Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Год работы фронтовых бригад

В.Сурин || «Литература и искусство» №29, 18 июля 1942 годаf

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Всеми средствами искусства — вдохновлять к победе. Ф.Никитин. Тысячный концерт. Н.Рыленков. Моим ровесникам (стихи). Информация. Литературные лекции на фронте. Охрана и восстановление памятников архитектуры. Эстонские художественные ансамбли. 2 стр. Ральф Паркер. В испытаниях войны. В.Сурин. Год работы фронтовых бригад. П.Соколов-Скаля. Заметки с выставки. В. Захарченко. Стихи. Информация. У писателей Башкирии. В Ростове-на-Дону. 3 стр. П.Марков. М.М.Климов. К.Борисов. Пьеса о советском народе «Русские люди» К.Симонова в театре Ленсовета. Е.Северин. Повторение пройденного. Вл.Николаев. Стихи первого полугодия. Информация. Новые книги. Памятник генералу Панфилову. 4. стр. Д.Рабинович. «Поговорим о песне». Б.Вальбе. Пьер-Жан Беранже. Информация. Совещание о прозе. По Советской стране. Московская хроника.



# Все статьи за 18 июля 1942 года.





С каждым месяцем деятельность концертных фронтовых бригад принимает все больший размах. За год отечественной войны на фронте побывало 250 бригад, давших в общей сложности свыше 12.000 концертов. Наряду с этим ведется интенсивная работа и в тылу — в местных гарнизонах, в госпиталях, для трудящихся оборонных предприятий. По одной только Москве за 12 месяцев войны дано до 10.000 концертов.

«Дорогие товарищи артисты. Вы своим искусством окрылили нас на новые боевые подвиги в борьбе с кровавым фашизмом. Гитлер и его банда хотят поработить наш народ, уничтожить советскую науку, культуру и искусство. Мы, бойцы, командиры и политработники, заверяем вас, дорогие актеры, что после выздоровления с новой силой будем громить немецких оккупантов. Не дадим коричневой чуме погасить яркий факел советского искусства», — пишут артистам раненые бойцы.

В художественном обслуживании фронтовой аудитории участвуют певцы и инструменталисты, артисты эстрады и драматические актеры со всех концов советской страны. На фронте побывали артисты Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана и других республик.

От актера-фронтовика требуется не только профессиональное умение, но и проявление высоких гражданских чувств. Начиная с первых дней войны, постоянно работают на фронте бригады во главе с Гаркави, Шапиро, Веревкиным, Пищиком, Андросовым, Малаховым, Лапшиным, Немеровским, Мильдоном, Прагиным. Участники этих бригад — наши лучшие артисты. Мы видим среди них заслуженных артистов республики Русланову, Орленева и Балашова; лауреатов всесоюзных конкурсов Эфроса, Ярославцева, Лукавихина, Редель и Хрусталева; артистов Всесоюзного гастрольно-концертного об’единения Мирова, Дарского, Спевак, Донскую, Плинера, Орлова, Васильева, Соловьева, Раскатова, Симановскую, Назарову, Глек, Лаврентьевых, В.Иванову; артистов Московской филармонии Королева, Николаева; артистов Театра эстрады и миниатюр Тоддес и Домогацкую и многих других.

Наряду с артистами эстрады все чаще в фронтовых концертах выступают и работники театров. Можно указать ряд театров, особо отличившихся в деле подготовки фронтовых бригад. К таким театрам относится Московский театр сатиры, Малый театр, ленинградские театры им. Кирова, Малый оперный и Большой драматический им. Горького. В составе концертных бригад выезжали на фронт народный артист СССР Садовский, лауреаты Сталинской премии Ильинский и Федорова, народные артисты РСФСР Межинский и Мельтцер, заслуженные артисты Лисициан, Юницкий, Поль и Межерауп, артисты московского Театра оперетты Гедройц, Калашникова, Степанова и Кулаков, артист Театра сатиры Любезнов.

Успехи работы фронтовых бригад во многом зависят от композиторов. Своим творчеством и непосредственным личным общением с людьми фронта композиторы внесли немалый вклад в дело художественного обслуживания армии. С глубоким удовлетворением встретили наши артисты и слушатели награждение Сталинской премией А.В.Александрова за его мужественную, эпически-строгую песню «Священная война» (на слова Лебедева-Кумача). Другой лауреат Сталинской премии В.Захаров также написал за время войны ряд произведений, исполненных горячего патриотизма и близких народу. Хорошие лирические песни создают Седой и Блантер. Над созданием массовой народной песни работают братья Покрасс, Белый, Милютин, Кабалевский, Листов, Кац, Кручинин, Хренников и др.

Громадное значение имеет все укрепляющаяся связь композиторов с фронтом. Оказывая помощь красноармейской самодеятельности, они получают возможность на собственной практике проверять действительные запросы фронтовой аудитории. Они возвращаются с фронта обогащенные новыми впечатлениями. В военной обстановке родилась лирическая песня Фрадкина о Днепре, песня, ставшая любимой на Юго-Западном фронте. Тесная связь с нашими славными гвардейцами помогла композитору Мурадели создать его песню о Доваторе.

За год войны, советские артисты и композиторы сделали немало. Но потребность в искусстве исключительно велика и удовлетворена она далеко не полностью.

Дело, разумеется, не только в дальнейшем количественном расширении деятельности фронтовых бригад. Практика показывает, что наряду с очень хорошими, высококвалифицированными и по исполнительскому составу и по репертуару бригадами на передовые линии нередко попадают посредственные исполнители, со случайно подобранными программами. Наши концертные организации и исполнители не всегда понимают, что подготовка нового актуального, политически-злободневного художественно-полноценного репертуара — основная задача и ссылки на отсутствие репертуара, которые обычно приводятся в оправдание бедности программ, — несостоятельны.

Опыт отдельных бригад, например, той, где работают артист Дыховичный — автор и чтец одновременно, артисты бригады Миров и Дарский, или бригады, где работает Гаркави, ясно показывает, что новые произведения, отвечающие требованиям дня, связанные с живым фронтовым материалом, могут создаваться на месте, — там, где выступают бригады. Так, во время пребывания на Северо-Морском флоте Дыховичный, Миров и Дарский написали ряд произведений, пользовавшихся успехом у моряков и вскоре вошедших в специально изданный сборник для самодеятельности.

Особенное значение местный материал имеет для конферанса. Факты из жизни воинской части, где в данный момент выступает бригада, — неоценимый источник творчества для умного и инициативного конферансье, способствуют созданию дружеской атмосферы между исполнителем и аудиторией, делают концерт живым и интересным.

Как часто, однако, политически острое слово, едкая насмешка, публицистический памфлет — все то, что придает концерту агитационно-политический смысл и на что особенно охотно отзывается красноармейская масса, — подменяется в конферансе пустозвонством на отвлеченные темы. Концертные бригады должны понять, что без хорошего конферанса даже превосходно подобранная программа может оказаться выстрелом вхолостую.

Однотонность — серьезный недостаток в работе фронтовых бригад. Коллективы, выезжающие на передовые линии, как правило, не используют средства и возможности театрального представления — одноактные пьесы и монтажи драматических произведений. Слабо представлены в программах концертов музыкальная и литературная классика, особенно та ее часть, которая связана с темами и образами борьбы русского народа за свою независимость.

Бойцы часто именуют артистов, выступающих на фронте, артистами-воинами. Это обязывает ко многому. Вместе с отдыхом, который дарит художественная работа мужественным сынам Красной Армии, каждый фронтовой концерт должен звучать призывом к самоотверженной борьбе, должен рождать у бойцов священное чувство ненависти, без которого нельзя победить. // В.Сурин.


***********************************************************************************************
Моим ровесникам


Мы в дни войны подумали о многом
И вспомнили о многом заодно.
Нам от рожденья было все дано,
И мир, открытый настежь за порогом,
Ждал появленья нашего: иди,
Не меря расстояний впереди,
Куда тебя влечет — по всем дорогам
В чередованьи лета и зимы...
И этому не удивлялись мы.
Мы в дни войны подумали о многом.

Теперь, привыкнув к воинским тревогам
И к беспокойству путевых квартир,
Мы заново увидели тот мир,
Где было все для нас любви залогом,
Куда не раз любой из нас глядел
Сквозь замыслы незавершенных дел
И говорил себе в раздумьи строгом:
Мы не ценили времени, пока
Была от нас тревога далека.
Мы в дни войны подумали о многом.

Не как старик бухгалтер над итогом
Конторских цифр — склонились мы теперь.
Когда грядущее стучится в дверь.
По вражьим бронированным берлогам
Ведя огонь, — мы помним об одном,
Как много дела нам в краю родном.
За каждым буераком, каждым логом
Мечта — увидеть близких поскорей —
Усиливает ярость батарей.
Мы в дни войны подумали о многом.

Ник. Рыленков.

______________________________________________
А.Сурков: Окопная быль* ("Красная звезда", СССР)
А.Попов: Концерт в блиндаже ("Красная звезда", СССР)
Л.Русланова: Три встречи ("Литература и искусство", СССР)
С.Преображенский: Фронтовые бригады* ("Литература и искусство", СССР)

«Литература и искусство» №29, 18 июля 1942 года
Tags: 1942, «Литература и искусство», июль 1942, лето 1942
Subscribe

Posts from This Journal “июль 1942” Tag

  • В испытаниях войны

    Р.Паркер || « Литература и искусство» №29, 18 июля 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Всеми средствами искусства — вдохновлять к…

  • Лидия Русланова. Три встречи

    Л.Русланова || « Литература и искусство» №28, 11 июля 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Почетная задача. «Ленинград в борьбе».…

  • Писатель-воин

    А.Ромм || « Литература и искусство» №27, 4 июля 1942 года «...наша социалистическая организация хозяйства, равно как и весь наш советский строй,…

  • «Красная звезда» 1-31 июля 1942 года

    « Красная звезда», СССР. « Известия», СССР. « Правда», СССР. « Time», США. « The Times», Великобритания. « The New York Times», США.…

  • Так уходил Севастополь

    Б.Войтехов || « Комсомольская правда» №174, 26 июля 1942 года Топи немца в море! Бей его на суше! Еще сильнее удары, красные моряки! Пусть…

  • К.Симонов. Военный корреспондент

    К.Симонов || « Литература и искусство» №28, 11 июля 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Почетная задача. «Ленинград в борьбе».…

  • Выродки человечества

    А.Штейн || «Красный флот» №156, 5 июля 1942 года Слава о главных организаторах героической обороны Севастополя — вице-адмирале Октябрьском,…

  • О.Берггольц. Февральский дневник

    О.Берггольц || « Комсомольская правда» №156, 5 июля 1942 года Победа не приходит сама, — ее нужно завоевать. Напряжем все силы для разгрома…

  • Воздушный разведчик

    Е.Габрилович || « Красная звезда» №152, 1 июля 1942 года Борьба против немецких оккупантов еще более укрепила союз рабочих, крестьян,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments