Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

О потерях немецкой авиации

«Красная звезда», 23 ноября 1943 года, смерть немецким оккупантамИ.Жданов || «Красная звезда» №276, 23 ноября 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативные сводки за 21 и 22 ноября (1—2 стр.). Капитан К.Токарев. — В излучине Днепра (2 стр.). Майор П.Трояновский. — В белорусских лесах (2 стр.). Старший лейтенант Н.Падалко. — Тактика мелких групп автоматчиков (2 стр.). Инженер-подполковник. Г.Георгиевский. — На фронтовых дорогах (2 стр.). А.Авдеенко. — Мщение и смерть немецким палачам! (3 стр.). Полковник Н.Амосов. — Заместитель командира по политической части (3 стр.). Подполковник И.Жданов. — О потерях немецкой авиации (3 стр.). А.Спекторов. — О фашистском шпионаже в освобожденных районах (4 стр.).



# Все статьи за 23 ноября 1943 года.



«Красная звезда», 23 ноября 1943 года,

Воздушная война 1943 года принесла немцам тяжелые поражения. Огромные потери в самолетах и летном составе привели немецкий воздушный флот к серьезнейшим затруднениям, с которыми он вступает в третью зиму войны на Востоке и в пятую — на Западе. Нынешняя воздушная обстановка в корне отлична от обстановки прежних лет. Она характерна прежде всего тем, что воздушные бои в течение всего 1943 года проходят под знаком превосходства нашей авиации на Востоке и англо-американской — на Западе. Красная Армия за истекший год уничтожила более 14.000 вражеских самолетов.

Чтобы дать представление о том, насколько тяжелы для немцев потери в самолетах на Востоке, необходимо прибегнуть к некоторым сравнениям. Известно, что в период наступления наших войск под Сталинградом немцы потеряли около 1.500 самолетов сбитыми в воздушных боях, а кроме того оставили большое количество машин на аэродромах. «Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться» (Сталин). Эти слова целиком относятся и к воздушному флоту Германии. После Сталинградской битвы наши летчики постоянно удерживают инициативу в своих руках. Они добились превосходства в воздухе и нанесли вражеской авиации ряд весьма чувствительных ударов.

Особый интерес представляют потери немецкой авиации, если их рассматривать в свете возможностей германской промышленности, снабжающей фронт новой материальной частью. По данным иностранной печати, авиационная промышленность Германии могла дать фронту 30.000 самолетов в год в тех условиях, когда германский тыл еще не подвергался ударам с воздуха. Систематические налеты авиации наших союзников на немецкие промышленные центры несомненно снизили мощность авиационных заводов противника. Теперь эти заводы уже не в состоянии дать такое количество самолетов, которое перекрывало бы потери на всех фронтах. Между тем только за летнюю кампанию на Востоке немцы потеряли более 10.000 самолетов, что превышает одну треть годовой продукции авиационной промышленности Германии в ее лучшие времена.

Не случайно поэтому то обстоятельство, что авиационный парк немцев в 1943 году не претерпел сколько-нибудь серьезных изменений в конструкциях самолетов. На протяжении всего года на фронте не появилось ни одной новой модели. Если раньше такой истребитель, как «ME-109», модернизировался за год два–три раза, то в нынешней кампании он оставался почти таким же, как и в боях под Сталинградом. Лишь в последние дни появились данные о том, что мотор этого самолета делается более мощным, но пока что нашим летчикам не приходилось встречаться на фронте с этой моделью.

Заслуживает внимания судьба истребителя «Фокке-Вульф-190». Для советско-германского фронта это — модель прошлого года. Готовясь к летнему наступлению, немцы возлагали немалые надежды на этот тип самолета, причем бралось в расчет его достаточно мощное вооружение. Однако в первые же дни серьезных боев наши летчики изгнали с поля боя хваленый фашистский самолет. Немцы явно просчитались в качествах этой машины. Не имея возможности серьезно улучшить ее летные качества или заменить ее другой, они решили усилить артиллерийское вооружение. На «Фокке-Вульф-190» было установлено до восьми огневых точек, и немцы используют его теперь для обороны своего тыла, чаще всего ночью. Таким образом, сравнительно новая модель, изготовленная для наступательного боя, быстро пережила себя и стала оружием обороны. Все эти факты также свидетельствуют о больших затруднениях немцев в производстве самолетов для восполнения столь значительных потерь.

Говоря о потерях германского воздушного флота в материальной части, не следует забывать и о кадрах. Как указывает товарищ Сталин, истекший год «...был переломным годом еще потому, что Красной Армии удалось в сравнительно короткий срок перебить и перемолоть наиболее опытные старые кадры немецко-фашистских войск...» Для вражеской авиации этот факт имеет особое значение. Вместе с 14 тысячами самолетов на советско-германском фронте погибло около 25—30 тысяч немецких летчиков и штурманов. Чтобы восполнить этот урон, нужен большой срок, в течение которого можно было бы обучить новые кадры. А между тем воздушные бои всё возрастают, и потери в людях увеличиваются. В результате немцы вынуждены бросать в бой малоопытных молодых летчиков, с подготовкой которых у них далеко не всё благополучно. О многом говорит хотя бы такой факт. В текущем году министерство воздушного флота Германии обратилось с воззванием к юношам 1928 года рождения, приглашая их в авиационные военные училища. Таким образом, пятнадцатилетние мальчики должны заменить призывные возрасты, из которых уже всё взято для службы в авиации. Но потребности оказались далеко не удовлетворенными.

Насколько чувствительны для немцев потери 1943 года, показывают также изменения в личном составе эскадр, действующих на советско-германском фронте. Старых кадров с трудом хватает теперь лишь на то, чтобы заполнить ими руководящие должности. Готовясь к весенней кампании, немцы целиком обновили личный состав большинства эскадр. Например, 52-я истребительная эскадра, которой командует подполковник Рабак, была заново укомплектована после зимних боев. Мало того, в предвидении больших потерь ей был придан для пополнения резерв, составивший 30 процентов от общего числа личного состава. При таком насыщении резервом эскадра, казалось, должна была выдержать летние бои без пополнения. Однако через 15 дней сражения под Белгородом подполковник Рабак потерял 60 процентов состава своей эскадры и вскоре получил приказ о выходе на переформирование. Подобное перемалывание кадров вражеской авиации характерно для боев на всех основных участках фронта.

Воздушные бои на Востоке не ослабевают до последних дней, и это заставляет гитлеровцев спешно пополнять потери в авиации. На протяжении всей летней кампании 1943 года немцы упорно стремились держать против нашей авиации одно и то же число эскадр. На смену выведенным из боя подразделениям немедленно приходили новые. Даже в первой половине ноября, когда можно было ожидать затишья в воздухе в связи с метеорологическими условиями, немцы продолжали подбрасывать свежие резервы. Только недавно на наш фронт прибыло не менее четырех групп истребителей и бомбардировщиков. Однако, несмотря на все эти старания, количество вражеских боевых самолетов, по сравнению с летом, заметно начинает уменьшаться. Это означает, что немцы не в состоянии восполнять те потери, которые несут их эскадры в боях. Нередко наблюдаются случаи, когда число самолетов уменьшается на 30 и более процентов не только в отдельных частях, но даже на некоторых участках фронта.

Мощное наступление Красной Армии, изменившееся соотношение сил и те огромные потери, которые понес германский воздушный флот, наложили отпечаток на тактическое и оперативное использование немцами своей авиации. Их воздушный флот прикован сейчас к полю боя, и это является основной его слабостью. Враг не в состоянии, как прежде, вести авиационное наступление на широком фронте с поражением об'ектов в глубине нашего расположения. Он вынужден перейти к оборонительной тактике, и его авиация осуществляет лишь непосредственную поддержку наземных войск.

Значительно возросшая активность наших воздушных сил не позволяет врагу поддерживать напряжение вылетов на одном уровне. Его силы быстро выдыхаются. Вследствие этих же причин действия вражеских самолетов стали рассредоточенными. Теперь уже не наблюдается такая концентрация немецких воздушных сил на узком участке, как это было, например, под Сталинградом. И это вполне естественно, так как части Красной Армии наступают на широком фронте. Тактика немецких летчиков в воздушных боях стала оборонительной.

О резких изменениях в соотношении сил и о кризисе, который переживает сейчас немецкий воздушный флот, говорят сами гитлеровцы. Сошлемся на одного из видных представителей их авиации — подполковника Карла Вальтера Левис-Лицмана. Не так давно подполковник Левис-Лицман командовал 3-й бомбардировочной эскадрой, а до этого занимал ряд руководящих должностей в штабах воздушных флотов. Он окончил академию генерального штаба, принимал участие в операциях против Норвегии и Франции, лично летал бомбить английские города и, наконец, продолжительное время командовал эскадрой на советско-германском фронте, но затем был взят в плен. Левис-Лицман имеет несколько наград, в том числе и золотой крест. Он являлся видной фигурой в немецкой авиации, и, следовательно, его показания представляют несомненный интерес.

Оценивая воздушную обстановку нынешнего лета, Левис-Лицман говорит, что она совершенно неузнаваема. «Начиная с лета 1942 года, — заявляет он, — активность русских в воздухе сильно возросла. Увеличилось количество и улучшилось качество их истребителей. Это заставило нас производить полеты большими группами бомбардировщиков при усиленных нарядах истребителей прикрытия. По этой же причине мы вынуждены были отказаться от полетов в глубину обороны и действовать лишь по переднему краю, чтобы избежать больших потерь». Однако опыт боев эскадры, которой командовал сам Левис-Лицман, показывает, что потери не уменьшились, а увеличились. Его эскадра за первый месяц боев потеряла безвозвратно 30 самолетов и отправила в ремонт на тыловые базы еще 40. В общей сложности уже через месяц командир эскадры из трех своих групп мог выставить лишь одну.

Говоря об изменениях в воздушном флоте Германии, Левис-Лицман отмечает, что превосходством в воздухе он считает такое положение, «когда авиация одной стороны может не только воспрепятствовать воздушным операциям другой, но расстроить и нейтрализовать наступательные планы противника». Как известно, именно этим и характерны операции советского воздушного флота в битве под Курском. Признавая этот факт, Левис-Лицман заключает, что «говорить о превосходстве авиации Германии на нынешнем этапе войны не приходится».

К числу серьезных причин, вызвавших кризис в немецком воздушном флоте, следует отнести еще один фактор. Речь идет об утере немцами главных авиационных баз на советско-германском фронте. Такие аэроузлы, как Харьковский, Орловский, Брянский, Киевский, Полтавский и ряд других, в течение двух лет подготовлялись для действий больших авиационных масс. Немцы потеряли здесь не только базы, но, что особенно важно, много средств обеспечения, необходимых для эксплоатации самолетного парка в зимних условиях. Нелишне вспомнить прошлую зиму, когда немецкий воздушный флот был скован именно потому, что не имел достаточных средств обеспечения. Но ведь тогда немцы лишились лишь оперативной сети аэродромов, а теперь они потеряли и дневные тыловые базы. В этом существенное отличие сложившейся нынче обстановки от той, что была в прошлом году.

Было бы ошибочно недооценивать силу врага. Немецкая авиация всё еще располагает довольно большими возможностями и представляет собою важную величину. Однако воздушный флот немцев, потерявший свои лучшие кадры и множество самолетов, теперь уже далеко не тот, что был раньше. Именно поэтому немецкое командование вынуждено использовать свою авиацию эпизодически. Накапливая силы, враг стремится в каждом отдельном случае добиться численного перевеса и тем компенсировать качественные недостатки своих воздушных сил.

Наши авиационные кадры выросли и закалились в наступательных боях. Соотношение сил изменилось в нашу пользу. Такая же обстановки наблюдается сейчас и на Западе. Вся это позволит нашей авиации в грядущих боях наносить врагу еще более чувствительные удары. // Подполковник И.Жданов.

________________________________________________
И.Эренбург: Расплата ("Красная звезда", СССР)
Н.Журавлев: Потери немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Борьба с немецкими бомбардировщиками* ("Красная звезда", СССР)
П.Стефановский: Самолетный парк фашистской Германии ("Красная звезда", СССР)
М.Ротченко: Борьба с новым немецким истребителем «Мессершмитт-109 г»* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №276 (5647), 23 ноября 1943 года
Tags: 1943, газета «Красная звезда», немецкая авиация, ноябрь 1943, осень 1943
Subscribe

Posts from This Journal “немецкая авиация” Tag

  • Некоторые уловки фашистской авиации

    М.Ступин || « Красная звезда» №170, 22 июля 1941 года Советский народ и Красная армия с величайшей радостью встретили назначение товарища…

  • Волк в тайнике

    Ц.Солодарь || «Сталинский сокол» №42, 26 мая 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1-я СТРАНИЦА: Прием в Кремле в честь командующих войсками Красной…

  • Немецкие реактивные самолеты

    В.Натесов || « Красная звезда» №72, 27 марта 1945 года Войска 2-го Украинского фронта, наступая в трудных условиях горно-лесистой местности в…

  • О воздушной тактике немцев

    Н.Денисов || « Красная звезда» №241, 12 октября 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: ПРИКАЗ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО (1 стр.). Указ Президиума…

  • О некоторых особенностях воздушной тактики немцев

    Н.Денисов || « Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). С огромным успехом…

  • Умело отбивать налеты штурмовой авиации

    К.Алексеев || « Красная звезда» №159, 9 июля 1941 года Советская авиация наносит сокрушительные удары немецко-фашистским войскам. В боях с…

  • О тактических приемах немецких истребителей

    С.Рыбаков || « Красная звезда» №60, 13 марта 1945 года Слава доблестным воинам Красной Армии, одержавшим новые победы над врагом. Под…

  • Бои с «Мессершмиттами»

    Ю.Рыкачев || « Красная звезда» №123, 27 мая 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Прием тов. И.В. Сталиным г-на Джозефа Э. Дэвиса (1 стр.). Генерал-майор…

  • Рабы Гитлера

    К.Федин || «Литературная газета» №33, 20 августа 1941 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Место литератора в отечественной войне. ОТ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments