Войска 1-го Украинского фронта, перейдя в наступление из района западнее Сандомира, прорвали сильно укрепленную оборону противника. За два дня боев наши войска продвинулись до 40 километров, расширив прорыв по фронту до 60 километров.
Слава доблестным воинам Красной Армии!
# Все статьи за 14 января 1945 года.
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Всю ночь перед наступлением на плацдарме за Вислой бушевал свирепый январский ветер. Густые тучи заволокли небо. В полной тьме на многочисленных дорогах плацдарма лишь изредка мелькали узкие огоньки осторожно пробиравшихся вперед автомашин. Ни гула моторов, ни стука конских копыт, ни скрипа колес, — ничего не было слышно на плацдарме. Казалось, что он обезлюдел, но это впечатление было обманчиво. В поредевших лесах у самых дорог скрывались сотни советских танков. Возле огневых позиций работали в блиндажах неутомимые артиллеристы, уточняя и исправляя таблицы огня, готовя боеприпасы. В траншеях повсюду, невзирая на стужу, стояли стрелки и пулеметчики с оружием в руках. И все радовались темной ночи, суровому ветру, помогавшим скрытно приготовиться к наступлению.
Рано утром наши передовые батальоны, поддержанные артиллерией, ворвались в первую траншею противника. Затем началась артиллерийская подготовка, которая продолжалась около двух часов. Сразу повеселело утро, ожил плацдарм, и даже видавшие виды бойцы, прошедшие великий путь и Волги до Вислы, изумились, когда увидели, как много таила скрытого от взоров противника земля сандомирского плацдарма. На дороги вышли колонны побеленных танков. Они перепоясали длинными белыми лентами чуть прикрытые снегом поля. Стало вдруг тесно на плацдарме от войск, дождавшихся праздника, которым для истинного солдата бывает день наступления. Части 1-го Украинского фронта двинулись на прорыв обороны врага на участке протяжением в 40 километров.
Артиллерия разрешила свою задачу прекрасно. Нужно учесть, что плохая погода не позволяла действовать нашей авиации. Поэтому задача артиллерии усложнялась. А между тем, противник имел на участке прорыва заблаговременно построенную сильно укрепленную оборону в три линии, глубиною от 3 до 8 километров каждая, Однако исключительно сильный и точный огонь советских артиллеристов сделал свое дело. Мощное и хорошо организованное артиллерийское наступление имело решающее значение в прорыве вражеской обороны.
В одном районе действовала N гвардейская артиллерийская ордена Ленина трижды краснознаменная бригада. Трое суток без сна и отдыха артиллеристы под минометным обстрелом противника оборудовали свои огневые позиции. Каменистая земля с трудом поддавалась топору и кирке. Но упорство и воля бойцов были тверже камня. За день до наступления мощные орудия стали на огневых позициях в 800 ветрах от переднего края обороны немцев. Это позволило бить на всю глубину обороны врага.
Эта бригада по-гвардейски справилась со своей задачей. Батарея гвардии старшего лейтенанта Яворского, выпустив 220 снарядов, подавила и частично уничтожила две очень важных цели: 105-мм. немецкую батарею четырехорудийного состава и еще батарею трехорудийного состава. Особенно четко работал здесь наводчик гвардии ефрейтор Василий Иванов.
В батарее гвардии старшего лейтенанта Тюрнина храбро и самоотверженно действовали в бою гвардии красноармеец Кауров и гвардии ефрейтор Федосеев. От прямого попадания вражеского снаряда начали рваться заряды. Кауров и Федосеев, рискуя жизнью, разбросали в стороны горящие гильзы и спасли орудие от взрыва. Ящичные этой батареи гвардии красноармейцы Фролов, Маслов, Суворков и Потапов в течение двух часов перетащили к орудиям, на расстояние от 100 до 150 метров, 400 выстрелов.
Орденоносный расчет гвардии сержанта Калистратова сделал в это утро шеститысячный выстрел из своей пушки, намного перекрыв техническую норму. В прошлом огнем этой пушки Калистратов сбил немецкий аэростат, за что был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Сопровождаемая двойным огневым валом, пехота смело пошла в атаку. В первой линии траншей сопротивление немцев было сразу же сломлено, но, продвигаясь дальше, наши стрелки натолкнулись на густые минные поля. Здесь были минированы не только дороги и подступы к населенным пунктам, но буквально вся местность вокруг основных узлов сопротивления. Тогда впереди пошли саперы, проделывая для пехоты и танков проходы в минных полях. Темп продвижения войск не снизился. К исходу дня наступающие далеко углубились в оборону противника и заметно расширили прорыв по фронту. В первый же день наши части овладели такими сильными опорными пунктами немцев, как Шидлув, Стопница, Хмельник. Были окончательно пройдены две линии немецких укреплений.
Однако и дальнейший путь наступающих частей оказался тяжелым. Особенно серьезные трудности встретили наши войска на одном участке прорыва, где тянутся большие лесные массивы. Немцы устроили в лесах завалы, натянули проволочные заграждения, отрыли противотанковые рвы, а междулесье сплошь заминировали, оставив свободными лишь несколько дорог в тыл. Здесь снова пришлось много поработать инженерно-саперным частям. Применяя удлиненные заряды, саперы взрывали минные поля. В проделанные широкие проходы устремлялись пехотинцы и танкисты.
Характерно, что наша артиллерия нисколько не отстает от продвигающихся стрелковых частей и активно помогает им штурмовать немецкие узлы сопротивления в глубине. Так, например, немцы, сильно укрепив узел шоссейных дорог Хмельник, обороняли его с особым ожесточением. Кстати сказать, к Хмельнику подходит узкоколейная железная дорога, которой немцы пользовались раньше для питания большой войсковой группировки. Хмельник был опоясан тремя рядами траншей. Попав под губительный огонь советской артиллерии, немцы не смогли усидеть в этих траншеях, и наступающая пехота преодолела их.
За два дня наступательных боев войска 1-го Украинского фронта, ломая упорное сопротивление немцев, продвинулись в глубину расположения противника до 40 километров. Ширина прорыва уже достигла 60 километров по фронту. С боями занято более 350 населенных пунктов и среди них взяты штурмом, кроме перечисленных выше, важные опорные пункты обороны немцев Буско-Здруй (Буск) и Висьлица. Захвачены пленные, причем из опроса пленных прежде всего выясняется, какой огромный урон причинил немцам огонь советской артиллерии.
Наступление в районе западнее Сандомира продолжается. Наши части энергично развивают успех, достигнутый в первые два дня боев, и наносят врагу один удар за другим, отбрасывая его всё дальше на запад. // Капитан Ф.Бубеннов. 1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 13 января. (По телеграфу).
****************************************
ДЕРЗОСТЬ В БОЮ
4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 13 января. (По телеграфу от наш. корр.). Шесть отважных разведчиков во главе со старшим сержантом Писаренко пробрались лесной чащей в тыл врага. Там они обнаружили большое оживление, чувствовалось, что противник готовится к контратаке.
У Писаренко созрело решение сорвать контратаку немцев и захватить «языка». Разведчики залегли, приготовили гранаты и стали выжидать удобного момента.
Вскоре взвилась красная ракета. Немцы пошли в контратаку.
— Вперед! — скомандовал Писаренко.
Разведчики, маскируясь кустарником, пошли вслед за немцами. На полпути до нашего переднего края разведчики внезапно ударили из автоматов в спину гитлеровцам.
Неожиданный удар вызвал у немцев замешательство. Неприятельская контратака была сорвана.
☆ ☆ ☆
АРМЕЙСКИЙ СЛЕТ МАСТЕРОВ РАЗВЕДКИ
2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 13 января. (По телеграфу от наш. корр.). На армейский слет с’ехались лучшие разведчики, имена которых известны далеко за пределами их частей. Вот разведчик Иван Бойко. Шестьдесят шесть «языков» поймано при его участии. Вот другой не менее знаменитый разведчик — гвардии красноармеец Богатырев, более 30 раз ходивший в разведку.
На слете гвардии лейтенант Корзун поделился опытом действий в тылу противника Его рассказ изобиловал подробным описанием приемов наблюдения, маскировки, изучения расположения огневых точек противника. Гвардии старший сержант Смолов рассказал об опыте проведения дневных и ночных поисков во время наступления.
На слете был оглашен приказ о присвоении офицерского звания «гвардии младший лейтенант» лучшим разведчикам — Бойко, Богатыреву, Володееву, Удовенко и другим.
☆ ☆ ☆
ПОЛЕВАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 января. (От наш. корр.). От подразделения к подразделению движется по переднему краю полевая передвижная фотография, где начальником тов. Турский. Бойцы и офицеры, узнав о приезде фотографии, с радостью пользуются ее услугами. На следующий день они получают готовые фотокарточки. Свои снимки фронтовики посылают родным и близким. Фронтовики с благодарностью отзываются о работе фотографов.
За четыре месяца полевая передвижная фотография сделала для фронтовиков около 90 тысяч фотокарточек.
________________________________________
П.Лукницкий: В Будапеште* ("Правда", СССР)
П.Cинцов: Бои в Будапеште* ("Правда", СССР)
И.Агибалов: Будапештский «котел» ("Красная звезда", СССР)
М.Миха́йлов: Словесный «шнапс» ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №12 (6000), 14 января 1945 года