Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Люди фронтовой кинохроники

Вен.Вишневский || «Литература и искусство» №34, 22 августа 1942 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. На линию огня. А.Таиров. Обер-фюрер и его «миссия». А.Исаакян. Боевой клич (стихи). Информация. Вечера американского и английского кино. Художественное слово — оружие свободы. 2 стр. Н.Чемберджи. Военная тема. Р.Григорьев. Перекличка экранов. Г.Акимов. Муза убийц. Л.Озеров. Поэмы Михаила Светлова. Н.Рыленков. Русская земля (стихи). Информация. Опера «Война и мир». Работы художников Азербайджана. 3 стр. С.Дурылин. Дмитрий Орлов. Н.Самойлов. Кинодокументы этих дней. А.Федоров-Давыдов. Памятники русской архитектуры. В.Богданов-Березовский. Боевые песни ленинградцев. Библиография. Поэт Балтики. Слово предоставляется детям. «Песни борьбы». 4 стр. Е.Ланн. Шелли. Вен. Вишневский. Люди фронтовой кинохроники. В.Эрманс. Ленинградская эстрада в «Эрмитаже». Информация. Кинокартина «Русские люди». По Советской стране. Четыре премьеры в Малом театре. Гастроли МХАТ в Свердловске. Московская хроника. Музыка в США.



# Все статьи за 22 августа 1942 года.



«Литература и искусство», 22 августа 1942 года

Около двухсот кинооператоров работает на различных участках фронта — от Баренцова моря до Кавказского хребта. Среди них есть юноши, только что покинувшие аудитории кинематографического вуза, есть и седовласые ветераны, испытанные мастера боевой киножурналистики. Кроме любимой профессии, их роднит одна общая черта: мужество, стойкость, готовность к риску.

СТАРЕЙШИЙ КИНОЖУРНАЛИСТ

Невысокого роста, коренастый и широкоплечий, с красным, обветренным лицом, в красноармейской форме с орденом на груди, он — всегда в движении.

Начинал он путь кинохроникера еще в 1912 году: был кинорепортером в Ростове-на-Дону и на Северном Кавказе. Во время первой мировой войны отправился на Кавказский фронт. Здесь он снимал взятие Эрзерума и Трапезунда и другие боевые эпизоды.

Где только он не побывал со своим киноаппаратом в годы гражданской войны! С передовыми частями Красной Армии он вступил в Казань, на Южном фронте снимал взятие Одессы, на Кавказском фронте — вступление советских войск в Баку…

Ему принадлежат уникальные с’емки Чапаева в кругу боевых соратников. Это единственный кинодокумент о великом русском народном герое. Пожелтевшую от времени пленку разыскали в киноархивах создатели прославленного фильма «Чапаев» братья Васильевы.

Неутомимый кинорепортер, Ермолов накопил немало ценнейших портретных кинодокументов. Он неоднократно снимал Ленина, снимал Молотова. Кирова, Орджоникидзе во фронтовой обстановке.

Такова юность оператора П.Ермолова. Когда отгремели последние залпы на полях гражданской войны, Ермолов начал работать в художественном кино и вскоре показал себя тонким мастером светописи. Это он заснял «Закройщик из Торжка» и «Процесс о трех миллионах», «Праздник св. Иоргена» и «Марионетки», а в последнее время — прекрасную горьковскую кинотрилогию и множество других популярных в народе картин.

С первых дней отечественной войны он не находил себе места в знакомых, тихих с’емочных ателье. Он снова надел гимнастерку и вооружился репортерским «Аймо». Последние месяцы пятидесятипятилетний киножурналист работает на Калининском фронте.

Особенно его увлекают авиас’емки. Кстати сказать, Ермолов — один из пионеров советских воздушных кинос’емок. 20 лет назад он снимал перелет — Москва—Тула и Бузулук—Самара. В 1924 году с аэроплана производил с’емки похорон Ленина. Теперь он принимает участие в боевых вылетах наших бомбардировщиков.

Недавно в Союзкиножурнале мы видели очерк Ермолова «Сталинские соколы», где выразительно показаны Герои Советского Союза А.Юмашев, Г.Байдуков и другие.

Среди ермоловских фронтовых с’емок есть и яркие батальные эпизоды (особенно интересен сюжет «Батарея старшего лейтенанта Шумихина» — Союзкиножурнал №12), есть и трагические пейзажи разрушенных немецкими оккупантами советских городов — Калинина, Старицы, Клина. Несколько замечательных кадров героической борющейся Москвы в декабре 1941 года вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» и киножурнал «На защиту рабочей Москвы».

Многие материалы Ермолова поступают в «Кинолетопись отечественной войны» — сокровищницу кинодокументов, в которой сохранится для будущих поколений запечатленная на целлулоиде картина великой битвы народа с полчищами фашистских варваров.


ОПЕРАТОР В.МИКОША

Фашистский самолет сбросил несколько крупных бомб.

На площади у памятника Ленину снимал молодой кинооператор. Тяжелая бомба разорвалась вблизи. Памятник остался невредим — его величественные очертания мы видим в фильме «Черноморцы».

Это было в Севастополе. Снимавший под вражескими бомбами оператор Микоша, несмотря на свою молодость, хорошо известен зрителям советской кинохроники.

Стройный, худощавый юноша в морской форме, с почти оливковым от южного загара лицом — таким мы недавно встретили в Москве Владислава Микошу.

До этого Микоша не был в Москве около года. Он снимал оборону Одессы — от начала осады и до конца эвакуации города. И он был последним кинооператором, покинувшим Севастополь.

Лучшие кадры в фильме «Черноморцы», фильме, рождающем святую ненависть к врагу и жажду мести, засняты Микошей в Севастополе.

Можно поручиться, что с’емки Микоши не только послужат материалом для больших документальных картин о великой отечественной войне, но и вдохновят художников на создание живописных полотен, писателей — на создание книг, подобно тому, как его одесские с’емки вдохновили Валентина Катаева, по признанию самого автора, на создание сценария «Сын моря».

Среди операторов-фронтовиков Микоша, — без сомнения, лучший мастер живописного кадра. С’емки его радуют композиционной завершенностью, прекрасным ощущением пейзажа, безукоризненным размещением световых пятен.

Известность Микоши, как хроникера, начинается с челюскинской экспедиции, когда, находясь на борту корабля «Смоленск», он отлично заснял полеты знаменитых летчиков Молокова и Каманина. Сделав после этого множество сюжетов на Дальнем Востоке и в Поволжье (из которых больше всех запомнилось «Спасение рыбаков на Каспии»), Микоша стал увлекаться цветной фотографией, в которой он достиг замечательных результатов. Его живописные пейзажи, заснятые в различных уголках Советского Союза, печатались во многих советских и зарубежных изданиях. Два года назад в Московском Доме кино была открыта выставка фотоэтюдов Микоши.

Вместе с автором известной картины «В глубинах моря» А.Згуриди Микоша начал работать над увлекательной кинолентой «Крылатые путешественники». В ней предполагалось показать жизнь перелетных птиц, ежегодно совершающих дальнее путешествие с Новой земли до берегов Черного и Каспийского морей и обратно. Работу над картиной прервала война.

Во фронтовых с’емках Микоша сохранил все свои прежние качества — лиризм и изысканность композиции кадра; но вместе с тем для них характерна суровая простота, какой требует новый материал.

Профессиональное умение сочетается в этом человеке с большим мужеством. На аэродроме у Херсонского маяка осколок снаряда сорвал об’ектив аппарата. Микоша сменил оптику и продолжал снимать.

Во время севастопольской обороны он был контужен, а затем ранен осколками бомбы.

В поисках интересных об’ектов Микоша участвовал во многих боевых операциях.

Однажды он с разведкой подобрался к передовой линии неприятеля. Всего лишь 10—12 метров отделяли разведчиков-краснофлотцев от фашистов. Потом разведчиков обнаружили, и Микоше пришлось вместе с ними отсиживаться в глубокой расщелине скалы. Там он провел четыре дня, сжимая с’емочную камеру в одной руке и гранату — в другой.

За восемь месяцев пребывания в Севастополе Микоша заснял важнейшие эпизоды боевой жизни города-героя, из которых слагается эпический документальный кинорассказ о севастопольской обороне 1942 года. //Вен.Вишневский.

__________________________________________
Путь на запад ("Литература и искусство", СССР)
Кинодокументы великой войны ("Литература и искусство", СССР)***
Р.Кармен: Ленинградские кинохроникеры* ("Правда", СССР)
Р.Моран: Подвиг великого города* ("Красная звезда", СССР)
Т.Бунимович: В поисках метода*("Литература и искусство", СССР)
Л.Варламов, И.Копалин: Как возникал фильм ("Правда", СССР)
А.Новогрудский: Рождение кинопублицистики* ("Литература и искусство", СССР)

«Литература и искусство» №34, 22 августа 1942 года
Tags: 1942, «Литература и искусство», август 1942, лето 1942
Subscribe

Posts from This Journal “1942” Tag

  • Н.Тихонов. Кровавый унтер

    Н.Тихонов || « Правда» №295, 22 октября 1942 года Рабочие, колхозники, командиры производства взяли на себя высокие обязательства в…

  • Гитлеровские звери

    В.Тищенко || « Правда» №253, 10 сентября 1942 года В ожесточенных боях с гитлеровскими ордами Красная Армия нанесла огромный урон противнику.…

  • Б.Полевой. Дом 21/а

    Б.Полевой || « Правда» №287, 14 октября 1942 года Дружба между народами СССР — большое и серьезное завоевание, ибо пока эта дружба существует,…

  • Б.Горбатов. Борис Куликов, боец…

    Б.Горбатов || « Правда» №278, 5 октября 1942 года Гитлеровские разбойники любой ценой хотят овладеть Сталинградом. Советские воины! Помните:…

  • Б.Горбатов. Алексей Куликов, боец...

    Б.Горбатов || « Правда» №276, 3 октября 1942 года Ожесточенная битва за Сталинград продолжается. Фашистские банды напрягают все силы, чтобы…

  • Ироды

    Е.Кононенко || « Правда» №271, 28 сентября 1942 года Воины Красной Армии! В боях за Сталинград, в ожесточенных сражениях на Юге враг несет…

  • Счастливый жребий

    И.Семенов || «Московский большевик» №229, 29 сентября 1942 года Бои на юге нашей родины продолжаются с возрастающим ожесточением. Защитники…

  • Счет нашей мести

    « Комсомольская правда» №229, 29 сентября 1942 года Народ требует от вас, чтобы вы не щадили фашистской сволочи. Нет такой цены, которой бы…

  • Каждый город – крепость обороны

    « Правда» №254, 11 сентября 1942 года Наши фабрики и заводы дают фронту все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов. Воины…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments