Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

Девять секунд

газета «Известия», 21 августа 1943 годаЕ.Кригер || «Известия» №197, 21 августа 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: А.Булгаков. В Брянских лесах. (2 стр.). Иван Ле. К родной земле. (2 стр.). Евгений Кригер. Девять секунд. (2 стр.). А.Баусин. Неотложные задачи торфяников. (3 стр.). Магруф Алиматов. Наши поля дадут два урожая. (3 стр.). Игорь Моисеев. Концерты литовского искусства. (3 стр.). Н.Кавская. Возвращенное детство. (3 стр.). Действия авиации союзников. (4 стр.). В непокоренной Франции. (4 стр.). Зверства оккупантов в Греции. (4 стр.). Дикий произвол гитлеровцев в Норвегии. (4 стр.). Продолжение германского транзита военных материалов через Швецию. (4 стр.).



# Все статьи за 21 августа 1943 года.



«Известия», 21 августа 1943 года

Пике, другими словами, тот момент, когда штурмующий самолёт, сбрасывая бомбы и стреляя из пушек и пулемёта, почти отвесно падает на цель, занимает очень немного времени — семь или девять секунд. Это кульминационный момент штурмовки, он венчает всю операцию. За девять секунд человек успевает три раза вздохнуть. Что успевает сделать в эти секунды летчик штурмовой авиации? Я спросил об этом гвардии майора Александра Георгиевича Наконечникова. Он ответил:

— Девять секунд? Хорошее время. За девять секунд можно сделать много.

Лётчики не любят подробно описывать свою работу. Самый красноречивый рассказ о штурмовке выглядит примерно так:

— Ну, вылетел. Ну, обнаружил цель. Ну, и пикнул, стало быть.

— Так, — скажете вы, настроившись слушать, но лётчик уже молчит, удивлённый собственным многословием. Весь рассказ занимает ещё меньше времени, чем самый момент пикирования.

— Пикнул? — озадаченно переспрашиваете вы, не в силах освоиться с коротким, как удар молнии, рассказом.

— Точно! — подтверждает лётчик.

— Нет, нет, — говорите вы в надежде расшевелить собеседника. — Этого мало. Пожалуйста, расскажите ещё раз сначала. Итак, вы вылетели на операцию...

— Вылетел. Обнаружил цель, — покорно, но уже несколько угрюмо повторяет лётчик. Повидимому, разговор кажется ему чем-то вроде затяжного прыжка с парашютом, и он старается как можно скорее дернуть за кольцо, чтобы прервать неприятное для себя состояние. На этом обычно разговор заканчивается.

На этот раз я оказался более упрямым, и майор Наконечников расшифровал содержание девяти секунд в жизни лётчика-штурмовика.

Входящие в пике самолёты за время войны, вероятно, видели все. С земли момент пикирования представляется чем-то вроде затяжного удара молнии. Не успевает наземный наблюдатель опомниться, как отвесно падавший самолёт делает крен с набором высоты и снова взмывает вверх. О содержании девяти секунд воздушного штурма наших «Ильюшиных» подробнее всего могли бы рассказать немцы. Им виднее: с ними остаются разбитые пушки, горящие танки, застигнутые штурмом и уж навеки неподвижные колонны автомобилей.

Как это происходит?

Возьмём самый обыкновенный случай. Майор Наконечников по сигналу разведки поднял в воздух 18 своих «Ильюшиных», чтобы произвести штурмовой налёт на группу сосредоточенных в лесу немецких танков. «Ильюшины» шли двумя девятками. В одной из них ведущим был сам Наконечников. Самолёты шли с востока на запад, за ними вставало солнце, был ранний час утра. Линейным ориентиром служила речка, и по расчёту времени «Ильюшины» сделали поворот от неё влево, к дороге, к тому месту, откуда предполагался самый удобный выход на цель. Линия фронта с передним краем немецкой обороны осталась позади, наши лётчики шли под сильным огнём зениток на высоте в 1.300 метров, в строе пеленга.

Наконечников высматривал цель и вскоре обнаружил её. На западной окраине леса, в двух километрах от переднего края немцев виднелись стоящие в два ряда танки. Наконечников насчитал около двухсот. Видимо, они находились на исходной для контратаки позиции. Вокруг танков сновали автомобили, очевидно, бензозаправщики. Там шли последние приготовления к бою.

«Ильюшиным» надлежало внести некоторые поправки в немецкие планы. Наконечников покачал крыльями и сказал в микрофон:

— Внимание, орёлики!

Он шёл с маленьким креном, чтобы лучше видеть землю, и, рассчитав все условия удара, перестроил своих лётчиков из строя пеленга в колонну пикирования. Он решил нацелить удар на дальний от себя конец танковой колонны.

Здесь начинаются те самые девять секунд.

«Ильюшин» — штурмовой самолёт весьма мощного вооружения. Лётчик соединяет в себе: 1. Пилота. 2. Штурмана. 3. Радиста. 4. Бомбардира. 5. Пулемётчика. Весь секрет удара с пикирования состоит в том, что опыт и талант человека во всех пяти специальностях разряжаются в течение девяти секунд. В эти девять секунд настоящий штурмовик покажет себя и хорошим пилотом, и хорошим радистом, и хорошим бомбардиром, и хорошим стрелком.

Что происходит в семь или девять секунд?

Поворотом ручки от себя лётчик, переводит самолёт в пике. «Ильюшин» ныряет вниз и летит к земле с возрастающей с каждой секундой скоростью. На высоте до шестисот метров штурмовик ловит намеченную цель, поправляет рулями производимый всем телом самолёта расчёт, учитывая силу ветра и снос, и всё, что мешает его машине падать с возрастающей скоростью на немецкие танки.

Итак, самолёт находится в пике. Тело самолёта мчится вниз, увлекая с собой и лётчика, и всё его могучее вооружение. С каждой секундой лётчика всё сильнее прижимает к спинке и к сиденью, вдавливает в корпус самолёта, будто вся тяжесть небесной толщи сразу навалилась на него, вот-вот готовая раздавить, смять человека. В эти мгновения он работает.

На какой-то доле первых секунд он нажимает кнопку, и в том же состоянии падающего наземь человека выбрасывает на цель бомбы. Тут же он следит за высотой, и с 300-500 метров удваивает, утраивает свой удар пушечно-пулемётным огнём. Взрывов своих бомб он не видит. Они остались позади падающего стремглав самолёта. На высоте в триста метров от земли штурмовик переламывает отвесное падение и вытягивает самолёт из пике. В такие мгновения его тело испытывает наибольшее напряжение.

— Резкость ручки, — говорит Наконечников, — зависит от угла пикирования и... дерзости лётчика.

Вот в эту долю секунды мы на земле и слышим тот истерический визг мотора, который заставит даже глухого в испуге поднять голову к небу. Если лётчик собирается произвести второй заход, он в те же секунды экономит бомбы и пули. И боевым разворотом выводит самолёт из пике. На выходе из пике он оберегает свой самолёт от немецких зениток, имеющих возможность бить его, что называется, «в пузо», и одновременно по радио дает указания остальным самолётам.

На взлёте ведущий следит за результатом атаки ведомых «Ильюшиных».

Ещё несколько секунд, и все «Ильюшины» собираются в круг и осматриваются, нет ли рядом «Фокке-Вульфов» и «Мессеров». На земле всё в дыму. Отдельных попаданий уже не видно. Просто — у немцев всё в дыму и в огне. Двух «Ильюшиных» нет. Наконечников некоторое время ходит над лесом, ожидая их появления, но двух «Ильюшиных» нет. Семь советских самолётов уходят из района штурмовки назад, на свой аэродром. Каждый оглядывается. Их было девять. Теперь их семь. О ком нужно скорбеть? Но на земле они встречают двух остальных. Подбитые, эти двое вытянули свои машины прямым курсом домой.

Вот самый короткий пересказ того, что происходит в жизни штурмовика в течение девяти секунд. Прибавьте к этому работу сержанта Чикиркина, тяжело раненого, при выходе из пике принявшего бой с немецкими истребителями и пулемётным огнём сбившего после ранения один из «Фокке-Вульфов».

Но это — простой, рядовой случай. Майор Наконечников помнит день, когда после штурмовки вражеского аэродрома он вышел из пике и попал под дьявольский огонь немецких зениток. Маневрируя, он заметил, как на тот же аэродром идут на посадку немецкие «Хейнкели». Наконечников в долю секунды принял решение. Обманывая зенитчиков, он пристроился в хвост к «Хейнкелям», кротко шёл вместе с немцами, но в последний момент перед самой их посадкой отвалил в сторону и ушёл через линию фронта домой.

Всё это случается в жизни штурмовиков по два-три раза в день, и всё это они выражают всё тем же словом: «пикнул».

На том же аэродроме я встретил младшего лейтенанта Семёна Ефимовича Попова. Мы начали с ним беседу. Вдруг он вскочил, извинился, сказал:

— Через пятьдесят минут я закончу свою мысль.

Он вылетел на очередное задание — на штурмовку немецких колонн в тылах, за линией фронта. Через пятьдесят минут он появился в той же комнате, рапортовал командиру: «Задание выполнено», вытер пот со лба и сказал мне:

— Итак, на чём мы с вами остановились?

Затем он взял кусок бумаги, карандаш, отвлёкся от всего, что произошло с ним за последние пятьдесят минут, и быстрыми штрихами на шершавой бумаге стал пояснять придуманную им новую тактику работы «Ильюшиных». Здесь были и математика, и баллистика, и расчет защитной брони штурмовых самолётов, и проект нового построения «Ильюшиных» при заходе на цель.

Слушая этого человека, аналитика, я понял, каким напряжением мысли каждого нашего лётчика создаётся перевес наших сил в те самые девять секунд, о которых рядовой человек авиации сообщает коротко:

— Вылетел... Обнаружил цель... //Евгений Кригер, спец. корреспондент «Известий». БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 20 августа.


***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. «Ильюшины-2» в полёте.


Фото Юр. Скуратова. (Снято с самолёта)
«Известия», 21 августа 1943 года



Танковая колонна «Вологодский колхозник» громит немцев

ВОЛОГДА, 20 августа (ТАСС). Среди войск, заслуживших своими боевыми делами благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина, — часть, которой была передана танковая колонна «Вологодский колхозник», построенная на средства трудящихся Вологодской области. На-днях командование этой части прислало на имя вологодцев телеграмму. В ней рассказывается о героической борьбе танкистов из колонны «Вологодский колхозник».

Узнав о том, как хорошо используются построенные ими боевые машины, колхозники ещё более усилили свою помощь фронту. На заготовительные пункты потянулись обозы с зерном нового урожая.

☆ ☆ ☆

21.08.43: Г.Кривич: Что мы пережили в немецкой неволе ("Красная звезда", СССР)
21.08.43: А.Булгаков: В Брянских лесах || «Известия» №197, 21 августа 1943 года

20.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)*
20.08.43: Кровопийцы || «Красная звезда» №196, 20 августа 1943 года

19.08.43: Ю.Нагибин: "Заветное слово Фомы Смыслова" ("Красная звезда", СССР)**
19.08.43: М.Котельников: Взаимодействие авиации с танками ("Красная звезда", СССР)

18.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)
18.08.43: Н.Тихонов: Сержанты Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

15.08.43: Упорно сражаться за господство в воздухе ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: М.Нога: Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: Н.Шиманов: Офицеры авиации ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: П.Белявский: Братья Глинка, советские ассы ("Известия", СССР)
15.08.43: Братья Тур: У Лавочкина || «Известия» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: Я.Макаренко: Хозяин неба || «Правда» №203, 15 августа 1943 года

14.08.43: А.Серафимович: На хуторе ("Красная звезда", СССР)

13.08.43: И.Эренбург: Бить и добить ("Красная звезда", СССР)
13.08.43: Б.Полевой: Фрицы-самоубийцы || «Правда» №201, 13 августа 1943 года

12.08.43: П.Никитин: В дзоте || «Известия» №189, 12 августа 1943 года
12.08.43: Совинформбюро: Очередная провокация фашистских людоедов ("Красная звезда", СССР)

11.08.43: И.Эренбург: Фриц-предтеча ("Красная звезда", СССР)

10.08.43: Н.Матецкая: Как меня расстреливали немцы...* ("Красная звезда", СССР)

09.08.43: Л.Огнев: Они шли на Курск || «Правда» №198, 9 августа 1943 года
09.08.43: Я.Макаренко: Возвращение Василия Рычкина || «Правда», 9 августа 1943 года

08.08.43: И.Эренбург: Август ("Красная звезда", СССР)

07.08.43: Орел и Белгород** ("Красная звезда", СССР)
07.08.43: Славные победы Красной Армии ("Известия", СССР)
07.08.43: Слава освободителям Орла и Белгорода! ("Правда", СССР)
07.08.43: А.Толстой: Гибель вурдалака || «Известия» №185, 7 августа 1943 года
07.08.43: Б.Полевой: О чем вопиют орловские камни || «Правда» №196, 7 августа 1943 года
07.08.43: П.Трояновский: Израненная земля || «Красная звезда» №185, 7 августа 1943 года*
07.08.43: Н.Денисов: Орловское воздушное сражение ("Красная звезда", СССР)

06.08.43: А.Толстой: САЛЮТ ПОБЕДЕ ("Красная звезда", СССР)
06.08.43: И.Эренбург: Черный список** ("Красная звезда", СССР)*
06.08.43: Б.Галин: В нашем Орле || «Красная звезда» №184, 6 августа 1943 года
06.08.43: И.Бачелис: Салют столицы || «Известия» №184, 6 августа 1943 года
06.08.43: И.Эренбург: Часы истории || «Правда» №195, 6 августа 1943 года

05.08.43: А.Толстой: Коричневый дурман || «Красная звезда» №183, 5 августа 1943 года

04.08.43: В.Земляной: В воздухе на Орловском направлении ("Красная звезда", СССР)
04.08.43: Я.Макаренко: «Дорога Овчинникова» || «Правда» №193, 4 августа 1943 года

03.08.43: Немецкие злодеи не уйдут от суровой кары! ("Красная звезда", СССР)*
03.08.43: В.Христофоров: «Нахимов» || «Известия» №181, 3 августа 1943 года

02.08.43: Мщение и смерть гитлеровским палачам! || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43: А.Толстой: Подлость палачей || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43: К.Федин: Клеймо гитлеровской Германии || «Правда» №192, 2 августа 1943 года

01.08.43: Шестьсот дней под властью немецких извергов ("Красная звезда", СССР)


Июль 1943 года:

31.07.43: Н.Тихонов: Ленинград в июле ("Красная звезда", СССР)
31.07.43: Е.Чернов: Зверства немцев в селах под Белгородом ("Красная звезда", СССР)
31.07.43: А.Покрышкин: Борьба с неприятельскими бомбардировщиками ("Красная звезда", СССР)
31.07.43: Управление боем танков и подвижных частей ("Красная звезда", СССР)

30.07.43: И.Эренбург: Фрицы этого лета || «Красная звезда» №178, 30 июля 1943 года
30.07.43: А.Авдеенко: На ночном бомбардировщике ("Красная звезда", СССР)
30.07.43: Упорно бороться за инициативу в воздухе над полем боя ("Красная звезда", СССР)

29.07.43: А.Платонов: Два дня Никодима Максимова ("Красная звезда", СССР)
29.07.43: Сохранение военной тайны || «Красная звезда» №177, 29 июля 1943 года

28.07.43: И.Эренбург: Во весь рост || «Красная звезда» №176, 28 июля 1943 года
28.07.43: Новый порядок присвоения воинских званий ("Красная звезда", СССР)

27.07.43: Выучка и геройство советских воинов ("Красная звезда", СССР)
27.07.43: Банкротство фашистской Италии ("Красная звезда", СССР)
27.07.43: В.Гроссман: Июль 1943 года || «Красная звезда» №175, 27 июля 1943 года

26.07.43: Стойкость и наступательная сила Красной Армии || «Правда» №186, 26 июля 1943 года
26.07.43: В.Стариков: Мастерство подводников || «Правда» №186, 26 июля 1943 года
26.07.43: Кукрыниксы. Выставочный сезон в Италии ("Правда", СССР)

25.07.43: "Черные мысли" солдат немецкой армии ("Красная звезда", СССР)
25.07.43: И.Эренбург. Наш календарь || «Красная звезда» №174, 25 июля 1943 года*
25.07.43: Я.Викторов: Геббельс в длительном испуге || «Правда» №185, 25 июля 1943 года

24.07.43: Б.Галин: Душа танкиста || «Красная звезда» №173, 24 июля 1943 года

23.07.43: Управление войсками в бою || «Красная звезда» №172, 23 июля 1943 года
23.07.43: X.Муратов: Чудовищное издевательство немецких садистов над красноармейцем ("Красная звезда", СССР)

22.07.43: Прибалтика была и будет советской! ("Красная звезда", СССР)
22.07.43: К.Симонов: Второй вариант || «Красная звезда» №171, 22 июля 1943 года
22.07.43: М.Тихомиров: В освобожденном Мценске ("Красная звезда", СССР)

21.07.43: Н.Кальма: Дети войны ("Красная звезда", СССР)
21.07.43: М.Тихомиров: На освобожденной орловской земле ("Красная звезда", СССР)
21.07.43: Развивать успех наступления || «Красная звезда» №170, 21 июля 1943 года

Газета «Известия» №197 (8190), 21 августа 1943 года
Tags: август 1943, газета «Известия», лето 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments