?

Log in

No account? Create an account

0gnev


Ярослав Огнев

«Красная звезда», «Известия», «Правда», «Комсомольская правда» 1941-1945


Previous Entry Share Next Entry
Художники в дни войны
0gnev
газета «Известия», 1 апреля 1942 годаМ.Храпченко || «Известия» №76, 1 апреля 1942 года

Товарищи колхозники и колхозницы! Успешное проведение весеннего сева будет лучшей вашей помощью Красной Армии в ее борьбе с ненавистным врагом. Все колхозные силы, весь энтузиазм и энергию - на подготовку и проведение весеннего сева!.



# Все статьи за 1 апреля 1942 года.



В дни отечественной войны искусство является одним из важнейших средств идейной мобилизации народа на борьбу с немецкими оккупантами. Произведения советского искусства несут в себе пламенную ненависть к врагам нашей родины, бодрость, уверенность в наших силах, в грядущей полной победе.

Работа советских артистов, музыкантов во фронтовой обстановке получает высокую оценку бойцов, командования воинских частей; выступления мастеров сцены находят самый живой, волнующий отклик. Многие работники искусств показали себя людьми бесстрашными и выносливыми, они выступали в любых условиях, понимая важность и ценность дела, которое они призваны делать.

Много работали во время войны и советские художники.

Уже в первые дни войны на улицах Москвы и других городов появились новые плакаты наших художников. Появились «Окна ТАСС», в которых возродились благородные традиции «Окон РОСТА», боевой дух Маяковского. На улицах собирались толпы зрителей, с волнением глядели на рисунки и героические образы, созданные советскими художниками. Искусство героического плаката, искусство сатиры, живого изображения текущих событий оказалось важным и действенным.

Во время войны советскими художниками было создано немало хороших плакатов, которые получили широкое распространение. В первую очередь необходимо сказать о работе Кукрыниксов. Мастера с выразительным и ярким дарованием, Кукрыниксы сделали ряд блестящих плакатов. Такие работы их, как «Вся Европа — Гитлера и Риббентропа», «Долг платежом красен», «Немецкие клещи», «Советские и английские летчики над Берлином», «Внуки Суворова — дети Чапаева», сделаны с блеском, с большой политической остротой и сатирическим талантом.

союзники Гитлера, вассалы Германии

как русские немцев били, потери немцев на Восточном фронте, партизанская война, партизаны ВОВ, красный партизан, советские партизаны

Гитлер капут, битва за Москву

советская авиация, авиация войны, авиация Второй мировой войны, сталинские соколы

как русские немцев били, потери немцев на Восточном фронте, красноармеец 1941, красноармеец ВОВ, Красная Армия, смерть немецким оккупантам

Хочется отметить также талантливый и хорошо известный плакат Тоидзе «Родина-мать зовет», плакаты Шмаринова «Отомстим» и «Фашисты не пройдут», серию плакатов Иванова «Великие предки», работы Бойма и Одинцова.

идеология фашизма, что творили гитлеровцы с русскими прежде чем расстрелять, что творили гитлеровцы с русскими женщинами, зверства фашистов над женщинами, зверства фашистов над детьми

как русские немцев били, потери немцев на Восточном фронте, красноармеец 1941, красноармеец ВОВ, Красная Армия, смерть немецким оккупантам



как русские немцев били, потери немцев на Восточном фронте, красноармеец 1941, красноармеец ВОВ, Красная Армия, смерть немецким оккупантам

Но у художников, работающих в области плаката можно встретить немало небрежности, поспешности, недоговоренности в мысли. Возьмем для примера плакат Лисицкого и Трошина «Все для фронта, все для победы». На нем изображены стоящие мужчина и женщина, за ними виден длинный ряд станков. Плакат лишен всякой выразительности и глубины, это не более чем средней руки фотография. То же можно сказать и о плакате Финогенова «Колхозники и колхозницы, — все для фронта» — работе холодной, лишенной внутреннего импульса и горения, бедной графически. Неудачен плакат Алякринского «Какой мастер, такова и его работа», бедны и невыразительны плакаты Эйгес, Бочкова и Лаптева.

советский тыл

советский тыл

советский тыл

советский тыл
Мы вправе пред'явить к нашим художникам, работающим в области плаката, большие требования. И прежде всего — внутреннего творческого пафоса, острой политической идеи, точного графического образа. Плакат не должен быть спокойным рассказом о событии. Плакат не должен быть многословен. От него требуются лаконичность, краткость, предельная выразительность, — в этом его сила.

Когда наши части вновь вступают в освобожденный от врага город, во многих местах в первый же день на улицах развешиваются советские плакаты. И это сразу подчеркивает, что город — наш, что город снова советский. Люди смотрят на эти плакаты с особой теплотой и волнением. Не высшая ли это честь для художника?

В той значительной работе, которую ведут наши художники, необходимо особо выделить деятельность коллектива ленинградских художников в составе тт. Серова, Кочергина, Ситтаро, Казанцева, Певзнера, Власова, Серебрянного, Петрова, Муратова, Астапова и ряда других художников. Коллектив носит название «Боевой карандаш». За время войны им создано большое количество плакатов, сатирических зарисовок и картин, зовущих к беспощадной борьбе с врагом. Защитники и жители города Ленина знают своих художников и по-настоящему любят их.

У нас очень популярны «Окна ТАСС». Отлично работает Соколов-Скаля. Интересные и остроумные «окна» — «Чудеса фашистской фотографии» и «Могучий Геббельс» — сделал Радлов, удачно работал для «Окон ТАСС» Черемных, много интересного показали Шухмин, Бор. Ефимов, Горяев, Костин.

Но есть серьезная опасность, от которой надо предостеречь художников, работающих в этой области. В ряде случаев они начали повторять самих себя. Мы помним, какими блестящими по силе и остроте были «Окна ТАСС» в дни суровых испытаний для Москвы. Сейчас они стали бледнее, однообразнее. Появился некий шаблон, готовая условная форма, к ней привыкли, в ней обжились. Нужен толчок творческой мысли, новый внутренний сдвиг, чтобы «Окна ТАСС» нашли новое острое и точное выражение.

Нужно серьезно подумать над развитием станковой живописи, созданием картин на темы отечественной войны. Поднимается по-новому вопрос о монументальности в искусстве, о монументальных произведениях обобщенного характера, увековечивающих героические подвиги защитников нашей страны.

В свое время справедливо говорили о запасе впечатлений у наших художников, о необходимости подлинного знания жизни. Особенно актуально это требование в наши дни. В связи с этим в серьезной критике нуждаются некоторые произведения наших художников, подготовленные для выставки в Центральном Доме Красной Армии.

На ряду с интересными и значительными работами здесь можно встретить картины, к которым присочинен военный сюжет. Такова, например, картина Шурпина «К фронту». Никакого фронта на ней нет, изображена группа ребят на лошадях, под'ехавших к кузнице. Такую картину художник мог написать и до войны, это внешнее приспособление к военной тематике, которое вызывает неприятное ощущение подделки.

Некоторые вещи, подготовленные к выставке, явно сделаны по фотографиям и по воспоминаниям о гражданской войне.

Совершенно ясно, что фотография — абсолютно недостаточный материал для художественного воссоздания героев, ярчайших эпизодов отечественной войны.

Великая отечественная война имеет свои неповторимые особенности. У художника должно быть чувство исторической правды и исторической точности. Чувство исторической правды должно подсказать художнику показ массового героизма, изображение народа в грозном напряжении сил. Для художника обязательна также достоверность конкретных явлений войны и жизненных деталей. Нельзя писать танк устаревшего образца, нельзя писать вооружение, если его по-настоящему не знаешь: художник не имеет права пренебрегать деталями, за это его осудят и в правдивость сделанного им не поверят.

Художники должны видеть своими глазами то, что происходит на фронте.

Значительная группа художников (В.Яковлев, Н.Соколов-Скаля, И.Мальков, В.Мешков, П.Староносов, Н.Гаврилов, В.Пшеничников, Г.Нисский и др.) в течение более или менее длительного промежутка времени находилась во фронтовой обстановке. Фронтовые зарисовки, впечатления художников, несомненно, явятся основой большой и положительной работы. Однако нужно указать, что иногда художники во фронтовых зарисовках ограничиваются фиксацией лишь внешних деталей.

В центре внимания художников должны стоять героические люди, героические эпизоды войны.

Количество тем и сюжетов для творческого труда художников необозримо. Советские художники, несомненно, создадут новые яркие произведения, которые в волнующих образах запечатлеют великую эпоху борьбы за счастье всего человечества, борьбы справедливой, героической, ведущей к победе. // М.Храпченко.

______________________________________________
Истребляй гитлеровцев!* ("Известия", СССР)***
И.Эренбург: Убей!* ("Красная звезда", СССР)
Э.Виленский: Смерть зверю!* ("Известия", СССР)**
А.Толстой: Убей зверя!* ("Красная звезда", СССР)*
Проклятие и месть фашистским варварам! ("Правда", СССР)
Мщение и смерть фашистско-немецким псам! ("Правда", СССР)
Смерть подлым немецко-фашистским палачам!* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №76 (7762), 1 апреля 1942 года

Posts from This Journal by “апрель 1942” Tag

  • Генрих Манн. Страницы из дневника

    Г.Манн || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм…

  • Студия у подножия Ала-Тау

    М.Ильин || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм…

  • Т.Бунимович. В поисках метода

    Т.Бунимович || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ,…

  • Искусство — детям

    « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм — на…

  • Вс.Вишневский. Люди города Ленина

    Вс.Вишневский || « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ,…

  • «Красная звезда» 1-30 апреля 1942 года

    « Красная звезда», СССР. « Известия», СССР. « Правда», СССР. « Time», США. « The Times», Великобритания. « The New York Times», США.…

  • В.Ильенков. Глаза

    В.Ильенков || « Красная звезда» №101, 30 апреля 1942 года Воины Красной Армии! Вас ждут, как освободителей, миллионы советских людей,…

  • Советские архитекторы в дни войны

    « Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года Каждое новое произведение писателя, картину живописца, театральный образ, кинофильм — на…

  • 14 апреля 1942 года

    «Красная звезда»: 1943 год. «Красная звезда»: 1942 год. «Красная звезда»: 1941 год. # Все статьи за 14 апреля 1942 года.…