Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Управление воздушным боем

«Красная звезда», 10 июня 1943 года, смерть немецким оккупантамИ.Сарак || «Красная звезда» №135, 10 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Советские патриоты активно участвуют в подписке на военный заем (2 стр.). Майор Б.Король. — Техника и тактика атаки немецкого узла сопротивления (2 стр.). Майор И.Сарак. — Управление воздушным боем (2 стр.). Полковник Н.Рубинштейн. — Великие русские патриоты (3 стр.). Новый удар нашей авиации по аэродромам противника (3 стр.). Илья Эренбург. — Ожидание (3 стр.). Б.Шатров — Три года поражений Италии (4 стр.). Заявление Рузвельта об ответных мерах США в случае применения державами оси отравляющих веществ (4 стр.).



# Все статьи за 10 июня 1943 года.



Управление воздушным боем можно осуществлять с земли и непосредственно в воздухе. В первом случае старший командир сумеет подать команду лишь с помощью радио, тогда как в воздухе он может обойтись даже эволюциями самолета. Управление воздушным боем с земли нашло широкое применение лишь теперь, в ходе отечественной войны. В то же время радио позволило найти новые формы управления и внутри группы, ведущей бой. Таким образом мы имеем совершенно новую практику руководства воздушным боем.

Характерная особенность нынешних воздушных боев состоит в том, что они чаще всего протекают в пределах видимости с передовых позиций наземных войск. Это позволяет авиационному командиру и в наступлении, и особенно в обороне наблюдать за действиями своих подразделений, прикрывающих боевые порядки наземных войск или же штурмующих передний край вражеской обороны. Используя это обстоятельство, многие авиационные командиры перенесли свои командные пункты в расположение наземных частей, действия которых они обязаны обеспечивать. Следовательно, отживает свой век старая практика руководства воздушными боями с баз, далеко расположенных от места событий. Радио явилось могучим средством, с помощью которого старший начальник получил возможность влиять на исход почти всех воздушных встреч с противником.

Показательной в этом отношении является организация управления воздушным боем во 2 Гвардейской Сталинградской авиационной дивизии. Командный пункт дивизии выносится здесь на передний край. Кроме того, создается несколько пунктов наведения, связанных между собою по радио. Такая система позволяет наводить группы истребителей на вражеские самолеты, вызывать их в угрожаемую зону, а также руководить их боем. Если всё же воздушному противнику удается занять исходное положение для атаки, то летчикам передаются соответствующие команды, и они выходят из-под удара. Благодаря хорошей связи летчики быстро принимают эти команды и производят все необходимые эволюции, чтобы занять выгодные позиции для встречи с вражескими самолетами.

Управление с земли облегчается тем, что все летчики имеют карту, разбитую на квадраты. Курс, высота и тип самолетов сообщаются им открытым текстом. Таким же образом передаются в воздух приказания и информация о противнике. Успешному розыску вражеских самолетов способствует наличие вычислительных линеек, по которым производится расчет на встречу или на перехват. Летный состав знает квадраты, в которых располагаются станции наведения. Число последних в периоды напряженных боев доводится до трех—четырех, и на каждой из них присутствует опытный командир. Такая система управления целиком оправдала себя.

Управление боем внутри группы тоже осуществляется по радио. Летный состав отлично овладел радиосвязью и применяет ее от взлета до посадки. По условному сигналу (ракета с командного пункта) летчики, находясь в самолетах, сразу же включают радиостанции на подслушивание. Командир группы дает короткую настройку, проверяя двустороннюю связь с командирами звеньев. По радио подаются: команда для запуска моторов, указания о порядке выруливания и взлета, информация о воздушной обстановке и, наконец, сигнал взлета. В дальнейшем все команды и приказания также передаются с помощью радио.

При встречах с одиночными самолетами противника командир группы назначает по радио пару истребителей, которым выгоднее произвести атаку. Те уничтожают вражеский самолет, а потом, набрав высоту, пристраиваются к товарищам, наблюдавшим за боем. Иногда для атаки одиночного самолета выделяются две пары, из которых вторая является прикрывающей. Остальные самолеты следуют за ними, обеспечивая быстрый сбор на случай атаки со стороны немцев. Сам командир группы, как правило, не атакует одиночные самолеты противника, даже если и представляется удобный момент. В этом нет необходимости при безотказно действующей радиосвязи. Командир непрерывно руководит всей группой и ведет наблюдение за обстановкой в воздухе.

Непрерывность управления боем соблюдается также при атаках против бомбардировочных групп неприятеля. Но когда немецкие бомбардировщики не имеют истребительного прикрытия и бой распадается на отдельные очаги, рассредоточенные по высотам, то наши летчики действуют попарно или самостоятельно. К концу такого боя командир снова восстанавливает управление, организуя сбор группы. Чаще же всего управление по радио применяется в течение всего боя.

Характерен в этом смысле бой восьмерки наших истребителей, ведущим которой был майор Ляшко. Обстановка сложилась так, что надо было действовать компактно. Немецкие бомбардировщики прикрывались истребителями. Сковав последних прикрывающей группой, майор во главе ударной группы стал уничтожать бомбардировщики. После нашей атаки он выравнивал боевой порядок группы, занимал выгодную позицию и вновь направлял удар по бомбардировщикам. При этом командир не всегда находился впереди группы, условия сбора и маневра иногда не позволяли ему этого сделать. Однако, где бы ни находился командир, он непрерывно руководил боем. И здесь радиосвязь была незаменима. В результате этой встречи противник лишился шести бомбардировщиков.

В бою с немецкими истребителями управление по радио проходит в условиях быстро меняющейся обстановки, требующей постоянного маневра и неослабного наблюдения за воздухом. Поэтому командир группы после первой атаки занимает в паре со своим прикрывающим удобную позицию, откуда наблюдает за боем и руководит им, предупреждая внезапные удары истребителей врага. В нужный момент он группирует вокруг себя несколько пар для нанесения решительного удара. Таким образом радио определило новое место для ведущего группы. Если раньше он должен был находиться только впереди своих подчиненных, то сейчас получил возможность видеть весь бой и с выгодных позиций влиять на его исход, предупреждая всякие неожиданности.

Боевая практика показывает, что теперь основным средством управления воздушным боем является радио, и старший командир может с помощью радиосвязи руководить с земли боем истребителей. Всё это при условии хорошей организации позволяет осуществлять управление, начиная от взлета и кончая посадкой самолетов. Главное преимущество данной системы управления боем, по опыту 2 Гвардейской Сталинградской авиационной дивизии, состоит в том, что эта система позволяет командиру правильно оценивать воздушную обстановку, своевременно создавать тактическое превосходство и быстро наращивать силы для удара в ходе самого боя. // Майор И.Сарак.

☆ ☆ ☆

Новый удар нашей авиации по аэродромам противника

В ночь на 9 июня крупные соединения нашей авиации нанесли новый мощный удар по шести аэродромам противника. В результате налета на вражеские аэродромы уничтожено и повреждено, по меньшей мере, 150:—160 немецких самолетов, взорвано несколько крупных складов с боеприпасами и горючим, подожжено большое количество аэродромных построек, в том числе несколько ангаров. С боевого задания не вернулся 21 наш самолет.

☆ ☆ ☆

Налет немецких самолетов на г. Волхов

Днем 8 июня немецкая авиация тремя группами общей численностью до 70 самолетов пыталась совершить налет на г. Волхов. К городу прорвалось несколько вражеских самолетов, беспорядочно сбросивших бомбы. От бомбардировки повреждены 4 жилых дома. Промышленные и другие об'екты не пострадали.

При отражении налета в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 24 немецких самолета. Наши потери — 2 самолета.


***********************************************************************************************
Баллада о матери и сыне


За окном ли дрогнет ветка,
Затрясется на ветру.
Кажется ей, кто-то ходит
По пустынному двору.
Чуется ей голос слабый,
Будто слабый ветерок:
— Мамо, мамо, отворите,
То Микола, ваш сынок!
И тогда старуха двери
Отворить спешит быстрей.
Только темень, только стужа, —
И никто не входит к ней.
Не бросается на шею,
Не целует бледных щек.
Где же ты, Микола, сыну,
Партизанский мой сынок?
Почему не входишь в хату,
Не порадуешь ты мать?
Ой, ты, горе быть под немцем,
Сына долго не видать...
За дверьми неслышный шорох,
Будто сыплется песок.
— Мамо, мамо, отворите,
То Микола, ваш сынок!
Дверь старуха отворяет.
Смотрит жадно в темноту.
Никого... Лишь ходит немец
Возле хаты на посту.
Никого... Последним снегом
Двор и хату замело,
Над оврагами застыло
Полоненное село.
За дверьми — он ясно слышен —
Сына жаркий шепоток:
— Отворите, мамо, мамо,
То Микола, ваш сынок!
И старуха подымает
Чуть дрожащий каганец.
Может, двери отворятся,
И войдет он, наконец...
Ой, ты, доля партизана —
Хорониться по лесам
Где же ты, Микола, кто же
Постирает, детки, вам?
Постирает да погладит,
Приглядит кто за костром?
Как старой не убиваться
О сынке своем родном?..
За окном как будто топот,
Будто топот чьих-то ног.
— Мамо, мамо, отворяйте,
То Микола, ваш сынок!
То явились партизаны
В полоненное село!...
За окном — стрельба. Огнями
Вдруг село всё зацвело.
Мать бежит к дверям скорее.
— Мамо, мимо, дверь открой!
У порога — немец мертвый,
На пороге — сын живой.

Леонид ЕЛИСЕЕВ.

____________________________________________________________
Вс.Иванов: Русское поле* ("Известия", СССР)
Е.Габрилович: Два года в боях ("Красная звезда", СССР)
В.Коротеев: 127 тысяч рейсов* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Воздушное сражение на Кубани* ("Красная звезда", СССР)
Бр.Тур: Последний бой Григория Жовтоножко* ("Известия", СССР)

Газета «Красная Звезда» №135 (5506), 10 июня 1943 года
Tags: 1943, газета «Красная звезда», лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • А.Яковлев. Победа советской авиационной техники над техникой врага

    А.Яковлев || « Правда» №83, 7 апреля 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Письмо товарищу Сталину от первого республиканского с'езда женщин Советской…

  • Авангард истребителей

    И.Сербин || « Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: В Совете Народных Комиссаров СССР (1 стр.). Указ Президиума Верховного…

  • Облик советского асса

    А.Семенов || « Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). В Народном Комиссариате…

  • Опыт воздушных боев

    С.Чирва || « Красная звезда» №82, 8 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указы Президиума. Верховного…

  • Здравствуй, мама!

    М.Бугаева || « Комсомольская правда» №80, 5 апреля 1945 года Вчера войска 2-го Украинского фронта штурмом овладели важным промышленным центром…

  • Эль-Регистан. В небе Германии

    Эль-Регистан || « Известия» №78, 3 апреля 1945 года Трактористы, комбайнеры, агрономы и механики машинно-тракторных станций Советского Союза!…

  • Воздушная разведка истребителей

    С.Чухнов || « Красная звезда» №75, 31 марта 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Совинформбюро (1 стр.). Письма товарищу Сталину и его ответы…

  • Искусство боевого полета

    А.Семенов || « Красная звезда» №76, 30 марта 1944 года Сегодня исполняется 25 лет со дня избрания М.И.Калинина на пост Председателя…

  • Заметки летчика-испытателя**

    П.Стефановский || « Красная звезда» №6, 7 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 6 января (1…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment