Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

О воздушной тактике немцев

«Красная звезда», 30 марта 1943 года, смерть немецким оккупантамН.Денисов || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Совинформбюро (1 стр.). Письма товарищу Сталину и его ответные телеграммы (2 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями (2 стр.). А.Сурков. — Строки гнева. — Стихи. (2 стр.). Предмайское социалистическое соревнование (2 стр.). Подполковник Н.Денисов. — О воздушной тактике немцев (3 стр.). Майор П.Трояновский. — Ночная атака (3 стр.). Майор И.Гаглов. — Кто в N полку отвечает за воспитание агитаторов (3 стр.). Информация с фронтов Отечественной войны (3 стр.). Наступление войск союзников в Тунисе (4 стр.). Выступление Идена в Аннаполисе (4 стр.). Налет английских бомбардировщиков на Берлин (4 стр.).



# Все статьи за 30 марта 1943 года.



«Красная звезда», 30 марта 1943 года

Многочисленные крупные сражения в воздухе и на земле, а также условия нынешней обстановки на советско-германском фронте породили ряд особенностей в воздушной тактике немцев. Не делая окончательных выводов и обобщений, попытаемся на опыте боев последнего времени проследить за этими изменениями в воздушной тактике неприятеля, характеризующими действия фашистской авиации на сегодняшнем этапе войны.

Минувшей зимой немецкому воздушному флоту был нанесен целый ряд весьма ощутительных ударов, причинивших ему огромные потери. Только в районе Сталинграда в результате шести недель сражения, с 19 ноября по 31 декабря 1942 года, немцы лишились более 1.200 самолетов, уничтоженных в воздушных боях, на аэродромах и огнем зенитной артиллерии. Январские бои еще больше обескровили немецкий самолетный парк. Около 900 фашистских бомбардировщиков, истребителей и транспортных машин было полностью уничтожено, а, кроме того, при окончательной ликвидации сталинградской группировки немцев было захвачено вместе с другими трофеями свыше 700 самолетов. Итак, середина зимы ознаменовалась для немцев потерей на всем советско-германском фронте более 3.000 самолетов, т.е. потерей нескольких полнокровных воздушных корпусов. Естественно, что это не могло не отразиться на действиях немецкой авиации и в значительной степени предопределило изменения в ее тактике.

В прошлом немецкое командование привлекало авиацию для разрешения двух основных задач: сопровождение огнем наземных войск на поле боя; удары по нашим тылам и резервам на значительную глубину. Для выполнения второй задачи у немцев были созданы специальные эскадры бомбардировщиков, вооруженные главным образом улучшенными вариантами самолетов типа «Ю-88» и «ХЕ-111». Они действовали только по определенным группам целей: глубинным аэродромам, железнодорожным магистралям, промышленным пунктам, городам и т.д. Боевое напряжение этих эскадр на определенных участках фронта иногда превосходило по числу самолето-вылетов воздействие с воздуха на поле боя. Затем положение заметно изменилось. Серьезные потери в личном составе и самолетном парке, недостаточное количество кадров, подготовленных к полетам в сложных метеорологических условиях, зависимость от ряда таких факторов, как конструктивные особенности машин, нехватка горючего, скованность в аэродромном маневре, — все это заставило германское авиационное командование перейти на ряде участков фронта, к чисто оборонительным действиям, а местами и вовсе свернуть боевую работу, ограничив ее редкими вылетами одиночных экипажей. Этими и другими мероприятиями немцы старались усилить свою авиацию на тех участках фронта, где обстановка требовала во что бы то ни стало поднимать в воздух большое количество самолетов, создавать своего рода авиационные кулаки для перехода в контратаки.

На участках фронта, где немцы обороняются, непосредственно в боевых действиях участвуют у них обычно небольшие авиационные подразделения, выполняющие весьма ограниченные задачи. Бомбардировщики ведут боевую разведку, а также периодически производят беспокоящие налеты на наши наземные войска одиночными машинами или же небольшими группами. Днем немцы, помимо основных бомбардировщиков, нередко применяют многоцелевой самолет «Ме-110». Надо сказать, что эта машина редко используется неприятелем в качестве истребителя, так как ее летные свойства не позволяют вести бой с нашими истребителями. Лишь в глубинных районах «Ме-110», обладающий солидным запасом горючего, продолжает еще выступать в качестве ночного истребителя, неся патрульную службу.

Опасаясь огня зенитной артиллерии и противодействия наших истребителей, дневные немецкие бомбардировщики действуют на участках обороны преимущественно с больших высот (4.000—5.000 метров) или же подходят к избранным целям за облаками. В случае отхода своих наземных войск немецкие бомбардировщики совершают налеты на наши части, двигающиеся походным порядком (чаще всего на артиллерию), и их ближние тылы, стараясь застигнуть войска в дефиле, на переправах или при расположении на отдых. Регулярное появление больших групп бомбардировщиков на участках немецкой обороны явление довольно редкое, что об'ясняется причинами, указанными выше. Начало 1943 года ознаменовалось появлением у немцев легких ночных бомбардировщиков. Пытаясь подражать нашей легкомоторной авиации, немцы собрали в несколько эскадр свои учебно-тренировочные машины (в частности двухмоторный самолет «Вайе», известный еще под маркой «Фокке-Вульф-58») и использовали их для ночного бомбометания. Однако эта затея немецкого командования не удалась. Отряды и группы, вооруженные «ФВ-58», в короткий срок понесли значительные потери и в последнее время стали малоактивны.

Несколько по-иному действует бомбардировочная авиация неприятеля на тех участках фронта, где его наземные войска, переходят в контратаки или же наступают. Здесь, придерживаясь своей старой тактики непосредственного сопровождения с воздуха пехоты и танков, немцы стремятся создавать своеобразные авиационные кулаки, действующие на узком участке, но на довольно значительную глубину. Как правило, удар с воздуха предшествует атаке пехоты и танков, причем нападение осуществляют крупные смешанные группы бомбардировщиков, насчитывающие подчас до 50 самолетов различных типов. В боевые эшелоны часто включаются вместе с пикирующими и скоростными бомбардировщиками подразделения, вооруженные разведчиками типа «ФВ-198».

В действиях этих смешанных групп есть одна особенность. В прошлом на участках наступления немецкие самолеты порой буквально висели над боевыми порядками наших войск, стремясь создать непрерывное воздействие на нашу оборону. Теперь во многих местах непрерывность заменяется одновременным ударом большого количества самолетов, подходящих к полю боя с известным наращиванием сил и обязательно с солидным эскортом истребителей. Затем удар переносится в тыл (главным образом на пути подвоза и подхода резервов), но действуют уже меньшие группы самолетов. Это свидетельствует об известном напряжении, с которым немцам приходится сколачивать сейчас свои ударные воздушные кулаки.

Действия вражеских истребителей в последнее время также характерны некоторыми особенностями. Прежде всего надо отметить появление нового немецкого истребителя — «Фокке-Вульф-190». Раньше он почти не участвовал в воздушных боях на советско-германском фронте; истребительные группы и эскадры, вооруженные им, несли патрульную службу в Западной Европе. «ФВ-190» применяется в двух вариантах: в первом эта машина имеет на борту четыре огневые точки — две пушки и два пулемета; во втором, улучшенном, она вооружена четырьмя пушками и двумя пулеметами. Вначале на «ФВ-190» летали лишь более опытные пилоты, которые осваивали эту машину и, повидимому, стремились найти наиболее выгодные приемы ее использования в боях с нашими ЯК'ами и ЛА-5. Сейчас новый немецкий истребитель стал появляться уже в составе больших групп, работающих самостоятельно или же во взаимодействии с подразделениями «Мессершмиттов».

Тактика воздушного боя, которой придерживаются немцы на «ФВ-190», не отличается новизной, но некоторые приемы ее заслуживают внимания. В частности, надо отметить тенденцию немцев к ведению воздушного боя группой. Если раньше их тактика сводилась главным образом к действиям слетанных между собой пар, то нынче заметны попытки вести бой всей группой с применением тех или иных заранее разученных комбинаций. Это выражается, например, в том, что группа, состоящая из «ФВ-190», строго эшелонируется в вертикальной либо в горизонтальной плоскости. Довольно часто группа из восьми или десяти «Фокке-Вульф-190» патрулирует на одной высоте, держа дистанцию в 3—4 километра между парами. То же самое наблюдается подчас и при сопровождении бомбардировщиков.

Чем вызвана эта растянутая дистанция в полете? Замысел здесь следующий. Наши истребители, увидев первую или даже две пары «ФВ-190», завязывают с ними бой, соответственно рассчитывая маневр и атаку. Между тем, идущие сзади (в 3—4 километрах) две или три пары «ФВ-190» оказываются в выгодной позиции по отношению к нашим самолетам, которые ведут бой с головными машинами немцев. К тому же головные немецкие истребители стараются ввязаться в бой на встречных курсах, идя в лобовую атаку. Отвернув в нужный момент в сторону и завлекая за собой наши истребители, они этим создают выгодные условия для атаки своим летчикам, идущим в хвосте боевого порядка.

Эшелонируясь в несколько ярусов по высоте, группа «ФВ-190» точно так же стремится к действиям, согласованным между парами. В этом случае всей группой командует офицер, находящийся обычно сверху боевого порядка. Одна из излюбленных комбинаций во время эшелонирования по высоте — это замена пар. В одном бою между шестеркой ЯК'ов и восемью «ФВ-190» четыре немецких самолета всё время держались на 800—1.000 метров выше очага боя. Как только нашим летчикам удалось расколоть одну пару немецких истребителей, те поодиночке ушли вверх, а их место заняла круто спикировавшая вниз свежая пара «ФВ-190». В дальнейшем ходе боя такая замена происходила дважды.

Надо отметить, что новый свой истребитель (как и «Ме-109ф» или «Ме-109г») немцы стремятся возможно чаще применять на крутом вертикальном маневре, создавая, как правило, в самом верхнем ярусе обязательный резерв из двух или четырех машин. В задачу резерва входит прежде всего удар по нашим самолетам, случайно отколовшимся или по каким-либо причинам вышедшим из боя. Кроме того, резерв используется командиром группы для вмешательства в критическую минуту боя. В тех случаях, когда в воздушном бою участвует смешанная группа истребителей из «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульф-190», последние обязательно входят в резервную группу, находясь на 1.000—1.200 метров выше очага боя и выискивая себе цель для внезапного удара на крутом пикировании.

Наряду с вертикальным маневром в его чистом виде немцы в последнее время стали прибегать к комбинированному бою. Идея его заключается в том, что часть «Мессершмиттов», якобы обороняясь, старается вовлечь наши самолеты в «карусель», т.е. в бой на виражах. В это время другая часть истребителей, разбившись на пары, непрерывно атакует наши самолеты. В эту ударную группу, обычно входят две пары из самых опытных, бывалых летчиков. Одна пара держится сверху, нанося удары с пикирования и тотчас же после атаки занимая старую позицию, а другая находится на одной высоте с центром очага боя и атакует в горизонтальной плоскости. Надо сказать, что эта комбинированная тактика противника может иметь успех лишь тогда, когда наши истребители не соблюдают боевого порядка и дерутся несогласованно. В тех же случаях, когда осмотрительность и правильно примененный боевой маневр исключают безрассудную погоню на виражах за отвлекающими внимание немецкими истребителями, — противник успеха не имеет и быстро отказывается от своей тактики, полностью переходя на вертикальный маневр.

* * *

Как видно из краткого анализа последних боев в воздухе, тактика немецкой авиации претерпела некоторые изменения. Она характерна теперь меньшей массированностью и ограниченностью целей при воздействии с воздуха на наши боевые порядки и тыловые районы. По-иному выглядит и хваленый немецкий аэродромный маневр. Стремительные удары подвижных частей Красной Армии на многих участках фронта нарушили немцам порядок перебазирования их авиачастей. Это позволило нашим войскам захватывать на участках наступления в качестве трофеев сотни боевых самолетов на аэродромах.

Однако было бы ошибочно считать, как это делают некоторые наши летчики, что немец в воздухе теперь уже не тот и драться с ним легко. Такое суждение в корне неправильно. Напрягая все свои силы и мобилизуя резервы, немецкая авиация продолжает ожесточенно сражаться. Задача наших летчиков — тщательно изучать малейшие изменения в приемах и тактике немецкой авиации, быстро находить новые способы борьбы с вражескими самолетами. // Подполковник Н.Денисов.


*****************************************************************************************************************
СТРОКИ ГНЕВА

1.

Голубизна небес над полем белым.
Кристаллы льда алмазами горят.
Фельдфебель немец поднял парабеллум
И всю обойму выстрелил подряд.

Подул на пальцы и помедлил малость.
И побежал — тяжел, широк в шагу.
Застреленная женщина осталась
Стыть на морозном, искристом снегу.

И будто день стал строже и суровей.
И, будто снег расплавив до земли,
В февральский полдень пятна русской крови
Багровой розой гнева расцвели.

2.

Плечистый немец, выбритый до лоска,
Вел по деревне русского подростка.
Повизгивая жалобно и тонко,
За мальчиком бежала собачонка.

Они свернули за сугроб проулка.
Два выстрела рванули воздух гулко.
И показался над сугробом смятым
Белесый немец с черным автоматом.

Застыл в сугробе мальчик. А у ног
Уткнулся носом в черствый снег щенок.
Хозяину кудлатый верен был.
За это немец и его убил.

3.

Девочку в канаве, на снегу,
Я забыть до смерти не могу.
Этот чистый лоб и ясный взгляд
Жгучим гневом душу пепелят.

Перекошенный страданьем рот
Мне велит скорей итти вперед,
Позабыть про отдых, сна не знать.
Палача кровавого догнать,
Пулей разнести висок и бровь
За ее святую кровь.

4.

В стеклянном взгляде ветровая даль.
Вцепились пальцы в мерзлую траву.
Ты слышишь, мертвый, мне тебя не жаль.
Не жаль детей твоих, твою вдову.

До самой смерти ты убийцей был.
Себя ты тешил и себя любил.
Ты злобой нашу душу оскорбил.
За это мой земляк тебя убил.

Алексей СУРКОВ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ

____________________________________________
А.Репин: Творцы боевых машин || «Красная звезда» №69, 24 марта 1943 года
В.Земляной: Советские ассы в бою || «Красная звезда» №6, 8 января 1943 года
В.Молчанов: Тактика немецких ассов || «Красная звезда» №222, 20 сентября 1942 года
Н.Денисов: Воздушные операции на Кубани || «Красная звезда» №47, 26 февраля 1943 года
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев || «Красная звезда» №241, 12 октября 1943 года

Газета «Красная Звезда» №74 (5445), 30 марта 1943 года
Tags: 1943, весна 1943, газета «Красная звезда», март 1943, немецкая авиация, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “немецкая авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments