Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Воздушные бои под Сталинградом

«Красная звезда», 4 сентября 1942 года, смерть немецким оккупантамВ.Давыдов || «Красная звезда» №208, 4 сентября 1942 года

Защитники Сталинграда! Напрягайте все силы, чтобы отбить натиск врага. Беспощадно истребляйте гитлеровцев, рвущихся к волжской твердыне. До последней капли крови деритесь за наш Сталинград!



# Все статьи за 4 сентября 1942 года.



«Красная звезда», 4 сентября 1942 года

Как сообщало Информбюро, за несколько дней боев на подступах к Сталинграду немцы потеряли 92 самолета. Это свидетельствует о том, что воздушные бои здесь выходят из рамок обычных боев. На этом участке действий немецкое командование делает ставку на массированные удары с воздуха. Вражеская авиация стремится проложить путь к городу своим наземным войскам. Немцы стянули сюда авиацию не только с соседних участков фронта, но даже из Европы.

Готовясь к наступлению, немцы прежде всего ввели в дело несколько групп своих истребителей, поставив им задачу — блокировать наши аэродромы. Ежедневно группы по 6—8 «МЕ-109ф» несколько раз появлялись над районами базирования нашей авиации. Это были уже не прежние «охотники» за одиночными самолетами. У пилотов «МЕ-109ф» заметна большая активность. Зачастую они вступают в бой с нашими истребителями. Приемы их нападения на аэродром обычны — стремление к внезапным атакам, выжидание наиболее благоприятных условий для налета. Чаще всего такими условиями являлись моменты посадки или взлета наших машин. Истребители, повидимому, были использованы врагом также для изучения разведки наших войск и оборонительных сооружений. Характерно, что бомбардировщики в это время почти не появлялись над нашими аэродромами. Свою ударную силу немцы сохраняли для наступления.

Напряженные воздушные бои происходили над линией фронта и особенно над Доном, где шла борьба за переправы. Просочившись на западный берег реки, немцы под прикрытием своей авиации и артиллерии стали наводить множество переправ. Однако этому все время мешали наши штурмовики, разрушая переправы, уничтожая большое количество техники и живой силы врага. Особенно эффективны удары штурмовиков, которыми командует полковник Срывкин. Во время одного налета группа ИЛ'ов из его части не только разрушила наведенную немцами переправу, но и уничтожила около 80 автомашин, до 10 танков, много солдат и офицеров. Этим умело воспользовались наши наземные войска. Они разгромили группировку фашистов, вышедших на восточный берег Дона.

Немцы значительную часть своих истребителей бросили для противодействия нашей штурмовой авиации. В боях над переправами определилась до некоторой степени их новая тактика. Дело в том, что ИЛ-2 был широко использован не только как штурмовик, но и как дневной бомбардировщик. Чаще всего группа ИЛ'ов подходила к цели на средних высотах. Сбросив бомбы с крутого планирования, летчики постепенно снижались, последовательно расходуя противотанковые снаряды и пулеметно-пушечный боекомплект. Уход от целей, которые немцы обычно прикрывали солидным количеством средств противовоздушной обороны, производился на средних высотах. Это позволяло ИЛ'ам успешно маневрировать в зоне зенитного огня и обороняться против воздушных атак. Истребителям сопровождения такой способ действий облегчал выполнение задач на прикрытие штурмовиков.

До сих пор немцы атаковывали ИЛ'ы главным образом на бреющем полете. Сейчас они попрежнему продолжают наряжать «охотников» и вместе с тем стали выделять специальные группы «Мессершмиттов», которым ставится задача: атаками сверху заставить штурмовиков снизиться и также откалывать от строя штурмовиков. Если только тот или иной штурмовик отставал, его немедленно атаковали снизу истребители противника, дежурившие на бреющем полете. Кроме того для обороны переправ немцы широко применяли засады. Непосредственно около Дона фашисты создали несколько полевых посадочных площадок, откуда истребители взлетали в момент подхода наших штурмовиков к цели.

Несмотря на сильное противодействие зенитных средств и истребителей, наши штурмовики несли сравнительно небольшие потери. Об’ясняется это, прежде всего, умелой работой наших сопровождающих истребителей. В большинстве случаев они отражали атаки немцев и не отрывались от ИЛ'ов. В этом отношении характерен эпизод с капитаном Рыбиным, который, сопровождая поврежденный ИЛ, сумел отразить несколько атак немцев, сбить два «МЕ-109» и благополучно довести штурмовика до своего аэродрома.

Начав непосредственное наступление на Сталинград немцы, чтобы обеспечить действия своих бомбардировщиков, попытались вытеснить наших истребителей с поля боя. Одновременно враг усилил блокировку наших аэродромов. Непосредственно с бомбардировщиками обычно следовали лишь небольшие группы истребителей отсечения.

Сталинградская битва, сталинградская наука, битва за Сталинград

Характерными для немцев на этом участке фронта являются продолжительные удары с воздуха по боевым порядкам наших войск. Во время этих нападений немецкая пехота и танкисты с помощью ракет указывают своим пилотам направление на цель. Так, например, на одном участке немцы прорывались в полосе 3—4 километра. Все, что могло препятствовать движению вражеских колонн, немцы подвергали бомбардировке. Нашим истребителям пришлось приложить много усилий, чтобы снизить эффект вражеских бомбардировок.

Неприятель бомбит в этом районе населенные пункты и самый Сталинград. В своих бомбардировочных налетах враг стремится посеять панику среди войск и населения с тем, чтобы легче было ворваться в населенный пункт мелкими группами танкистов и автоматчиков, просочившимися через боевые порядки наших войск. Налетают обычно крупные группы с разных направлений. Например, в один из первых дней своего наступления немцы бросили на Сталинград около 150 самолетов, налетавших с трех сторон. Это не было неожиданностью для войск, обороняющих Сталинград. На подступах к городу вражеская авиация была встречена нашими истребителями, а затем зенитной артиллерией. Через 30—40 минут немцы потеряли 47 самолетов. В этом бою особенно отличились летчики, которыми командует Герой Советского Союза полковник Данилов. Они сожгли 18 вражеских машин. Успех этих летчиков достигнут тем, что они правильно оценили обстановку и все свои силы направили для удара по бомбардировщикам врага. Они хорошо использовали свои самолеты, отлично вооруженные для борьбы с тяжелыми типами неприятельских машин.

Воздушное сражение под Сталинградом не утихает ни днем ни ночью. Обстановка в воздухе остается напряженной. Воздушные защитники Сталинграда должны умножить свои усилия в борьбе с немецкими бомбардировщиками и истребителями, активно взаимодействуя с наземными войсками, обороняющими город. // Майор В.Давыдов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.


**************************************************************************************************************************************************
Выдержка советских летчиков


ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 сентября (По телеграфу от наш. корр.). На одном участке фронта в районе Воронежа N авиаподразделению было поручено разбомбить железнодорожную станцию в ближнем тылу противника. Когда самолет лейтенанта Сазонова уже прорвался к об'екту сквозь лучи прожекторов, снаряд немецкой зенитки пробил стабилизатор. Однако экипаж не изменил курса и точно положил бомбы на вражеские эшелоны.

После успешного бомбометания машина стала набирать высоту. В этот момент был ранен в ногу стрелок-радист сержант Гречаный. Одновременно пуля крупнокалиберного пулемета попала ему в парашют. Шелк быстро вспыхнул, потушить пламя не удалось. Тогда сержант Гречаный быстро освободил лямки и выбросил горящий парашют за борт самолета.

Лейтенант Сазонов, выполнив боевое задание, благополучно посадил поврежденную машину на своем аэродроме.

______________________________________________
Уничтожать вражескую авиацию!* || «Красная звезда» №169, 21 июля 1942 года
В.Земляной: Советские ассы в бою* || «Красная звезда» №6, 8 января 1943 года
В.Молчанов: Тактика немецких ассов* || «Красная звезда» №222, 20 сентября 1942 года
Стойко защищать Сталинград с воздуха* || «Красная звезда» №219, 17 сентября 1942 года
Д.Грендаль: Потери немецкой авиации в кадрах || «Красная звезда» №89, 16 апреля 1942 года

Газета «Красная Звезда» №208 (5272), 4 сентября 1942 года
Tags: 1942, битва за Сталинград, газета «Красная звезда», осень 1942, сентябрь 1942, сталинские соколы
Subscribe

Posts from This Journal “битва за Сталинград” Tag

  • В.Коротеев. Ветераны

    В.Коротеев || « Красная звезда» №139, 15 июня 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Майор И.Игнатов. —…

  • Именем Сталинграда

    Ю.Жуков || « Комсомольская правда» №27, 2 февраля 1945 года # Все статьи за 2 февраля 1945 года. Сегодня, когда русские солдаты с…

  • Символ нашей борьбы и побед

    « Комсомольская правда» №27, 2 февраля 1945 года # Все статьи за 2 февраля 1945 года. Два года прошло с тех пор, как на израненной,…

  • Расплата

    А.Гуторович || « Комсомольская правда» №22, 28 января 1943 года «Мы можем и должны бить и впредь немецко-фашистских захватчиков до полного их…

  • Разгром

    А.Гуторович, А.Фридляндский, А.Шумский || « Комсомольская правда» №21, 27 января 1943 года Войсками Донского фронта план Верховного…

  • 27 января 1943 года

    «Вечерняя Москва» №21, 27 января 1943 года План Верховного Главнокомандования Красной Армии по окружению и ликвидации крупной группировки отборных…

  • Василий Гроссман. Сталинградская армия

    В.Гроссман || « Красная звезда» №10, 13 января 1943 года 12 января наши войска на Северном Кавказе продолжали наступление. Части Красной Армии…

  • Что творится в лагере окруженного врага

    П.Олендер, В.Кудрявцев || « Красная звезда» №2, 3 января 1943 года Весь народ, армия, флот горят желанием скорее изгнать немецких…

  • Е.Кригер. В Сталинграде

    Е.Кригер || « Литература и искусство» №46, 14 ноября 1942 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Ответы тов. И.В.Сталина на вопросы корреспондента…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment