Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Д.Заславский. Симфония героической борьбы и победы

«Красная звезда», 1 апреля 1942 года, смерть немецким оккупантамД.Заславский || «Красная звезда» №76, 1 апреля 1942 года

Закрепляясь на местности, всегда занимать выгодное положение по отношению к противнику. Создавать плотную огневую завесу на всех направлениях, откуда можно ожидать контратак врага!



# Все статьи за 1 апреля 1942 года.



(Седьмая симфония Д.Шостаковича)

Молодой советский композитор Димитрий Шостакович написал симфонию, седьмую в его творчестве, и она стала крупнейшим событием в современном мировом искусстве. Седьмая симфония написана во время войны, написана в основной своей части в Ленинграде, в условиях боевых тревог. Самым фактом своего появления эта симфония наносит удар немецкому фашизму, потому что она свидетельствует о непоколебимой выдержке и стойкости защитников Ленинграда. Гитлеровцам не удалось запугать их, не удалось внести растерянность в среду отважных советских патриотов. Воздушные тревоги, бомбардировки города, его обстрел — все трудности длительной осады не могли поколебать мужество советских людей. Они ведут борьбу и трудятся. Они вдохновлены высокими идеями защиты своего отечества. В этой обстановке была создана значительная часть седьмой симфонии, и в ней отразился высокий под'ем героического населения Ленинграда.

как русские немцев били, потери немцев на Восточном фронте, партизаны ВОВ, красный партизан, партизанская война

Седьмая симфония — это событие, потому что в ней с огромной и волнующей силой выражена уверенность всего советского народа в победе над темными фашистскими силами, вторгшимися в нашу страну. Седьмая симфония написана выдающимся советским интеллигентом, который в Ленинграде выполнял свой долг защитника родины и видел, как бесстрашно, с сознанием своей правоты и силы, дерутся русские люди. Это придало композитору веру в победный исход отечественной войны. Это окрасило всю симфонию в светлый, оптимистический тон. Это придало звукам такую покоряющую силу. Это — русская, советская симфония.

Симфония состоит из четырех частей. Наиболее значительна и по размерам и по своему содержанию первая часть. Симфония это самый сложный вид музыкального искусства. Слово отсутствует в ней и только звуки дают возможность разгадать замысел автора. Но первая часть так ясна, так выразительна, что перед слушателем предстает вполне отчетливая картина. Это — картина, озверевшего фашизма, бросившегося на весь мир труда, культуры, разума, красоты и чести.

Величавое вступление открывает первую часть. Ленинград встает в воображении слушателя. Музыка торжественна и спокойна. Проходят, как на экране, широкие улицы с прекрасными дворцами, красавица-Нева. В взволнованной музыке словно слышишь радость большого творческого труда. За Ленинградом — вся наша великая страна — в труде, в заботах о счастье человека. Нежными и тонкими звуками скрипок композитор изображает мир в стране свободного труда. Он передает и свою нежную любовь к родной стране, к близким ему людям.

Но вот слышится издали глухой рокот барабана. В оркестре возникает коротенький мотив, всего четыре-пять нот, они повторяются однообразно, в них убожество мысли, в них полное отсутствие чувства. Так поют совсем первобытные люди, только что вышедшие из звериного состояния. Это — марш каких-то дикарей.

Треск барабана усиливается. Во всем оркестре нарастает звук механической поступи диких полчищ. Это идут фашисты. Это не люди. Идут фашистские звери, закованные в броню. Все тот же убогий, механически-однообразный мотив наводит жуть ревом меди, писком и визгом кларнетов, воющими звуками струнных инструментов. И, кажется, что нет силы, которая могла бы стать на пути этого ужасного шествия.

Но как раз в тот момент, когда инструменты пронзительно и, казалось бы, торжествующе воют, неожиданный удар обрушивается на звериную стаю. Светлый по своему тону, высокий звук труб перекрывает и заглушает крикливую музыку, механический мотив пытается еще прорваться сквозь волну новых звуков, но — тщетно! Барабан начинает звучать все тише, деревянная, гнетущая музыка мельчает, теряет силу. После победных звучаний оркестр затихает.

Кажется, словно видишь поле боя, над которым сгущаются сумерки. И в тишине начинает песнь скорби мужественный голос фагота. Это — память о погибших героях. Это — рассказ о подвигах бессмертного мужества. Глубокая любовь к людям, отдавшим свою жизнь за родину, в этом музыкальном рассказе. Спокойно, с большим сдержанным волнением ведет свой героический рассказ голос фагота, и весь оркестр словно прислушивается к нему...

Снова звучит музыка нежной любви к родине, к родным людям. Жизнь как бы возвращается в прежнее русло... Но не рано ли успокаиваться? Враг отброшен, но он еще не добит. Глухо звучит в отдалении фашистский барабан, и доносится замирающий звук убогого мотивчика зверей... Предстоит еще борьба. Но уже видна вдали победа.

К этой победе приводят последующие три части симфонии. Они проникнуты светлым, оптимистическим настроением. В них — жизнь, борьба, труд. В них — радость творчества, торжество культуры. Человек восторжествовал над зверем. Фашизм хочет уничтожить все историческое развитие человечества, хочет вернуть мир к тем временам, когда люди только что вышли из звериного состояния, когда полулюди, полузвери питались человеческим мясом, когда не было ни науки, ни искусства...

Русский композитор в своей симфонии, напротив, утверждает силу исторического развития, он берет под свою защиту старое классическое искусство, он показывает, что его страна является опорой всего ценного, что создано было человечеством в науке, в искусстве, в культуре. Человек сильнее зверя. Свободные народы сильнее, чем фашистские рабовладельцы. Благородный воин, сражающийся за правое дело, сильнее бандита, живущего грабежом.

Седьмая симфония заканчивается торжественным финалом славы и победы. Темные силы фашизма уничтожены. Перед человечеством открыт широкий путь к развитию, к науке, к счастью.

Таково содержание седьмой симфонии Шостаковича. Она захватывает слушателя своей чудесной, ясной, волнующей музыкой. Она говорит патриотическим чувствам советского человека. Она наполняет верой в торжество нашего правого дела над разбойничьей гитлеровской ордой.

Сила симфонии Шостаковича в том, что источником ее является Красная Армия. Героическое мужество бойцов и командиров Красной Армии, подвиги доблестных советских партизан, стойкость и бесстрашие советского народа — все это дало русскому композитору то светлое, исполненное уверенности и силы настроение, которым проникнута вся симфония. Не просто в кабинете своем сочинял Шостакович волнующую музыку. Он читал свои мелодии в глазах и на лицах мужественных советских людей. Он улавливал твердый ритм симфонии в железной поступи дивизий Красной Армии.

На себе ощущал советский композитор ласку великой своей матери-родины. И в историческую годину он искал и нашел самые ласковые, самые нежные звуки, чтобы выразить любовь советского человека к родине, к советской культуре, к свободной мысли.

Он изобразил в музыке страшную войну, и эти страницы партитуры не имеют равных по силе во всей мировой музыкальной литературе. Но только в героических боях Красной Армии он мог найти прообраз той борьбы, которая разыгрывается в его симфонии. Это Красная Армия не дрогнула перед натиском фашистского бронированного зверя, не дала себя запугать громом и треском автоматического оружия, грохотом бронетанковых частей. Это Красная Армия нанесла удар фашистскому механизированному зверью. Она подсказала русскому композитору мотивы его вдохновенного творчества. Вот почему не только волнует слушателя седьмая симфония своей сильной и прекрасной музыкой, но и наполняет чувством законной гордости. Подвиги наших героев рождают певцов, былинников, сказителей. В эпосе отечественной войны седьмой симфонии Шостаковича будет принадлежать виднейшее место. Это — монументальный труд, запечатлевший величайшие события нашего времени, памятник великих и святых чувств нашего народа.



Седьмую симфонию в Москве с огромным под'емом исполняет об'единенный оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета под мастерским руководством дирижера С.А.Самосуда. // Давид Заславский.
____________________________________________________
Шостакович и пушки ("Time", США)
Русская музыка* ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов: Мы отомстим врагу за кровь ленинградцев! ("Красная звезда", СССР)**


*****************************************************************************************************************
Правильно использовать боевую мощь танков. Вводить танки в бой сосредоточенно, в решающем пункте, в решающий момент!

☆ ☆ ☆

ВОРОВСТВО И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО СРЕДИ ВЫСШИХ ГЕРМАНСКИХ ОФИЦЕРОВ

ЖЕНЕВА, 31 марта, (ТАCС). Из достоверных источников сообщают, что в высших армейских кругах Германии все шире распространяется взяточничество и коррупция. Ярким примером этого является организованная германскими офицерами при участии высших чиновников гестапо подпольная торговля отпущенным для военных целей бензином.

В городе Быдгош раскрыт недавно центр нелегальной торговли бензином, предназначенным для германской армии на советско-германском фронте. Установлено, что чиновники интендантской службы и высшие чины офицерства, замешанные в этом деле, распродавали целые транспорты бензина, прибывшие из Берлина, Гамбурга, Штеттина и других городов Германии. Филиалы этого центра имелись почти во всех крупных городах Германии. В Гамбурге к этому делу оказалась причастной вся верхушка местной гитлеровской организации, в том числе ряд лиц, близко стоящих к Герингу.

Германская полиция уже арестовала 57 немцев, среди них 17 чиновников гестапо. В числе арестованных генерал гестапо Фритч, который играл большую роль в организации распродажи бензина и сверх того получал крупные взятки за то, что покрывал деятельность центра.

Характерно, что аресты не коснулись ряда лиц, находящихся в Берлине и близко стоящих к Герингу, хотя они также принимали участие в афере с кражей и торговлей бензином. Указывают также, что гитлеровская верхушка, опасаясь, что разглашение этого скандального дела может отразиться на моральном состоянии германских солдат, отдала распоряжение о том, чтобы тщательно скрывать его от армии.

Согласно этим же сведениям, другая организация по торговле бензином была раскрыта недавно в городе Торун. Здесь в этой афере оказался замешанным генерал-майор авиации Флисс.

☆ ☆ ☆

Голодные бунты в Германии
Саботаж на германских предприятиях

БЕРН, 31 марта. (ТАСС). По поступившим из Берлина сведениям, германские власти усиливают полицейские мероприятия на военных заводах. Германские газеты сообщили, что на всех предприятиях создаются специальные «полицейские комиссии» по борьбе с саботажем. За последнее время на заводах усиливаются вооруженные отряды штурмовиков СА. С этой целью по договоренности Лютце с военными властями части СА отзываются из оккупированных стран для «внутреннего использования» в Германии. В рабочих районах расширяются также контингенты полицейских. Очевидцы рассказывают, что члены СА и полицейские отряды регулярно проводят занятия по изучению методов уличной борьбы. По утрам в рабочих кварталах Веддинга и Нового Кельна в Берлине на улицах с этой целью воздвигаются баррикады, а на крышах домов устанавливаются пулеметы. Как указывают, эти «упражнения» проводятся сознательно в период, когда меняются рабочие смены, чтобы демонстрировать перед их глазами «полицейскую силу».

Напряжение в немецких городах все возрастает. Особенно оно усиливается в связи с сокращением хлебных пайков. «Бергверксцейтунг» предупреждает, что «в отдельных районах возможны вспышки недовольства», а эссенская «Национальцейтунг» запугивает рабочих, заявляя, что, «если кто забудет о своем долге, тому напомнят об этом силой». Как стало известно, в Эссене на-днях произошли голодные бунты рабочих с требованием увеличения хлебных норм. На заводских стенах непрерывно появляются надписи «Хлеба!». «Долой войну и Гитлера».

☆ ☆ ☆

МРАЧНОЕ УНЫНИЕ В БЕРЛИНЕ
Японская газета о внутреннем положении Германии

ТОКИО, 31 марта. (ТАСС). Газета «Джапан таймс энд Адвертайзер» публикует сообщение берлинского корреспондента газеты «Иомиури», в котором пишет, что «атмосфера внутри Германии становится все более напряженной». Касаясь далее жизненных условий в Германии, корреспондент указывает: «Население Берлина в течение недели вынуждено оставаться без топлива в связи с перебоями подвоза угля из-за транспортных затруднений». Корреспондент отмечает также, что в течение всей зимы в Берлине царило «мрачное уныние».

☆ ☆ ☆

ЭВАКУАЦИЯ ВОЕННЫХ ЗАВОДОВ

ЦЮРИХ, 31 марта. (ТАСС). Только что прибывший из Дюссельдорфа шведский инженер сообщил, что немецкие власти срочно производят эвакуацию ряда военных предприятий из северо-западной части Германии в юго-восточные районы. Часть военной промышленности размещается в Чехословакии, Верхней Силезии. Некоторые заводы вывозятся в Хорватию. Как заявил инженер, немцы об'ясняют это мероприятие двумя причинами: необходимостью сохранить промышленность от усиливающихся английских бомбардировок и приблизить ее к источникам сырья, имеющегося на Балканах. В германских промышленных кругах опасаются, что эвакуация военных заводов еще более ослабит производство военных материалов. Распространяются также слухи, что немцы намереваются вывезти на юг также некоторые военные заводы Франции.


*****************************************************************************************************************
РЕЧЬ ЛОРДА БИВЕРБРУКА


НЬЮ-ЙОРК, 31 марта. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства Канадиен Пресс, из Миами (штат Флорида, США), там выступил с речью по радио, передававшейся в Канаду, лорд Бивербрук. В этой речи лорд Бивербрук, в частности, заявил:

«Я всегда думаю об огромном русском фронте. На этом фронте лед, снег и жестокий мороз, а затем предстоят слякоть и грязь распутицы. Таково поле битвы России, которое одновременно является и полем битвы всего мира. К нему прикованы все мои мысли. На него я возлагаю все мои надежды. Там происходят события, которые определят будущую судьбу всех наций на востоке и на западе, на всех широтах и во всех странах. Надежды народов Англии, Канады и Америки связаны с борьбой Сталина и Красной Армии, которую они ведут против оккупантов, вторгшихся в Россию».

Англия, Канада и Америка, продолжал лорд Бивербрук, должны оказать всю возможную помощь СССР. «Его армиям требуется еще больше танков, самолетов, противотанковой и зенитной артиллерии. Президент Рузвельт понимает все эти нужды так же хорошо, как Черчилль и Маккензи Кинг. Они сделали многое для России, но население может поощрить их сделать еще больше, значительно больше. Вы должны помнить и напоминать друг другу, что каждый танк и самолет, отправленный в Россию, является орудием, немедленно используемым против врага на самом критическом фронте цивилизации. Свободные народы Англии, Британской империи и США, которым пришлось переживать тяжелые несчастья и которые вынуждены были испытать все огорчения поражения и отступления, в настоящий момент решительно требуют наступательных действий. Это вполне естественное настроение для великих наций, которые решили оставаться великими. Раз мы располагаем таким боевым духом, можно быть уверенным, что мир увидит великое возрождение всех наших народов».

Лорд Бивербрук заявил далее, что Англия и Америка «признают свою задолженность России». Они признают, что эпическая борьба русских в настоящее время создала для Англии и США определенные возможности. Если бы русские армии были разбиты, то все надежды Англии и Америки развеялись бы в прах. Но русские уже показали себя непобедимыми перед лицом гнусного невиданного варварства.

«Русские, — указал лорд Бивербрук,— в течение 6 месяцев отступали с боем, вынуждая врага оплачивать германской кровью каждый дюйм земли, которую немцы осквернили. Русские установили, что путь к каждой германской победе должен быть вымощен германскими трупами. Однако немцы подошли на расстояние 15 миль к Москве. Я лично видел граждан Москвы лицом к лицу в этот момент, когда опасность была у ворот столицы. Я беседовал с ними, расспрашивал об их опасениях и говорил с ними об их надеждах и упованиях. Повсюду я видел величайшую храбрость и преданность родине, отечеству, своей собственной стране и своему святому делу. В Москве в течение этих тревожных дней и ночей мужчины и женщины грудью встали на борьбу против нашего врага. Слава, слава! Москва не пала. Великая Россия погнала врага назад в эти зимние короткие дни и длинные ночи так, как мир никогда не отмечал в своей истории. Сегодня Россия снова стоит перед лицом новых испытаний. Однако битва в 1942 году будет иметь одно отличие от битвы 1941 года. Перед солдатами Красной Армии ясно вырисовываются контуры близкой победы. Солдаты Красной Армии имеют возможность окружить и совершенно уничтожить германскую армию, которая является источником всех бесчестий и страданий, причиняемых человеку. Решимость Англии, Канады и Америки должна полностью сыграть свою роль в этом первом смертельном наступлении против хвастливого врага. В этот торжественный час существует союз между людьми, которые знают, за что они борются, что они любят. Этот союз более прочный и обеспеченный, чем любые связи, которые могут выражать слова в договорах. Это — боевой дух, который воодушевляет людей, обслуживающих артиллерийские батареи в американской армии. Он вдохновлял людей, которые спасли Англию в ее воздушной битве в 1940 году и на море в 1941 году. Он вдохновляет людей, которые ведут борьбу за то, чтобы вернуть Крым. Это — вера людей, которые пережили длительные страдания в Китае. Это — счастливые воины, которым на помощь идет бесконечное множество других, обучающихся сейчас в молодых армиях всех союзных стран. Сегодня имеется только одно слово, которое зажигает сердце каждого героя в этом огромном содружестве воинов. Это слово — наступление. Наступление на суше, на море и в воздухе».

Далее лорд Бивербрук подчеркнул, что войну невозможно выиграть на предприятиях, ее необходимо выиграть на поле битвы. Война выигрывается не только при помощи оружия, а при помощи боевого духа. Без категорической решимости людей, которые обучены владеть оружием, победа невозможна. «Сингапур был захвачен не при помощи превосходства в вооружении. Наоборот, перевес в вооружении был на нашей стороне, — заявил лорд Бивербрук. — Крит был захвачен в результате неожиданной ловкой и быстрой переброски войск, Имеется опасность возлагать все надежды на огромное количество вооружения. Непоколебимое высокое моральное состояние является первейшей необходимостью. Это — абсолютное условие победы в войне. Это — путеводная звезда победы».

Лорд Бивербрук указал также, что английские воздушные силы имели перед собой противника, обладавшего превосходством в воздушной мощи, большим количеством самолетов, пилотов, пушек и бомб, но при наличии отважности и сноровки англичане остановили завоевателей. Потеря французского флота и французских портов не нанесла ущерба моральному состоянию английского флота, наоборот, она укрепила его решимость.

«Русские, — сказал в заключение лорд Бивербрук, — вступили в битву под Москвой, имея меньшее количество сил и не обладая превосходством в воздухе, а также испытывая недостаток в танках и орудиях. Солдаты были утомлены длительным отступлением. Враг численно значительно превосходил войска, защищавшие Москву. Однако эти храбрые русские солдаты разбили врага. Правда, им еще придется воевать снова, но я, не ожидая исхода этой битвы, заранее заявляю о своей уверенности в отношении русского фронта».
________________________________________________
Отчет о России и русских ("The New York Times", США)
Солдат, который не сдается ("The New York Times", США)
Сергей – боец Красной Армии ("The New York Times", США)
Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)


*****************************************************************************************************************
В ТОМ КРАЮ, ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ
(Нашим детям)


Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит — против нас.

Хочет он людей свободных
Превратить в рабов голодных,
А борцов, поднявших меч,
На колени не упавших
И служить ему не ставших —
Расстрелять, повесить, сжечь!

Чтобы мы роптать не смели,
Умирали и болели
От нужды и нищеты,
Чтобы только по-немецки
Даже дома, по-немецки
Говорили я и ты.

Красный галстук не носили,
Хлеб на улицах просили
У окон и у дверей,
Чтобы мы узнали горе,
Чтобы не было у моря
Пионерских лагерей.

Чтобы жили мы не в доме,
А в сарае на соломе,
Без воды и без огня,
Чтобы в детские больницы
Не пускали нас лечиться —
Ни тебя и ни меня!

Чтоб зимой морозом лютым
Мальчик Ваня был разутым —
На снегу замерзнуть мог,
Чтобы все досталось Фрицу:
Шуба, шапка, рукавицы,
Ванин валеный сапог.

Гитлер хочет, чтобы в классы
Допускались на урок
Только дети «высшей расы»,
Остальные — за порог.

Могут грамоте учиться
Максы, Морицы и Фрицы:
Сын фашиста, сын убийцы,
Сын начальника тюрьмы.
Остальные, это дети:
Вани, Саши, Маши, Пети.
Остальные, это мы.

Все, что дружно мы хранили
И в музеях берегли,
Гитлер хочет, чтоб разбили,
Растоптали и сожгли.
Чтобы Пушкина забыли,
Не читали, не любили,
Не слыхали про него.

Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих —
Для крестьян и для рабочих
Ничего!

Но от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки,
И от моря и до моря
Люди подняли штыки,
И от моря и до моря
Взмыли в небо «ястребки».

И сказал народу Сталин:
— В грозный час за мной, друзья! —
И от немцев люди стали
Очищать свои края.

Все, что вечно было нашим,
Мы назад себе вернем.
Мы опять поля запашем
И засеем их зерном.
Мы вернем себе назад
Каждый дом и каждый сад,
Каждый кустик на дороге,
Над которым выл снаряд.

Мы с тобой починим парты
И покрасим в новый цвет,
Склеим порванные карты,
Склеим Пушкина портрет,
Мы побелим стены в хате
И проветрим города.
Все вернет, за все заплатит
Побежденная орда

За родные пепелища —
Наши бывшие жилища,
За расстрелянный народ,
За замученную Нину,
Веру, Валю и Марину,
И за сотни жизней детских,
За судьбу детей советских,
Многих маленьких сирот.

Будут снова жить в Артеке
Наши старые друзья —
Украинцы и узбеки,
Ты с Днепра, с Урала — я.
Будут на море купаться,
Бить футбольные мячи,
Поправляться ленинградцы,
Закаляться москвичи.

И шагая дружно в ногу,
Вместе вспомним мы с тобой
С отвращеньем про «тревогу»
И с улыбкой про «отбой».
И о том, что затемненья
В нашем доме больше нет,
И что только для леченья
Нужен людям синий свет.

Как мы жили, как дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомленного бойца.

Мы с тобой о партизане
Сами песню сочиним.
Перед памятником «Тани»,
Мы с тобою молча встанем,
Шапки снимем. Постоим.

* * *

Кто сегодня не известен,
Но бесстрашен, смел и честен,
Тот, кто любит свой народ,
Кто хоть что-то делать может,
Тот стране своей поможет
В том краю, где он живет.

И учась отлично в школе,
И трудясь с другими в поле,
Становясь в цехах к станкам,
Потому что это счастье —
Помогать советской власти,
Помогать большевикам.


Сергей МИХАЛКОВ.

________________________________________________
Д.Шостакович: Моя седьмая симфония ("Известия", СССР)
Роль морального духа на войне ("The New York Times", США)
Изверг Гитлер — лютый враг русского народа ("Правда", СССР)
"Храбрый русский народ спасает и наши очаги"* ("Правда", СССР)
А.Корнейчук: Гитлер – лютый враг украинского народа* ("Правда", СССР)
Самопожертвование русских – в чем причина? ("The Times", Великобритания)
Русский народ никогда не будет рабом изверга Гитлера* ("Красная звезда", СССР)
Ф.Гладков: Фашизм – смертельный враг русского народа* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №76 (5140), 1 апреля 1942 года
Tags: 1942, Д.Заславский, Сергей Михалков, Совинформбюро, апрель 1942, весна 1942, газета «Красная звезда»
Subscribe

Posts from This Journal “апрель 1942” Tag

  • 20 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 107-110. # Все статьи за 20…

  • 16 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 104-107. # Все статьи за 16…

  • 14 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 100-104. # Все статьи за 14…

  • 6 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 96-100. # Все статьи за 6…

  • Генрих Манн. Страницы из дневника

    Г.Манн || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм…

  • Студия у подножия Ала-Тау

    М.Ильин || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм…

  • Т.Бунимович. В поисках метода

    Т.Бунимович || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ,…

  • Искусство — детям

    « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм — на…

  • Вс.Вишневский. Люди города Ленина

    Вс.Вишневский || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments