Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

В решающем сражении

С.Руденко || «Сталинский сокол» №35, 1 мая 1945 года

Да здравствует 1-е Мая — день смотра боевых сил трудящихся! Под знаменем Ленина, под водительством Сталина — вперед за окончательный разгром гитлеровской Германии, за дальнейшее укрепление военно-экономической мощи нашей Родины!



# Все статьи за 1 мая 1945 года



«Сталинский сокол», 1 мая 1945 года

Лишь шесть месяцев назад, в день 27-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, народы Советской страны торжествовали славную победу — изгнание немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей Родины. Сегодня весь мир, все цивилизованное человечество восхищается новыми историческими подвигами Красной Армии. Над Берлином водружено красное знамя.

Сегодня, как никогда, близок день полной победы над врагом. Сбываются мудрые предначертания товарища Сталина — фашистский зверь добивается в его собственной берлоге. Наступает день окончательной расплаты с немецкими империалистами за все злодеяния, содеянные ими.

Поражение немцев под Берлином, проигрыш ими этой решающей битвы — закономерное звено в общей цепи поражений немецкой армии.

Три грандиозных воздушных сражения — Сталинград, Кубань, Курская дуга — окончательно решили вопрос господства в воздухе на советско-германском фронте. Хозяевами неба стали советские летчики. Это положение было обеспечено им их моральными качествами, их мастерством, а также количеством и летно-техническими преимуществами советских самолетов. Оно было обеспечено продуманным, четко организованным управлением авиацией.

Воздушный флот Германии перешел к оборонительной тактике, пронизавшей все его действия до битвы за Берлин включительно. Этот переход немцев к оборонительной тактике был предрешен главным образом потерей ими большого количества авиационных кадров и, что еще более важно, потерей кадров старых, опытных летчиков. Достаточно сказать, что только за три года войны немцы потеряли на советско-германском фронте 60.000 самолетов. С известной поправкой (сбить самолет — это еще не всегда значит убить летчика или весь его экипаж) следует, однако, признать, что немцы потеряли несколько десятков тысяч летчиков.

Мощь воздушного флота определяется не только и, пожалуй, настолько наличием материальной части, техники, сколько наличием людей, которые способны владеть техникой, использовать ее во всю мощь и ширь.

Таким образом, одной из главнейших причин поражения гитлеровской авиации является прежде всего то, что советские летчики за годы Отечественной войны истребили основные кадры ВВС Германии.

Опыт висленской, одерской и других проведенных операций показал возросшее мастерство воздушных воинов. Бои в воздухе в период штурма Берлина показали, что и лучшие немецкие летчики, собранные в берлинскую зону ПВО, пасуют перед натиском советских воздушных бойцов и не в состоянии отражать их атак.

Для подтверждения приведем такой довольно яркий пример. Одно из наших истребительных соединений в течение нескольких дней вело активную борьбу с немецкой авиацией в районе Берлина. За три дня 36 наших воздушных бойцов сбили 48 самолетов противника. Мы решили проанализировать причины успеха наших истребителей и обратились за об’яснением к самим воздушным бойцам. Что же они заявили? «Немецкие летчики не имеют истребительной хватки, нажимают на скорость и, не маневрируя, стараются уйти. Наши истребители легко их догоняют и уничтожают».

В чем выразился переход немецкой авиации к оборонительной тактике? Как известно, бомбардировочная и штурмовая авиация — это ударная сила, имеющая огромное значение в каждой наступательной операции. У немцев наряду с общим уменьшением количества самолетов изменилось соотношение сил бомбардировочной и истребительной авиации. После курской операции в течение некоторого времени в воздухе действовал преимущественно один и достаточно устарелый тип немецкого бомбардировщика — «Ю-87», Противник вынужден был перейти и к новым методам действий. Если «Юнкерсам» удавалось пробиться к цели, то они бомбили с хода, торопливо уходя на небольших высотах или на бреющем.

В последнее время немецкие бомбардировщики вовсе перестали показываться днем. Лишь изредка появляются «Ю–87». А «Ю-88» и «Хе-111» действуют только ночью. Так было и на Висле, и на Одере, и над Берлином. Немцы сейчас почти совсем не используют своей бомбардировочной авиации. Здесь, видимо, в значительной мере сказался кризис с горючим. И сейчас в составе ВВС Германии, в частности на центральном участке фронта, бомбардировщики и штурмовики составляют лишь небольшую часть.

Попытка противника использовать истребитель «ФВ-190» в качестве бомбардировщика оказалась мало успешной. По выражению командующего одним из наших танковых соединений генерал-полковника Богданова, советские истребители в районе Берлина жгут эти «ФВ-190», как спички.

Тактика немецких ВВС теперь характеризуется тем, что они избегают встреч даже с четверкой наших истребителей, стараются ходить большими группами, «ФВ-190» спешат сбросить бомбы и скорее уйти.

В то время как тактика немецких ВВС все в большей и большей мере принимала оборонительный характер, для нашей авиации 1944 год и начало 1945 года прошли под знаком развития и совершенствования методов авиационного наступления как основы теснейшего взаимодействия с наземными войсками. После битвы под Курском мы осуществили ряд исключительных по своим масштабам и результатам воздушных операций, каждая из которых характеризуется тем, что наша авиация действовала четко, целеустремленно, в интересах наземных войск.

Бобруйск, Минск, Барановичи, Брест, Варшава, Познань, Кюстрин, Берлин — вот этапы авиационного наступления нашего соединения. И на всех этих этапах мы были свидетелями все усиливающегося краха гитлеровской авиации. В бобруйской операции, например, мы работали в условиях почти полного бездействия немецких ВВС. Очутившись перед фактом стремительного наступления наших трех Белорусских фронтов, противник оказался бессильным маневрировать своей авиацией на всем участке наступления наших войск и вынужден был перейти к пассивной обороне истребительной авиации, значительно уступавшей нам и количеством и качеством.

Истребители противника избегали встреч с нашими истребителями, в активные бои не вступали, ограничиваясь атаками одиночных самолетов и отставших групп. Вот характерный пример. За время бобруйской операции 131 группа бомбардировщиков соединения генерала Каравацкого вылетала на задания. И только 11 групп были подвергнуты мало успешным атакам вражеских истребителей.

Немецкое командование в панике отводило свою авиацию с передовых аэродромов на глубинные, опасаясь, что подвижные части Красной Армии захватят эти аэродромы вместе с самолетами. Такая трусливая тактика приводила к частым перебоям в работе ВВС противника — нехватало радиуса действий. Невольно напрашивается сравнение с исключительно смелым аэродромным маневром одного из наших соединений (генерала Савицкого) в дни стремительного наступления от Вислы до Одера. Передовые БАО, обслуживавшие истребителей, шли с танковыми частями впереди пехоты.

Естественно, что оборонительная тактика авиации противника и полное наше господство в воздухе позволили нам в исключительно широких масштабах и наиболее эффективно использовать авиацию в интересах наступающих наземных войск.

Наша авиация сыграла огромную роль и при прорыве линий вражеской обороны, и в операциях на окружение и уничтожение противника, и при преследовании врага, и в борьбе с подброской его резервов. Достаточно, например, сослаться на опыт бобруйской операции. В связи с успешным продвижением наших мотомехвойск севернее Рогачевского шоссе и западнее реки Березина, угрозой окружения жлобинской группировки немцев противник стал отводить свои войска на западный берег Березины. С 6 часов утра шоссе Жлобин—Бобруйск на протяжении 70 километров было забито потоком автомашин и боевой техники противника, тянувшейся к Бобруйску. В этот день наша авиация сделала до 3.000 самолетовылетов, полностью дезорганизовав движение войск противника по шоссе.

А когда было завершено окружение бобруйской группировки, то мы всю авиацию нацелили на ее уничтожение. По окруженной группировке был нанесен массированный удар, в котором участвовало множество штурмовиков и бомбардировщиков, выпустивших до 75.000 снарядов и сбросивших до 12.000 бомб различного калибра. В войсках противника началась паника, немцы бежали к Березине, вплавь переправлялись на другую сторону и... сдавались в плен.

Мы могли бы столь же яркий пример с точки зрения эффективности и масштабов действий привести из опыта зимней операции этого года, когда авиация оказала огромную помощь в борьбе с гарнизоном, осажденным в познанской цитадели. О том, как велика была разрушительная сила ударов с воздуха, впоследствии рассказал взятый в плен комендант Познани генерал-майор Маттерн.

Число подобных примеров можно было бы умножить. И все они свидетельствуют об умелом оперативном и тактическом использовании наших ВВС в наступательных операциях.

Мы научились оказывать в течение продолжительного времени непрерывную помощь нашим наземным частям. Непрерывность взаимодействия обеспечивалась, с одной стороны, большим авиационным резервом, а с другой — искусным аэродромным маневром, в особенности при поддержке наземных войск в их стремительной наступлении. Наша авиация научилась наносить свои удары точно по месту и времени. Мы получили материальные возможности и научились умело использовать эти возможности для массирования ударов своей авиации.

Все это является выражением искусного управления авиацией. Можно смело сказать, что в то время, как у противника явно обозначились застой в методах управления авиацией, дезорганизация этого управления, мы от одной операции до другой все больше и больше совершенствуем эти методы.

Помнится первый период войны, когда немцы кичились своей организованностью, искусством молниеносно-быстрого тактического и оперативного маневра. Теперь это — далекое прошлое.

В ходе войны мы достигли большого совершенства в использовании средств радио для управления авиацией как на поле боя, так и в масштабах всего соединения. У нас появились средства обнаружения и наведения, ознаменовавшие собой революцию в методах управления и использования истребительной авиации. Мы обогатились большим количеством весьма совершенных средств радиосвязи, с помощью которых теперь каждый командир авиасоединения, части управляет своей авиацией, находясь непосредственно на передовых позициях. И здесь мы перегнали немцев.

Радиосвязь позволила нам безболезненно децентрализовать управление авиацией, смело передать ее в оперативное подчинение общевойсковым соединениям в период, когда они выходят на оперативный простор. Но, имея современные средства радиосвязи, я могу в нужный момент собрать свою авиацию, осуществить необходимый маневр.

И в этих вопросах — управления авиацией, широкого использования средств радиосвязи, искусства выполнения быстрого тактического и оперативного маневра — мы перегнали немцев. В период бобруйско-брестской операции нами были перехвачены документы немецких штабов, показавшие картину полной дезорганизации в управлении авиачастями в момент самых напряженных боев. На одном из немецких оперативных аэродромов к прибытию первой и третьей групп 51-й истребительной эскадры не оказалось горючего, масла, бензозаправщиков, компрессоров. Чтобы передать важные сведения в 4-ю авиадивизию, нередко требовалось 2—3 часа. Иногда с дивизией вовсе не было связи. Приказание о перелете на один аэродром не было выполнено, так как он был заблаговременно вспахан самими немцами, опасавшимися, что его захватят наши войска. Авиачасти в беспорядке метались с одного аэродрома на другой.

Итак, налицо непрерывное укрепление нашего господствующего положения в воздухе, рост тактического мастерства, совершенствование искусства использования авиации — с одной стороны, и все усиливающийся разгром немецкой авиационной машины — с другой стороны. Таковы пути, по которым советские и германские ВВС шли навстречу завершающему этапу войны.

Битва за Берлин явилась как бы концентрированным выражением нашего могущества в воздухе — количественного и качественного, мастерства и отваги советских летчиков, искусства авиационных генералов и офицеров.

Мы можем сейчас признаться, что готовились к этой битве с чувством большого волнения. И не только потому, что мы понимали военное и политическое значение ее. Мы полагали, что в боях за Берлин немцы удивят нас какой-нибудь припасенной ими новинкой техники. Мы имели основания предполагать, что противник, понеся огромные потери в летных кадрах, все же сохранил достаточное количество асов для защиты своей столицы. Действительность показала, что наши предположения оказались несколько преувеличенными.

Правда, перед началом битвы за Берлин немцы, учитывая превосходство советской авиации и массированные удары бомбардировщиков союзников, вынуждены были серьезно заняться качественным обновлением своей авиации. Появились новые типы «Хейнкелей» — «Хе-177» и «Хе-277». Появился ряд модификаций «Ю-88» — «Ю-188» и «Ю-288». Конструктор Мессершмитт выпустил ряд модификаций двухмоторного истребителя под марками «Ме-210» и «Ме-410», предназначенного главным образом для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками союзников. За две-три недели до начала битвы за Берлин наши летчики провели ряд воздушных боев и одержали победы с истребителями «ФВ-190-Д9» с моторами жидкостного охлаждения. Но немцы оказались бессильными наладить серийное производство этих самолетов. И здесь следует воздать должное авиации наших союзников, сыгравших свою роль в разгроме (ударами с воздуха) немецкой авиационной промышленности — обстоятельство, имеющее большое значение в оценке причин краха германской авиации.

Тем не менее перед нашим фронтом на 35 аэродромах берлинского аэроузла базировалось свыше 1.300 самолетов 6-го воздушного флота генерал-полковника Риттер фон Грейм и части воздушного флота «Райх» (ПВО Германии) под командованием генерал-полковника Штумпф. И битва за Берлин вылилась в большое воздушное сражение, в котором еще и еще раз утвердилось господство советских истребителей, определилась трусливая оборонительная тактика немецких летчиков. Немцы потеряли на подступах к Берлину сотни самолетов.

Никогда еще, кажется, за время Отечественной войны на воздушной арене не находилось такого большого количества самолетов, как в небе Берлина. С обеих сторон в воздухе действовало до 1.000 самолетов одновременно. В первый день наступления войск маршала Жукова наша авиация работала с рекордно большим напряжением — 6.500 самолето-вылетов. Если бы не тяжелая метеообстановка, это напряжение было бы еще большим.

В берлинской битве наши офицеры и генералы выдержали серьезный экзамен по управлению авиацией в очень тяжелых условиях исключительной насыщенности воздуха самолетами, сильного противодействия с земли и воздуха, в условиях, когда все пространство от Одера до Берлина представляло собой идущие одна за другой линии обороны.

В этой операции мы располагали огромным количеством самолетов, которые должны были действовать на двух главных направлениях. И наши командиры справились с задачей управления таким большим количеством самолетов, решив ряд трудных оперативно-тактических вопросов.

Ушли в прошлое и не вернутся больше тяжелые времена, когда Красная Армия отбивалась от вражеских войск под Москвой, Ленинградом, Грозным и Сталинградом. Ныне наши победоносные войска водрузили знамя победы над столицей Германии Берлином, громят вооруженные силы противника в центре Германии и на Эльбе.

О битве за Берлин будет много написано историками. Они воздадут должное мастерству и отваге советских летчиков. //Герой Советского Союза генерал-полковник авиации С.Руденко.



ВОЗДУШНЫЙ ПАРАД

В праздник Первого Мая
Над московским простором
Небо — трасса прямая
Многосильным моторам.

Тучи настежь распахнуты, —
Взлетай со старта,
Запестреет, как шахматы,
Зеленая карта.

Вьется лента шоссе.
Ветер флаги полощет.
В небывалой красе
Наша Красная площадь.

И столица под вами
Сверкает, ликуя.
Передашь ли словами
Картину такую?

А бывало ведь иначе:
По-над Москвою
Мчались змеи-горынычи,
Бешено воя.

Вы их сшибли давно
В поединке орлином,
А теперь суждено
Вам царить над Берлином.

По-над тучами рея,
Ни далеко, ни близко,
Сбейте гада скорее
В кипень соли балтийской.

И для вас прозвучит она, —
Здравица ветра!
Ваша трасса не считана
На километры.

Перед вами простор
Без конца и предела.
Заводи же мотор
На великое дело!

Чтобы сила росла бы
На годы и годы,
Слушай рацию Славы,
Слушай пеленг Свободы!

Павел Антокольский.

☆ ☆ ☆

01.05.45: Л.Высокоостровский, П.Трояновский: Над рейхстагом водружено знамя нашей победы ("Красная звезда", СССР)
01.05.45: П.Афонин: Четыре военных Первомая || «Красная звезда» №102, 1 мая 1945 года
01.05.45: Н.Тихонов: Народ-богатырь || «Красная звезда» №102, 1 мая 1945 года
01.05.45: Л.Леонов: Весна народов || «Правда» №104, 1 мая 1945 года
01.05.45: Л.Кассиль: Знамя победы || «Вечерняя Москва» №102, 1 мая 1945 года
01.05.45: Б.Агапов: Вчера в Москве || «Известия »№102, 1 мая 1945 года
01.05.45: Ф.Исаев: Богатырская мощь Красной Армии || «Известия »№102, 1 мая 1945 года
01.05.45: Н.Тихонов: Навстречу счастью || «Сталинский сокол» №35, 1 мая 1945 года
01.05.45: А.Караваева: Накануне великой победы || «Сталинский сокол» №35, 1 мая 1945 года
01.05.45: Л.Леров, Г.Сожин, В.Смолин: В германской столице || «Сталинский сокол» №35, 1 мая 1945 года
01.05.45: А.Абрамов: Берлин поверженный || «Вечерняя Москва» №102, 1 мая 1945 года


Апрель 1945 года:

30.04.45: Е.Кононенко: Москва сверкает! || «Правда» №103, 30 апреля 1945 года
30.04.45: Л.Леонов: Утро победы || «Правда» №103, 30 апреля 1945 года
30.04.45: Б.Горбатов, М.Мержанов: В районах Берлина ("Правда", СССР)
30.04.45: Братья Тур, Л.Шейнин: Берлин в огне ("Вечерняя Москва", СССР)
30.04.45: Б.Галич: Весна 1945 года || «Вечерняя Москва» №101, 30 апреля 1945 года
30.04.45: Г.Волосатов: Могучая сталинская артиллерия ("Вечерняя Москва", СССР)
30.04.45: А.Бах: Всепобеждающая сила советского строя ("Вечерняя Москва", СССР)
30.04.45: С.Лавочкин: Над немецкой землей || «Вечерняя Москва» №101, 30 апреля 1945 года

29.04.45: Могущество Советского государства ("Красная звезда", СССР)
29.04.45: Вперед, за полный разгром гитлеровской Германии! ("Красная звезда", СССР)
29.04.45: Л.Высокоостровский, П.Трояновский: Бои в берлинском метрополитене ("Красная звезда", СССР)
29.04.45: В.Саянов, И.Гаглов: На берегу Эльбы || «Красная звезда» №101, 29 апреля 1945 года
29.04.45: Вс.Иванов: Великая битва* || «Известия» №101, 29 апреля 1945 года
29.04.45: Братья Тур. В железном кольце || «Известия» №101, 29 апреля 1945 года*
29.04.45: Н.Баканов: Уличные бои в Берлине* || «Известия» №101, 29 апреля 1945 года
29.04.45: С.Борзенко: На улицах Берлина || «Правда» №102, 29 апреля 1945 года
29.04.45: С.Крушинский: Солдатские думы || «Комсомольская правда» №101, 29 апреля 1945 года

28.04.45: К.Симонов: Встреча на Эльбе ("Красная звезда", СССР)
28.04.45: В.Стариков, В.Полторацкий, А.Булгаков: Встреча на Эльбе ("Известия", СССР)
28.04.45: С.Крушинский: Встреча у Торгау || «Правда» №101, 28 апреля 1945 года
28.04.45: И.Денисов: В Штеттине || «Вечерняя Москва» №100, 28 апреля 1945 года
28.04.45: Призывы ЦК ВКП(б) к 1 Мая 1945 г. ("Красная звезда", СССР)

27.04.45: Е.Гехман: В Берлине ("Красная звезда", СССР)
27.04.45: Вс.Иванов: Русские в Берлине ("Известия", СССР)
27.04.45: Вс.Вишневский, И.Золин: Уличные бои в Берлине ("Правда", СССР)
27.04.45: И.Анисимов, К.Тараданкин: Прорыв в Померании ("Известия", СССР)
27.04.45: А.Карташов: Берлинские встречи || «Комсомольская правда» №99, 27 апреля 1945 года
27.04.45: А.Ерусалимский: Международный обзор: 27 апреля 1945 года ("Красная звезда", СССР)

26.04.45: Берлин окружён! || «Правда» №99, 26 апреля 1945 года
26.04.45: Берлин окружен! || «Известия» №98, 26 апреля 1945 года
26.04.45: Б.Горбатов, М.Мержанов: В Берлине || «Правда» №99, 26 апреля 1945 года
26.04.45: Е.Габрилович, Н.Денисов: Франкфурт на Одере — Берлин ("Красная звезда", СССР)
26.04.45: Л.Кудреватых: Берлинские встречи || «Известия» №98, 26 апреля 1945 года
26.04.45: Л.Андреев: В Берлине || «Комсомольская правда» №98, 26 апреля 1945 года
26.04.45: Американская печать о зверствах немцев ("Правда", СССР)

25.04.45: Историческая битва || «Правда» №98, 25 апреля 1945 года
25.04.45: Наши войска — в Берлине! || «Красная звезда» №97, 25 апреля 1945 года
25.04.45: Л.Высокоостровский, П.Трояновский: К центру Берлина! ("Красная звезда", СССР)
25.04.45: Р.Кармен: Ночь в Берлине* || «Известия» №97, 25 апреля 1945 года
25.04.45: В.Полторацкий: Удар с юга ("Известия", СССР)

24.04.45: Битва за Берлин || «Известия» №96, 24 апреля 1945 года
24.04.45: Л.Высокоостровский, П.Трояновский: На улицах немецкой столицы ("Красная звезда", СССР)
24.04.45: Е.Гехман: По Берлину — огонь! || «Красная звезда» №96, 24 апреля 1945 года
24.04.45: Л.Кудреватых: В Берлине || «Известия» №96, 24 апреля 1945 года
24.04.45: Л.Никулин: В логове врага || «Вечерняя Москва» №96, 24 апреля 1945 года
24.04.45: Б.Афанасьев: Советские войска ворвались в Берлин! ("Красный флот", СССР)

23.04.45: Вс.Вишневский, И.Золин: К Берлину! ("Правда", СССР)
23.04.45: С.Борзенко: Через Шпрее || «Правда» №97, 23 апреля 1945 года
23.04.45: Б.Афанасьев: В предместьях Берлина ("Вечерняя Москва", СССР)
23.04.45: Сокрушительные удары нашей авиации по Берлину ("Правда", СССР)

22.04.45: Л.Высокоостровский, П.Трояновский: На Берлин! ("Красная звезда", СССР)
22.04.45: И.Чабров: Первый артиллерийский выстрел по Берлину ("Красная звезда", СССР)
22.04.45: В.Саянов: На берегах Нейсе и Шпрее ("Красная звезда", СССР)
22.04.45: П.Павленко: В глубине Европы ("Красная звезда", СССР)
22.04.45: Н.Баканов: Путь к Берлину* ("Известия", СССР)
22.04.45: О.Берггольц: Всегда с нами* ("Известия", СССР)
22.04.45: Н.Тихонов: Великий образ ("Правда", СССР)
22.04.45: М.Мержанов: Огонь по Берлину! ("Правда", СССР)
22.04.45: А.Андреев: Путь к Берлину || «Комсомольская правда» №95, 22 апреля 1945 года
22.04.45: С.Крушинский: На берегах Шпрее ("Комсомольская правда", СССР)
22.04.45: Битва за Берлин началась! ("The New York Times", США)

21.04.45: Навстречу 1 мая ("Красная звезда", СССР)
21.04.45: Н.Зубарев: Воздушные патрули ("Красная звезда", СССР)
21.04.45: И.Гаглов: На Дрезденском направлении ("Красная звезда", СССР)
21.04.45: Д.Павлов: Продовольственное снабжение Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
21.04.45: Джамбул. Ленин и Сталин || «Вечерняя Москва» №94, 21 апреля 1945 года

20.04.45: В.Полторацкий: Советские танки в Германии* ("Известия", СССР)
20.04.45: В.Шепелев: Дети, освобожденные из немецкого рабства ("Красная звезда", СССР)
20.04.45: Е.Воробьев: На Земландском полуострове || «Комсомольская правда» №93, 20 апреля 1945 года

19.04.45: К.Буковский: Немцы из Ноймаркта ("Красная звезда", СССР)
19.04.45: И.Анисимов, К.Тараданкин: Тайна Фалькенбурга ("Известия", СССР)
19.04.45: И.Ануфриев: Герои одного боя || «Красная звезда» №92, 19 апреля 1945 года

18.04.45: Благодарность товарища Сталина ("Правда", СССР)
18.04.45: Слава героям! || «Известия» №91, 18 апреля 1945 года
18.04.45: В.Курбатов: В комендатуре Вены ("Красная звезда", СССР)
18.04.45: 18 апреля 1945 года || «Вечерняя Москва» №91, 18 апреля 1945 года

17.04.45: Братья Тур: Гитлеровцы* || «Известия» №90, 17 апреля 1945 года
17.04.45: С.Крушинский: Дни и ночи в Бреслау ("Комсомольская правда", СССР)

16.04.45: В.Величко: Падение Кенигсберга** || «Правда» №91, 16 апреля 1945 года

15.04.45: З.Хирен: На улицах освобожденной Вены ("Красная звезда", СССР)
15.04.45: О.Курганов: В Вене || «Правда» №90, 15 апреля 1945 года
15.04.45: В.Величко: Падение Кенигсберга** || «Правда» №90, 15 апреля 1945 года
15.04.45: В.Иорданский: В Кенигсберге || «Комсомольская правда» №89, 15 апреля 1945 года.

14.04.45: В столице Австрии. Последние часы боев ("Красная звезда", СССР)
14.04.45: В.Антонов: Бои за столицу Австрии* ("Известия", СССР)
14.04.45: К.Токарев: Битва за Вену ("Красная звезда", СССР)
14.04.45: Е.Тарле: Вена ("Красная звезда", СССР)
14.04.45: Красная Армия в Вене ("Красная звезда", СССР)
14.04.45: Вена!* || «Известия» №88, 14 апреля 1945 года
14.04.45: Блестящая победа Красной Армии ("Правда", СССР)
14.04.45: Л.Первомайский: Освобождённая Вена ("Правда", СССР)
14.04.45: Г.Александров: Товарищ Эренбург упрощает ("Правда", СССР)
14.04.45: 14 апреля 1945 года || «Вечерняя Москва» №88, 14 апреля 1945 года

13.04.45: Отечество героев || «Правда» №88, 13 апреля 1945 года
13.04.45: Укрепление советско-югославской дружбы ("Красная звезда", СССР)
13.04.45: В.Курбатов: Минометчики на улицах Вены ("Красная звезда", СССР)
13.04.45: Н.Таленский: Две армии — два сражения ("Красная звезда", СССР)
13.04.45: Иван Ле: В Вене* || «Известия» №87, 13 апреля 1945 года
13.04.45: В.Величко: Падение Кенигсберга** || «Правда» №88, 13 апреля 1945 года
13.04.45: 13 апреля 1945 года || «Вечерняя Москва» №87, 13 апреля 1945 года

12.04.45: Изучение боевого опыта на завершающем этапе войны ("Красная звезда", СССР)
12.04.45: В.Величко: Падение Кенигсберга* || «Правда» №87, 12 апреля 1945 года
12.04.45: Н.Прокофьев: Как сдались в плен остатки немецкого гарнизона Кенигсберга ("Красная звезда", СССР)
12.04.45: Послевоенное преобразование Европы и советская концепция демократии ("The Times", Великобритания)

11.04.45: Творцы победы ("Красная звезда", СССР)
11.04.45: И.Эренбург: Хватит! ("Красная звезда", СССР)
11.04.45: В.Саянов: На улицах Бреслау ("Красная звезда", СССР)
11.04.45: В.Курбатов: Бои в южной части Вены ("Красная звезда", СССР)
11.04.45: М.Шур: Прусская твердыня сокрушена ("Правда", СССР)
11.04.45: В.Величко: Падение Кенигсберга ("Правда", СССР)
11.04.45: Славная победа Красной Армии ("Правда", СССР)
11.04.45: Победоносной Красной Армии - слава! ("Комсомольская правда", СССР)
11.04.45: Укрепление советской системы ("The Times", Великобритания)

10.04.45: Блестящая победа || «Красная звезда» №84, 10 апреля 1945 года
10.04.45: Разгром кенигсбергской группы немецких войск ("Известия", СССР)
10.04.45: А.Красов: Кенигсберг пал! || «Комсомольская правда» №84, 10 апреля 1945 года
10.04.45: Россия: страну придется восстанавливать с нуля ("The Times", Великобритания)

08.04.45: Вс.Иванов: Дорога наступления* ("Известия", СССР)
08.04.45: А.Леонтьев: Перед окончательной развязкой* ("Известия", СССР)

07.04.45: И.Эренбург: Перед финалом ("Красная звезда", СССР)
07.04.45: Б.Монастырский: Штурм укрепленных зданий ("Красная звезда", СССР)
07.04.45: Бр.Тур: Немцы-диверсанты* || «Известия» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: А.Карташов: После битвы || «Комсомольская правда» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: В.Петльованый: В Братиславе || «Комсомольская правда» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: Ал.Лесс: 60 побед Ивана Кожедуба || «Вечерняя Москва» №82, 7 апреля 1945 года
07.04.45: А.Яковлев: Победа советской авиационной техники над техникой врага ("Правда", СССР)
07.04.45: К денонсации советско-японского пакта о нейтралитете* ("Известия", СССР)

06.04.45: А.Малибашев: Освобожденные || ("Вечерняя Москва", СССР)

05.04.45: Бьет час возмездия ("Красная звезда", СССР)
05.04.45: Возмездие свершится!* || «Известия» №80, 5 апреля 1945 года
05.04.45: Палачам латышского народа не уйти от кары! ("Правда", СССР)
05.04.45: Смерть немецким захватчикам! || «Комсомольская правда» №80, 5 апреля 1945 года
05.04.45: К.Непомнящий: В небе Германии || «Комсомольская правда» №80, 5 апреля 1945 года
05.04.45: П.Синцов, А.Костин: Братислава || «Правда» №81, 5 апреля 1945 года

04.04.45: И.Эренбург: Развязка || «Правда» №80, 4 апреля 1945 года
04.04.45: М.Слободской, Е.Воробьев: По пятам врага ("Комсомольская правда", СССР)

03.04.45: Уничтожать вражеские самолеты ("Красная звезда", СССР)
03.04.45: Варшава очищена от вражеских мин ("Красная звезда", СССР)
03.04.45: К.Тараданкин: В Гданьске* || «Известия» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: И.Лемин: Великая освободительная миссия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
03.04.45: А.Тарасов: Праздник в Гданьске || «Комсомольская правда» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: А.Карташов: На балтийском побережье || «Комсомольская правда» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: Н.Оттен: «У стен Ленинграда» || «Комсомольская правда» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: Эль-Регистан: В небе Германии || «Известия» №78, 3 апреля 1945 года
03.04.45: Слава советским энергетикам!* || «Известия» №78, 3 апреля 1945 года

02.04.45: П.Синцов, А.Костин: Путь на Братиславу ("Правда", СССР)
02.04.45: Д.Бедный: Предсмертный вой ("Правда", СССР)

01.04.45: И.Агибалов: На путях к Братиславе ("Красная звезда", СССР)
01.04.45: И.Мельников: Кино на фронте ("Красная звезда", СССР)
01.04.45: А.Карташов: Вчера в Гданьске || «Комсомольская правда» №77, 1 апреля 1945 года
01.04.45: В.Петльованый: На Венском направлении || «Комсомольская правда» №77, 1 апреля 1945 года
01.04.45: Подвиг советских металлургов в Отечественной войне* ("Известия", СССР)

«Сталинский сокол» №35 (333), 1 мая 1945 года
Tags: «Сталинский сокол», битва за Берлин, весна 1945, май 1945, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment