Сегодня 130 лет со дня Бородинского сражения. Бородино увенчало немеркнущей славой оружие и боевые знамена русской армии.
Бойцы и командиры Красной Армии! Будьте достойны наших великих предков! Бейтесь за советскую Родину храбро, мужественно, стойко, до последней капли крови! В боях куется победа над врагом!
# Все статьи за 7 сентября 1942 года.
(От военных корреспондентов «Правды»)
В тот день зенитчики жили небесными делами, следили за воздухом своих секторов, били по немецким самолетам, рвавшимся к городу. Денек был жаркий: и солнце палило нещадно, и не успевали остывать орудия, накаливаясь от непрерывной стрельбы.
И вдруг с наблюдательного пункта четвертой батареи донесли:
— В нашем секторе появилась колонна танков. Движение на огневые позиции.
— Выдвинуть первое и второе орудия для противотанковой обороны, — отдал приказание командир батареи старший лейтенант Скакун.
Настали напряженные минуты. Взоры всех обращены к находящейся впереди высотке. Длинные стволы орудий, стоявшие точно колодезные журавли, опустились ниже к земле. От взвода управления получены новые, необычные данные для стрельбы.
Клубы тяжелой пыли приближались, нарастающий шум заглушал все.
— По танкам врага беглым!
Недолет. Вторые снаряды врезались в облако пыли, и поднялись вверх черные клубы. Выстрел за выстрелом пронзительно резали воздух. В голове колонны разлетелся один танк, развороченный прямым попаданием. Окутался черным дымом второй. Еще один очаг пожара!
Танки остановились и вместо беспорядочной стрельбы с хода стали бить прицельным огнем с места. Неистовствовали и «Юнкерсы», пикируя на батарею, показывая танкам цель и стремясь смести с земли отважных зенитчиков. Они же, занявшись земным, не забывали и о небесном. Остальные орудия горячо отражали атаки с воздуха. На глазах у всех сверзился наземь один стервятник, задымился, снижаясь, другой.
Батарею заволакивало дымом и пылью. От разрывов снарядов и бомб редели расчеты. У одного орудия сразу вышли из строя наводчик и заряжающий. Заместитель командира батареи Дерий встал за наводчика, а тяжелые снаряды досылал военком младший политрук Киселев. Орудие продолжало бить по фашистским танкам. Уже 18 костров дымило черными вихрями, сливающимися вверху в тяжелое облако.
Танки стали уходить вправо и влево. По ним уже вели огонь почти все зенитные батареи. Немцы старались проникнуть вперед по ложбинкам. Танки обходили пятую батарею, но держались осторожно, не подходили близко. Долго и упорно сражались зенитчики пятой — до последней пушки, до последнего снаряда, до последней гранаты и патрона, до последнего вздоха.
Командир дивизиона старший лейтенант Даховнин не покидал своего командного пункта. Когда на него пошли танки, он продолжал хладнокровно командовать и отдал последнее приказание по телефону:
— Открыть огонь по КП!
Приказание было выполнено. Два танка подбито. Телефон замолк.
Пройдя позиции пятой батареи, колонна танков напоролась на огонь батареи под командой старшего лейтенанта Рощина. Дальше им не удалось продвинуться. Зенитчики Рощина сожгли и подбили 12 вражеских танков, 3 броневика и 7 автомашин с пехотой. Немцы не выдержали и круто повернули.
Тяжелое положение создалось на участке третьей батареи. Танки подошли сюда перед вечером. Их было больше 70. Обнаружив батарею, они двигались осторожно и начали вести прицельный огонь с остановленных танков. Два орудия батареи били по колонне. За первый час были подбиты три танка, но и немцы вывели из строя оба орудия, выдвинутые на противотанковую оборону.
А сверху нагло наседали самолеты! Однако после того, как свалился один «Хейнкель», самолеты начали летать выше. Тогда зенитчики пустили против танков третье орудие. Через два часа вражеские снаряды разбили прицельный прибор и на этой пушке. На батарее осталось единственное орудие. Военком Евгупов сказал бойцам:
— Мы должны продержаться, пока не подойдет подкрепление.
И они били по танкам из единственного орудия. Наводчик Хайдуров почти ни одного снаряда не расходовал зря. Надвигалась ночь. Орудие било безостановочно. Приходилось то и дело разворачиваться и бить по флангам: танки пытались создать клещи.
На батарее вспыхнул пожар. От разрыва вражеских снарядов загорелись ящики с боеприпасами. Огонь осветил батарею. Комсомолец Ветчинкин, не задумываясь, бросился на пламя своим телом и потушил пожар. Но лишь миновала эта опасность, появилась новая. На огневую позицию и в тыл пытались просочиться автоматчики. Зенитчики заняли круговую оборону. Одна группа была выброшена вперед в засаду. Враги где-то рядом истошно кричали: «Рус, сдавайсь!». И тогда зенитчики бросились в атаку. Немцы не выдержали яростной схватки впотьмах и откатились, оставив убитых, раненых и оружие.
Немецкие пулеметы и автоматы заработали в руках зенитчиков. Хорошо работала и батарея трофейных минометов. Но вскоре почувствовалась нехватка боеприпасов к фашистскому оружию. Зенитчики совершили дерзкую вылазку в лагерь врага и принесли патроны и мины, заодно прихватив важные документы.
К утру враг откатился. Батарея с честью выстояла. Когда стало светать, зенитчики увидели плоды своей героической борьбы. Вокруг позиций, ставших неприступным бастионом, они насчитали 13 разбитых и сожженных немецких танков, около сотни застреленных и заколотых фашистов. Зенитчики потеряли 4 человека убитыми, 12 человек было ранено.
Утром противник возобновил танковую атаку. И опять губительный огонь зенитных орудий не дал немцам продвинуться. Вскоре к зенитчикам подошло подкрепление — танки, артиллерия, бронебойщики и стрелки. Зенитчики славных батарей, которыми командует подполковник Герман, продолжали сражаться вместе с прибывшими частями. //В.Куприн, Д.Акульшин. Юго-западнее Сталинграда.
****************************************
Бой за переправу
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 сентября. (Воен. корр. «Правды»). В предгорьях Кавказа немцы ночью под прикрытием сильного артиллерийского и минометного огня начали переправу танков и автоматчиков через водный рубеж. Наша гвардейская часть встретила противника сильным огнем, сбросила несколько танков в воду, уничтожила несколько десятков гитлеровцев.
Однако группа немецких танков и вражеская пехота прорвались на южный берег и заняли три населенных пункта. Гвардейское подразделение не оставило своих позиций на берегу. Пропустив неприятельские силы, гвардейцы мощным ударом с тыла и фланга выбили немцев из одного населенного пункта. Второй пункт окружен, у третьего — идет бой. Немцы, не ожидавшие такого удара, отошли на исходные позиция, потеряв 8 танков, 10 автомашин, 4 артиллерийских и 2 минометных батареи.
Одновременно одно гвардейское подразделение перешло на северный берег реки и атаковало вражеское соединение во фланг. Во время борьбы за переправу и на левом берегу реки немцы потеряли 450 солдат и офицеров убитыми и ранеными. //М.Мержанов.
★
Поле русской славы
Медленно и бережно ступая,
мы идем под небом голубым,
в полевых ромашках утопая,
вежливо дорогу уступая
синим колокольчикам степным.
Любо здесь увидеть стаи птичьи
и не видеть дым пороховой.
Вот оно во всем своем величьи
поле нашей славы боевой.
Вот оно простерлось перед нами.
Встань к нему, родимому, лицом,
полюбуйся пышными цветами,
политыми кровью и свинцом.
Всё, что было выжжено и смято,
за́ново оделось в зеленя.
Но хранит земля
торжественно и свято
страшный стон железа и огня.
Кажется —
пригнись к земле холодной,
чутким ухом ближе припади, —
и услышишь звук трубы походной
у пригорка тихого в груди.
Это здесь под хмурым небом бранным
шел туляк на смертный бой с врагом,
пробивая путь себе трехгранным,
кованым, карающим штыком.
Это здесь в немыслимом разгоне
на роскошных седлах расписных
в бой несли каурой масти кони
забубенных всадников донских.
Это здесь на голубом просторе,
на виду у меркнущей зари
разливали огненное море
яростные наши пушкари.
Это здесь, на этом самом месте,
не ходивший к страху на поклон,
испытав всю жгучесть нашей мести,
содрогнулся сам Наполеон.
Поле брани! Поле русской славы!
Это здесь черней горелых пней
полегли немецкие оравы
под огнем советских батарей.
Это их расколотые танки
обломали здесь свои рога,
это их поганые останки
замели крещенские снега.
Русский воин!
Разве ты в неволе
можешь быть, пока ты сердцем жив!
Разве ты минуешь это поле,
гордой головы не обнажив!
Разве вдохновенно и сурово
слово клятвы вслух не повторишь!
Разве боевое это слово
в славные дела не воплотишь!
Где б ты ни был, честный русский воин, —
помни, что с тобой идет молва.
Будь всегда носить в крови достоин
гневный жар великого родства.
Бейся в схватках, равных и неравных,
до конца. Плати врагу сполна.
Помни, что ты правнук и праправнук
доблестных солдат Бородина.
Сергей ВАСИЛЬЕВ.
________________________________________
И.Эренбург: Сталинград ("Красная звезда", СССР)**
А.Платонов: Броня || Красная звезда» №209, 5 сентября 1942 года
Е.Кононенко: Приказ детей || «Правда» №244, 1 сентября 1942 года
Н.Прокофьев: Немецкий разбой в кубанских станицах ("Красная звезда", СССР)
Б.Лавренев: Людмила Павличенко || «Известия» №209, 5 сентября 1942 года
Месть, беспощадная месть немецким убийцам! ("Ленинградская правда", СССР)
Откровения фашистского ублюдка || «Красная звезда» №207, 3 сентября 1942 года
Газета «Правда» №250 (9021), 7 сентября 1942 года