Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Фриц-интеллигент

М.Слободской || «Литература и искусство» №32, 8 августа 1942 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Тема искусства. Б.Лавренев. Вырвем победу! Чарли Чаплин. Я призываю. Вс.Азаров. Город наш (стихи). Информация. В дни уборочной кампании. Пленум Союза писателей Белоруссии. 7-я симфония Шостаковича в США. 2 стр. М.Гельфанд. О ненависти и литературщине. П.Марков. Станиславский. В.Шкловский. Чувство современности. В.Богданов-Березовский. Труд художника. 3 стр. Проф. К.Кузнецов. Рахманинов и русская музыка. В.Смирнова. Гордость. С.Сергеев-Ценский. Талантливая книга. И.Френкель. Огонь (стихи). О.Леонидов. Два киносборника. Информация. 4 стр. М.Слободской. Фриц-интеллигент. В.Стамбулов. Марсельеза. Н.Лабковский. Неуловимый Ян. Информация, Творческое совещание ленинградских фронтовиков. 80-летие Ленинской библиотеки. В Союзе писателей. Московская хроника. По Советской стране. У писателей Киргизии.



# Все статьи за 8 августа 1942 года.



«Литература и искусство», 8 августа 1942 года

Иозеф Шток — солдат немецкой армии, теперь военнопленный, до войны был художником-декоратором в большом немецком промышленном городе Аахене. Это молодой интеллигент гитлеровской Германии.

Он небольшого роста и в то же время весь какой-то тонкий и длинный. У него длинные, неугомонные пальцы, с длинными, когда-то холеными, а теперь густо-черными ногтями. Длинное, узкое лицо с глубоко вдавленными висками. Длинные, зачесанные назад, волосы артиста. И разговаривает он тоже длинно, но все его многословные ответы состоят из слов-пустышек, не содержащих даже подобия мысли.

…Да, он ударил офицера, отбыл наказание и, попав на фронт, сдался в плен. Почему он ударил офицера? Офицер был груб. Почему он сдался в плен? Шток не может ответить членораздельно, но ответ ясен — его привел в плен животный страх.

Напрасно искать в его поведении какую-нибудь идейную основу. Он ударил офицера, потому что тот его обидел. Он огрызнулся, не соображая, инстинктивно, как огрызается волченок. Он пошел в плен, потому что там не стреляют.

Идеи? Очень скоро выясняется, что идей у него вообще нет. Он уверяет, что не верит идеям Гитлера. Допустим. Он говорит, что не верит в бога. Предположим. Но это все отрицания. Каковы же его положительные идеалы, чего он хочет, зачем он живет на земле?

Шток задумывается — этот вопрос, очевидно, никогда не ставился перед ним. Наконец, он говорит:

— Я хочу спокойно работать, — остальное меня не касается.

Что ж, желание работать — хорошее желание. Но вскоре оказывается, что Шток стремится не к этому. Он говорит, что ему все равно, как отнесутся в Германии к тому, что он сдался в плен. Он решил не возвращаться в Германию, как бы ни кончилась война.

Почему? Потому что после войны в Германии придется много работать, а заработать нельзя будет.

Так вот они, идеалы гитлеровского интеллигента: заработать, нахватать, а на остальное — плевать.

Впрочем, может быть, Шток — человек, влюбленный в чистое искусство и поэтому оторванный от жизни? Может быть, он вечно копается в картинах, изучает старых мастеров? Ведь он не маляр-самоучка, а профессионал, окончивший специальную школу.

— Кто ваши любимые живописцы?

Шток называет два никому неизвестных имени современных немецких маляров. Он, очевидно, не понял вопроса. Интересно, что он любит и ценит из всего, созданного человечеством, из всех сокровищ искусства? Какие картины он знает? Каких художников?

Шток молчит «Знал, но забыл», — бормочет он. Выясняется дикое обстоятельство: художник не знает художников. Он просто никого и ничего не знает. Рембрандт? Да, да, он что-то слышал. Кажется, это немец, Рафаэль? Как же, этого он хорошо знает.

— Рафаэль — большой художник, — оживленно поясняет Шток. — Он реставрировал старую живопись и написал большой портрет Гитлера.

Никто из присутствующих не может удержаться от смеха при этом заявлении. Очевидно, Шток имеет в виду не великого мастера Возрождения, известного всему миру, а какого-нибудь современного холуя.

Шток не понимает причины веселья. Он не знает, что есть другое искусство, кроме того, убогого и халтурного приспособленчества, которое расцвело в третьей империи, он не знает, что существует культура многих веков и многих народов, у него нет ни знаний, ни мыслей, ни идей.

Он вызывает презрение, этот плюгавый хлюпик — пустой, жадный и тупой гитлеровский интеллигент. //М.Слободской.


*****************************************************************************************************************
Немец — убийца, погромщик и вор. Плакат издательства «ИСКУССТВО».

Немец — убийца, погромщик и вор.
С немцем любым может быть разговор —
Только один: полный яростной мести!
Под Ленинградом, средь южных степей,
ГДЕ Б НИ УВИДЕЛ ТЫ НЕМЦА, УБЕЙ
ГАДИНУ ЭТУ НА МЕСТЕ!

Рис. Кукрыниксы. Стихи Д.Бедный.
Немец — убийца, погромщик и вор! Худ. Кукрыниксы, текст Д.Бедный

☆ ☆ ☆

ОГОНЬ

Здесь интервенты проливают кровь не первый раз —
Германские мерзавцы опять пришли в Донбасс.
Погасли доменные зарева и не ревут гудки.
Хватился гад за уголек, да лапы коротки.

Пошарил немец под землей, где жирный пласт залег —
Не дался немцу уголек, взорвался уголек.
Напрасно обер-лейтенант утроил караул, —
В его квартире стекла гнул горняцкой мести гул.

Ни пытки, ни расстрел, ничто шахтеров не берет,
И жены их и дети — отчаянный народ.
И не щадит своей красы шахтерская жена,
И в детском сердце, как в отцовском, ярость зажжена.

Бойцы! Мы знаем это все, и злоба душит нас.
Да разве словом передашь, как дорог нам Донбасс?!
Там удивительный народ! За кровь его, за боль,
За храбрость гордую его, бойцы, стремитесь в бой!..

«Максим» уставил на врага внимательный глазок.
А ну, товарищ пулеметчик, бей еще разок!
Огонь! Огонь! И смерть тому, кто гнев наш развязал.
Так мы хотим, так надо, так Сталин приказал.

Тяни, тяни скорее, товарищ, провод свой:
Пускай быстрей команда дойдет до огневой:
Огонь! Огонь! И смерть тому, кто гнев наш развязал.
Так мы хотим, так надо, так Сталин приказал...

Илья Френкель. Действующая армия.

__________________________________________________
И.Эренбург: Изысканный фриц ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фрицы о фрицах ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Осенние фрицы ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Фриц-блудодей ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-нарцис ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-биолог ("Красная звезда", СССР)*
И.Эренбург: Фриц-мистик ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Казак и фрицы* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-философ* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-литератор* ("Красная звезда", СССР)

«Литература и искусство» №32, 8 августа 1942 года
Tags: 1942, «Литература и искусство», август 1942, лето 1942, немецкий солдат
Subscribe

Posts from This Journal “немецкий солдат” Tag

  • Немецкий солдат Альфред Лискоф

    В.Темин || « Красная звезда» №149, 27 июня 1941 года Германские фашисты хотят превратить нашу страну в свою колонию. Не позволим фашистским…

  • «Вракменты» Вернера Зигеля

    Л.Копелев || « Красная звезда» №141, 18 июня 1942 года Если враг не сдается, его уничтожают. М.Горький. # Все статьи за 18 июня 1942…

  • Фриц пляшет. Самый распространенный вид немецкого танца, который продолжается...

    Б.Ефимов || « Красная звезда» №21, 27 января 1942 года Выше наступательный порыв каждого бойца, каждого подразделения, каждой части. Гнать…

  • 1 октября 1941 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 43-48 # Все статьи за 1…

  • Судьба одной немецкой дивизии

    Г.Бровман || « Известия» №183, 6 августа 1942 года Суровые дни переживает наша Родина. Гитлеровские орды, не считаясь с потерями тысяч солдат…

  • Муза убийц

    Г.Акимов || « Литература и искусство» №34, 22 августа 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. На линию огня. А.Таиров. Обер-фюрер и его…

  • С поднятыми руками

    А.Розен || « Известия» №295, 14 декабря 1941 года Страна отвечает на боевые успехи Красной Армии огромным производственным под’емом. Миллионы…

  • Обреченность

    В.Курочкин || « Известия» №283, 30 ноября 1941 года 9-я и 56-я советские армии под командованием генералов Харитонова и Ремизова освободили…

  • Андрей Платонов. Падение немца

    А.Платонов || « Красная звезда» №157, 4 июля 1944 года Войска 3-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Белорусского фронта овладели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments