Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Иван Кожедуб

газета «Известия», 19 августа 1945 годаЛ.Кудреватых || «Известия» №195, 19 августа 1945 года

Сегодня — Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится боевой славой своих лётчиков.



# Все статьи за 19 августа 1945 года



«Красная звезда», 17 мая 1945 года

Весной сорок четвертого года, в страдную пору наступления Красной Армии по югу Украины я впервые услышал голос Ивана Кожедуба. Мы находились на радиостанции наведения.

Командиры воздушных эскадр вели свои машины по указанным направлениям, а потом коротко рапортовали:

— Цель накрыта!..

В такой час я и услышал голос Кожедуба. Репродуктор отчетливо передал слова:

— «Скала!», «Скала!» Я — Иван Кожедуб, сообщите обстановку.

Авиационный генерал ничего не ответил Кожедубу. Он вызвал по радио командиров шестерок «Ильюшиных», появившихся в то время над полями, и сказал им:

— Работайте спокойно. Вас прикрывает Кожедуб.

Встретиться с Иваном Кожедубом мне довелось только на берегу Одера, вблизи Берлина.

Мы шли по опушке сосновой рощи. Пахло пряным запахом свежей травы, ласкало полуденное солнце. На летном поле в вихре кружился песок. Иван Никитич заговорил о Москве.

— Чем ближе мы к Берлину, тем ближе к нам Москва. Я, вот, к примеру, сумской. Там у меня сейчас и отец живет, Никита Илларионович, и младшие братья, а о Москве я думаю больше и чаще, чем о Сумах. По-моему, мы потому и в Берлине, что сумели Москву отстоять. Москва — все равно, что сердце у человека или мотор у самолета.

Я уже знал, что майор Иван Кожедуб, сбивший шестьдесят два немецких самолета ни разу не был сбит. Правда, он приходил на аэродромы с зияющими пробоинами, с оборванными краями крыльев, но всегда на том самолете, на котором вышел в бой. И стало понятно: Кожедуб и в бою думал о Москве, о родине. Сыновняя привязанность к своей стране, к своему народу окрыляла его в бою.

Первый боевой вылет Иван Кожедуб совершил 26 марта 1943 года. И неудачно — его подбили. Но затем пошли будни. Весной сорок третьего года Кожедуб вместе со своими товарищами не раз ходил сопровождать штурмовики. Усердие и настойчивость молодого летчика скоро заметили и оценили, и Кожедуба выделили в группу летчиков, которые тренировались на свободные полеты, — группа должна была стать охотниками. Надежды командования скоро оправдались.

В те памятные бои на Курской дуге Иван Кожедуб сбил первый немецкий самолет. Он шел на прикрытие своих войск в паре с ведущим Мухиным. Вскоре они встретили большую группу «Юнкерсов», пришедших бомбить боевые порядки нашей пехоты. Кожедуб осмотрелся, выбрал для себя «жертву» и пошел на сближение. Пристроившись в хвост к одному «Юнкерсу», Кожедуб насел на него, потом сразу дал длинную очередь. «Юнкерс» клюнул, пошел вниз. Но потом выправился и развернулся на запад. Кожедуб за ним.

— И, поверите ли, мое отчаяние, рассказывает Кожедуб, — я сижу у него на хвосте, жму на гашетку, стреляю из пушки, а он не падает. Потом я понял, что в первой очереди израсходовал все снаряды. Опять для меня урок. Надо, значит, соображать, когда и сколько снарядов следует выпустить. Но все же тот «Юнкерс» у меня гробонулся. Первое ранение, нанесенное мною, оказалось смертельным. А, как вы знаете, победа всегда окрыляет. На следующий день я сбил уже две немецких машины — «М-109» и «Ю–87».

Словом, до Харькова и под Харьковом Кожедуб сбивает девять немецких самолетов, получает первый орден Красного Знамени, звание лейтенанта и назначается командиром звена.

В следующем большом воздушном сражении, в боях за Днепр Кожедуб снова продемонстрировал высокий класс воздушного боя, проявил себя храбрым и мужественным бойцом. Как известно, немцы бросили огромные силы, вернее всю свою авиацию на бомбежку наших плацдармов за Днепром, на разрушение переправ. Тогда Кожедуб поднимался на своем «Лавочкине» по нескольку раз в день и за каждый вылет вел воздушный бой. Одиннадцать немецких самолетов похоронил Кожедуб в приднепровских землях и потопил в водах Днепра. За блестящие победы на Днепре Иван Кожедуб получил звание Героя Советского Союза.

В августе сорок четвертого года Иван Кожедуб стал дважды Героем Советского Союза. В это время в Прибалтике шли горячие воздушные бои. Немцы подбросили сюда солидную группу своих ассов. По приказанию главного маршала авиации Иван Кожедуб во главе группы из десяти советских летчиков ведет там упорное единоборство с немецкими ассами. Побеждают советские летчики.

В этих боях Кожедуб сбил три немецких машины. Четырнадцать самолетов врага Иван Кожедуб уничтожил над Польшей, над Германией — у Одера, на подступах к Берлину и в боях за Берлин. Расскажем о последних воздушных боях Ивана Кожедуба.

Иван Кожедуб возвращался с задания. Вдруг по радио ему сообщили:

— Вправо над лесом «Фоккер».

Боеприпасов у Кожедуба было очень мало. Тем не менее он развернулся и пошел на сближение. Первый выстрел. «Фоккер» вздрогнул, но продолжал уходить. Вторая очередь — немецкий самолет задымил. Так Кожедуб сбил пятидесятую машину.

Авиация наших союзников бомбила район Берлина. Немцы подняли в воздух массу своих истребителей. В это время в воздухе со своей группой находился Кожедуб. Он немедленно вступил в бой, оттянул большую часть немецких истребителей на свою группу и в районе передовых позиций на глазах у наших солдат и офицеров сбил своей группой восемь немецких «Фоккеров», из них двух «Фоккеров» лично сам. Один из советских генералов, наблюдавший бой, прислал Кожедубу телеграмму:

— По мастерству, по красоте и смелости этот бой является триумфом нашей авиации.

Трудно, почти невозможно описать каждую победу Ивана Кожедуба.

Шестидесятый самолет Кожедуб сбил за Одером, западнее Кюстрина в нескольких десятках километров от Берлина. Кожедуб баражировал. Он заметил три немецких истребителя. Два ходили выше его, а один болтался внизу, как приманка.

— Немцы думали, что я не замечу верхних самолетов и, сломя голову, рванусь на нижнего, а верхние меня в это время и накроют, — рассказывает Кожедуб. — Но не на того напали! Я все заметил и, выбрав удобный момент, действительно рванул на нижнего, всадил ему очередь в бок, а сам быстро в сторону и пошел на сближение с верхними. А те — в сторону.

...Семнадцать «Юнкерсов-87», двадцать «Фокке-Вульфов-190», девятнадцать «Мессершмиттов-109», два «Хейнкеля-111», три «Хейнкеля-129» и один «ПЭЛ-29», или как его зовет Кожедуб, «румынская каракатица», а всего шестьдесят две сбитых машины!

Таков личный победный счет майора Ивана Кожедуба, ныне трижды Героя Советского Союза. //Л.Кудреватых.


***********************************************************************************************
Крылатому победителю


Победителю — слава! Ты вышел к блестящим вершинам.
Отгремела земля. И размахом стального крыла
Перечеркнуто небо. Твоя боевая машина,
Словно конь, в нетерпенье дрожит, закусив удила.

Где бы ты ни бывал и какие б просторы ни мерил,
В фиолетовых тучах, в смертельном огне батарей,
Ты всем сердцем своим, всей душой победителя верил
В неизбывную силу земли богатырской своей.

Сколько громов и молний в стремительном воздухе пело,
И плясала огнями под крыльями злая пурга.
Это ненависть наша, как бомба, рвалась и летела
Вихрем яростным смерти на черные гнезда врага.

Ночь ослепла. Зловещий огонь пересветка
Стал над пеплом и гарью чужих перерытых равнин,
Над просторами Балтики глохнет пожар Кенигсберга,
И двадцатым заходом машины идут на Берлин.

Между жизнью и смертью твоя простиралась дорога,
Только ветры охрипшие рвались навстречу, трубя.
И в крови захлебнулась проклятая миром берлога.
И высокие песни навеки прославят тебя.

Победителю — слава! Ты вышел к блестящим вершинам.
Ты свершил свое дело, и равного нет на земле.
Над Кремлем пролетела твоя боевая машина,
И звезда, словно кровь, — на ее опаленном крыле.

М.Дудин. г. ЛЕНИНГРАД.

☆ ☆ ☆

19.08.45: Г.Ворожейкин: Авиация народа-победителя ("Известия", СССР))
19.08.45: А.Булгаков: В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года

17.08.45: Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)

15.08.45: Г.Болдырев: Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45: Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45: Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года

14.08.45: Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: Т.Тэсс: Мы встретились снова || «Известия» №190, 14 августа 1945 года
14.08.45: В.Лебедев-Кумач: Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)

12.08.45: В.Аварин: Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)

10.08.45: До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин: Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45: Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45: Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)

09.08.45: Японский агрессор будет разгромлен! ("Правда", СССР)
09.08.45: Под водительством Сталина — к победе! ("Правда", СССР)
09.08.45: Война с Японией || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
09.08.45: Б.Агапов: В капище империализма || «Известия» №186, 9 августа 1945 года

05.08.45: Сталинский День железнодорожника ("Известия", СССР)
05.08.45: Б.Арутюнов: Железнодорожный транспорт на новом под’еме ("Известия", СССР)


Июль 1945:

31.07.45: Подвиг советских железнодорожников ("Известия", СССР)

27.07.45: Эль-Регистан, Н.Рыбак: В сердце Европы ("Известия", СССР)

24.07.45: В.Полторацкий: Поезд идёт домой ("Известия", СССР)
24.07.45: И.Эренбург: Первый изменник ("Известия", СССР)

22.07.45: Доблестный флот могучей Советской державы ("Известия", СССР)
22.07.45: В.Беликов: Москва встречает героев боев за Берлин ("Известия", СССР)
22.07.45: Л.Галлер: Верный страж морских границ нашей Родины ("Известия", СССР)

21.07.45: Под знаменем сталинской дружбы народов ("Известия", СССР)

20.07.45: П.Кабанов: Самоотверженный труд железнодорожников-восстановителей ("Известия", СССР)
20.07.45: М.Никитин: В море после войны || «Известия» №169, 20 июля 1945 года

18.07.45: В.Полторацкий: Встреча в Москве ("Известия", СССР)

17.07.45: Н.Погодин: Парад Победы ("Известия", СССР)

16.07.45: Новые стройки года Победы ("Правда", СССР)
16.07.45: Н.Козев: Парад Победы на экране ("Правда", СССР)

Газета «Известия» №195 (8805), 19 августа 1945 года
Tags: 1945, газета «Известия», советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Мощный удар по Тильзиту

    Г.Павловский || « Красная звезда» №94, 22 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указы Президиума…

  • Совершенствовать боевую выучку авиационных кадров

    « Красная звезда» №93, 21 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро (1 стр.). Прием товарищем И.В.Сталиным мексиканского…

  • А.Яковлев. Победа советской авиационной техники над техникой врага

    А.Яковлев || « Правда» №83, 7 апреля 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Письмо товарищу Сталину от первого республиканского с'езда женщин Советской…

  • Авангард истребителей

    И.Сербин || « Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: В Совете Народных Комиссаров СССР (1 стр.). Указ Президиума Верховного…

  • Облик советского асса

    А.Семенов || « Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). В Народном Комиссариате…

  • Опыт воздушных боев

    С.Чирва || « Красная звезда» №82, 8 апреля 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указы Президиума. Верховного…

  • Здравствуй, мама!

    М.Бугаева || « Комсомольская правда» №80, 5 апреля 1945 года Вчера войска 2-го Украинского фронта штурмом овладели важным промышленным центром…

  • Эль-Регистан. В небе Германии

    Эль-Регистан || « Известия» №78, 3 апреля 1945 года Трактористы, комбайнеры, агрономы и механики машинно-тракторных станций Советского Союза!…

  • Воздушная разведка истребителей

    С.Чухнов || « Красная звезда» №75, 31 марта 1943 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Совинформбюро (1 стр.). Письма товарищу Сталину и его ответы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments