Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Муза убийц

Г.Акимов || «Литература и искусство» №34, 22 августа 1942 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. На линию огня. А.Таиров. Обер-фюрер и его «миссия». А.Исаакян. Боевой клич (стихи). Информация. Вечера американского и английского кино. Художественное слово — оружие свободы. 2 стр. Н.Чемберджи. Военная тема. Р.Григорьев. Перекличка экранов. Г.Акимов. Муза убийц. Л.Озеров. Поэмы Михаила Светлова. Н.Рыленков. Русская земля (стихи). Информация. Опера «Война и мир». Работы художников Азербайджана. 3 стр. С.Дурылин. Дмитрий Орлов. Н.Самойлов. Кинодокументы этих дней. А.Федоров-Давыдов. Памятники русской архитектуры. В.Богданов-Березовский. Боевые песни ленинградцев. Библиография. Поэт Балтики. Слово предоставляется детям. «Песни борьбы». 4 стр. Е.Ланн. Шелли. Вен. Вишневский. Люди фронтовой кинохроники. В.Эрманс. Ленинградская эстрада в «Эрмитаже». Информация. Кинокартина «Русские люди». По Советской стране. Четыре премьеры в Малом театре. Гастроли МХАТ в Свердловске. Московская хроника. Музыка в США.



# Все статьи за 22 августа 1942 года.



«Литература и искусство», 22 августа 1942 года

Наглые завоеватели «приветствовали» жителей покоренного ими Парижа песней «Все французы свиньи, но мы, мясники, славно умеем колоть свиней». Сей глубоко самобытный «художественный» образ не впервые появился в 1940 году в фашистском песенном репертуаре. Еще в 1938 г. штурмовики орали на улицах старой Праги: «Все чехи свиньи, но мы, мясники, славно умеем колоть свиней». Год спустя, в скорбной Варшаве раздалось: «Все поляки свиньи, но мы...» и т.д.

Так была найдена формула, легко запоминающаяся и портативная, не стареющая ни при каких обстоятельствах: при войне с Англией — соответственно вставляются англичане, при войне с Соединенными Штатами — американцы… Солдатам не приходится переучивать ни текст, ни музыку.

Кровавая фашистская муза нашла в лице поэта Вернера Лерша своего достойного адепта. Он не только исчерпывающе выразил «романтическую мечту» гитлеризма, но и нашел универсальный метод воплощения ее в «художественном произведении».

Большинство фашистских песен, по существу, лишь варьирует один основной мотив: немецкая рука вонзает острый немецкий нож в чужое горло, живот или спину. Авторы этих песен не затрудняют себя подыскиванием доказательств необходимости «вонзить нож» именно в данное горло. Но рекомендуют делать это с предельной решимостью и предпочтительнее часто, нежели изредка. Они не любят затруднять себя подыскиванием новых эпитетов и сравнений и стараются пользоваться «устоявшимися образами», получившими утверждение в речах самого «фюрера». «Немецкий дух и немецкие кулаки завоюют блаженство стране», — говорится в одной песне эсэсовцев, «Маршируйте, солдаты, маршируйте по всей земле, и вы завоюете ее», — взывают десятки песен. Они воспевают «веселую военную жизнь» — радость при виде брошенной гранаты, счастье от звука выстрела, неописуемое наслаждение, вызванное взрывом бомбы.

Некоторые песни рисуют идеал семейной жизни. Мы встречаем в них светловолосых и голубоглазых детей, голубоглазую супругу, престарелых голубоглазых родителей… Одними и теми же красками живописует фашистская муза добродетели супруги и достоинства коровы. Однако и этот безмятежный пейзаж — немец на фоне свиней и собственной семьи — обязательно омрачается указанием, что враги хотят отнять у бедного Михеля его достояние. И тогда муза убийц напоминает своим почитателям, кто они. «Приятель, ударь кулаком по башке негодяя», «пырни их ножом в брюхо».

С полным знанием дел и со смаком рисуют немецкие солдатские песни «веселых девочек, которые не дадут скучать хорошему парню». «Крестьянские песни» воспевают прелесть сельской жизни, свежий воздух и чужую землю, которую не худо бы сделать своей (способ «освоения» этой земли до чрезвычайности прост — опять-таки маршировка и втыкание ножа).

И все же муза мясников не лишена известной стыдливости. Она пытается скрыть под покрывалом чувствительности свое ужасное обличье. Если тексты песен Лерша, Бартеля, фон-Зельхова, Кирча и других «поэтов» — продукт самостоятельного «творчества», то мелодии обычно заимствуются из старинных песенников.

Новые времена — новые песни. На смену розам и миртам, голубкам и соловьям пришли свастика и нож, пистолет и дубинка. И вот снова говорят о крови, текущей с ножа, а в мелодии сохранены очертания старомодного сентиментального вальса. Своеобразное сочетание!

Такова «Песня Хорст Весселя» — сутенера и вора, убитого из-за проститутки и посмертно возведенного в фашистские святые. Слова этой «Песни», повидимому, действительно принадлежат Весселю и говорят об убийствах, о длинных ножах, о кровавых расправах. А мелодия украдена из старинной чувствительной немецкой песни начала прошлого столетия.

Впрочем, сентиментализм — вынужденная маскировка не только фашистской песни, фашистского искусства, но и всей фашистской действительности. Ведь известно, что Гитлер, мясник, заливший кровью всю Европу, — вегетарианец и член общества защиты животных!

Фашистская песня — одно из средств, при помощи которых Гитлер и его сообщники внушают своей банде идею верховенства германской расы и прав ее на вселенское господство. Она несет в себе каннибалью философию фашизма. Хорошо сказал итальянский певец Джильи, бежавший из фашистского ада и нашедший себе приют в Соединенных Штатах Америки: «Фашистские песни не для человеческого голоса».

Муза убийц взывает в песнях: «Бей!», «Режь!», «Стреляй!», «Вешай!». Под звуки этих песен орды человекоподобных грабят и убивают людей.

Ее отвратительный голос замолкнет только тогда, когда будут истреблены чудовища, породившие ее. Человек всегда убивал зверя. Человек убьет зверя и на этот раз. //Г.Акимов.


*****************************************************************************************************************
1. Беженцы. 2. Расправа над ранеными.


Из серии рисунков худ. Д.А.Шмаринова «Мы отомстим!»
зверства фашистов

зверства фашистов

___________________________________________
Истребляй гитлеровцев!* ("Известия", СССР)**
Э.Виленский: Смерть зверю!* ("Известия", СССР)
А.Толстой: Убей зверя!* ("Красная звезда", СССР)
Л.Павличенко: За что я их убиваю ("Комсомольская правда", СССР)

«Литература и искусство» №34, 22 августа 1942 года
Tags: «Литература и искусство», август 1942, лето 1942, немецкий солдат
Subscribe

Posts from This Journal “немецкий солдат” Tag

  • 1 октября 1941 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 43-48 # Все статьи за 1…

  • Судьба одной немецкой дивизии

    Г.Бровман || « Известия» №183, 6 августа 1942 года Суровые дни переживает наша Родина. Гитлеровские орды, не считаясь с потерями тысяч солдат…

  • Фриц-интеллигент

    М.Слободской || « Литература и искусство» №32, 8 августа 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Тема искусства. Б.Лавренев. Вырвем победу!…

  • С поднятыми руками

    А.Розен || « Известия» №295, 14 декабря 1941 года Страна отвечает на боевые успехи Красной Армии огромным производственным под’емом. Миллионы…

  • Обреченность

    В.Курочкин || « Известия» №283, 30 ноября 1941 года 9-я и 56-я советские армии под командованием генералов Харитонова и Ремизова освободили…

  • Андрей Платонов. Падение немца

    А.Платонов || « Красная звезда» №157, 4 июля 1944 года Войска 3-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Белорусского фронта овладели…

  • Константин Федин. Вершина

    К.Федин || « Известия» №109, 11 мая 1945 года Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе…

  • Н.Вирта. Люди двух миров

    Н.Вирта || « Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года Героический труд рабочих, колхозников, интеллигенции в тылу, обеспечивающий победы…

  • Дезертирство в германской армии

    Л.Козлов || " Правда" №208, 30 июля 1938 года Сегодня — всесоюзный день железнодорожного транспорта. Трехмиллионная семья железнодорожников,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment