Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

Летчики в боях за Таганрог

«Красная звезда», 2 сентября 1943 года, смерть немецким оккупантамН.Денисов || «Красная звезда» №207, 2 сентября 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 1 сентября (1 стр.). О присвоении воинских званий офицерскому составу и генералам Красной Армии (1 стр.). Майор И.Агибалов. — Бои юго-западнее Харькова (2 стр.). Южнее Брянска (2 стр.). Майор В.Смирнов. — Борьба за узел сопротивления в лесу (2 стр.). Подполковник Н.Денисов. — Летчики в боях за Таганрог (2 стр.). Полковник В. Краскевич. — О росте парторганизаций (3 стр.). Н.Кружков. — «Орловская битва» (3 стр.). Илья Эренбург. — Горе невольниц (3 стр.). Генерал-майор М.Галактионов. — Брусилов как полководец (3 стр.). П.Павленко. — Гвардия Кубани (4 стр.)



# Все статьи за 2 сентября 1943 года.



(От специального корреспондента «Красной звезды»)

«Красная звезда», 2 сентября 1943 года

Разгрому таганрогской группировки немцев и взятию города Таганрога предшествовала серьезная борьба советских войск на миусском оборонительном рубеже противника и в глубине его расположения, когда был совершен стремительный охватывающий маневр наших подвижных частей. Эта борьба проходила в условиях яростного сопротивления немцев не только на земле, но и в воздухе. Почувствовав угрозу, противник усилил свои авиационные части. Его бомбардировщики, появляясь крупными партиями над нашими войсками, пытались препятствовать их продвижению. Однако все вражеские авиационные контратаки провалились, потому что наша авиация непрерывно вела наступательные бои и уничтожала немецкие бомбардировщики всюду, где бы они ни появлялись.

Борьба с немецкими «Хейнкелями» и «Юнкерсами», которую вели как истребители, так и штурмовики, — это одна из примечательных особенностей последних воздушных боев на Юге. Практика еще раз показала, каким грозным может быть наш «Ильюшин-2» для немецких самолетов. Например, летчики штурмовой части под командованием тов. Токарева, образцово выполняя задания, сбили попутно за несколько дней полтора десятка немецких бомбардировщиков и рассеяли несколько крупных групп «Ю-87».

Особенно интересны подобные воздушные бои, проведенные группами штурмовиков N авиачасти. Характерно, что они происходили в тот момент, когда «Юнкерсы», приняв боевой порядок для пикирования, приступали к действиям. Наши штурмовики настигали немецкие машины, образующие своего рода вертикальное кольцо. Эшелонируясь по высоте, штурмовики наносили одновременный огневой удар по всему этому кольцу. Одни били по «Юнкерсам», находящимся в исходном положении, другие — на самом пикировании, третьи — при выходе из пике. От такого удара немцы сразу теряли управление и, понеся большие потери, старались уйти восвояси. Группа штурмовиков, возглавляемая старшим лейтенантом Кондаковым, действуя так, сразу сбила шесть немецких бомбардировщиков и разогнала отряд в несколько десятков машин.

Эта боевая помощь нашим истребителям со стороны штурмовиков была как нельзя кстати. Помимо ущерба, причиняемого неприятелю, такие воздушные бои терроризировали экипажи немецких бомбардировщиков, которые в последнее время стараются всячески уклониться от встреч с нашими штурмовиками. Но несомненно, конечно, что основная тяжесть борьбы с неприятельской авиацией выпала на долю наших истребителей, особенно 236-й истребительной авиационной дивизии полковника Кудряшева и двух гвардейских истребительных авиационных полков, удостоенных благодарности в приказе Верховного Главнокомандующего.

Один из этих полков, 9-й Гвардейский, которым командует Герой Советского Союза гвардии подполковник Морозов, вел борьбу с вражеской авиацией, главным образом, на принципе свободного полета. В рядах этого полка сражаются с немцами многие летчики, известные боевыми делами в прошлом. Это Герои Советского Союза гвардии капитаны Ковачевич, Алелюхин, Амет-Хан, гвардии старший лейтенант Карасев и другие. За несколько дней полк уничтожил около 40 немецких самолетов, причем в большинстве бомбардировщиков. Сбив такое количество вражеских самолетов, полк сейчас числит не вернувшимися из боя только двух своих летчиков. Действуя дерзко, но со здравой оценкой воздушной обстановки, летчики 9-го Гвардейского достигают победы даже и малыми силами. Характерны в этом смысле два боя.

На-днях гвардии капитан Алелюхин вел шестерку скоростных истребителей в свободный поиск. Недалеко от линии фронта летчики заметили на одной высоте с собой большую группу немецких бомбардировщиков. Гвардии капитан подал команду: «Набрать высоту и итти на сближение!» Приблизившись к немцам, летчики установили, что вражеские бомбардировщики идут двумя группами: в первой находятся «Хейнкели-111», во второй — «Юнкерсы-88». Вдали виднелись еще две группы немецких самолетов.

Первые два вражеских отряда, заметив наши истребители, начали разворачиваться и уходить. Гвардии капитан Алелюхин, выждав момент, когда они на развороте потеряли плотность строя, пошел в атаку на «ХЕ-111». С молниеносной быстротой зашли наши летчики в хвост немецким самолетам и с короткой дистанции дали огонь. В первой же атаке лейтенант Тимофеенко и лейтенант Твеленев сбили по одному самолету. В это время Алелюхин с другими летчиками ринулся навстречу подходящей группе «Ю-88». В коротком бою тут были сбиты еще четыре немецких самолета. Остальные бомбардировщики, не сбросив бомб, в беспорядке ушли назад.

На другой день шесть истребителей под водительством гвардии капитана Амет-Хана патрулировали над линией фронта. Этой шестерке пришлось принять бой с тремя отрядами немецких бомбардировщиков (в общей сложности до 50 самолетов). Действуя энергично, полностью используя скоростные, маневренные и огневые возможности своих прекрасных боевых машин, группа Амет-Хана сбила 10 немецких самолетов и не подпустила врага к боевым порядкам наших войск.

Поучительный воздушный бой провел несколько дней тому назад гвардии капитан Ковачевич. В свободном полете он встретил «ХЕ-111», который, заметив наш истребитель, стал уходить с набором высоты. Гвардии капитан преследовал его по вертикали. Обе машины достигли 9.300 метров. Качества скоростного истребителя дали возможность гвардии капитану и на этой высоте догнать немецкий самолет, атаковать его и сбить одной пушечной очередью.

Другой истребительный полк, 31-й Гвардейский, прославившийся в боях за Таганрог, помимо участия в уничтожении немецких самолетов, провел большую работу в области разведки. В этом полку, которым командует гвардии майор Еремин, летающий на самолете, подаренном русским патриотом Ферапонтом Головатым, выросла плеяда замечательных мастеров воздушной разведки на истребителях. Среди них лучшим заслуженно считается гвардии старший лейтенант Морозов. В последних операциях за ним числится около сотни успешных вылетов на разведку. Многие из них сопровождались серьезными воздушными боями.

На-днях гвардии старший лейтенант Морозов установил, что по одной дороге движутся две больших немецких колонны, насчитывающие вместе до 70 танков и 150 автомашин. Возвращаясь с разведки, гвардии старший лейтенант встретил в воздухе группу наших штурмовиков. Морозов связался с ними по радио, помог им найти колонны, скрытно подвел их к немецким танкам. В результате внезапного налета механизированные колонны врага были остановлены, а последующими ударами разгромлены.

Успешная борьба наших истребителей с вражеской авиацией создает выгодные условия для действий бомбардировщиков и штурмовиков, взаимодействующих над полем боя. В то время, как пикирующие бомбардировщики поражают врага метко сброшенными бомбами на крутом пикировании с больших высот, штурмовики громят немецкие опорные пункты, артиллерийские позиции и живую силу с бреющего полета.

Среди пикирующих бомбардировщиков, действовавших под Таганрогом, меткостью ударов и массированностью действий выделялись подразделения 270-й бомбардировочной авиационной дивизии полковника Чучева. Отличительная черта боевых операций, проведенных этой дивизией, — исключительно высокая слетанность групп, которые каждый удар наносили согласованно, пикируя на цель либо звеном, либо целой эскадрильей.

Сейчас, спасаясь бегством из Таганрога, враг отводит на запад свою боевую технику и остатки растрепанных дивизий. Наши штурмовики неотвязно преследуют немцев с воздуха. В эти дни особым мастерством боевой работы отличаются летчики подразделения, которым командует гвардии майор Макаров. Ведя разведку «на себя», они обнаружили большую колонну немецких автомашин. Тотчас же было организовано несколько последовательных налетов на эту колонну. В результате было подбито и сожжено более 150 единиц вражеского боевого транспорта.

Воздушные бои на Юге продолжаются. Взяв в боях за Таганрог инициативу в свои руки, наши летчики уверенно громят немцев в воздухе и на земле, оказывая своим наступающим войскам интенсивную авиационную поддержку. //Подполковник Н.Денисов. Гор. ТАГАНРОГ.

☆ ☆ ☆

02.09.43: И.Эренбург: Горе невольниц ("Красная звезда", СССР)
02.09.43: Т.Тэсс: Первый урок || «Известия» №207, 2 сентября 1943 года

01.09.43: Л.Славин, И.Осипов: Ельня ("Известия", СССР)
01.09.43: Б.Горин: Истерзанный город ("Известия", СССР)


Август 1943:

31.08.43: Н.Тихонов: Ленинград в августе ("Красная звезда", СССР)
31.08.43: Б.Горбатов: Праздник на нашей улице || «Правда» №217, 31 августа 1943 года

30.08.43: Д.Заславский: Немцы-дикари || «Правда» №216, 30 августа 1943 года
30.08.43: Н.Сергеева: Немец, которому повезло || «Правда» №216, 30 августа 1943 года

28.08.43: И.Соколов: В Минске || «Красная звезда» №206, 28 августа 1943 года

27.08.43: Б.Полевой: Свиньи в аудиториях ("Правда", СССР)
27.08.43: Н.Тихонов: Харьков || «Правда» №213, 27 августа 1943 года*

26.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)
26.08.43: Е.Гехман: Первые дни освобожденного Харькова ("Красная звезда", СССР)*

25.08.43: А.Толстой: Русская сила ("Красная звезда", СССР)
25.08.43: Б.Ефимов: Оружием сатиры ("Красная звезда", СССР)
25.08.43: Н.Денисов: Авиация в боях за Харьков ("Красная звезда", СССР)
25.08.43: Новая замечательная победа советского оружия ("Красная звезда", СССР)*

24.08.43: П.Тычина: Наш праздник ("Красная звезда", СССР)*
24.08.43: И.Эренбург: Они вопят ("Красная звезда", СССР)*
24.08.43: Е.Габрилович. Вчера в Харькове ("Красная звезда", СССР)*
24.08.43: Л.Леонов: Поступь гнева || «Правда» №211, 24 августа 1943 года

21.08.43: Г.Кривич: Что мы пережили в немецкой неволе ("Красная звезда", СССР)
21.08.43: Е.Кригер: Девять секунд || «Известия» №197, 21 августа 1943 года
21.08.43: А.Булгаков: В Брянских лесах ("Известия", СССР)

20.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)*
20.08.43: Кровопийцы || «Красная звезда» №196, 20 августа 1943 года

19.08.43: Ю.Нагибин: "Заветное слово Фомы Смыслова" ("Красная звезда", СССР)**
19.08.43: М.Котельников: Взаимодействие авиации с танками ("Красная звезда", СССР)

18.08.43: И.Эренбург: Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)
18.08.43: Н.Тихонов: Сержанты Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

15.08.43: Упорно сражаться за господство в воздухе ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: М.Нога: Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: Н.Шиманов: Офицеры авиации ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: П.Белявский: Братья Глинка, советские ассы ("Известия", СССР)
15.08.43: Братья Тур: У Лавочкина || «Известия» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: Я.Макаренко: Хозяин неба || «Правда» №203, 15 августа 1943 года

14.08.43: А.Серафимович: На хуторе ("Красная звезда", СССР)

13.08.43: И.Эренбург: Бить и добить ("Красная звезда", СССР)
13.08.43: Б.Полевой: Фрицы-самоубийцы || «Правда» №201, 13 августа 1943 года

12.08.43: П.Никитин: В дзоте || «Известия» №189, 12 августа 1943 года
12.08.43: Совинформбюро: Очередная провокация фашистских людоедов ("Красная звезда", СССР)

11.08.43: И.Эренбург: Фриц-предтеча ("Красная звезда", СССР)

10.08.43: Н.Матецкая: Как меня расстреливали немцы...* ("Красная звезда", СССР)

09.08.43: Л.Огнев: Они шли на Курск || «Правда» №198, 9 августа 1943 года
09.08.43: Я.Макаренко: Возвращение Василия Рычкина || «Правда», 9 августа 1943 года

08.08.43: И.Эренбург: Август ("Красная звезда", СССР)

07.08.43: Орел и Белгород** ("Красная звезда", СССР)
07.08.43: Славные победы Красной Армии ("Известия", СССР)
07.08.43: Слава освободителям Орла и Белгорода! ("Правда", СССР)
07.08.43: А.Толстой: Гибель вурдалака || «Известия» №185, 7 августа 1943 года
07.08.43: Б.Полевой: О чем вопиют орловские камни || «Правда» №196, 7 августа 1943 года
07.08.43: П.Трояновский: Израненная земля || «Красная звезда» №185, 7 августа 1943 года*
07.08.43: Н.Денисов: Орловское воздушное сражение ("Красная звезда", СССР)

06.08.43: А.Толстой: САЛЮТ ПОБЕДЕ ("Красная звезда", СССР)
06.08.43: И.Эренбург: Черный список** ("Красная звезда", СССР)*
06.08.43: Б.Галин: В нашем Орле || «Красная звезда» №184, 6 августа 1943 года
06.08.43: И.Бачелис: Салют столицы || «Известия» №184, 6 августа 1943 года
06.08.43: И.Эренбург: Часы истории || «Правда» №195, 6 августа 1943 года

05.08.43: А.Толстой: Коричневый дурман || «Красная звезда» №183, 5 августа 1943 года

04.08.43: В.Земляной: В воздухе на Орловском направлении ("Красная звезда", СССР)
04.08.43: Я.Макаренко: «Дорога Овчинникова» || «Правда» №193, 4 августа 1943 года

03.08.43: Немецкие злодеи не уйдут от суровой кары! ("Красная звезда", СССР)*
03.08.43: В.Христофоров: «Нахимов» || «Известия» №181, 3 августа 1943 года

02.08.43: Мщение и смерть гитлеровским палачам! || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43: А.Толстой: Подлость палачей || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43: К.Федин: Клеймо гитлеровской Германии || «Правда» №192, 2 августа 1943 года

Газета «Красная Звезда» №207 (5578), 2 сентября 1943 года
Tags: газета «Красная звезда», осень 1943, сентябрь 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments