Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Маленький страж отцовского неба

«Time», США.



Статья опубликована 20 августа 1951 года.



советская авиация, сталинские соколы, Василий Сталин, авиация Второй мировой, авиация войныКогда наступает День ВВС, в Москве все дороги ведут в Тушино. Еще до рассвета тысячи людей штурмуют трамваи и автобусы, идущие к этому аэродрому в 12 милях от центра города. В прошлом месяце к 11 утра на трибунах, увешанных флагами, и даже близлежащей железнодорожной насыпи, теснились 500.000 зрителей. На главной трибуне появился сам Иосиф Сталин – по бокам выстроились члены Политбюро. Над полем поплыли звуки советского гимна. Из громкоговорителей донеслось: «Дорогие товарищи москвичи! Праздник Сталинской авиации начинается!»

Прогремел залп из 100 орудий, затем воздух наполнился нарастающим ревом моторов. Первая машина пронесла над толпой громадный портрет Вождя. Затем появился строй из 96 спортивных самолетов – они образовали в небе надпись «Слава Сталину». Их сменили еще 25 учебных машин: одна за другой они чертили в воздухе гигантскую петлю. «Первым в мире такую петлю выполнил знаменитый летчик Нестеров, - гордо произнес бас из репродуктора. – Стойте на страже любимой Родины! Слава нашей молодежи, слава нашей стране!»

У полевой радиостанции молодой летчик в серо-зеленом генеральском мундире поправил наушники. «На командном пункте – гвардии генерал-лейтенант Василий Иосифович Сталин, - прозвучало из репродукторов. – Начинается военная часть воздушного парада». Два серебристых реактивных МиГ-15 со стреловидным крылом пронеслись над полем навстречу друг другу, разминулись на минимальном расстоянии и исчезли из вида, увеличив скорость почти до сверхзвука. За ними, опережая надрывный вой собственных двигателей, промелькнули еще пять этих новейших истребителей. МиГи-15 пролетали над толпой строй за строем, потом прошла сотня четырехмоторных бомбардировщиков – копий американских B-29, затем самолеты морской авиации, «летающие лодки», новый двухмоторный легкий реактивный бомбардировщик. Кромсали воздух винты девяти вертолетов, из огромных транспортников горохом сыпались парашютисты.

«Мы мирные люди, славные сыны нашей великой Родины, - неслось из репродукторов. – Слава сталинским соколам, слава нашей авиации – самой могучей в мире! Слава создателю советской авиации товарищу Сталину!»

Через полтора часа спектакль закончился. Москвичи – усталые, но гордые и уверенные в себе – отправились по домам. В тот вечер в западных посольствах кипела работа: авиационные атташе, сверяясь с наспех сделанными записями, строчили донесения об увиденном в этот день, когда Советская Россия показала всем свой военно-воздушный «кулак». На прошлой неделе их телеграммы внимательно изучали и анализировали во всех западных столицах.


Золотые соколы


Со всеми необходимыми поправками на тщательную режиссуру праздника, их донесения несомненно подтвердят уже имеющиеся на Западе данные: Россия обладает впечатляющими военно-воздушными силами. В них числится как минимум 20.000 самолетов первой линии, из которых примерно половину составляют реактивные истребители и легкие бомбардировщики, а другую – поршневые самолеты времен Второй мировой войны. По достаточно убедительным оценкам, в стране ежегодно строится до 8500 самолетов – почти вдвое больше, чем в США. Западные разведки располагают сведениями о том, что в России активно ведутся разработки сверхзвуковых самолетов и нового оружия для них, что она располагает сотнями авиабаз и массой смелых, преданных делу летчиков-профессионалов.

Воздушный парад в Тушино был блестяще организован генерал-лейтенантом Василием Сталиным – сыном «Великого вождя» Иосифа Сталина.* Этот летчик-истребитель – самый молодой генерал в советских вооруженных силах (ему едва исполнилось тридцать), и командует он элитными частями Московского округа ПВО [так в тексте. На самом деле – командующий ВВС Московского военного округа – прим. перев.] – легендарными «золотыми соколами», часовыми советского неба на реактивных истребителях.

Несколько раз в год, во время воздушных парадов, сын Сталина – живой символ советской воздушной мощи – лично садится за штурвал головной машины в строю. В остальном его жизнь остается загадкой. Советские газеты иногда берут у Василия Сталина интервью, но при этом никогда не упоминают, что он – сын Вождя. Кое-кто видел, как он несется по московским улицам в своем «Мерседесе» - спортивном кабриолете вишневого цвета – с включенной сиреной, а регулировщики останавливают движение на его пути. Другие замечали его среди веселых посетителей столичных клубов. За пределами России известны лишь две фотографии Василия.

Сведения в официальных изданиях скупы: в 1944 году во время боев в Польше В. Сталин командовал истребительной авиадивизией (50 самолетов), имеет награды за храбрость, в 1946 г. произведен в генерал-майоры (звание, эквивалентное американскому бригадному генералу), а три года спустя – в генерал-лейтенанты (в США это генерал-майор).†


Детство в Кремле


советская авиация, сталинские соколы, Василий Сталин, авиация Второй мировой, авиация войныВпрочем, кое-что еще можно почерпнуть из рассказов иностранцев, встречавшихся с Василием, или советских летчиков-перебежчиков, служивших в Польше и Германии вместе с ним или под его командованием. В их рассказах образ Сталина-младшего выглядит не столь героическим.

Но начнем сначала. Василий Иосифович Джугашвили-Сталин родился в 1921 или 1922 году, вероятно в Москве (точно сказать нельзя). Ленин тогда еще был жив, в стране шла жестокая и кровавая гражданская война, а Иосиф Сталин, незадолго до этого перешагнувший рубеж сорокалетия, занимал пост Наркома по делам национальностей. Его первая жена Екатерина Сванидзе скончалась четырьмя годами раньше, и Сталин женился во второй раз на своей молоденькой секретарше Надежде Аллилуевой – дочери старого большевика, когда-то прятавшего его от царской полиции. Примерно через год после свадьбы Надежда подарила ему сына, унаследовавшего от матери рыжий цвет волос.

Юный Василий Сталин рос в странном, замкнутом мирке за холодными стенами Кремля. По мере того, как его отец беспощадно расчищал себе путь наверх, сын оказывался во все большей изоляции от сверстников. Вместо компании у него были каменнолицые часовые из НКВД, стоявшие навытяжку в кремлевских коридорах, вместо учителей – специально отобранные партийные инструкторы.

Развлекался он тем, что смотрел на чеканящие шаг колонны войск во время парадов на Красной площади или гонял мяч по гулким кремлевским дворам. Всякий раз, покидая свое жилище во дворце, он видел кругом зримые атрибуты диктатуры: гигантские портреты отца на стенах домов, памятники, парки, здания, носящие имя Сталина. Он видел, как простые смертные раболепствуют перед его отцом. И очень быстро юный Василий понял, что сын Хозяина тоже может отдавать приказы, и его не осмелятся ослушаться.


«Джигит»


Ночь 9 ноября 1932 г. Василий наверняка запомнил навсегда. На банкете в Кремле по случаю 15-й годовщины Октябрьской революции у Надежды Аллилуевой вышел со Сталиным спор из-за политической амнистии, которую тот постоянно откладывал; в гневе она запустила в мужа чернильницей. Ранним утром в квартиру Сталина вызвали дежурного кремлевского врача. Надежда лежала на полу – она была мертва. Сталин стоял рядом с бледным осунувшимся лицом; на столе валялся пистолет. Надежда покончила с собой, пояснил он – перенервничала из-за экзамена по праву, который ей предстояло сдавать.

Василий шел за гробом матери всю долгую дорогу от Красной площади до Новодевичьего кладбища – низкорослый, худенький одиннадцатилетний мальчик с коротко остриженными волосами. Он был ближе с матерью, чем с любящим, но вечно занятым отцом: Надежда называла его «настоящим джигитом».**

После смерти матери в «джигите» словно что-то сломалось: он стал плохо учиться, казался замкнутым и угрюмым, интересовался только футболом. Закончив школу в 18 лет, он не поступил на работу – попросту бил баклуши.


«Красный царевич»


Василий мечтал о сверкающих золотых крылышках, что красовались на щегольских мундирах советских военных летчиков, которых ему часто приходилось встречать на московских улицах. Уговорив отца, он поступил в Качинскую авиашколу под Севастополем, где к нему относились с заискивающей любезностью и буквально «сдували пылинки». Василия никогда не ставили в караульный наряд, питался и спал он также отдельно от других курсантов. Курил сын вождя лучшие папиросы – «Пушку» и «Казбек». Летными навыками он овладевал с трудом, но никогда не получал плохих оценок. Для «красного царевича» был выделен персональный инструктор и собственный самолет. В конце концов осенью 1941 г. Василий получил вожделенные «крылышки» на гимнастерку.

В то время как его однокашники в ту страшно холодную первую военную зиму совершали долгие боевые вылеты, молодой Сталин отметился лишь «налетами» на Москву. Лучшие портные и сапожники столицы трудились над тем, чтобы его тщедушная фигурка казалась внушительнее, а рост – повыше доставшихся от природы пяти футов и трех дюймов. Василий стремительно поднимался по служебной лестнице – капитан, майор, подполковник, полковник. В гримерных актрис он был частым и желанным гостем.

В конечном итоге он все же добрался до фронта. В июне 1942 года полковник Сталин получил за храбрость Орден Боевого Красного знамени, в 1944 г. был упомянут в приказе Верховного главнокомандующего (своего отца) – опять же за мужество. В «Правде» заслуги Василия оценивались так: «Он неизменно проявляет себя блестящим образом в самых тяжелых боях». Под конец войны Сталин-младший был уже кавалером Ордена Суворова 2 степени и командиром 16-й авиадивизии [так в тексте. На самом деле – 286-й истребительной авиадивизии – прим. перев.], состоявшей из 50 самолетов и дислоцированной на аэродроме Дальгов возле Потсдама. Впрочем, по словам красных летчиков, под его началом по сути оказалась вся 16-я воздушная армия: ее командующий генерал-полковник Леонид [так в тексте. На самом деле – Сергей – прим. перев.] Руденко благоразумно старался не перечить 25-летнему отпрыску Вождя народов.


«Кошечки» и овчарки


Жизнь на базе Дальгов в описании некоторых очевидцев, сегодня живущих на Западе, выглядит как нескончаемый разгульный дебош в духе героев Достоевского. Они рассказывают о пьянках на тщательно охраняемой вилле из 30 комнат, что занимал Василий Сталин, о его бешеных вспышках гнева, безумных гонках на угнанных машинах, пощечинах, зуботычинах, которыми он награждал подчиненных, о грубых «казарменных» розыгрышах. По отдельности каждая из этих историй могла бы вызвать сомнения, но взятые в совокупности, судя по всему, рисуют правдивую картину.

Первой жены Василия к тому времени уже не было в живых. По одной версии она погибла в авиакатастрофе, где ему самому посчастливилось уцелеть. [Так в тексте. С первой женой – Галиной Бурдонской – Василий Сталин расстался, не оформив официальный развод – прим. перев.]. В Дальгове он жил с новой супругой – Лёлей Тимошенко, 21-летней дочерью советского маршала. По ночам, когда личный водитель Василия доставлял в особняк очередную партию девиц, «кошечку» (так муж называл Лёлю) препровождали в их большую супружескую спальню, где со стены на нее строго взирал портрет тестя. До утра ее дверь сторожил Джек - немецкая овчарка Василия.

Если ему не нравилось поданное блюдо, Василий швырял тарелку на пол, топтал ее ногами, а затем уносился в небо на самолете, чтобы как-то успокоиться. С утра до вечера он пил стаканами, чередуя водку с коньяком. Дивизионная футбольная команда «Сталинцы» в случае победы ни в чем не знала отказа, но после проигранного матча сполна пожинала плоды гнева Василия.

Чтобы лучше видеть взлет и посадку своих подчиненных, полковник Сталин забирался на дерево; известен по крайней мере один случай, когда за ошибки в пилотировании он отхлестал виновного по щекам перчатками. Красные летчики, приходившие покутить в ночные клубы Потсдама, выставляли дозорных, чтобы те предупреждали их о появлении Василия: полковник терпеть не мог, когда его ребята напивались и вели себя неподобающе при посторонних. За исключением нескольких его собственных фаворитов-собутыльников, все, кто попадался ему на глаза в таком виде, отправлялись «на губу». Кое-кто не упускал случая втайне ему отомстить, и оставался безнаказанным: однажды неизвестные изрезали кожаные сиденья машины Сталина-младшего, в другой раз – разбили ветровое стекло булыжником.

3 марта 1946 г. в русских газетах было опубликовано сообщение: Василию присвоено звание генерал-майора. Красным офицерам не раз приходилось видеть, как перед генералом Сталиным навытяжку вытягивался прославленный маршал Жуков. Потом за избиение летчика-ветерана Василий был разжалован, – снова в полковники – но скоро он получил свою генеральскую звезду обратно. Сын с отцом регулярно разговаривали по телефону. В 1947 г. Василия отозвали в Москву. В следующем году он впервые командовал парадом в День авиации. А в 1949 г. появились слухи, что именно Василию поручена защита Москвы с воздуха.


Что дальше?


Несмотря на неприглядный образ заносчивого пьяницы и бабника, возникающий из рассказов перебежчиков, это, конечно, не единственные качества Василия Иосифовича Сталина. Он – типичный продукт своей среды: умен, жесток и фанатичен. В качестве пилота и командира он продемонстрировал то сочетание умения, высокого боевого духа и бесшабашной лихости, благодаря которому Красная Армия сумела одолеть нацистов. Он живет ради коммунистической идеи, почти ничего не зная об окружающем мире, и относясь к нему с непримиримой ненавистью. Он твердо убежден, что Россия и красная авиация непобедимы. Василий – член Московского горкома ВКП (б), но, как считается, политика его мало интересует. Однако можно с большой долей уверенности предположить, что в один прекрасный день он станет главнокомандующим могучих русских ВВС.

Если так и случится, любимому сыну Хозяина достанется первоклассная военная авиация, созданная страной, привыкшей к ритмичному гулу авиадвигателя чуть ли не раньше, чем к шуму автомобиля.


Раньше всех и лучше всех


Сегодня Советы хвастливо заявляют, что именно Россия была родоначальницей и колыбелью авиации. Русских школьников учат, что именно их соотечественник первым в мире поднялся в небо. «В 1882 г., на двадцать лет раньше братьев Райт, талантливый изобретатель А.Ф. Можайский, - писал Василий Сталин два года назад, - построил и успешно испытал первый в мире самолет». Согласно официальной доктрине русским также принадлежит честь изобретения ракеты (в 1607 г.) и вертолета (в 1754 г.). Сталин-младший, не склонный к стеснению в таких вещах, также отмечал: «Наша страна – родина авиадвигателя, у нас созданы первые скоростные и многомоторные самолеты, «летающие лодки» и парашюты, авиаприборы, цельнометаллические дирижабли и реактивные самолеты».

В подобной стране, где Большая ложь распространяется со скоростью звука, летчик возвышается над простыми смертными. Он щеголяет в красивом мундире с золотыми «крылышками», получает более высокое жалованье, лучший паек. Звезду Героя Советского Союза – высшую награду России – первыми получили пилоты, спасшие в 1934 г. 104 членов экипажа зажатого во льдах ледокола «Челюскин». Из трех человек, удостоенных этой награды трижды, двое – летчики-истребители,*** и лишь один – ветеран-пехотинец: знаменитый маршал Жуков, только что вернувшийся из опалы.

Сегодня красная транспортная авиация насчитывает от 3 до 5 тысяч самолетов; общая протяженность авиалиний составляет 137.500 миль. Даже в самых маленьких городках есть аэроклубы. До 13 миллионов молодых русских входят в ДОСААФ, где их учат водить самолет, прыгать с парашютом и чинить авиадвигатели. Но главное, им внушают, что советская авиация – лучшая в мире.


Сюрприз


До Гражданской войны в Испании о красных ВВС мало что было известно. Считалось, что у отсталой России просто нет технических возможностей для создания первоклассных самолетов своими силами. В двадцатых германские авиационные фирмы Heinkel, Dornier и Junkers, стремясь обойти ограничения Версальского договора, построили в России заводы и начали изготавливать самолеты для красного Воздушного флота.

К началу Испанской войны Гитлер, конечно, уже загрузил немецких авиаконструкторов собственными заказами, но русские «добровольцы», прибывшие на помощь республиканцам, сидели за штурвалами очень неплохих отечественных самолетов. Кургузые маленькие «чатос» и «ратас» с моторами в 750-1000 лошадиных сил достойно противоборствовали «Мессершмиттам» «добровольцев» из Люфтваффе. Уступая немецким машинам в скорости на 100 миль в час, они были намного маневреннее своих тяжеловесных противников, и обладали большей дальностью полета. В битве при Гвадалахаре 125 истребителей, пилотируемых русскими, обратили в бегство механизированную дивизию итальянцев: это был первый случай массированного применения авиации против сухопутных войск в истории. Одним словом, советские конструкторы успели многому научиться.

Но по-настоящему русские «золотые соколы» расправили крылья в годы Второй мировой войны. Два года советские ВВС под началом коренастого маршала Алексея Новикова несли чудовищные потери. За первые два месяца войны были выведены из строя 5000 из имевшихся у России 8000 боевых самолетов. Однако Новиков бросал в бой с Люфтваффе все новые эскадрильи. Американцы, изо всех сил стараясь помочь попавшему в трудное положение союзнику, отправляли русским истребители – «Аэрокобры» P-39 и P-40 фирмы «Кёртис-Райт». Советские авиазаводы, эвакуированные за Урал, работали в три смены, чтобы дать фронту нужное количество машин. «Через 24 часа, - сказал директор одного из них, показывая на только что собранные самолеты, - они уже будут на передовой бить немцев».

Русских пилотов отличала поистине казачья лихость. Взлетать они любили так: выпил стакан водки, даешь полный газ и поднимаешься в воздух, попросту убрав шасси. В бою командиры звеньев держались выше и позади подчиненных, следя, чтобы никто из них не уклонялся от схватки. Конечно, по выучке они уступали летчикам Люфтваффе (пилот штурмовика перед гибелью в среднем успевал сделать семь боевых вылетов), но место погибших тут же занимали новые выпускники авиашкол.

Впрочем, главное было в другом: несколько талантливых русских авиаконструкторов – прежде всего Микоян, Лавочкин и Яковлев – оказались на высоте положения, создавая машины, пусть и недотягивавшие до немецких и американских стандартов, но зато простые, надежные и маневренные. Лучшие из них представляли собой переделки западных моделей. В тактической же поддержке войск русские не уступали никому. Один из лучших в мире штурмовиков Второй мировой войны – бронированный Ил-2 – родился в КБ еще одного русского, Сергея Ильюшина. Немецкие танкисты прозвали его «черной смертью». Как-то за десять дней боев штурмовики уничтожили более 400 нацистских танков. Кроме того, русские научились производить самолеты в огромном количестве. К 1945 г. советские заводы были способны выпускать до 40.000 машин в год, в результате чего численность самолетов первой линии в ВВС возросла до 20.000.

Заместитель начальника Штаба ВВС США Хойт Ванденберг (Hoyt Vandenberg) отправился в Москву, чтобы объяснить русским концепцию стратегических бомбардировок и убедить в целесообразности этого метода ведения боевых действий. Теперь Ванденберг – сегодня он командует нашей военной авиацией – вздыхает: «Боюсь, я слишком хорошо справился с задачей». Русские весьма правдоподобно делали вид, что снимки разрушенных немецких заводов, которые показывал генерал, их совершенно не интересуют. «Бомбометание с любых высот, кроме бреющего полета – пустая трата времени», - заявляли они. Однако в ходе битвы за Берлин – к тому времени от Люфтваффе, благодаря усилиям британской и американской авиации, осталась лишь бледная тень – русские продемонстрировали, что на деле они внимательно прислушивались к словам Ванденберга. В течение 60 дней советская артиллерия и 100 воздушных армий (12.000 самолетов) засыпали немецкую столицу снарядами и бомбами. Затем Красная Армия взяла штурмом полностью разрушенный город.


Кофе и промасленная ветошь


Одним из самых ценных трофеев, захваченных победителями-русскими в Германии, были новейшие реактивные самолеты. Облетавшие их красные пилоты докладывали: скорость – до 500 миль в час, никакой вибрации, потрясающая устойчивость.

Для России с ее отсталой промышленностью и ограниченными запасами нефти реактивная авиация – просто манна небесная. Реактивные двигатели просты, там меньше движущихся частей, да и из них большинство не требуют столь тонкой обработки, как элементы поршневого мотора. В качестве топлива им не обязателен высокооктановый бензин: эти двигатели работают на керосине, древесном спирте, даже – как выражается один офицер американских ВВС – «на кофе и промасленной ветоши». НКВД получил приказ разыскать в Германии всех специалистов по строительству реактивных самолетов. Кроме того, англо-американцы своими бомбардировками невольно оказали русским услугу, вынудив нацистов передислоцировать авиазаводы на восток страны. Кое-кому из немецких конструкторов удалось ускользнуть от русских, но 80% оборудования авиапромышленности Германии – продвинувшейся намного дальше США в развитии реактивной авиации – было переправлено за «железный занавес». Русским также удалось заполучить главного конструктора фирмы Heinkel Зигфрида Гюнтера (Sigfrid Günther); завод Junkers они переместили в Куйбышев. Оборудование лабораторий и завода по сборке ракет Фау-2 в Пенемюнде также были демонтированы и перевезены в Россию для использования при разработке собственных ракет; туда же отправились десятки захваченных реактивных истребителей «Мессершмитт-262».


Мотор «Нин» и Т-образный хвост


После войны командующий ВВС Александр Новиков, до совершенства отточивший методы тактического применения авиации, был разжалован и отправлен за решетку. Примерно в это же время в России стало уделяться больше внимания разработке тяжелых бомбардировщиков; военно-воздушные силы даже были выведены из подчинения сухопутным войскам (правда затем их вернули под эгиду армейцев). Новым командующим стала «восходящая звезда» партии – 46-летний маршал Константин Вершинин, Герой Советского Союза и один из высших военачальников ВВС в период Второй мировой войны. Он приказал ускорить работы по реактивным самолетам. Русские конструкторы уже доказали свою способность создавать хорошие поршневые самолеты; теперь с помощью немцев они научились разрабатывать и первоклассные реактивные машины. В 1947 г. начались испытания первого из них – Миг-15. Его отличительные черты - высокое Т-образное хвостовое оперение, бочкообразный фюзеляж и примитивная радиоантенна, торчащая позади фонаря кабины. В то же время этот самолет имеет стреловидное крыло: наглядное свидетельство того, что русские и их помощники - немецкие специалисты – активно экспериментируют со сверхзвуком. Этот легкий и маневренный истребитель оснащен наилучшим из существующих реактивных двигателей: «Нином» британской фирмы Rolls-Royce, который Лондон согласился продать России.

Сегодня из сборочных цехов 25 крупнейших советских авиазаводов выходят еще более совершенные самолеты. О масштабах производства свидетельствует готовность Москвы в большом количестве отправлять МиГи-15 в Корею: они составляют половину из 1000 самолетов, стоящих на вооружении китайских ВВС.

Насколько хороши русские реактивные машины? Американские пилоты встречались в бою только с МиГ-15, и отзываются о нем с уважением. По скорости с этим самолетом может сравниться только F-86 «Сейбр», и то если высота не превышает 30.000 футов. У МиГа более мощный двигатель, он легче, маневреннее F-86, превосходит его в скороподъемности. Да, в корейском небе американские летчики расстреливают Миги-15 как в тире, но это отчасти связано с их лучшей подготовкой и наличием у «Сейбра» куда более совершенного радиолокационного прицела. Тем не менее время от времени эскадрильи красноносых Мигов поднимаются с аэродрома Аньдун и пересекают реку Ялуцзян. Это – авангард. Затем подходят основные силы, и, как выражаются пилоты «Сейбров», начинается «большая свалка».


Усвоенный урок


Хотя с истребителями у русских все в порядке, им еще далеко до создания по-настоящему сбалансированных ВВС. Урок Хойта Ванденберга насчет значения стратегической авиации они усваивали долго. В конце концов маршал Вершинин был снят со своего поста и новый командующий генерал-полковник Павел Жигарев сегодня начал с запозданием создавать советскую дальнюю авиацию.

У красных сегодня есть порядка 1000 тяжелых бомбардировщиков – в основном это Ту-4, копия американского B-29 (несколько таких машин в годы Второй мировой войны совершили вынужденную посадку в Сибири). Помимо конструкции, русские позаимствовали у «Суперкрепости» бомбардировочный прицел фирмы Norden.**** Но пока русские не создали нового тяжелого бомбардировщика, они отстают от нас: ведь в ВВС США есть B-36. Еще больше эта «фора» увеличится, когда начнется серийное производство восьмимоторного реактивного B-52: он сможет поражать цели на территории России с высоты 50.000 футов, на скорости в 600 миль в час, и в любую погоду. Кроме того, у русских отсутствует наш громадный опыт боевого применения бомбардировочной авиации.


Подрезанные крылья сталинских соколов


Второй серьезнейший изъян красных ВВС – это несовершенство электронного оборудования. На их лучших истребителях все еще стоят прицелы времен Второй мировой войны; радары, созданные на основе американских образцов, поставлявшихся по ленд-лизу, тоже устарели. Производство радиолокаторов идет медленными темпами, несмотря на то, что вся советская электронная промышленность работает на войну, а не выпускает телевизоры для народа. Границы России прикрывает лишь тоненькая «завеса» радиолокационных станций. В стране нет возможностей для обучения нужного количества операторов РЛС и ремонтников. В области электроники Советы надолго отстали от Запада. Поэтому по крайней мере один из главных американских экспертов уверен: войны в этом году ожидать не стоит. Даже «золотым соколам» молодого генерала Сталина не обойтись без гудящих электронных ламп и крутящихся антенн, которые могли бы навести их на вражеские бомбардировщики, ревущие в вышине.

«Славные соколы нашей Родины непобедимы», - заявляет Василий Сталин. Возможно, он действительно так думает: верит же он наверно в собственную похвальбу о том, что на долю советских летчиков приходится 75.000 из 80.000 нацистских самолетов, уничтоженных во время Второй мировой войны. Западные авиационные специалисты на основе имеющихся разведданных признают: истребители у русских не хуже западных, а в том, что касается штурмовиков, они превосходят всех. Однако, указывая на слабость советской бомбардировочной авиации и неспособность русских надежно прикрыть свои границы от американских авиаударов, они приходят к такому общему выводу: военную мощь России ни в коем случае нельзя недооценивать, но и дрожать от ужаса перед ней не стоит.


*************************************
Комментарии переводчика:

* Его старший брат Яков Джугашвили, как сообщается, погиб в немецком плену во время Второй мировой войны.

† Иерархия высших воинских званий в России выглядит так: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал.

** На Кавказе – удалец.

*** Эти двое – асы Второй мировой войны полковник Александр Покрышкин (59 сбитых самолетов) и генерал-лейтенант Иван Кожедуб (62 сбитых самолета). Для сравнения: на счету лучшего американского аса майора Ричарда Бонга (Richard Bong) 40 побед.

**** На американских тяжелых бомбардировщиках их заменяют более совершенные прицелы стоимостью по 250.000 долларов за штуку (прицел Norden стоит в среднем 3200 долларов)
. // Перевод: Максим Коробочкин ©


Армия Адольфа Гитлера порхает как балерина ("Time", США)
В действительности Семен Буденный - человек ("Time", США)

__________________________________________
Насколько сильна Россия? ("Time", США)
Звездный час драгуна ("Time", США)
Охотник Берия ("Time", США)
Сталин: массовый убийца ("Time", США)
Й.Геббельс: О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)
Г.Александров: Гитлеровский "фронт духа" перед катастрофой ("Правда", СССР)
Tags: 1951, «time», Василий Сталин, Жуков, Запад, НКВД, Политбюро, Советская Россия, Советы, Сталин, авиация, люфтваффе
Subscribe

Posts from This Journal “«time»” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments