львова, могли сообщаться с внешним миром. Образовался обширный «котел», и наши войска, наступавшие со всех сторон, стали неумолимо сдавливать его стенки.
Последний этап боев за Львов ознаменовался исключительно ожесточенными боями. Немцы знали, что уйти некуда, и сопротивлялись с упорством смертников.
Из каждой земной впадины вырывался огонь. Сначала заговорили гвардейские минометы. Затем рявкнули пушки, и ветром согнуло хлеба. В хор вступили басы гаубиц. Огонь пробегал по львовским холмам то цепочкой, то змеёй, то рассыпался огненным дождем.
Все звуки, все голоса, все шумы и рёвы, все вспышки, все цвета пламени собрались здесь, под Львовом, в единой симфонии. А где-то там, на холме, в зелёной рощице один человек — начальник артиллерии — дирижировал этим железным оркестром. Постепенно появлялась из укрытий, из-под зелёных ветвей и маскировочных сетей, вырастала стволами из земли артиллерия, перенося огонь всё дальше и дальше.
Двинулась воздушная армада, волна за волной, справа и слева, на разных высотах, в несколько этажей. Летящая тень покрыла поля, деревни, дороги. Это было небо июля 1944 года, небо последних дней борьбы за Львов.
Когда самолёты пересекли пробитый артиллерией и ударом пехоты немецкий пояс вокруг города и начали бомбить и жечь окруженные немецкие войска, — показались танки и пошли по холмам на всём пространстве, которое мог об’ять человеческий глаз. Железным гулом залило все дороги, ведущие к Львову.
И вот тогда по невидимому сигналу из траншей, оврагов, воронок поднялась пехота. Выехали и загудели машины, тягачи с длинными пушками, бронетранспортеры с десантами. Кони бешено косились на проносившиеся мимо мотоциклы.
Горяча земля войны. Ещё не растаял в воздухе дым разрывов. Пригородная деревня, через которую прошёл бой, совершенно разрушена. Лишь кое-где уцелели забор или журавель над колодцем с ведром, ещё полным воды. Потолок, повисший на столбах, с пустой люлькой на крюке. Разбитое окно. Мгновенно захваченная войной и убитая жизнь деревни...
Рычат бронетранспортеры с пехотой, мчатся мотоциклы с пулемётами, широкие, как платформы, грузовики, гигантские танки. Автоматчики на танках стоят, сидят, лежат с автоматами наперевес, готовые в любую минуту соскочить и стрелять.
Впереди Львов. Длинные синие стрелы на перекрестках указывают путь к нему. Регулировщики машут флажками и кричат проходящим машинам: «На Львов!» Название этого города у всех на устах, в мыслях, в сердце.
★
Неожиданно хлынул ливень. Дороги сразу разбухли. Артиллеристы тащили снаряды на себе, руками поворачивали колеса орудий, впрягались в постромки вместе с лошадьми. Бойцы выволакивали из канав и ям грузовики. Они спешили, напоминая друг другу, что впереди Львов.
Город маячил вдали, звал на помощь, на выручку. Клубы дыма поднимались над Львовом. Гулко разносились звуки взрывов. Воины говорили друг другу:
— Смотрите, что творит немец! Скорее туда, во Львов!
К северу от Львова завязались бои. Танкисты Рыбалко стремительным ударом смяли немецкую оборону, опрокинули её и прорвались к городской черте. Тем временем к Львову продолжали в лоб двигаться пехота и артиллерия. Немцы метались по разным направлениям. Располагая большими силами, они стремились парировать наши удары, но теряли при этом много живой силы, танков, орудий и машин. Их контратаки захлебывались. Гитлеровцев все туже сжимали, все ближе оттесняли к городу.
★
Деревня в четырёх километрах от Львова. Сотни и тысячи чёрных пятен темнеют на зелени откосов. Зигзаги траншей рассекают поля. Десятки троп, дорог, об’ездов, следы колёс, гусениц паутиной покрывают луга. Штаб артиллерийской части. Звякнул телефон. Командир взял трубку.
— Опять появилась? — закричал он. — Погоди, не стреляй, — и, положив трубку, сказал: — На нашем участке появилась неуловимая батарея. Она перелетает с места на место. Но я её поймаю.
Командир взял карту. Несколько минут молча сидел, склонившись над её цветной поверхностью.
— Она теперь кинется вот сюда, — сказал генерал, подняв усталое лицо, и указал пальцем на небольшую лощину. Сняв трубку, генерал крикнул резким, протяжным голосом:
— Подготовьтесь к залпу по скату высоты около северной окраины деревни. Стрелять немедленно, как только заговорит немецкая батарея.
Мы немедленно отправились на эту высоту. Пушки немцев стояли, подняв вверх стволы. Тележки были полны снарядов. Вокруг батареи темнели воронки. Командир разгадал замысел врага и накрыл метким, точным залпом всю батарею, успевшую сделать лишь первый выстрел. Несколько дальше из земли торчал ствол тяжелой немецкой пушки. Её постигла та же судьба. В траншеях, окружающих огневую позицию, рассыпан порох, валялись немецкие каски, почему-то оплетённые проволокой, десятки гильз. В лощине — обгоревший остов немецкой штабной машины, которую у нас здесь зовут корытом. Через поля тянулись оборванные провода немецкого телефона.
★
Командный пункт соединения, расположенный в трех километрах от города. Сюда ежеминутно стекаются боевые донесения с различных участков. Только-что примчался облепленный грязью мотоциклист. Генерал усталым привычным движением взял пакет, вскрыл его.
— Десант автоматчиков ворвался на юго-восточную окраину Львова. Заняты две улицы.
Следующее донесение гласило:
— Танкисты ворвались на территорию товарной станции.
Каждые пять—шесть минут следовали новые сообщения. Генерал едва успевал делать отметки на карте. Но вот он вскочил и весело воскликнул:
— Началось! Сегодня закончим.
Девятое за этот час донесение содержало весть, разогнавшую бессонницу, заставившую глаза заблестеть:
— Начался решительный штурм. Немцы прижаты к реке. Сопротивление их слабеет.
— Товарищи, — сказал нам генерал, — битва за Львов подходит к концу. Сбылось то, чего мы ждали три года...
Мы покинули командный пункт и направились в город.
★
Город Львов, его строгого облика улицы со старинными зданиями всегда были полны своеобразного очарования. Кто хоть раз видел Львов, кто побывал в нем, побродил по аллеям парка, тот, мы уверены, никогда не забудет этого города, не смешает его в своем сознании ни с каким другим.
Львов мы любили за то, что он был полон жизни, движения. На его площадях, на его проспектах в людской толпе всегда можно было услышать оживленную речь, веселую шутку, громкий смех, песню. Кто не помнит нарядного людского потока на проспекте Легионов!
И вот он снова предстал перед глазами наших бойцов.
Густое облако дыма стоит над той частью Львова, где сосредоточено железнодорожное хозяйство. Пламя бушует, языки его лижут стены домов.
Вот первые улицы северной окраины города. Мост уничтожен, но уже готов об’езд. Взорванные рельсы трамвая. Беспорядочно повисшие медные провода. Белая пыль размолотой штукатурки. Противник поджёг продовольственные склады, нефтебазу. Стоят скелеты разрушенных зданий, хрустит под ногами битое стекло. Мы видели это и в других освобождённых от немецкого владычества городах. Не избежал этого и Львов. Немцы давно увезли с предприятий всё оборудование, вывели из строя многие фабрики и заводы.
Из-за поворота открывается величественное здание театра. С первого взгляда кажется, что рука врага не коснулась его. Но, под’ехав ближе, видим огромный провал в стене театра. Огнём уничтожены многие прекрасные здания на проспекте Легионов. Только сквер в центре проспекта да памятник Мицкевичу остались нетронутыми.
Входим в гостиницу «Жорж». Повсюду следы поспешного бегства оккупантов. Мусор, обрывки бумаги уже убираются, и через несколько дней гостиница сможет принять первых постояльцев.
Львов по праву гордился своим университетом, который был известен на всю Европу, на весь мир. Много выдающихся деятелей, ученых вышло из его стен. Немцы использовали университетское здание для расправы над мирными советскими людьми. Здесь помещались немецкий суд и прокуратура. Мрачные вывески, — аудитории были превращены в судебные канцелярии. Перетрусившие немецкие чиновники бросили в них почти всё своё хозяйство. Всюду пухлые папки с делами, карточки, бланки, документы. Мы смотрим на этот бумажный хлам и думаем: только немец с его чёрной душой мог так опоганить храм науки, место, где звучали свободное слово, голос разума.
С первых же минут освобождения города началась уборка следов вражеского хозяйничания. На стенах домов торжественно развеваются красные флаги. Тысячи людей заполняют улицы.
Во Львов уже прибыли партийные и советские работники. Вместе с секретарём Львовского областного комитета партии тов. Грушецким входим в здание обкома. Оно только-что приведено в порядок. Тов. Грушецкий рассказывает нам, что немцы истребили во Львове десятки тысяч ни в чём не повинных людей. Огромные могилы жертв массовых убийств и отдельные могильные холмы можно видеть повсюду на окраинах города.
И вот мы снова на улице, в гуще движения. Останавливается машина. Из неё выходит Никита Сергеевич Хрущев. Мгновенно его окружает ликующая толпа. Тов. Хрущева и генерал-лейтенантов Крайнюкова и Шатилова люди забрасывают цветами. Слышатся взволнованные возгласы: «Спасибо за нашу свободу!», «Да здравствует Советская Украина!», «Да здравствует Красная Армия!», «Да здравствует товарищ Сталин!». Многие от волнения не могут удержать слез. Кто-то не выдерживает, бросается на шею Н.С.Хрущеву и крепко его целует.
В этом порыве выразилась исстрадавшаяся, измученная, но непокорившаяся врагу и теперь торжествующая душа славного советского города Львова. //В.Антонов, Б.Ямпольский. (По телеграфу).
****************************************
НА ПОДСТУПАХ К ЛЬВОВУ. На снимках — немецкие танки и орудия, подбитые и подожженные нашими войсками. В центре — колонна пленных, захваченных в боях на подступах к городу.
Фото специального военного корреспондента «Известий» П.Трошкина.
☆ ☆ ☆
28.07.44: День пяти салютов ("Красная звезда", СССР)
27.07.44: И.Варес: Настал час освобождения эстонской земли ("Известия", СССР)
27.07.44: Б.Ефимов: На докладе у фюрера. Обмен приветствиями ("Красная звезда", СССР)
26.07.44: И.Эренбург: Освобождение ("Красная звезда", СССР)
25.07.44: События в Германии || «Красная звезда» №175, 25 июля 1944 года
25.07.44: Зверские издевательства гитлеровцев над советскими военнопленными ("Известия", СССР)
24.07.44: Н.Воронов: Псков освобожден || «Правда» №177, 24 июля 1944 года
24.07.44: Нарастающая сила ударов по врагу || «Правда» №177, 24 июля 1944 года
23.07.44: И.Эренбург: У них ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Слава советским военным морякам! ("Красная звезда", СССР)
23.07.44: Н.Бодров: Внутриполитическая борьба в Германии ("Красная звезда", СССР)
22.07.44: А.Сурков: Молодость || «Красная звезда» №173, 22 июля 1944 года
22.07.44: Н.Бодров: События в Германии ("Красная звезда", СССР)
22.07.44: Кукрыниксы: К покушению на Гитлера ("Правда", СССР)
21.07.44: Советская Прибалтика ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: А.Авдеенко: На Западном Буге ("Красная звезда", СССР)
21.07.44: Н.Асанов: Однажды в Восточной Пруссии ("Красная звезда", СССР)
20.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии-2 ("Красная звезда", СССР)
20.07.44: В.Полторацкий: Лавина наступления ("Известия", СССР)
19.07.44: И.Эренбург: Путь к Германии ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: А.Авдеенко: Гроза возмездия ("Красная звезда", СССР)
19.07.44: Л.Леонов: Немцы в Москве || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Б.Полевой: Они увидели Москву || «Правда» №172, 19 июля 1944 года
19.07.44: Нарастающая сила ударов Красной Армии ("Правда", СССР)
19.07.44: 19 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №170, 19 июля 1944 года
18.07.44: В.Ильенков: Пленные немцы на улицах Москвы ("Красная звезда", СССР)
18.07.44: Н.Козев: Проконвоирование немецких военнопленных через Москву ("Известия", СССР)**
18.07.44: М.Макаров: Пленные немцы на улицах Москвы ("Вечерняя Москва", СССР)
18.07.44: А.Чаковский: Пушкинские Горы || «Известия» №169, 18 июля 1944 года
18.07.44: Неотразимый натиск советских воинов ("Известия", СССР)*
18.07.44: 18 июля 1944 года || «Вечерняя Москва» №169, 18 июля 1944 года
17.07.44: Бить врага всей мощью советского оружия! ("Правда", СССР)
16.07.44: Е.Кригер: Путь к Неману ("Известия", СССР)
15.07.44: П.Трояновский: Бои за Пинск ("Красная звезда", СССР)
15.07.44: Е.Габрилович: По июльским дорогам ("Красная звезда", СССР)
14.07.44: Столица Советской Литвы — освобождена! ("Красная звезда", СССР)
14.07.44: Ю.Палецкис: Литовский народ славит Красную Армию ("Красная звезда", СССР)
13.07.44: Авиационное сопровождение ("Красная звезда", СССР)
13.07.44: В.Гроссман: Белорусские встречи ("Красная звезда", СССР)
13.07.44: Р.Моран: Размышления у немецких ворот ("Красная звезда", СССР)
12.07.44: И.Ануфриев: Немцы берут у белорусских детей кровь для своих раненых ("Красная звезда", СССР)
12.07.44: В.Шепелев: Подарок колхозника Сарскова герою-летчику ("Красная звезда", СССР)
11.07.44: Е.Кригер: Дорога Славы и Побед ("Известия", СССР)
11.07.44: «Беспримерное в истории войн наступление» ("Красная звезда", СССР)
10.07.44: А.Снечкус: Освобождение Советской Литвы началось ("Правда", СССР)
09.07.44: С.Петров: Этого не забыть! || «Известия» №162, 9 июля 1944 года
09.07.44: П.Трояновский: Успешное наступление в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)
09.07.44: Забота Советского государства о матери и ребенке ("Красная звезда", СССР)
08.07.44: В.Гроссман: Советская сила ("Красная звезда", СССР)
08.07.44: К.Гофман: Рундштедт — козел отпущения ("Красная звезда", СССР)
07.07.44: А.Сурков: Дорога жизни ("Красная звезда", СССР)
07.07.44: Заявление Черчилля о германских самолетах-снарядах ("Красная звезда", СССР)
06.07.44: Н.Баранов: Молодечно ("Известия", СССР)
05.07.44: Герои наступления в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)*
05.07.44: Н.Новиков: Олонецкие лагери смерти ("Красная звезда", СССР)
05.07.44: Е.Кригер: Минск в июле 1944 года ("Известия", СССР)
05.07.44: «Одна из величайших военных побед» ("Красная звезда", СССР)
04.07.44: Победы наших войск в Белоруссии ("Красная звезда", СССР)
04.07.44: А.Платонов: Падение немца ("Красная звезда", СССР)
04.07.44: Н.Прокофьев, Я.Милецкий: Минск, 3 июля ("Красная звезда", СССР)
04.07.44: Отклики иностранной печати на наступление Красной Армии
03.07.44: В.Кожевников: По дорогам Белоруссии ("Правда", СССР)
03.07.44: Сталинский путь побед советского народа ("Правда", СССР)
03.07.44: Отклики английской и американской печати на наступление Красной Армии
02.07.44: П.Трояновский: Здесь была разбита немецкая дивизия ("Красная звезда", СССР)
02.07.44: «Русские добились превосходства над противником во всех родах войск»
02.07.44: На пути к столице Советской Белоруссии ("Известия", СССР)
01.07.44: «Невиданная в военной истории стремительность» ("Красная звезда", СССР)
01.07.44: К.Гофман: Союз банкротов ("Красная звезда", СССР)
Июнь 1944 года:
30.06.44: Дни великих побед || «Красная звезда» №154, 30 июня 1944 года
30.06.44: Слава Красной Армии – освободительнице! ("Известия", СССР)
30.06.44: Г.Рыклин: Немецкие сказки для немецких дураков ("Красная звезда", СССР)
30.06.44: А.Романенко: Горы трупов, колонны пленных ("Известия", СССР)
30.06.44: Братья Тур: К вопросу о старушках ("Известия", СССР)
30.06.44: «Красная Армия наступает с поразительной мощью»
29.06.44: И.Эренбург: Салют Парижа ("Красная звезда", СССР)
29.06.44: А.Платонов: В Могилеве ("Красная звезда", СССР)
28.06.44: И.Эренбург: Наступление* ("Красная звезда", СССР)
28.06.44: Битва за освобождение Советской Белоруссии ("Известия", СССР)
28.06.44: А.Яковлев: Конструктор и война || «Правда» №154, 28 июня 1944 года
28.06.44: В.Кожевников: Штурм Витебска || «Правда» №154, 28 июня 1944 года
Газета «Известия» №178 (8480), 28 июля 1944 года