Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Упорно сражаться за господство в воздухе

«Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года

Сегодня — День авиации. Советские летчики — соколы нашей родины! Беспощадно громите врага в воздухе, на земле, на море! Да здравствуют советские летчики!



# Все статьи за 15 августа 1943 года.



«Красная звезда», 15 августа 1943 года

Нынешний традиционный праздник советской авиации совпадает с ее 25-летней годовщиной. Четверть века существует советский воздушный флот. Четверть века советские самолеты с красными звездами на крыльях бороздят воздушный океан. Отмечая сегодня в День Сталинской авиации этот славный путь, — наша страна с гордостью и удовлетворением подводит итоги боевой работы военно-воздушных сил Красной Армии на фронтах Отечественной войны. Эти итоги говорят о доблести и мастерстве кадров нашей авиации, о том, что они с честью выполняют свой долг перед Родиной. Эти итоги, свидетельствуя возросшую мощь наших военно-воздушных сил, зовут их к новым победам над ненавистным врагом, освещают путь дальнейшей их борьбы за разгром немецко-фашистских захватчиков и в воздухе, и на земле.

Истекший авиационный год ознаменовался рядом крупных побед советских летчиков. И первая среди этих побед — сталинградская битва, которая явилась переломным этапом в ходе всей воздушной войны на советско-германском фронте. Отразив под Сталинградом натиск колоссальных сил немецкой авиации, наши летчики вместе с наземными войсками Красной Армии перешли затем в наступление. Изолировав с воздуха окруженную группировку немцев, они помогли пехоте, артиллерии и танкам окончательно разгромить врага. Тысячам летчиков, штурманов и механиков была вручена почетная медаль «За оборону Сталинграда». С этой медалью, свято храня героические сталинградские традиции, они продолжают теперь сражаться на всех фронтах Отечественной войны. Летчики-сталинградцы положили начало успехам наших воздушных сил, достигнутым в дальнейших боях с немцами. Битвы зимней кампании, воздушное сражение на Кубани, отражение весенних массированных налетов врага на Ростов, Курск и другие города, наши встречные бомбардировочные удары по железнодорожным магистралям и авиабазам немцев — вот основные вехи того пути, по которому наша авиация неуклонно двигалась к прочному завоеванию инициативы и превосходства в воздухе.

Серьезным экзаменом для военно-воздушных сил Красной Армии явилось нынешнее июльское наступление немцев, воздушные сражения с отборнейшими частями немецкой авиации на Орловско-Курском и Белгородско-Курском направлениях были выиграны нашими летчиками. Обороняясь, они наступали на врага в каждом бою, в каждой схватке, возникавших десятками и сотнями над линией фронта. В приказе Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина была высоко оценена боевая работа действовавших здесь авиационных соединений. Окрыленные сталинской оценкой, они еще больше усилили свою активность. В последующих боях за Орел, а ныне на Харьковском, Брянском и других направлениях наши летчики прочно взяли инициативу в свои руки и, на многих участках достигая господства в воздухе, продолжают громить немцев, эффективно поддерживая наступающие наземные войска.

Таким образом в этом году День Сталинской авиации проходит в обстановке, характерной всё возрастающим превосходством военно-воздушных сил Красной Армии. Мощь нашего воздушного флота неизмеримо возросла за время войны. Советские конструкторы и авиационная промышленность снабдили летчиков большим количеством замечательных боевых машин, которые по своим данным не только не уступают немецким самолетам, но и в ряде случаев превосходят их. Наши летные кадры обогатились большим боевым опытом, их подготовка значительно повысилась. Сочетая это с храбростью и отвагой, искони присущей воинам Красной Армии, советские пилоты теперь во всем блеске проявляют свое летное и тактическое мастерство.

Нынешний этап воздушной войны с немцами примечателен чрезвычайно массированными действиями нашей авиации. Никогда еще наземные войска Красной Армии не получали столь действенной поддержки с воздуха, осуществляемой непрерывно крупными группами самолетов, как сейчас. Наши истребительные части, в которых выросла замечательная плеяда советских асов, лучших мастеров воздушного боя, сражаются в высоком наступательном темпе, ежедневно приумножая счет уничтоженных самолетов противника. Наши штурмовики, показывая образцы взаимодействия с наземными частями, неутомимо и решительно расчищают им путь наступления, истребляя живую силу и технику врага. Наши бомбардировщики ежедневно наносят мощные удары по боевым порядкам немцев, их коммуникациям, тылам, аэродромам, дезорганизуя противника, причиняя ему огромный урон.

Значительно возмужали и окрепли в своем оперативно-тактическом искусстве офицерские кадры нашей авиации. Приблизив управление частями к полю боя, находясь всегда в гуще событий, лично руководя каждым боем, многие авиационные командиры стали подлинными вожаками сражающихся масс самолетов.

Однако, само собой разумеется, что все эти достижения наших военно-воздушных сил не дают и малейшего основания для какой бы то ни было самоуспокоенности. Враг еще силен. Чтобы окончательно разбить его и стать полными хозяевами в небе, летчикам и офицерам советского воздушного флота надо преодолеть еще много трудностей, приложить много самоотверженных усилий. Завоеванную инициативу и превосходство нельзя упускать ни в одном боевом вылете. Вся энергия, все помыслы каждого летчика и штурмана, каждого командира эскадрильи, полка или соединения, каждого штабного офицера должны быть направлены к тому, чтобы личными своими действиями и боевой деятельностью подчиненных настойчиво добиваться полного нашего господства в воздухе. Остановиться на уже достигнутом, благополучно почить на лаврах одержанных побед — значит застыть на месте и дать возможность хитрому и опасному врагу собраться с силами, нанести нам ряд неожиданных ударов.

Сражение за господство в воздухе, за действенную поддержку наземных войск, за эффективное авиационное воздействие на вражеские тылы продолжается. Сражаясь теперь на Харьковском и Брянском направлениях и других участках фронта, наша авиация неустанно обогащается боевым опытом, который наглядно учит тому, как нужно действовать, чтобы жестоко бить немцев в воздухе. Нельзя допускать, чтобы эти уроки жизни оставались пусть почетным, но мертвым багажом у того или иного летчика, командира. Долг офицерского состава авиации, — критически осмысливая боевой опыт, немедленно брать на учет всё, что есть в нем полезного, лучшего, и возможно быстрее использовать, широко внедрять в повседневную практику.

Существующая теперь благоприятная для нашей авиации воздушная обстановка может кое-кого склонить к шаблону в действиях. Но давно известно, что прием борьбы, эффективный вчера, завтра может и не принести желаемых результатов. Недальновидному летчику или командиру, застывшему на месте в своем военном мастерстве, цепляющемуся за шаблон, грозит опасность быстро утерять преимущество перед врагом. Надо помнить об этой опасности, надо делать всё, чтобы полностью устранить ее. Не для того мы добыли в жестоких боях превосходство в воздухе, не для того наши герои-летчики самоотверженно бились за инициативу, чтобы остановиться на полпути. Каждый наш новый боевой вылет должен быть новой вехой на пути к завоеванию полного господства в воздухе. А для этого необходимо еще настойчивее, неустанно совершенствоваться во всем, начиная от пилотирования и кончая еще более тщательной, прозорливой разработкой плана каждой воздушной операции и еще более четким, гибким осуществлением намеченных замыслов.

Вся Красная Армия, весь советский народ горячо приветствуют наши авиационные кадры с их славным праздником — Днем Сталинской авиации, горячо поздравляют их с победами, достигнутыми за минувший год воздушной войны. Но в этих победах Родина видит лишь провозвестника тех великих исторических побед, которые еще предстоит одержать военно-воздушным силам Красной Армии в грядущих решающих битвах. Высоко ценя доблесть и мастерство своих воздушных воинов, Родина ставит перед ними задачу — достичь полного господства в воздухе, обеспечить наземным войскам полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Упорно сражаясь в воздухе, мощным авиационным огнем беспощадно истребляя немцев на земле, личный состав советского воздушного флота может и должен с честью выполнить эту задачу.


***********************************************************************************************
От Советского Информбюро*


Оперативная сводка за 14 августа

В течение 14 августа наши войска, наступающие из района СПАС-ДЕМЕНСКА, продвинулись вперед от 6 до 8 километров и заняли более 20 населенных пунктов.

На БРЯНСКОМ направлении наши войска, преодолевая сопротивление противника, на отдельных участках продвинулись вперед от 4 до 8 километров и заняли свыше 60 населенных пунктов.

На ХАРЬКОВСКОМ направлении наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки танков и пехоты противника, продолжали наступление, заняв несколько населенных пунктов.

На других фронтах наши войска вели разведку и артиллерийско-минометную перестрелку с противником.

В течение 13 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 69 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 54 самолета противника.

☆ ☆ ☆

Наши войска, овладев городом Спас-Деменск, продолжали наступление. Бойцы Н-ского соединения за три дня боев уничтожили до 8.000 солдат и офицеров противника, 58 танков, 128 орудий разного калибра и 160 пулеметов. Разбито и разрушено до 200 дзотов и блиндажей противника. Захвачено много трофеев, в том числе 4 склада с вооружением, несколько складов с продовольствием и различным военным имуществом. Части другого нашего соединения освободили 19 населенных пунктов и уничтожили не менее двух полков пехоты противника. Взято в плен до 300 гитлеровцев. Захвачено у немцев 9 паровозов, 184 вагона, 126 платформ с различным инженерным имуществом, подвижные ремонтные мастерские армейского значения, 4 продовольственных склада, большое количество боеприпасов и другие трофеи.

Развивая наступление, наши войска в течение дня продвинулись вперед от 6 до 8 километров и заняли свыше 20 населенных пунктов.

* * *

На Брянском направлении наши войска вели бои северо-восточнее города Карачев. В районе железной дороги противник на рассвете бросил в контратаку крупные силы пехоты и 24 танка. Огнем нашей артиллерии подбито 11 вражеских танков и несколько самоходных орудий. Контратака противника захлебнулась. На плечах отступающих гитлеровцев гвардейцы Н-ской части штурмом заняли сильно укрепленную и господствующую над местностью высоту. В боях на подступах к Карачеву в течение дня уничтожено 2.500 немецких солдат и офицеров, 20 танков и 98 орудий. Захвачены у противника 12 танков, 56 орудий и 42 миномета.

Овладев районным центром Шаблыкино, наши войска продолжали наступление и, продвинувшись вперед, заняли более 30 населенных пунктов.

* * *

На Харьковском направлении наши войска продолжали наступление.

Западнее Харькова наши войска, преодолевая упорное сопротивление противника, заняли ряд населенных пунктов. Бойцы Н-ской части только в бою за один населенный пункт уничтожили 900 гитлеровцев, 7 немецких танков и 2 артиллерийских батареи. Захвачено 8 танков, 19 орудий, 64 пулемета, 2 склада боеприпасов и склад с инженерным имуществом. Северо-западнее Харькова немецкие танки и пехота предприняли несколько ожесточенных контратак. Наши части отбросили противника, уничтожив при этом 26 танков, из них 10 тяжелых танков типа «Тигр». Противник понес огромные потери в живой силе.

* * *

На Ленинградском фронте наши части истребили до 600 немецких солдат и офицеров. Огнем артиллерии уничтожено 4 немецких минометных батареи, разрушено 35 дзотов и 17 блиндажей. Подавлен огонь большого числа артиллерийских и минометных батарей противника. В расположении огневых позиций немцев вызвано много пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами.

* * *

Северо-восточнее Новороссийска противник предпринял несколько контратак. Артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем наши бойцы истребили до 400 гитлеровцев и вынудили немцев отступить. Захвачены у противника 2 орудия, 38 пулеметов, 250 винтовок и другие трофеи.

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Смоленской области, ночью внезапно напал на охрану крупной железнодорожной станции. Партизаны уничтожили до роты гитлеровцев, взорвали входные и выходные стрелки, железнодорожный мост, сожгли два эшелона с боеприпасами и эшелон с горючим. Уничтожено 46 автомашин, 6 танков, 21 вагон с артиллерийскими снарядами, 17 вагонов с патронами, 9 вагонов с авиабомбами и 9 цистерн с горючим. Группа партизан другого смоленского отряда проникла в расположение немецкого аэродрома, сожгла один самолет «Юнкерс-88» и взорвала склад с авиационными бомбами. Взрывом уничтожены аэродромные постройки и несколько автомашин.

* * *

Многие жители Орла, вынесшие нечеловеческие страдания за время немецкой оккупации, при приближении к городу частей Красной Армии устремились навстречу своим родным освободителям. Немецко-фашистские мерзавцы расстреливали этих людей из пулеметов и автоматов. Гитлеровцы силой оружия, под угрозой расстрела, угоняли мирных советских людей, жителей Орла, на каторгу в Германию. Вопреки всем международным законам и обычаям ведения войны, гитлеровские бандиты хватали подростков и стариков, заключали их в лагери и об’являли военнопленными.

Ниже приводится точный текст «Об’явления» немецкого военного коменданта генерал-майора Гамана, расклеенного на улицах гор. Орла за несколько дней до взятия его советскими войсками:

«ОБ’ЯВЛЕНИЕ
Орел об’является боевой зоной


Гражданское население должно немедленно покинуть город в западном направлении. Покиданию города в другом направлении будет воспрепятствовано силой оружия.

Мужчины в возрасте от 15-ти до 55-ти лет, способные носить оружие, будут, как и раньше, задерживаться. Они избегут задержания только тогда, если немедленно явятся в лагерь военнопленных на Казарменной улице.

Каждое гражданское лицо, которое после наступления темноты будет встречено на улице, будет расстреляно.

Военный комендант Гаман генерал-майор».

Многим жителям гор. Орла удалось спрятаться и избежать гитлеровской каторги и неминуемой гибели. Однако факт остается фактом, что немецкое командование сделало всё от него зависящее, чтобы под угрозой расстрела угнать мирных жителей города. Приведенное же выше об’явление немецкого военного коменданта г. Орла только еще и еще лишний раз подтверждает, к каким неслыханным злодейским мерам прибегает гитлеровское командование в отношении советских мирных граждан.

______________________________________________
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
Е.Габрилович: Два года в боях ("Красная звезда", СССР)
В.Коротеев: 127 тысяч рейсов* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №192 (5563), 15 августа 1943 года
Tags: 1943, Совинформбюро, август 1943, газета «Красная звезда», лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Заметки летчика-испытателя**

    П.Стефановский || « Красная звезда» №6, 7 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 6 января (1…

  • На испытательном аэродроме

    В.Земляной || « Красная звезда» №6, 7 января 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 6 января (1 стр.).…

  • Заметки летчика-испытателя*

    П.Стефановский || « Красная звезда» №5, 6 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 5 января (1…

  • Заметки летчика-испытателя

    П.Стефановский || « Красная звезда» №4, 5 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 4 января (1…

  • Славные соколы нашей Отчизны

    « Правда» №199, 20 августа 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Поздравление товарища Сталина Тбилисскому горно-артиллерийскому училищу имени 26-ти…

  • И.Кожедуб. За Родину, с именем Сталина!

    И.Кожедуб || « Правда» №199, 20 августа 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Поздравление товарища Сталина Тбилисскому горно-артиллерийскому училищу…

  • Иван Кожедуб

    Л.Кудреватых || « Известия» №195, 19 августа 1945 года Сегодня — Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится…

  • Авиация народа-победителя

    Г.Ворожейкин || « Известия» №195, 19 августа 1945 года Сегодня — Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится…

  • Некоторые уловки фашистской авиации

    М.Ступин || « Красная звезда» №170, 22 июля 1941 года Советский народ и Красная армия с величайшей радостью встретили назначение товарища…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments