СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Потери японцев и трофеи наших вооруженных сил на Дальнем Востоке за время с 9 августа по 9 сентября 1945 года (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). Обязательства работников сельского хозяйства Винницкой и Волынской областей (1 стр.). Г.Воробьев. — Рекорд — не самоцель (2 стр.). К пребыванию в Москве Премьер-Министра Румынии г. П.Гроза и Вице-Премьера и Министра Иностранных Дел г. Г.Татареску (1 стр.). А.Пчеляков. — Уральская металлургия после войны (2 стр.). Помощь транспорту — общенародное дело. Беседа с народным комиссаром путей сообщения СССР тов. Ковалевым (2 стр.). В.Величко. — Победа в Маньчжурии (3 стр.). В.Кожевников. — Сын народа (3 стр.). Начало работы Совета министров иностранных дел (4 стр.). Подписание акта о капитуляции японской армии в Китае (4 стр.). Обращение центрального комитета Всеобщей конфедерации труда Румынии (4 стр.). Празднование в Болгарии Дня свободы (4 стр.). Деятельность политических партий в Югославии (4 стр.). Софианопулос о режиме монархического террора в Греции (4 стр.). Пятое заседание Контрольного Совета в Германии (4 стр.). Девятое заседание Союзной комендатуры Берлина (4 стр.). Меморандум представителей ВКТ, Лиги прав человека и трех основных французских партий де Голлю (4 стр.).
# Все статьи за 12 сентября 1945 года.
Суровой, чистой мерой оценивается ныне дух человека и народа. Эта мера родилась в испытаниях войны. По значению того, что сделано человеком в годы борьбы, теперь и воздается ему.
И место народа в союзе победителей определяется той же мерой. Сияющим светом победы озарены в истории образы тех, кто был истинным сыном своего героического народа и вел его непреклонно вперед в борьбе во имя торжества высшей справедливости на земле.
В дни, когда Советский Союз вел один-на-один титаническую борьбу с гитлеровскими армиями и поверженная Европа лежала недвижимая, за тысячи километров от нас, на Балканах, во мраке всеевропейской ночи вспыхнула и зажглась звезда народной войны.
В дни величайших битв, в гудящем пламени сражений, пересекшем от моря и до моря нашу землю, к нам доходил трепетный свет негаснущей этой звезды, и сердца наши согревала любовь к югославскому героическому народу.
С благоговейной надеждой и нежностью мы следили за их борьбой и повторяли названия югославских сел и деревень, которые освобождали партизаны.
И тогда мы услышали славное имя Тито, руководителя югославских повстанцев.
Наступил час, когда советские войска пришли на Балканы и могущественным стремительным ударом совместно с Югославской народной армией разгромили и там немецких оккупантов.
Так встретились мы с югославским народом, в борьбе узнали друг друга и кровью навечно скрепили свое братство.
В Югославии после войны мы увидели народ, не почивавший на лаврах победы, а строящий свое новое государство с такой же героической самоотверженностью, какую проявлял он в битве. Народ-воин стал народом-тружеником!
Личность Тито в понимании народа стала неотрывной от борьбы и деяний народа. Рассказывая о выдающемся полководце и государственном муже, люди говорили о нем, как о человеке, воплотившем в себе всё, что связано с историей освободительной борьбы Югославии.
Когда мы спрашивали сербских крестьян, кто по национальности Тито, нам говорили: он серб.
Спрашивали словенов, — нам отвечали: словенец.
Черногорцы без колебания считали его черногорцем.
Боснийцы обижались: как это мы не знаем, что он босниец.
В Хорватии, где родился Тито, нам сказали:
— Он хорват, но это ничего не значит. Тито принадлежит всем нашим народам, и мы не имеем никаких особых заслуг перед другими нашими народами, чтобы считать его только хорватом. Он — югослав.
Это замечательное восприятие образа Тито народом очень удачно выразил в своей поэме «Песнь о жизни Тито» поэт Радован Зогович.
Тито рожден в гневе и муках
Титаном-народом,
Борьба — его мать.
Тито — это все мы.
Это армия, это страна...
Это леса наши и горы...
Соратники Тито, рассказывая нам о боевых операциях, говорили о маршале, как о человеке исключительного военного дарования. Они приводили на память его слова, произнесенные в труднейшей обстановке, когда единственный выход для спасения армии был в том, чтобы форсировать реку Перетву. У армии не было переправочных средств, но Тито сказал:
— Специалисты обычно хорошо знают дело, но они не всегда всё учитывают. Они забывают, что нет предела человеческой воле и творческой инициативе масс.
И армия переправилась и нанесла внезапный удар врагу в то время, когда оккупанты считали партизан обреченными.
Вера в духовные силы народа, ведущего освободительную борьбу, неот’емлемо входила в слагаемые стратегии Тито.
Несколько раз армия Тито оказывалась окруженной двойным кольцом. Танки, артиллерия, авиация обрушивались на партизан, лишенных и танков, и артиллерии, и авиации, — но каждый раз Тито вырывал свою армию из окружения и наносил оккупантам внезапные разящие удары с тыла.
Армия Тито не была армией сопротивления, это была атакующая армия. Прозорливость в раскрытии замыслов врага, блистательная маневренная тактика и героический дух бойцов сделали эту армию армией наступления.
Сотни партизанских отрядов, разбросанных по всей стране, нужно было собрать в единый кулак. И это сделал Тито.
Десятки тысяч рабочих, крестьян впервые держали оружие в своих руках. Тито со своими офицерами обучил их воинскому мастерству.
Но сила армии не измеряется только числом вооруженных людей, собранных вместе. Тито сформировал из партизанских отрядов роты, полки, дивизии, проникнутые духом строжайшей воинской дисциплины.
Выдающийся югославский семидесятилетний профессор Владимир Назор пришел к партизанам с горячим словом на устах. Он разделил с ними все трудности походов и неустанно призывал их к доблести и подвигам во имя великого дела.
Мы знаем, что в одну из черных ночей Тито стал проводником своей армии и шел впереди бойцов, когда нужно было бесшумно и незаметно обойти крупные силы врага.
Но, конечно, из чего-то неизмеримо большего родилась любовь народа к своему полководцу, чем те частные штрихи героического облика этого человека, которые нам удалось собрать.
Да, Тито уступил своего коня раненому бойцу, а сам прошел весь 400-километровый переход в горах пешком.
Да, он пробрался в Белград, когда там властвовали оккупанты, и встретился с людьми, которым поручил передать всем партизанским силам свой призыв к об’единению.
Да, в походе он всегда был братом тому, кто изнемогал от усталости, и делился последним глотком воды.
Да, он проливал свою кровь в бою так же, как и рядовой боец.
Но не только этим завоевал он всенародную любовь и доверие.
Когда в 1944 году Антифашистское Вече присвоило маршалу Тито звание Народного Героя, он сказал:
— Нам предстоит еще вести трудную борьбу. Ее надо довести до конца на всех фронтах. Нам предстоит еще вести борьбу в тылу за восстановление нашей опустошенной страны. ...Я не пожалею своих сил для своей страны, я сделаю всё, чтобы построить действительно федеративную демократическую Югославию, чтобы сделать нашу страну счастливой и богатой.
В единство, выкованном в горниле борьбы, об’единились все народы Югославии.
Народ отдался самоотверженному труду, возрождая разрушенное хозяйство. И имя Тито югославский народ произносит как слово, обозначающее одновременно мужество, борьбу и надежду.
Нам довелось увидеть маршала на приеме иностранных корреспондентов. Весь облик его, манеры, обращение точно соответствовали тому образу, который с такой ясностью возник в нашем представлении еще задолго до этой встречи. Это человек сильной воли, ясного ума, хорошо осознанной цели своей жизни. Характер его ответов на заданные вопросы свидетельствовал о том, что перед нами не только полководец, воин, но и человек выдающихся государственных способностей. Вопросы, касающиеся отдельных частностей, он в своих ответах возвышал до степени самых широких обобщений.
Когда маршала попросили назвать дату возникновения народной борьбы, он сказал:
— Вооруженное восстание началось в Югославии в момент нападения немецких и итальянских войск на Советский Союз. Оккупанты перебросили свои силы на восток, и это дало нам возможность начать общую борьбу.
О том, как маршал относится к событиям в Греции, ответ был совсем кратким:
— Трудно относиться с симпатией к действиям греческого правительства, направленным против тех, кто принимал участие в освободительной борьбе против немецко-итальянских оккупантов.
И когда маршала спросили, чем он об’ясняет, что народ так часто и с таким восторгом произносит его имя, маршал, улыбнувшись, сказал:
— Народ любит своих людей и ценит их заслуги в борьбе за освобождение. Разве вы думаете, что это могло быть иначе?
При этом маршал оглянулся, и, проследив за его взглядом, мы увидели скульптуру — фигуру из серебра, держащую в руках золотое сердце.
Это — дар от женщин Словенского приморья, статуя отлита из украшений, которые женщины сняли с себя для этой цели.
Мы рассматривали подарки, посланные маршалу Тито народом. Здесь была земля Истрии с золотой виноградной ветвью, отлитой из обручальных колец; деревянный кораблик, присланный ребятами Триеста; гобелен, вытканный монахами сербского монастыря; чернильный прибор, сделанный искусными руками македонских металлургов; кружевное плетенье из серебряной проволоки — работа мусульман Сараева; портрет товарища Сталина, вырезанный из черного дуба, — дар черногорцев; огромные розовые перламутровые раковины из Истрии...
Все эти драгоценные и трогательно простые подарки запечатлели народную любовь к человеку, который в дни испытаний, в дни борьбы превыше всего ставил интересы народа, был в первых рядах сражающихся за свободу, независимость и справедливость и теперь ведет свой героический, мужественный народ к светлому будущему. //Вадим Кожевников.
☆ ☆ ☆
12.09.45: Е.Кригер: Ветер мира ("Известия", СССР)
12.09.45: В.Величко: Победа в Маньчжурии ("Правда", СССР)
11.09.45: Достоинство советского гражданина ("Известия", СССР)
11.09.45: В.Антонов: Самураи без маски ("Известия", СССР)
10.09.45: И.Рассолов: В Порт-Артуре ("Правда", СССР)
10.09.45: Возрождение Сталинграда || «Правда» №217, 10 сентября 1945 года
09.09.45: Н.Жданов: У синей черты ("Известия", СССР)
09.09.45: Обозреватель: Международное обозрение ("Правда", СССР)
09.09.45: Великий советский народ, народ-победитель ("Правда", СССР)
08.09.45: В.Беликов: В Японии || «Известия» №212, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Б.Афанасьев, А.Полторацкий: Парад союзных войск в Берлине ("Известия", СССР)
08.09.45: П.Кузнецов: В трущобах Муданьцзяна || «Правда» №215, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Двухлетие освобождения Донбасса ("Правда", СССР)
07.09.45: Н.Погодин: День торжества мира ("Известия", СССР)
07.09.45: О ходе репатриации советских граждан ("Известия", СССР)
06.09.45: Е.Кригер: «Минута молчания» || «Известия» №210, 6 сентября 1945 года
06.09.45: Долгожданный мир завоёван ("Известия", СССР)
06.09.45: Пусть здравствует и процветает наша Родина! ("Правда", СССР)
05.09.45: Конец второй мировой войны ("Известия", СССР)
05.09.45: Великая победа || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года
05.09.45: Е.Кононенко: Конец войны || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года
05.09.45: И.Золин, Я.Макаренко: В Берлине || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года
04.09.45: М.Рыльский: Слово вождя ("Известия", СССР)
04.09.45: К.Федин: Наша победа || «Известия» №208, 4 сентября 1945 года
04.09.45: Б.Антропов: Вторая мировая война завершена ("Известия", СССР)
04.09.45: Н.Зубов: Гордость и радость старого моряка ("Известия", СССР)
04.09.45: Б.Ильин: «Молчите, г-н Даладье! ("Известия", СССР)
03.09.45: Обращение тов. И.В.Сталина к народу ("Правда", СССР)
03.09.45: Н.Тихонов: Второе сентября ("Правда", СССР)
03.09.45: И.Рябов: Возмездие ("Правда", СССР)
03.09.45: А.Степанов: Долгожданный день ("Правда", СССР)
03.09.45: М.Галактионов: Конец второй мировой войны ("Правда", СССР)
03.09.45: П.Бровка: Мир во всём мире || «Правда» №211, 3 сентября 1945 года
02.09.45: Важная задача мирного времени ("Правда", СССР)
02.09.45: Л.Соболев: Дорогами побед || «Правда» №210, 2 сентября 1945 года
01.09.45: А.Ростков: Альбом самурая ("Правда", СССР)
01.09.45: Послание Трумэна конгрессу о поставках по ленд-лизу ("Правда", СССР)
01.09.45: Начинается учебный год || «Правда» №209, 1 сентября 1945 года
Август 1945 года:
30.08.45: Пятилетний план послевоенного развития ("Известия", СССР)
30.08.45: Н.Вдовин: Народы обвиняют || «Известия» №204, 30 августа 1945 года
30.08.45: Преступники войны на скамье подсудимых || «Правда» №207, 30 августа 1945 года
28.08.45: Документы советско-китайской дружбы ("Известия", СССР)
27.08.45: Важный этап в развитии советско-китайских отношений ("Правда", СССР)
26.08.45: Б.Агапов: В капище империализма* ("Известия", СССР)
26.08.45: И.Эренбург: Величие и ничтожество ("Известия", СССР)
25.08.45: Пусть живут и здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской флот! ("Известия", СССР)
25.08.45: Н.Погодин: Счастье поколений || «Известия» №200, 25 августа 1945 года
22.08.45: Е.Кригер: На допросе ("Известия", СССР)
22.08.45: В.Антонов: «Самураи» || «Известия» №197, 22 августа 1945 года
21.08.45: Эдвин С. Смит: Два месяца в СССР ("Известия", СССР)
19.08.45: Г.Ворожейкин: Авиация народа-победителя ("Известия", СССР)
19.08.45: Л.Кудреватых: Иван Кожедуб || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
19.08.45: А.Булгаков: В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
17.08.45: Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)
15.08.45: Г.Болдырев: Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45: Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45: Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года
14.08.45: Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: Т.Тэсс: Мы встретились снова || «Известия» №190, 14 августа 1945 года
14.08.45: В.Лебедев-Кумач: Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)
12.08.45: В.Аварин: Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)
10.08.45: До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин: Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45: Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45: Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)
Газета «Правда» №218 (9989), 12 сентября 1945 года