Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Концерт в блиндаже

«Красная звезда», 22 марта 1942 года, смерть немецким оккупантамА.Попов || «Красная звезда» №68, 22 марта 1942 года

Каждая попытка немцев отбить потерянные позиции должна разбиваться о железное упорство наших бойцов. Решительно и стойко отражать все контратаки врага, истреблять его живую силу и технику.



# Все статьи за 22 марта 1942 года.



(Из путевого блокнота)

Наша бригада едет на передовую линию. Сложные чувства обуревают артистов. Много лет мы кровно связаны с Красной Армией. Мы — артисты ее Центрального театра, и все эти годы всюду жили одной жизнью с ее людьми — в учебе, в походе. Теперь нам предстоит встреча с ними в атмосфере боя, в пылу той деятельности, к которой родина готовила их давно. Найдет ли наше искусство свое место в этой обстановке? Вот что волнует всех нас, хотя многие уже не впервые на фронте.

«Красная звезда», 22 марта 1942 года, пленные немцы, немецкие военнопленные, немцы в плену, немцы в советском плену, немецкий солдат

Первые же часы пребывания в передовых частях рассеяли все сомнения. Сердца наших бойцов и командиров открыты для страстного искусства, в котором они справедливо видят один из источников своей моральной силы. Нас трогали до слез и смущали та любовь и радость, с которой встречали нас бойцы. Мы понимали, что наши концерты воспринимаются, как символ внимания родины к своим воинам, и в этом львиная доля их успеха.

Провожать воина в бой, напутствуя его песней и словом, встречать героя с поля брани гимном его отваги — что может быть желанней истинному артисту?! Мы узнали это счастье в полной мере и удивительно быстро сроднились с людьми, освоились с обстановкой. Мелодии нашего баяна органически вплетались в звуки артиллерийской музыки и казались естественными нотами в грозной симфонии войны.

Сотни людей прошли перед нами. Они были для нас не просто зрителями, а учителями. У них учились мы боевой правде Красной Армии, чтобы воплотить живые образы на сцене. Это взаимное обогащение чувствуется на фронте, как нигде. И поэтому в кратких записях дневника нашей бригады главное действующее лицо — наш боец, командир. Вот отрывки из дневника.

28 февраля. Деревня, где мы должны выступать, почти разрушена: еще вчера по ней били немецкие минометы.

Встретили нас в батальоне радостно. Пригласили в «зрительный зал» — полуразрушенную темную избу. Где-то близко слышны орудийные выстрелы. У входа — охрана, усиленное наблюдение за воздухом.

Слабые лучи, просачивающиеся через единственное оконное стекло, освещают белые ряды бойцов. Они сплошь в маскировочных халатах, с автоматами.

Эти полтораста человек, слушающие сейчас наши песни, с боями шли от самой Москвы. Люди возмужали в боях. Вот храбрец — юный лейтенант, награжденный орденом Красного Знамени. Его выдвинули начальником штаба батальона. Комиссар и комбат подшучивают над его молодостью, но у карты все шутки кончаются — этот юноша опытный боевой командир.

В блиндаже нас ждут фронтовые блины со сметаной. Во время товарищеского обеда экспромтом организуется второй концерт. Вечером нас провожают как близких людей, ни долго сквозь скрип полозьев слышны прощальные возгласы: «Не забывайте нас, друзья!»

Не забудем, родные...

1 марта. Страшная досада! Мы с начальником политотдела тов. Павленко облюбовали деревню, чтобы дать на передовых 6 концертов для частей соединения. Но деревню немцы бомбят нещадно, пришлось оттянуть «сцену» на два километра. Дали 2 концерта, а для остальных — нет зрителей: нельзя их привести с позиций. Особенно жалко, что минометчики так и не слышали нас.

Решили ехать к бойцам. Осведомляемся, есть ли там, где выступать.

— Сарай один есть, — уклончиво ответил комиссар.

Договорились встретиться с минометчиками утром у них «дома».

Когда мы добрались до пробитого насквозь сарая, там спешно заканчивались какие-то работы. В одной половине сарая был блиндаж. За ночь минометчики усилили его двумя накатами бревен, насыпали земли. Получилась, кроме всего прочего, эстрада.

Бойцы, довольные, приготовились слушать. Кто-то кричит дежурному связисту:

— Сообщи фрицам: ресторан закрыт, пива больше нет.

Заиграл баян. Выступают певцы. Шумные аплодисменты заглушают близкие разрывы вражеских мин.

После особенно лихого перебора баяниста в наступившей тишине кто-то протянул с восхищением:

— Да-а… С такими пальцами хорошо на автомате сыграть.

Время от времени часть наших зрителей отвлекается. У командиров появляется в руках карта. Кое-кто идет к телефону. Звучит негромкая команда. Все дышит неповторимой боевой жизнью.

Необычайный под'ем овладевает нами. Ну, как не удивляться силе искусства! Вот связист — он раздваивается: лицо его обращено к «сцене» и полно неподдельного восторга, но время от времени, не отрывая глаз от артиста, он кричит что-то серьезное в трубку. Другие связисты держат свои телефонные трубки, «транслируя» концерт по сети — для товарищей, находящихся на посту на огневых позициях.

Когда мы прощались, один из бойцов сказал:

— Спасибо, товарищи. Теперь мы на своей трехрядке дадим немцам концерт.

И в честь советского искусства батарея шлет серию мин в расположение врага.

3 марта
. Днем дали 3 концерта. Вечером состоялся четвертый, особый. Мы узнали, что командир одной из рот, герой, любимец бойцов, повредил себе ногу и лежит в избе. В 10 часов вечера явились к нему всей бригадой и для него одного провели всю концертную программу. Надо было видеть его смущение, растроганность.

4 марта. Мы у танкистов. Какой чудесный, веселый, боевой народ! Дважды провожали мы своих зрителей, ставших нам родными, в бой и встречали их через несколько часов. Переживать эти часы было нелегко. В 5 часов утра танкисты ушли драться, обещали вернуться в полдень, а пришли только в 15 часов. Мы буквально не находили себе места от волнения, так страшно было от мысли потерять кого-либо из наших новых друзей. Явились все здоровехонькие и пошли мыться снегом, до пояса голые — завидное здоровье!

У танкистов оказались свои чудесные певцы. Так, как пели они «Махорочку» и «Письмо в Москву» — песни, знакомые нам и раньше, — не поет никто. Невыразимые интонации вкладывают эти суровые люди в слова:

«И с колечком дыма
Улетает грусть моя»
.

Много махорки надо было выкурить на военных привалах, чтобы так спеть!

Мы здесь же выучили с голоса, записали на ноты эти песни и включили их в свой репертуар в «танкистской» трактовке.

А как пляшут! Начальник штаба части, вернувшись после боя, включился в самодеятельность и проплясал час подряд. Фамилия его Гудзь. Этот красивый 23-летний юноша, известный всему миру герой. На подступах к Москве он принял бой с 18 фашистскими танками! —10 расстрелял и раздавил, а 8 обратил в бегство. Когда тов. Шверник говорил о нем в Лондоне, ему аплодировала вся Англия.

Оказывается, тов. Гудзь мечтал когда-то быть режиссером, учился немного и даже был ассистентом по постановке «Егора Булычева» Горького. О своем былом увлечении профессиональный танкист говорит без грусти, умно:

— Я жизни не знал. Любить еще никого не любил, ненависти не испытал! — плохой бы из меня режиссер вышел, без жизненного опыта.

Этот беглый разговор с героем-танкистом как бы помог всем нам осознать собственные ощущения. Мы жадно впитываем опыт войны. Общение с ее героями — золотая россыпь для художника. Здесь, на фронте, мы увидели истинную любовь к родной земле и великую ненависть к врагу. // Алексей Попов, заслуженный деятель искусств.


**************************************************************************************************************************************************
СТОЙКО И УМЕЛО ОТРАЖАТЬ ВРАЖЕСКИЕ КОНТРАТАКИ*


Преодолевая яростное сопротивление врага, наши части продолжают двигаться на запад. Пытаясь любой ценой удержать свои оборонительные линии, немцы переходят в контратаки. Они цепляются за каждый рубеж. Их упорство продиктовано отчаянием. Трезвон гитлеровской ставки о предстоящих весенних операциях предназначен для оболванивания населения Германии и успокоении вассалов. Что же касается самого гитлеровского командования, то оно прекрасно понимает, что каждый шаг отступления немецкой армии приближает ее к пропасти окончательного поражения.

«Красная звезда» №68, 22 марта 1942 года

Чем дальше отходит фашистская орда, тем больше она теряет выгодных плацдармов и рубежей, переходящих в руки Красной Армии. Чем дальше мы отжимаем немцев на запад, чем решительней вклиниваемся в их оборону, тем в больших размерах разрушается взаимодействие их фронтов. Наше движение вперед ведет к распаду оборонительной линии врага на отдельные очаги сопротивления, обреченные на разгром.

Вот почему немцы прилагают такие бешеные усилия, чтобы удержать занимаемые позиции. Не считаясь с огромными потерями, гитлеровские генералы отдают приказы о контратаках и бросают под огонь наших наступающих частей свои наличные силы и даже «весенние» резервы. Там, где наши войска проявляют необходимую стойкость и умение, контратаки врага обращаются против него же самого. В этих контратаках немцы теряют новые полки и дивизии.

Контратаки врага не страшны, если наступающая часть в любой момент готова отразить их. Как бы успешно ни развертывался наступательный бой, нужно всегда считаться с возможностью активного противодействия неприятельских сил. Управляя боем, командир должен быть всегда на-чеку.

Нужно всегда определять наиболее реальное время контратак противника и их возможные направления. Это требует прежде всего тщательного изучения местности, знания ее мельчайших деталей. Это требует непрерывного ведения разведки и полного учета сил неприятеля. Командир обязан широко и подробно продумывать предстоящие действия, чтобы с исчерпывающей ясностью представлять себе всю динамику их развития.

Командир должен видеть далеко вперед и быть готовым парализовать вероятные приемы врага. Правильное понимание нового в обстановке подскажет командиру верное решение всей боевой задачи и поможет наметить наиболее эффективные меры противодействия неприятельским контратакам.

Скажем, анализируя обстановку, командир предвидит трудности подхода к переднему краю вражеской обороны. Он вправе предполагать возможность встречи здесь с контратакующими вражескими силами. Разумеется, что еще до начала наступления следует сделать все, чтобы не быть застигнутым врасплох активностью неприятеля.

Необходимо держать в боевых порядках наступающих подразделений огневые средства, способные немедленно всей мощью своего огня обрушиться на контратакующего противника. Со своей стороны, артиллерия должна каждую минуту иметь подготовленными данные для стрельбы по тем участкам и рубежам, которые могут служить исходными районами для контратак немецких войск. В ходе наступления нужно непрерывно наблюдать и вести разведку тех направлений и подступов, где могут сосредоточиваться боевые машины, орудия и пехота врага.

Уже во время построения боевых порядков перед наступлением необходимо закладывать основные начала тех мероприятий, которые понадобится осуществить в борьбе с немецкими контратаками. При обеспечении флангов, организации наблюдения за полем боя, подготовке артиллерийского огня — во всех своих распоряжениях командир должен предусмотреть возможность встречи контратакующего противника.

В связи с этим особенно важно выбрать правильные пути для движения вторых эшелонов (резервов) и продуманно определить места их огневых средств. Это больше чем что-либо другое поможет встретить всякую контратаку мощным огнем и поглотить ее волнами атак нашей пехоты. Надо всегда помнить, что нельзя окончательно сломить активность вражеской обороны, ограничиваясь одним огневым отражением контратаки. Только решительная встречная атака пехоты и танков добьет противника и тем самым лишит его возможности повторно, теми же силами, мешать нашему наступлению.

Каждый метр земли, занятой нашими частями, все отбитые у врага окопы и блиндажи надо немедленно закреплять за собой. Отвоеванные нами высоты, села, деревни, города должны становиться опорными пунктами. Именно на них и необходимо опираться и при отражении немецких контратак и для последующего продвижения вперед.

Тот командир, который захватил населенный пункт, но сразу же не продумал способов отражения вражеской контратаки и не смог ее подавить, не выполнил своего воинского долга. Прочно закрепить взятые рубежи — значит избежать повторного наступления на тот же пункт.

Командиры и комиссары обязаны научить бойцов величайшей моральной стойкости перед лицом вражеской контратаки. Отряд 28 гвардейцев, павших на поле брани, но не пропустивших 50 фашистских танков, должен вдохновлять всех воинов Красной Армии. Когда боевая обстановка на том или ином участке требует перехода к временной обороне, с тем, чтобы отбив контратаку, вновь перейти в наступление, каждый боец должен вспомнить о героях-гвардейцах, чья стойкость оказалась непреодолимой стеной для врага.

Любой участок земли, освобожденной от немецких оккупантов, должен стать неприступной крепостью для врага. Этого можно добиться лишь в том случае, когда всякий новый шаг в наступлении сочетается со стойкой, умелой и мужественной обороной. Двигаться вперед беспрерывно и организованно, ни шагу назад с отбитой у врага территории — таков закон сегодняшних наступательных боев Красной Армии.

На одном из участков Юго-Западного фронта немцы начали яростные контратаки. Враг ввел в бой сразу четыре дивизии, в том числе одну румынскую. Не слишком надеясь на боеспособность союзников, немцы поставили на их фланги и в тыл свои соединения. Находясь в таком «корсете», румыны были двинуты на наши части. Советское командование своевременно обнаружило сосредоточение противника и определило, где он будет наносить удар. Наши передовые подразделения, привлекая на себя внимание неприятеля, сумели нанести ему немалый урон. Закрепляясь в населенных пунктах, они стойко обороняли их и короткими атаками изматывали врага. В то же время наши главные силы атаковали и отбросили немцев, а кавалеристы обошли румынскую дивизию и ударили по ее флангу. В результате боя противник потерял убитыми 2.250 солдат и офицеров и стал быстро отходить.

Командира, который искусно управляет в бою своим подразделением или частью. противник никогда не застанет врасплох. Такому командиру будет всегда принадлежать инициатива на поле боя. Он найдет возможность во-время подтянуть отставшие огневые средства, наладить нарушенное ходом боя управление, восстановить взаимодействие с другими родами войск и наступать в постоянном контакте с соседями.

Там, где наступление войск развивается согласованно, где поддерживается твердое управление подразделениями и частями, где пехота огнем и лопатой прочно закрепляет занятую при наступлении местность, никакие контратаки врага не в силах задержать нашего продвижения вперед. Они всегда будут встречаться стойко и организованно, и всякая новая попытка немцев активизировать свою оборону приведет лишь к еще большему истреблению их живой силы и техники.
____________________________________
К.Симонов: Воля командира* ("Красная звезда", СССР)*
Уничтожать живую силу и технику врага, умело вести наступательные бои ("Красная звезда", СССР)


**************************************************************************************************************************************************
«РУССКИЕ АРМИИ БИЛИ И БЬЮТ НЕМЦЕВ ПО ВСЕМУ ФРОНТУ»
Статья турецкого журналиста


СТАМБУЛ, 21 марта. (ТАСС). В газете «Хабер» помещена большая статья известного турецкого журналиста Ялчина об итогах зимних операций и нынешнем положении на советско-германском фронте.

«Несмотря на суровую зиму, — пишет он, — бои на этом фронте, начатые по инициативе русских, не прекращались ни на один день. Немцы на протяжении всей войны без конца твердили, что они уничтожили русские армии. А пока они это говорили, русские на деле показали, на что они способны. Делом опровергли русские заявления немцев! Наступила зима. Если бы русские армии были действительно так растрепаны, как это хотят изобразить немцы, то они непременно воспользовались бы возможностью отдохнуть. Между тем, что же оказалось? Так называемая «победившая и сильная» германская армия почувствовала потребность отдохнуть и собраться с силами, а «побежденная и слабая» русская армия не прекратила сражений!».

Автор указывает далее, что «русские уже доказали, что немецкая армия не непобедима, что и она перестает наступать, если встречает серьезное сопротивление. Больше того, эти самые, по заявлениям немцев, «уничтоженные» русские армии били и бьют немцев то всему фронту, заставляют их во многих местах отступать и возвращать одну за другой важные позиции. Можно сказать, что русские разбили надежды немцев на отдых и перегруппировку сил и заставили их бросать в бой все новые и новые резервы, которые те готовили к весне».

☆ ☆ ☆

СОЛДАТСКИЕ КОМИТЕТЫ В ГЕРМАНСКИХ ЧАСТЯХ НА ЮЖНОМ УЧАСТКЕ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ФРОНТА

НЬЮ-ЙОРК, 21 марта. (ТАСС). Как сообщает пресcбюро Международной федерации транспортных рабочих, согласно сведениям из нелегальных источников, на одном из южных участков советско-германского фронта, которые сильно страдают от беспрерывных атак Красной Армии, германские солдаты недавно организовали солдатские комитеты для вручения своих жалоб офицерам. Организаторы и члены этих комитетов были преданы немедленно военному суду и казнены.

________________________________________________
Гитлеровский выкормыш* ("Правда", СССР)
Б.Полевой: Свиньи в аудиториях* ("Правда", СССР)**
И.Эренбург: Поганые святцы** ("Красная звезда", СССР)
Разговор с немцами о Викторе Гюго* ("Известия", СССР)**
Орда профессиональных громил ("Красная звезда", СССР)***

Газета «Красная Звезда» №68 (5132), 22 марта 1942 года
Tags: 1942, весна 1942, газета «Красная звезда», март 1942
Subscribe

Posts from This Journal “весна 1942” Tag

  • 29 мая 1942 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 121-123. # Все статьи за 29…

  • 11 мая 1942 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 112-116. # Все статьи за 11…

  • 20 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 107-110. # Все статьи за 20…

  • 16 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 104-107. # Все статьи за 16…

  • 14 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 100-104. # Все статьи за 14…

  • 6 апреля 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 96-100. # Все статьи за 6…

  • 28 марта 1942 года

    И.Эренбург || « Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 92-95. # Все статьи за 28…

  • 16 марта 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 84-88. # Все статьи за 16 марта…

  • 19 марта 1942 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 88-92. # Все статьи за 19…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments