Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Опыт воздушных боев

«Красная звезда», 8 апреля 1943 года, смерть немецким оккупантамС.Чирва || «Красная звезда» №82, 8 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указы Президиума. Верховного Совета СССР (2 стр.). Гвардии подполковник С.Чирва. — Опыт воздушных боев (2 стр.). Майор П.Арапов. — Бои стрелковых подразделений южнее Белого (2 стр.). Подполковник В.Котелкин. — Немецкая самоходная артиллерия (3 стр.). К.Осипов. — Решающий момент сражения (3 стр.). Майор В.Колесниченко. — Политработа среди раненых (3 стр.). Выступление помощника государственного секретаря США Берли (4 стр.). Заявление Черчилля о наступлении 8-й армии (4 стр.). Протесты в Швеции против транзита германских войск (4 стр.)..



# Все статьи за 8 апреля 1943 года.



«Красная звезда», 8 апреля 1943 года

Наш истребительный полк за три последних месяца сбил около сотни немецких самолетов самых различных типов. Бои, которые вели летчики полка, происходили в самой различной воздушной обстановке, разнообразных условиях погоды. Победы, одержанные нашими летчиками, дали им хорошую боевую закалку, научили, как надо бить врага, нанося ему наибольший ущерб ценою минимальных потерь.

Сейчас противник неизменно несет большие потери, а наши пилоты возвращаются на аэродром невредимыми и лишь в редких случаях привозят пулевые пробоины. Всё дело, повидимому, в той летной и боевой зрелости, в том опыте, который накопили наши летчики, правильно извлекая уроки из воздушных боев.

На первых порах у нас случалось, что противник внезапно сбивал или поджигал одного из ведомых группы наших истребителей (обычно замыкающего) и уходил безнаказанно. Группа же, увидев падающего товарища, заколеблется в разворотах, станет в «карусель» или собьется в кучу, нарушая боевой порядок.

Почему так получалось? Боевой строй тогда чаще всего состоял у нас из двух четверок, разделенных на пары и эшелонированных по высоте, причем иногда нижняя группа имела и больше пар. Вместе с тем пары ходили на малых интервалах и дистанциях. Всё это связывало летчиков, особенно молодых, которые прилагали основные усилия к тому, чтобы держаться в этом плотном строю. Всё их внимание было обращено, главным образом, на пилотирование самолета, и они лишь изредка взглядывали в стороны, осматривая воздух.

Кроме того, пилоты часто отвлекались от наблюдения за воздухом при излишних переходах в строю из пеленга в пеленг. Бывало, тот или другой молодой пилот, потеряв свое место в строю или оторвавшись от группы, заходил в хвост соседу или ведущему и заставлял их нервничать, отворачивать в сторону и тем самым отвлекаться от основной задачи — поиска противника. Сейчас мы учим молодых пилотов: если тебе нужно пристроиться, — подходи на параллельном курсе и сближайся так, чтобы товарищ ясно видел хвост твоей машины и сразу определил, что это свой. Подходить к товарищу в воздухе надо плавно, так, как, скажем, корабль подходит к пристани.

Практика показала нам, что строй парных четверок, эшелонированных по высоте, — неплохой строй, но он не должен связывать летчика и отвлекать его внимание от воздушной обстановки. Этого и не бывает, если пары идут почти фронтом на значительном удалении друг от друга, а в самих парах сохраняется интервал не менее 100–150 метров. Лучше, если вторая пара, идя в таком строю, будет придерживаться некоторого превышения, скажем, в 250–300 метров. Как правило, ведущие пар должны быть обязательно связаны между собой по радио. Еще на земле, перед вылетом, им надо договориться о сигналах на случай отказа радио.

Радио в выполнении боевых задач истребителями играет огромную роль. Помнится, в начале нашей боевой работы некоторые молодые летчики небрежно относились к радиоустановкам на своих самолетах. Но вскоре произошел случай, который воочию показал им, что радио может выручить летчика в сложной обстановке.

Немцы бросили большую группу пикирующих бомбардировщиков для удара по одной коммуникации. «Юнкерсы» шли несколькими эшелонами, и для отражения их приходилось с помощью радио перенацеливать истребители с одной волны бомбардировщиков на другую. Когда бомбардировщики ушли, часть сопровождающих истребителей противника, осталась над нашим аэродромом на высоте 2.000–3.000 метров. Немцы рассчитывали внезапно напасть на наши самолеты во время их посадки, и тогда неизбежно были бы потери. Положение спасла наземная радиостанция, которая предупредила летчиков, находящихся в воздухе, что над аэродромом противник. Приняв сигнал, наши истребители не стали снижаться, а при помощи радио отыскали противника, вступили с ним в бой и обеспечили себе посадку.

Еще бо́льшую помощь оказывают радиостанции наведения, когда истребители действуют над полем боя. С земли всегда виднее, что делается в воздухе. Поэтому у нас введено правило: группа истребителей, находясь над линией фронта, время от времени спрашивает радиостанцию о воздушной обстановке. Благодаря этому летчики, особенно молодые, увереннее чувствуют себя в воздухе. Когда появляется вражеская авиация, станции наведения сообщают летчикам о типе и количестве самолетов противника, о направлении его полета. Получив сигнал, наши истребители заранее занимают выгодную позицию для атаки, а командир группы успевает принять решение: какими силами и как атаковать противника.

Нередко наши летчики завязывают бой с вражескими ассами-охотниками, которых они тоже научились бить. Однажды группа наших ЯК'ов возвращалась с задания. Горючее у них было на исходе, а за группой от самого фронта шла пара ассов противника. Это заметил летчик Крюков. Он принял разумное решение: подойти к аэродрому и дать бой, а если горючее кончится, спланировать на аэродром. Выбрав удобный момент, Крюков развернулся и, прикрывая группу, пошел на сближение с немцами. Смелая и внезапная атака дала ему успех. В течение нескольких минут боя Крюков перебил управление на одном вражеском самолете, и тот врезался в землю, а немец, выпрыгнувший с парашютом, был взят в плен. Другой немецкий самолет ушел восвояси. Когда Крюков приземлился, то на рулении у него бензин кончился.

Победу всегда одерживает тот летчик-истребитель, который ищет врага, выслеживает его, дерзко навязывает бой. Охотясь, т.е. выполняя свободный полет, истребитель не должен быть связан многими задачами. Главная его задача — истребление вражеских самолетов. Если он вылетел на «охоту», он должен найти врага в местах наиболее вероятного его появления.

В одном из таких свободных полетов, выполненных под командованием летчика Китаева, мы пошли вдоль реки, контролируя зону, где часто встречались самолеты противника. Горючее уже подходило к концу, а немцев на этот раз не было. Тогда Китаев повел группу в другой район, где мы сразу же заметили группу из 12 «Юнкерсов» под прикрытием 6 «Мессершмиттов». У нас было только четыре самолета, но Китаев принял решение на атаку. Двое из нас кинулись на «Юнкерсы», а остальные находились выше и пристально следили за «Мессершмиттами», чтобы обрушиться на них сверху, как только они попытаются атаковать нас. Наша первая пара подбила два «Юнкерса» и вышла из атаки. Ее сменила вторая, которая еще раз атаковала вражеские бомбардировщики, тогда как первая препятствовала контратаке «Мессершмиттов». Так, не нарушая боевого порядка, в течение 15–20 минут каждый из нас сделал 3–4 атаки. В этом бою нам удалось сбить три «ME-109» и шесть «Юнкерсов».

Вылет на охоту за вражескими самолетами дает лучшие результаты, когда группа идет на максимально допустимой высоте, в зависимости от погоды и натренированности летчиков. Большая высота позволяет быстрее настигнуть замеченного врага и занять выгодную позицию для атаки. Для примера можно взять два характерных случая. Однажды, охотясь за воздушным противником, мы шли на высоте 1.500–2.000 метров и заметили впереди на высоте 2.500–3.000 метров один «МЕ-110». Набирая высоту, мы пошли на сближение с ним, но немец, обнаружив нас, начал уходить на полном газу. Погоня не увенчалась успехом, хотя мы гнались довольно долго. В другой раз мы шли на высоте более 3.000 метров, а «МЕ-110» находился примерно на тысячу метров ниже и впереди на 5–6 километров. Он шел, направляясь к линии фронта. Дав полный газ и идя со снижением, мы быстро настигли его и подожгли.

Наши летчики считают, что каждый полет истребителя должен быть максимально эффективным. Вылетел на охоту и, несмотря на все старания, не нашел воздушного противника, — найди себе цель на земле. Проходя над ней, определи, прикрыта ли она зенитным огнем, оцени обстановку, и затем штурмуй. Если уничтожишь несколько десятков вражеских солдат или зажжешь несколько автомашин, ты оправдываешь тем самым свой полет. // Гвардии подполковник С.Чирва. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.


**************************************************************************************************************************************************
Артиллерийский музей в дни войны


Артиллерийский музей Красной Армии, эвакуированный в прошлом году из Ленинграда в Новосибирск, полностью сохранил свои наиболее ценные фонды и на новом месте успешно развернул работу.

Выставка трофеев Отечественной войны, организованная музеем, пользуется большой популярностью. В трех залах размещены различные немецкие пушки и приборы к ним, все виды ручного огнестрельного оружия, боеприпасы, а также предметы немецкого обмундирования, снаряжения, железные кресты, медали, карты, книжки и т.п.

Помимо этого, организована передвижная выставка трофеев в специальном вагоне, который курсирует по Кузбассу, Западной Сибири и Казахстану. Выставка уже обслужила более 40 тысяч человек.

Большой интерес представляет выставка на тему: «Героическое прошлое русской армии». На ней представлены ценнейшие экспонаты, например шведские знамена и барабаны, захваченные в Полтавском сражении 1709 г., знамена, пушки и оружие, отбитые у пруссаков под Кунерсдорфом в 1759 г. Экспонируются также ключи от Мемельской крепости, мундир и знамя Фридриха Вюртембергского.

В отделе «Суворовские походы» находятся личные вещи А.В.Суворова, ключи от ряда крепостей, взятых под командованием знаменитого полководца. Отдел Отечественной войны 1812 г. изобилует оружием, мундирами, пушками неприятельской армии. Имеются подобные экспонаты времен Восточной войны 1853—1856 гг. и первой мировой войны 1914—1918 гг. На выставке демонстрируются образцы обмундирования, головных уборов, погонов и эполет русской армии, начиная с XIX столетия.

Работники Артиллерийского музея регулярно выезжают в части Сибирского военного округа с комплектами трофейного немецкого оружия. Это мероприятие помогает бойцам и командирам изучать вражескую технику. Доклады по истории развития оружия, о деятельности Суворова, о Семилетней войне, об Отечественной войне 1812 г., которые делают работники музея, неизменно привлекают много слушателей.

Специальная бригада Артиллерийского музея выехала на Ленинградский фронт, чтобы собирать наиболее ценные реликвии, связанные с героическими подвигами отдельных бойцов и командиров, целых подразделений и частей. Организуются еще две таких же бригады для поездки на другие фронты.

За последнее время музей пополнился значительным количеством экспонатов, отображающих борьбу Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков.

☆ ☆ ☆

ТАНКИ ПЕРЕДАНЫ В НАДЕЖНЫЕ РУКИ

ГОРОД Н., 7 апреля. (ТАСС). На танкостроительном заводе, где директором тов. Рубинчик, на-днях состоялась передача Н-ской части 10 боевых машин, построенных на средства трудящихся.

От имени бойцов и командиров, принимавших боевую технику, выступил экипаж танка, на котором водителем Степан Георгиевич Миронов, командиром танка его сын Сергей и стрелком-радистом второй сын Алексей.

Экипаж славных патриотов, поблагодарил коллектив завода за подарок, обещал насмерть бить немецко-фашистских захватчиков.

____________________________________________
К.Симонов: Полярной ночью* ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Советские ассы в бою* ("Красная звезда", СССР)
Сталинградская авиационная дивизия* ("Красная звезда", СССР)*
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: После одного воздушного боя ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №82 (5453), 8 апреля 1943 года
Tags: 1943, апрель 1943, весна 1943, газета «Красная звезда», советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Заметки летчика-испытателя**

    П.Стефановский || « Красная звезда» №6, 7 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 6 января (1…

  • На испытательном аэродроме

    В.Земляной || « Красная звезда» №6, 7 января 1944 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 6 января (1 стр.).…

  • Заметки летчика-испытателя*

    П.Стефановский || « Красная звезда» №5, 6 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 5 января (1…

  • Заметки летчика-испытателя

    П.Стефановский || « Красная звезда» №4, 5 января 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 4 января (1…

  • Славные соколы нашей Отчизны

    « Правда» №199, 20 августа 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Поздравление товарища Сталина Тбилисскому горно-артиллерийскому училищу имени 26-ти…

  • И.Кожедуб. За Родину, с именем Сталина!

    И.Кожедуб || « Правда» №199, 20 августа 1945 года СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Поздравление товарища Сталина Тбилисскому горно-артиллерийскому училищу…

  • Иван Кожедуб

    Л.Кудреватых || « Известия» №195, 19 августа 1945 года Сегодня — Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится…

  • Авиация народа-победителя

    Г.Ворожейкин || « Известия» №195, 19 августа 1945 года Сегодня — Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится…

  • Некоторые уловки фашистской авиации

    М.Ступин || « Красная звезда» №170, 22 июля 1941 года Советский народ и Красная армия с величайшей радостью встретили назначение товарища…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment