Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

«Мы отомстим»

А.Девишев || «Литература и искусство» №35, 29 августа 1942 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Задачи художественной критики в наши дни. В.Колосенок. Карело-финское искусство в дни войны. С.Спасский. Смелость (стихи). С.Вургун. Партизанам Украины (стихи). Информация. «Русские люди» на сцене МХАТ. Пьеса «Фронт» на лучших сценах СССР. Правдивая пьеса. Беседа с народным артистом РСФСР И.Я.Судаковым. 2 стр. А.Довженко. Война и сотрудничество кинематографии союзных стран. М.Аплетин. Три года. Я.Ниедре. Два латвийских писателя. Информация. У художников Башкирии. Репертуар для красноармейской самодеятельности. 3 стр. Б.Алперс. Спектакль молодых. А.Девишев. «Мы отомстим». Е.Северин. Роман о героическом тыле. Н.Москвин. Линия жизни. Л.Кахиев. Другу (стихи). 4 стр. Е.Габрилович. Сапер Соломков (отрывок из повести). О литературной критике. На заседании президиума Союза писателей. Песня мщения. Музыка К.Листова, стихи Ц.Солодаря. Информация. Приветствия кинематографистов США и Англии советским киноработникам. Актив архитекторов Ленинграда. Таджикская опера в новом сезоне Советской стране. Московская хроника.



# Все статьи за 29 августа 1942 года.



«Литература и искусство», 29 августа 1942 года

Широкая русская даль. В безветренном воздухе вьются дымки свежих пожарищ. Здесь стояли избы, по утрам пахло парным молоком, звенели ведра и звонко перекликались соседки.

Сейчас здесь тишина. Лежат тела мирных людей, а оставшиеся в живых бродят по ровному полю, разыскивая близких. За телом женщины, в последней смертельной муке закусившей руку (так умерла она ни криком, ни стоном не порадовав убийц), лежит светловолосый паренек. Мать нашла его, опустилась перед ним на колени и замерла в неутолимой боли, не в силах оторвать от него взгляд. Распустился узел шали, выбилась прядка строго расчесанных седых волос. Сжаты скорбные губы.

Безмолвие великого горя нависло над русской землей.



Это рисунок «Мать» — один из листов только что законченной художником Д.А.Шмариновым большой сюиты «Мы отомстим».

Другой рисунок — «Расстрел». На краю рва, полузаваленного телами убитых, стоят расстреливаемые. Сколько силы в обращенном лицом к врагам, мужчине! Несгибаемая воля в его широкой мускулистой спине, в сжатых кулаках. Молодая женщина, прижавшись к мужу, грозит убийцам. Дальше девочка, связанный старик, мать с младенцем…



За что их убивают? В чем провинились они? Может быть, среди них есть партизаны? Может быть, эта девочка не донесла на своих односельчан, мать не хотела отдать грабителям детских валенок, а старик не заметил повстречавшегося обер-ефрейтора и не снял перед ним шапки? Не все ли равно палачам — расстреливаемые виновны уже тем, что это русские люди, наши советские люди, которых можно убить, но покорить нельзя.

Вот другие рисунки. По обочине снежной дороги бредут угоняемые в неволю. Метет, порывы ветра развевают шали, платки, полы немецкой шинели конвойного и осыпают снегом головы и плечи бредущих и тела упавших на скорбном пути («В рабство»).



Опрокинута телега, узлы, сундучок, нехитрые крестьянские пожитки вывалились на землю. Лежит на земле и хозяйка — не пришлось ей уйти от ненавистного врага, не пришлось увести от него своих птенцов, навсегда замерли сведенные смертной судорогой большие рабочие руки. Девочка закусила палец и смотрит на тело матери: «Что же будет?» Тихо плачет прижавшийся к ней братишка. А за телеграфным столбом, с оборванными и спутанными взрывом проводами, далеко в небе улетает сделавший свое черное дело стервятник («Беженцы»).

«Литература и искусство», 22 августа 1942 года

И опять дорога — запакощенный, истоптанный вражьими сапогами проселок. По разбитым колеям движется в угрюмом молчании орда завоевателей. Оскверненная вражьим нашествием земля изрыта воронками разрывов, исполосована колесами чужих орудий и повозок. Уродливым наростом возвышается на ней заслонивший горизонт подбитый танк с фашистским крестом на броне («Орда»).

«Литература и искусство», 29 августа 1942 года

Враги убивают наших братьев («Добили раненых»), грабят наши хаты, убивают наших матерей («Грабьармия»), как выползшие из смрадных щелей мокрицы, греются на нашем солнышке, заражают наш воздух в опустевших, разрушенных ими городах («Культуртрегеры»).



Правдиво показывает художник лицо врага. Он далек от карикатуры, изображая воспитанных фашизмом выродков. С опущенным автоматом стоит сделавший свое дело палач в стальном шлеме. Он устал убивать, но убийство для него — обыденное, будничное дело. Он не умеет ни трудиться, ни скорбеть, ни радоваться, он — машина смерти. И он будет сеять вокруг себя смерть, пока не обезвредят его самого, пока не выбьют из рук его орудия убийства («Добили раненых»).



«Насильники» — один из лучших рисунков сюиты. Невозможно забыть девочку, которую тащат фашисты. Она не верит в то, что происходит, она не может, не в силах вместить в своем сознании безграничный ужас происходящего.

Эти образы взывают к мести. Ведь не возвратится к этой девочке ее детская безмятежность, как не встанет с родной земли русый паренек, над которым в безысходной печали оцепенела мать. Только когда вернутся наши, повиснет она на стремени первого повстречавшегося ей бойца, прижмется к его колену и, припав к мстителю, выплачет она свою боль, свое неизбывное горе («Встреча»).

Великому горю родной страны, безграничным страданиям народа посвятил свой труд художник. Печальной чередой проходят перед зрителем образы, рождая в нем боль и гнев, сострадание и ненависть.

Так жизненны эти образы, что забываешь об искусстве художника, и, право же, не хочется говорить сейчас о точности характеристик, о мастерстве композиции и живописном богатстве рисунков. Для этого еще будет время — художник создал большое произведение искусства, оно останется, к нему мы еще не раз будем возвращаться.

Но кое-что нужно сказать сейчас.

Шмаринов — иллюстратор. Но какой пример не иллюстративного, а образного решения темы дает он в этой сюите! Это нужно подчеркнуть, потому что нередко у нас готовы принять за иллюстративность всякий элемент рассказа, без которого немыслимо никакое содержательное, правдивое и жизненное произведение изобразительного искусства. Литературные начала есть и в таких картинах, как «Владимирка» Левитана или «Девушка с персиками» Серова. А сколько легкомысленно презираемой многими «литературы» содержится в любом из полотен Сурикова, — и кто же осмелится всерьез счесть их иллюстративными.

В сложных условиях военного времени художник взялся за большую сегодняшнюю тему. Он выполнил ее не в беглых очерках, а в образах подлинного искусства. Он создал произведение, полное любви к советскому народу, полное ненависти к врагу, с которым мы бьемся за жизнь, за право быть русскими, быть советскими людьми. //А.Девишев.

☆ ☆ ☆

Смелость

Враг все беспощадней и злей,
Все яростней грохот орудий.
Так будем же
     драться смелей,
Советские
     стойкие люди.

Пускай же прославится тот,
Кто с метким своим пулеметом
Один остается
     и бьет
Бесстрашно по вражеским ротам,
Кто в небе
     под пушечный шквал
Не собственной участью занят
Но, сжав самолета штурвал,
     враждебную птицу таранит.

Пусть трусость
     уйдет без следа —
В бою нет позорнее груза.
Из наших рядов навсегда,
Как мусор,
     мы выметем труса.

С врагом расправляться пора,
Сейчас не к лицу мягкотелость.
А смелость —
     победы сестра.
Да здравствует
     стойкая смелость!

С.Спасский.

_____________________________________________
П.Шухмин: Враги ("Литература и искусство", СССР)
А.Федоров-Давыдов: Рисунки художника Д.Шмаринова* ("Правда", СССР)
В.Ефанов: Под стенами Сталинграда* ("Литература и искусство", СССР)
В.Одинцов: Картина великой битвы* ("Литература и искусство", СССР)

«Литература и искусство» №35, 29 августа 1942 года
Tags: 1942, «Литература и искусство», август 1942, зверства фашистов, лето 1942
Subscribe

Posts from This Journal “зверства фашистов” Tag

  • 2 марта 1942 года

    И.Эренбург || Война. 1941-1945. М: Издательство АСТ, 2016. стр. 148-150 # Все статьи за 2 марта 1942 года. Сегодня утром в…

  • Зверства немецко-румынских захватчиков в Одессе. Трупы расстрелянных и сожжённых мирных жителей

    « Правда» №142, 14 июня 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Тов. Сталин о вторжении союзных войск в Северную Францию (1 стр.). От Советского Информбюро.…

  • Письмо сирот

    E.Корявичев || «Вечерняя Москва» №114, 17 мая 1943 года # Все статьи за 17 мая 1943 года. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17. (Спец. корр. ТАСС).…

  • Зверства фашистов. Замученные и расстрелянные дети в селе Ивница Курской области

    В.Макаров, В.Хломов || «Красный флот» №75, 31 марта 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Письмо товарищу…

  • Следы зверя

    «Вечерняя Москва» №43, 22 февраля 1943 года Да здравствует Красная Армия, героически борющаяся за честь, свободу и независимость нашего отечества…

  • Я видел это своими глазами

    А.Вербицкий || « Комсомольская правда» №35, 11 февраля 1945 года Наши войска овладели городом Эльбинг — мощным опорным пунктом обороны немцев…

  • Бесноватые твари

    М.Лыньков || « Известия» №302, 23 декабря 1943 года Мы армию нашу растили в сраженьях, Захватчиков подлых с дороги сметём! Мы в битвах решаем…

  • Кровавый кошмар

    Ф.Гладков || « Комсомольская правда» №299, 19 декабря 1943 года Нужно истребить всех немецких оккупантов до единого, пробравшихся на нашу…

  • 17 декабря 1943 года

    « Вечерняя Москва» №297, 17 декабря 1943 года # Все статьи за 17 декабря 1943 года. «Пусть скорбь о безвинно убитых женщинах и детях…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments