Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Замечательная победа семи сталинских соколов

«Красная звезда», 12 марта 1942 года, смерть немецким оккупантам«Красная звезда» №59, 12 марта 1942 года

Кто действует решительно, смело, искусно, кто всегда следует суворовским законам — воевать не числом, а умением, спрашивать, не сколько врагов, а где они, — тот всегда добьется победы.



# Все статьи за 12 марта 1942 года.



Разговор по прямому проводу с штабом ВВС Юго-Западного фронта

Вчера корреспондент «Красной звезды» связался по прямому проводу со штабом военно-воздушных сил Юго-Западного фронта. К аппарату подошли начальник штаба генерал-майор Шкурин и его заместитель полковник Перминов. По просьбе корреспондента начальник штаба сообщил о некоторых деталях воздушного боя, разыгравшегося 9 марта на одном из участков Юго-Западного фронта между семью мужественными советскими летчиками и двадцатью пятью немцами.

советская авиация, сталинские соколы

Даем запись разговора по прямому проводу.

Корр.: Просьба дать краткое тактическое описание воздушного боя.

Нач. штаба: Инициатива этого воздушного боя принадлежит нашим летчикам. Предпринимая атаку, они задались целью расколоть врага и поочередно нанести ему один удар за другим. Первой атаке подверглись вражеские бомбардировщики. Наши самолеты обратили их в бегство до того, как начался бой с истребителями. Нанося удар по «Мессершмиттам», наши летчики раскололи на две группы восемнадцать немецких машин, врезавшись в сердцевину неприятельского строя. Одной из характерных черт этого боя является тесная взаимопомощь, товарищеская выручка. Когда в бою на самолет летчика Скотного навалилась группа неприятельских машин и пыталась зажечь его, на выручку поспешил летчик Седой. Он зашел одному из вражеских самолетов в хвост и, открыв огонь, заставил его круто свернуть в сторону. В другой раз на выручку товарищу пошел старший сержант Король и предотвратил его гибель. Другая характерная черта этого воздушного боя заключается в его быстротечности и подвижности. Он продолжался всего четверть часа. В процессе боя наши летчики широко использовали все виды маневра так по горизонту (виражи) и по вертикали (пикирование), так и боевые развороты. Бой еще замечателен тем, что все атаки были произведены со сравнительно небольших дистанций. Это значительно увеличило эффективность ударов. Тт. Еремин, Саломатин, Мартынов и Король сбили неприятельские самолеты с близких дистанций, почти в упор.

Корр.: Каким оружием были поражены неприятельские самолеты?

Нач. штаба: В борьбе с самолетами врага наши летчики в одинаковой мере использовали пулеметное и пушечное вооружение своих самолетов-истребителей. Бомбардировщик «Юнкерс-87» был сбит прямым попаданием снаряда.

Корр.: На каком расстоянии от поля боя происходила воздушная схватка?

Нач. штаба: Схватка разгорелась непосредственно над полем боя. Командиры и красноармейцы наших наземных частей видели этот бой с начала до конца. Когда стали падать наземь охваченные пламенем немецкие самолеты, многие бойцы аплодировали нашим летчикам с земли, бросали в воздух ушанки, потрясали винтовками.

Корр.: Как руководил воздушным боем капитан Еремин?

Нач. штаба: Своим успехом наши летчики во многом обязаны капитану Еремину. Он мгновенно принял решение атаковать врага, быстро претворил это решение в жизнь, и враг был дезориентирован. Очутившись лицом к лицу перед восемнадцатью истребителями, капитан Еремин первым пошел на врага и метким огнем сбил первый «Мессершмитт». Пример командира воодушевил эскадрилью, — в следующие несколько минут летчики уничтожили еще три машины.

Корр.: Сообщите краткие биографические данные капитана Еремина.

Нач. штаба: Капитан Еремин — опытный командир советской авиации, участник боев у озера Хасан. В авиации служит более десяти лет. В первые годы был авиационным техником, а затем летчиком. Капитан окончил авиатехническое и летное училища.

Корр.: Благодарим за беседу. Просим передать семерке героев-летчиков горячий привет от читателей «Красной звезды».
_____________________________________________
В.Гроссман: Семеро отважных ("Красная звезда", СССР)
А.Мартынов: Почему мы победили в бою с немцами ("Красная звезда", СССР)


************************************************************************************************************
Умение, мужество и отвага советских бойцов — сила, приносящая победу в схватках с врагом

☆ ☆ ☆

7 против 25
Статья командира эскадрильи капитана Б.Еремина

Наша эскадрилья прикрывала наступающие пехотные подразделения от вражеской авиации. Впереди была моя машина, слева шел лейтенант Скотной, справа — капитан Запрягаев. Сзади на одном фланге держались машины лейтенанта Мартынова и старшего сержанта Короля, на другом — машины лейтенантов Седова и Саломатина.

На земле, под нами, шел ожесточенный уличный бой. Взламывая вражеские укрепления, наши войска выбивали противника из опорного пункта. Немцы отступали. Именно в этот момент появились вражеские самолеты. Противник решил поддержать свой гарнизон с воздуха воздействием на нашу атакующую пехоту.

Первым заметил вражеские самолеты лейтенант Скотной. Это было 9 марта, ровно в 13 часов. Лейтенант подал сигнал. Я оглянулся. Примерно на дистанции 400-500 метров от нас, на высоте двух километров, курсом 150-160°, шли шесть «Юнкерсов-87», один «Юнкерс-88» и восемнадцать «Мессершмиттов-109».

В первую минуту нас удивило такое большое количество неприятельских истребителей. Неужели немцы настолько разбогатели, что прикрывают своих бомбардировщиков такими большими силами. Нет, дело не в этом. Экономя свои авиационные средства, противник в дневное время применяет истребители для атаки наземных целей.

Моментально созрело решение: предупредить противника, первыми атаковать его, не допустить его до нашей пехоты. Решение было вызвано не простой горячностью, появляющейся у летчиков в бою. Мы исходили из трезвого расчета, полностью учитывая тактику немецкой авиации и особенности находящихся перед нами самолетов. Немецкие «Мессершмитты-109» защищены броней сзади и отчасти сверху. В качестве пассивной защиты самолетов имеются также самозакупоривающиеся баки. Значит, лучше всего атаковать врага в лоб.

Методом лобового удара, тарана, прямого попадания из самолетной пушки полностью овладели летчики нашей эскадрильи, и я был уверен, что, несмотря на численное превосходство противника, они с честью выполнят задачу. Кроме того, упреждением врага преследовалась и другая цель — не дать немецким летчикам возможности перестроить свои ряды для воздушного боя.

Стоит упомянуть еще об одном обстоятельстве, имеющем огромное значение в воздушном бою, — о внезапности. 7 против 25 — это было дерзко, но это было неожиданно для врага. Считанные секунды, в течение которых неприятель будет ошеломлен внезапностью удара, могут решить успех боя в нашу пользу.

Итак, мы решили атаковать превосходящего нас численностью противника и первыми врезаться в его строй. Но куда именно врезаться? Я повел эскадрилью на бомбардировщиков, чтобы хоть на несколько секунд парализовать действия вражеских истребителей. В общей массе они не разберутся сразу, где свои, а где чужие, и будут некоторое время держаться в стороне. Это давало нам дополнительный выигрыш во времени.

Эскадрилья вступила в бой с бомбардировщиками. Лейтенант Седов, наметив один корабль врага, шел ему прямо в лоб и, казалось, вот-вот врежется в него. Но Седов на близкой дистанции выпустил один за другим шесть снарядов и прямым попаданием сбил «Юнкерс-87». Беспорядочно кувыркаясь, вражеский самолет врезался в землю. Это сразу внесло разлад в действия бомбардировщиков. Они рассыпались и, набрав скорость, повернули назад.

Теперь небо несколько очистилось, но в бой вступили все 18 «Мессершмиттов». Их все-таки было 18, а нас 7. Но мы не отступили от своего решения и приняли бой. Не меняя курса, я пошел навстречу одному «Мессершмитту». С первой же атаки удалось поджечь вражеский самолет, и он свалился на землю пылающим факелом.

Почти одновременно лейтенант Саломатин зажег второй «Мессершмитт», который упал недалеко от первого, третьего сбил лейтенант Мартынов, четвертого зажег старший сержант Король.

Так в результате 15 минут боя эскадрилья уничтожила один вражеский бомбардировщик и четыре истребителя. Воздушная схватка началась на высоте двух километров и закончилась на высоте 50 метров. Уцелевшие немецкие самолеты удрали на запад.

Воздушный бой требует от летчика не только смелости и бесповоротной решимости во что бы то ни стало уничтожить самолеты противника, но также постоянной заботы о товарище, согласованных действий с ним, постоянной взаимной выручки.

В бою был момент, когда мою машину атаковали два немецких истребителя. Мне на помощь немедленно поспешил летчик Скотной. Он подошел к противнику снизу и в свою очередь атаковал его. Оба «Мессершмитта» уклонились от боя. Можно было, конечно, этим ограничиться. Но мы знали, что враг сумеет еще раз повторить атаку. Чтобы не допустить этого, мы с лейтенантом немедленно устремились вдогонку. Активные действия — лучший метод защиты.

В этой воздушной схватке каждый летчик нашей эскадрильи проявил высокую боевую активность. Когда лейтенант Скотной сразился с одним «Мессершмиттом», последний быстро отвалил в сторону и бросился на машину капитана Запрягаева. Запрягаев тут же вступил в бой и огнем обратил врага в бегство.

В тяжелом положении очутилась машина лейтенанта Скотного. Осколком снаряда у нее было повреждено охлаждение мотора. По общепринятым правилам летчику нужно было итти на посадку, но он остался в воздухе и продолжал бой. Правильное решение! Лишние 2-3 минуты, которые самолет может действовать против врага, очень ценны. Воздушный бой быстротечен, и каждая машина должна быть на месте до конца. К тому же немецкие истребители находились дальше от своих аэродромов, чем мы. Долго сражаться они не могли, — для этого у них нехватило бы горючего. Значит, лишняя минута пребывания в бою имела большое значение. Но при этом советский летчик должен действовать наступательно, не держаться в стороне, а атаковать врага, сбивать его.

При атаках мы держались компактно, и если расходились друг с другом, то только для того, чтобы затем снова сойтись вместе. Каждый летчик, нападая на неприятеля, внимательно следил за положением своего соседа. Мы знали повадки немецких летчиков. Они не храбры, но коварны. Они всегда убегают от численно меньшего противника, который ведет себя активно, но немедленно набрасываются на одного отставшего, который старается выйти из боя. Стоило бы только одному нашему истребителю отвалить от остальных, и его окружили бы вражеские самолеты. Нужно сказать, что и в таком случае лучший выход из положения — атака. В этом мы не раз убедились на собственном опыте.

Бой наших 7 истребителей с 25 немецкими самолетами научил нас многому. Раньше всего он укрепил нас в мысли, что единственно правильной тактикой истребителей является наступательная тактика.

«Иду на вас!» — вот каким должно быть всегда решение летчика-истребителя, независимо от того, какое перед ним количество вражеских самолетов. Советский истребитель — грозное оружие, и никакие порхания вокруг да около неприятеля ему не к лицу.

Немцы не только осторожны с нашими истребителями, — они боятся их. А расправляться с врагом, который боится тебя, значительно легче. Нужна только уверенность в себе, в своем оружии, в своей машине. Эти качества как раз и присущи советским воинам, смело и самоотверженно защищающим родину.

Все семь истребителей нашей эскадрильи вернулись на аэродром. Это был уже не первый наш бой. Накануне, прикрывая боевые порядки наступающих пехотных подразделений, мы тоже сбили четыре вражеских самолета.

7 победили 25. Это убеждает нас в том, что наши летчики и наши машины лучше немецких. Это доказывает, что в любом воздушном бою нужно навязывать противнику свою волю, не ждать его нападения, а первому нападать и истреблять его. // Капитан Б.Еремин. ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. (По телефону).


************************************************************************************************************
Два полета капитана Сыченко


ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 марта. (По телеграфу от наш. корр.). Летчик капитан Сыченко известен не только в авиачастях. Его мастерство хорошо известно многим бойцам и командирам наземных частей. Он награжден орденом Красного Знамени.

В одном из пунктов немцы сосредоточили большое количество артиллерии, которая препятствовала нашей пехоте продвигаться вперед. Капитану Сыченко поручили подавить вражескую артиллерию.

Подлетая к линии фронта, капитан засек места, откуда били немецкие орудия, и затем обрушился на них. Он подавил несколько орудий, обстрелял блиндажи, в которых укрылись фашисты. После второго захода капитан заметил зенитку, угрожавшую нашим самолетам, и спикировал прямо на нее. В это мгновение впереди штурмовика засверкала полоса трассирующих пуль. Летчик оглянулся: сзади на него пикировал «Хейнкель-113». Фашист бил из пушки и пулеметов.

Сыченко мгновенно убрал газ и замедлил полет машины. Немец на большой скорости проскочил мимо. Тогда Сыченко нажал на гашетки пулеметов. Инициатива перешла к нему. Капитан начал преследование фашиста. Тот уже помышлял об одном — выйти из боя целым.

Вдруг машина капитана вздрогнула. Снаряд вражеской зенитки выбил правую сторону руля глубины, заклинил руль поворота.

Вражеские зенитки продолжали стрелять. Сыченко кое-как вышел из-под их огня и на бреющем полете взял курс к своим». Увидев это, немецкий истребитель осмелился и бросился в погоню. 10 минут капитан Сыченко на подбитой машине отражал атаки немца, увлекая его за собой на нашу территорию. Тут капитана поддержали свои истребители, отогнавшие немецкую машину.

Ценой невероятных усилий Сыченко дотянул самолет до своего аэродрома и мастерски посадил его.

Вскоре после этого капитан участвовал в штурмовке неприятельского аэродрома. Этот налет был неожиданным для немцев, и они не успели ничего предпринять. Их самолеты, стоявшие на земле, ремонтные мастерские и ангары были обстреляны из пушек и пулеметов. Несколько машин загорелось. С этого боевого задания капитан Сыченко возвратился без единой пробоины в своей машине. // М.Резников.

________________________________________________
К.Симонов: Русс-фанер "У-2"* ("Красная звезда", СССР)
С.Дангулов: Душа горца ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: Весенний перелет* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: Самолет двадцати четырех звезд* ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль: Потери немецкой авиации в кадрах ("Красная звезда", СССР)
Сталинские соколы, крепче удар по ненавистному врагу!* ("Красная звезда", СССР)***

Газета «Красная Звезда» №59 (5123), 12 марта 1942 года
Tags: 1942, весна 1942, газета «Красная звезда», март 1942, советская авиация, сталинские соколы
Subscribe

Posts from This Journal “весна 1942” Tag

  • 29 мая 1942 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 121-123. # Все статьи за 29…

  • 11 мая 1942 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 112-116. # Все статьи за 11…

  • 20 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 107-110. # Все статьи за 20…

  • 16 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 104-107. # Все статьи за 16…

  • 14 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 100-104. # Все статьи за 14…

  • 6 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 96-100. # Все статьи за 6…

  • 28 марта 1942 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 92-95. # Все статьи за 28…

  • 16 марта 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 84-88. # Все статьи за 16 марта…

  • 19 марта 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 88-92. # Все статьи за 19…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments