Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Category:

Фронтовая авиация под Москвой

«Красная звезда», 12 декабря 1941 года, смерть немецким оккупантамС.Худяков || «Красная звезда» №292, 12 декабря 1941 года

Не давать немецким захватчикам ни минуты передышки! Непрерывно изматывать врага, навязывать ему бои и громить до полного уничтожения!



# Все статьи за 12 декабря 1941 года.



«Красная звезда», 12 декабря 1941 года

Начав 16 ноября новое наступление на Москву, германо-фашистские войска стремились выиграть зимнюю кампанию еще до того, как начнутся сильные морозы. Они поставили перед собой задачу: правым и левым флангом обойти Москву с севера и юга. Основные усилия авиации противника были направлены на поддержку и прикрытие своих войск. Особенную активность враг проявлял в воздухе в направлении Волоколамск — Клин и Серпухов — Тула.

На нашем фронте противник до начала наступления имел незначительное количество самолетов. Но с момента наступления и особенно за последнее время он намного усилил свою авиацию, главным образом, бомбардировочную. Как правило, немцы применяют группы в 15—25 самолетов, повидимому, опасаясь нападения наших истребителей.

Противник часто прибегает к рокировке своих авиационных частей в пределах фронта, используя их на направлениях главного удара наземных войск. Во время наступления в районе Нарофоминска немцы значительно усилили свою активность в воздухе. Еще до начала наступления немцев большие группы их самолетов начали бомбардировать наши войска и тылы в этом районе. Такую же тактику противник применил и при наступлении на Клин. Эта тактика не является новой. Она осуществлялась врагом с первых же дней войны.

Советские летчики упорно изучают тактику врага, и это способствует их борьбе с фашистской авиацией. Наша авиация наносила систематические массированные удары по аэродромам противника, причиняя ему значительный ущерб. Немцы в итоге этих ударов отказались от базирования своих самолетов на площадках вблизи передовых позиций. Авиация врага находится сейчас от фронта дальше, чем в первые дни его ноябрьского наступления. Попытки врага, несмотря ни на что, приблизить свою авиацию к линии фронта терпели неудачу. Лишь на-днях на одном из прифронтовых немецких аэродромов наши штурмовики и истребители сожгли 30 неприятельских самолетов. Такая же участь постигла и группу самолетов противника, обосновавшихся в другом прифронтовом районе. Здесь было уничтожено около 15 вражеских самолетов.

Наиболее важной задачей, какая была поставлена перед авиацией фронта, являлось уничтожение танковых и моторизованных дивизии противника. Эта задача решалась нами еще до начала наступления немцев, т.е. в период сосредоточения их войск. Уже тогда врагу были нанесены чувствительные удары на путях подхода к полям сражений. Особенно сильными были удары нашей авиации по 5-й, 7-й, 10-й и 11-й танковым дивизиям противника, которые подтягивались к Волоколамскому направлению.

Помимо того вражеские танковые части несли тяжелые потери и в самом процессе боевых операций. За период сосредоточения и активных действий врага на Западном фронте наша авиация подбила и вывела из строя значительное количество танков и автомашин.

Для действий по танкам и мотоколоннам противника применялись, главным образом, штурмовики и пушечные истребители, выработавшие уже свою определенную тактику. Летая на низкой высоте мелкими группами, они, доразведав цель, внезапно атакуют ее. Совершая налеты на танки, наши самолеты, как правило, всегда прикрывались истребителями, что не давало возможности истребительной авиации врага бить в хвост нашим штурмовикам.

Не менее успешно действует по войскам противника и в особенности по скоплениям его пехоты, артиллерии и танков наша бомбардировочная авиация. Эффективность их бомбардировки достаточно высока, о чем в один голос заявляют все захваченные нами пленные немецкие солдаты и офицеры.

В тактике нашей бомбардировочной авиации нужно отметить бомбежку с пикирования. Правда, плохая погода последних дней ограничивала возможности применения этого способа бомбежки. Все же бомбардировка узких целей производились нами всегда с пикирования, что оказывалось особенно эффективным при действиях по мостам. Наилучших показателей в этом отношении добилась часть, которой командует полковник Образцов.

Перед летчиками этой части была поставлена задача: разрушить два моста, которые являлись для противника единственными путями сообщений через реку в районе Верея. Наши пикировщики уничтожили эти мосты и на значительное время задержали выдвижение противника на северо-восток. В одном районе действий немецкие войска прочно засели в бетонированное здание фабрики. Летчики-пикировщики снесли здание фабрики и под его обломками похоронили укрывшихся там немцев.

Одной из серьезнейших задач авиации Западного фронта явилась борьба с авиацией противника на его аэродромах. В настоящее время противник, даже при благоприятной погоде, реже совершает налеты на Москву.. Это об'ясняется тем, что наши летчики нанесли сокрушительный удар по авиации противника на его аэродромах. В течение последнего месяца нашей авиацией, защищающей Москву и работающей на фронте, было атаковано до 30 аэродромов врага на большую глубину их расположения.

Атака вражеских аэродромов проводилась нами внезапно, с предварительной доразведкой. Надо учесть, что при атаке аэродромов самое важное — застать противника на месте. Поэтому наши штабы тщательно изучали базировку фашистской авиации и график ее вылетов. Для того, чтобы атака была наиболее успешной, нужно удачно выбрать момент ее, правильно определить, какова группировка врага, и тогда уже бить наверняка. Эту задачу успешно решали наши штурмовики и пушечные истребители, внезапно нападавшие на аэродромы противника и уничтожавшие его технику.

На долю истребительной авиации Западного фронта выпала в первую очередь задача защиты столицы с воздуха (во взаимодействии с самолетами Московской зоны ПВО). Противник теперь с большой опаской совершает налеты на Москву. Немцы бросают листовки, будто хотят занять «целую Москву», дескать поэтому они не бомбят. Но фашистские звери, конечно, оставили бы от Москвы груду развалин, если бы не получали от наших истребителей зубодробительные удары. Достаточно сказать, что в один из недавних дней в налете на Москву участвовало больше 150 самолетов противника, и ни один из них не был допущен к городу. За этот день около 35 вражеских самолетов было сбито в воздушных боях.

Воздушные бои на подступах к столице — весьма частое явление. Бывали дни, когда вблизи Москвы происходило больше 40 воздушных боев. Немцы в течение одного дня в воздушных боях потеряли более 20 самолетов, упавших только на нашей территории.

Можно со всей уверенностью заявить, что наша истребительная авиация по своему качеству выше истребительной авиации немцев. Об этом говорят результаты воздушных боев, в которых наши потери исчисляются единицами. В воздушных боях особенно хорошо показали себя те же пушечные истребители. Противник, как правило, уклоняется от схваток с ними и особенно на больших высотах. Если бой становится неизбежным, немцы стремятся провести его на низких высотах, чтобы целиком использовать маневренность своих машин. Наоборот, задача наших истребителей заключается в том, чтобы поднять бой на высоту, хотя так его и труднее вести. С этой целью мы применяем на определенных участках систему баражирования в несколько ярусов. Если внизу появляется самолет, наши летчики гонят его вверх и атаковывают с разных сторон.

Весьма широко применяет авиация Западного фронта ночные действия. Для этой цели используются как скоростные, так и тихоходные самолеты, сфера применения которых значительно расширилась за последнее время. Эти самолеты эффективно бомбят скопления немецких войск, освещая район своих действий светящимися бомбами. Ночью мы проводим также разведку и фотографирование месторасположения врага. По своей эффективности ночные действия нашей авиации немногим уступают дневным. За последние дни наши ночники разгромили штаб центральной армейской группы немцев и совершили еще один успешный налет на другой вражеский штаб.

Характерно, что немцы редко летают по ночам. Это об'ясняется отсутствием у них квалифицированного летного состава, способного совершать ночные полеты. Та незначительная группа ночников, которая имеется в германской авиации, сохраняется для ночных налетов на Москву.

Для целей разведки мы используем все виды самолетов, в том числе и самолеты связи. Путем глубокой и дальней разведки нам удавалось своевременно вскрывать различные группировки противника. Воздушная разведка выявила, например, сосредоточение войск противника на наших флангах.

Для разведки поля боя широко используются специальные тихоходные машины, которые базируются к линии фронта и короткими вылетами добывают ценные данные о противнике. Эти данные немедленно доставляются командирам наших стрелковых соединений.

Роль фронтовой авиации в боях за Москву огромна. Сокрушительные удары с воздуха приводят к тому, что здесь германо-фашистская авиация начинает выдыхаться. Можно смело заявить, что на Западном фронте немцы не имеют превосходства в воздухе. Это не значит, конечно, что противник не сумеет в любой, выгодный для него момент, подбросить сюда новые авиационные силы.

Есть, однако, ряд симптомов, подтверждающих, что враг вынужден напрягать последние усилия в боях, не только наземных, но и воздушных. Мы уже не наблюдаем той напряженности в действиях немецкой авиации, которая имела место раньше. Это бесспорно является результатом ряда поражений, нанесенных фашистской авиации как в воздухе, так и особенно на аэродромах.

Однако противник еще обладает мощной авиацией. Вот почему дальнейшее уничтожение его воздушных сил как в воздухе, так и особенно на земле, продолжает оставаться важнейшей нашей задачей.

Эта задача ложится на плечи летчиков, штурманов, техников — всего личного состава авиации Западного фронта. Именно нам предстоит нанести врагу в воздухе наиболее сокрушительный удар, положив начало разгрому его воздушных сил.

На подступах к Москве эта задача будет выполнена. // Генерал-майор авиации С.Худяков. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
____________________________________________
К.Симонов: Истребитель истребителей ("Красная звезда", СССР)
Бессмертный подвиг трех русских воинов* ("Красная звезда", СССР)**


**************************************************************************************************************************************************
Не давать отступающим немцам закрепляться на новых рубежах. Неотступно преследовать и уничтожать немецких захватчиков!

☆ ☆ ☆

Удары с воздуха по врагу

Вчера под Москвой стояла сплошная облачность. Была весьма плохая видимость. Несмотря на это, летчики N авиасоединения успешно прикрывали наши войска, действовавшие на фронте, совершали разведывательные полеты над территорией, временно оккупированной фашистами, и штурмовали наземные войска противника.

В штурмовке вражеских войск приняло участие несколько звеньев. Подавлено 5 зенитно-пулеметных точек. Рассеяно и частично истреблено до 4 рот пехоты и конный взвод. Наибольший урон фашистам нанесли летчики капитана Кухаренко.

☆ ☆ ☆

ЛЕТЧИКИ-ГВАРДЕЙЦЫ — товарищу СТАЛИНУ

Сегодня мы услышали радостную весть о том, что правительство высоко оценило нашу скромную боевую работу и присвоило нашему авиационному полку звание — гвардейского.

Мы, бойцы, командиры и политработники 3-го гвардейского истребительного авиаполка, клянемся отдать все свои силы, а если понадобится, и свою жизнь, чтобы выполнить ваши указания, товарищ Сталин: истребить всех немцев до единого, пробравшихся на территорию нашей родины в качестве ее оккупантов.

Славные летчики нашего полка тт. Виноградов, Прокопенко, Жуланов, Мартынов, Борисов, Медоев, Королев, Алферов, Будин и многие другие уничтожили не один десяток вражеских самолетов и истребили много сотен немецких и финских солдат, покрыли себя славой бесстрашных бойцов.

С получением высокого звания гвардейцев мы без страха пойдем туда, где всего тяжелее. Невзирая ни на какие опасности, мы не поддадимся панике, не дрогнем перед врагом и приложим все усилия, чтобы разгромить и уничтожить ненавистного врага. Мы будем мужественно и храбро выполнять свой долг перед родиной и с честью оправдаем высокое звание гвардейца.

Да здравствует героический советский народ и его доблестная Красная армия!

Да здравствует наш любимый вождь и учитель великий Сталин!

По поручению бойцов, командиров и политработников: майор Шпак, батальонный комиссар Алахвердов, майор Вержбицкий. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

________________________________________________
А.Толстой: Бессмертие* ("Красная звезда", СССР)
Крылатые герои отечественной войны ("Красная звезда", СССР)**
Сталинские соколы, крепче удар по ненавистному врагу!* ("Красная звезда", СССР)*
В.Грендаль: Новое в тактике немецко-фашистской авиации* ("Красная звезда", СССР)
М.Громадин: Провал налетов фашистской авиации на Москву* ("Красная звезда", СССР)
Сталинские соколы, с честью выполняйте долг перед родиной!* ("Красная звезда", СССР)***

Газета «Красная Звезда» №292 (5047), 12 декабря 1941 года
Tags: битва за Москву, газета «Красная звезда», декабрь 1941, зима 1941, советская авиация, сталинские соколы
Subscribe

Posts from This Journal “битва за Москву” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments