Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Суд над бельзенскими палачами

газета «Правда», 7 октября 1945 годаО.Курганов || «Правда» №240, 7 октября 1945 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Со всех концов страны (1 стр.). П.Тараничев. — Завод «Красный пролетарий» превысил довоенный уровень выпуска станков (2 стр.). И.Лукин. — С вятской земли (2 стр.). В.Вельмицкий. — Самотёк вместо организации труда (2 стр.). ОБЗОР ПЕЧАТИ: На тему дня (3 стр.). СТИХИ: Ашот Граши. — Кремлёвские ели (3 стр.). Л.Ганичев, Н.Воронов. — Общегородское собрание стахановцев — восстановителей Ленинграда (3 стр.). МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН: С.Марвич.— В шумном коридоре (3 стр.). О.Курганов. — Суд над бельзенскими палачами (3 стр.). Обозреватель. — Международное обозрение (4 стр.). Американская печать о первой сессии Совета министров иностранных дел (4 стр.). Корреспондент газеты «Крисчен сайенс монитор» о результатах первой сессии Совета министров иностранных дел (4 стр.). Приём Бенина английским королём (4 стр.). Письмо Притта в газету «Таймс» в связи с сессией Совета министров иностранных дел (4 стр.). Выступление Бирнса по радио (4 стр.). Выступление доктора Петру Гроза на конгрессе «Фронтул плугарилор» (4 стр.). Провокации греческих фашистов на албано-греческой границе (4 стр.). На Всемирной профсоюзной конференции (3 стр.).



# Все статьи за 7 октября 1945 года.



«Правда», 7 октября 1945 года

На процессе в Люнебурге продолжается допрос свидетелей. Перед английским военным судом проходят один за другим люди, оставшиеся в живых, жертвы, вырвавшиеся из лагерей смерти. Гитлер и его сатрапы бросали в Бельзен и Освенцим самых смелых, самых решительных, самых свободолюбивых людей и с циничным хладнокровием сжигали их, травили газом, истязали, убивали, голодом доводили до безумия. Все это для всех ясно.

И, сидя в зале суда, удивляешься, почему защитники все снова и снова прибегают к самым неожиданным приемам, которые вряд ли диктуются так называемой судебной об’ективностью. То майор Грэнфилд просит суд посадить Ирму Грезе позади всех подсудимых (она обычно сидит впереди и слишком бросается в глаза, и поэтому ее якобы сразу опознают). То входят свидетели, пристально вглядываются в лица подсудимых и все же находят Ирму Грезе и сзади — в четвертом ряду скамей, где сидят обвиняемые. То Грэнфилд просит снять номера с подсудимых, — они якобы облегчают опознавание, — но и это не помогает.

Когда Дора Шафран, прошедшая через все пытки гитлеровских лагерей, рассказывает суду о своих муках, в зале воцаряется напряженная тишина. То, что она рассказывает, в сущности является миллионной частью человеческого ужаса, который унесли в могилу безвинно замученные люди. Это крупица, маленькая капля из всего потока слез, которыми пропитана земля в Освенциме и Бельзене. Но и теперь, слушая эту молодую девушку, хочется распахнуть двери суда, чтобы весь мир узнал, что таится за словом «фашизм». Тогда бы матери, жены тех английских и американских солдат, которые погибли в борьбе с фашизмом, узнали бы не только о том, как одета Ирма Грезе, у какого парикмахера она была перед процессом, как кормят Иозефа Крамера и в каком платье приехала на суд его жена. Нет, не только бы это они узнали, а нечто более существенное и важное. Так же, как и советские матери и сестры, жены и дети наших погибших людей, — они, так называемые маленькие простые люди Европы и Америки, узнали бы, что Крамер, Грезе и их помощники — это не только уголовные убийцы, а практические исполнители фашистской теории уничтожения народов. И тогда, может быть, защитник Грэнфилд не задавал бы Доре Шафран таких наивных вопросов:

— Вы говорили здесь, что вас избивали, но, может быть, вы в чем-нибудь ином провинились?

— Нет, — отвечает Дора Шафран Грэнфилду, — в чем же я могла провиниться: я была голодна и искала отбросы, — в чем же я могла провиниться?

Она смотрит на всех сидящих в зале, ее взгляд уходит куда-то вдаль, она поеживается и вздрагивает. В зале тишина, только защитник изредка переписывается с Крамером, а Грезе, подняв голову, кому-то улыбается там на балконах, где сидят немцы — жители Люнебурга.

Перед судом сидит новый свидетель — поляк. Он тоже был в Бельзене, но начинал свою страдальческую жизнь в Освенциме. На его глазах избили до смерти его брата. Брат был крепким и долго не терял сознания. Он очень медленно умирал и только тихо стонал.

— Это была самая страшная пытка, — говорит он.

— А не помните ли вы, сколько ударов он получил и кто его бил? — спрашивает защита.

И молодой поляк встает, закрывает лицо руками, и зал оглашается страшными рыданиями. В изнеможении он падает на стул, не открывая лица, как бы стыдясь своих слез. Его пытаются успокоить, но еще сильнее вздрагивают его плечи и он падает. Суд прерывает заседание.



В этот день мне вновь вспомнилась дорога из Люнебурга в Бельзен. Асфальтированное шоссе, вдоль которого тянутся аллеи каштанов и лип. Вот по этой дороге везли в последний путь сотни тысяч людей в Бельзенский лагерь. Что они переживали в эти часы, когда они проносились на грузовиках мимо каштанов и готических домиков, мимо полей и плантаций хмеля? Они думали о том, что всего этого они больше не увидят — их везли умирать. И так живо представилась мне их предсмертная тоска, что своими мыслями я поделился с американским журналистом, который ездил со мной в Бельзенский лагерь.

— Да, — ответил он, — это что-то непостижимое. После этого фашизм надо было бы об’явить вне закона.

— А фашистов? — спросил я.

— Но тогда бы Люнебургский процесс продолжался десять дней, — заметил американец.

На следующий день мы подошли к прокурору Бэкхаузу и спросили его:

— Когда ожидается приговор?

Бэкхауз усмехнулся и развел руками.

— Вы же видите, как все идет. Думаю, что не меньше, чем через четыре недели. Ведь защита вызывает до 30 свидетелей. Сожалею, но это так, — заключил прокурор.

Я вышел из зала суда. Подсудимых увозили на трех больших грузовиках. Толпа немцев наблюдала, как они попарно проходят к машинам, окруженным британской военной полицией. Фотографы, с’ехавшиеся сюда со всех стран, щелкают своими большими фотоаппаратами. Крамер и Грезе улыбались фотографам — ведь они встречают их каждый день. На площади у скверика прогуливались немецкие офицеры в форме, в погонах — офицеры несуществующей армии. Они осторожно ступали в своих начищенных сапогах, как бы опасаясь, что вот-вот их прогонят оттуда. Но нет, британский полицейский в большой фуражке с красным гербом откозырнул им, и они галантно ответили ему, продемонстрировав четкий прусский шаг. По улицам прогуливалась пестрая толпа. В этот час все в Люнебурге собирались сюда, чтобы увидеть, как провезут с процесса палачей Освенцима и Бельзена. Толпа провожала их долгим и пристальным взглядом. Понимала ли она и свою вину? Казалось ли ей, что это провозят из зала суда ее национальный позор? Нет, лица немцев были спокойны.

Здесь, в Люнебурге, ждут приговора. Приговора над палачами ждет весь мир. И все честные, свободолюбивые люди не сомневаются, что правосудие совершится.//О.Курганов. (Спец. корр. «Правды»). Люнебург. Октябрь.



ЛЮНЕБУРГ, 6 октября. (ТАСС). На утреннем заседании суда над гитлеровскими палачами из лагеря в Бельзене 5 октября продолжалось оглашение письменных показаний отсутствующих свидетелей. Когда эти показания были исчерпаны, прокурор предложил заслушать письменные показания некоторых подсудимых, в частности лагерного врача д-ра Клейна, Гесслера и Ирмы Грезе, данные ими английским властям после освобождения Бельзенского лагеря. Предложение прокурора встретило резкое возражение защитника майора Грэнфилда. После короткого совещания суд принял предложение прокурора и во второй половине дня судебного заседания заслушал письменные показания Клейна, Гесслера и Ирмы Грезе.

Обращают на себя внимание показания руководительницы эсэсовского женского персонала лагеря Грезе, в которых она признается, что лично избивала заключенных плетью и палкой. Далее Грезе указывает, что такова была система обращения с заключенными во всех концентрационных лагерях Германии.

С большей или меньшей откровенностью высказались в письменных показаниях Гесслер и д-р Клейн, признавшие себя виновными в том, что они участвовали в массовом уничтожении людей, которое проводилось в Освенциме и Бельзене путем отравления газом и другими способами. Подсудимые заявили, что истребление людей осуществлялось ими по указаниям Гиммлера.

☆ ☆ ☆

07.10.45: И.Бачелис: На процессе в Люнебурге ("Известия", СССР)
07.10.45: Ф.Каменский: Дороги побед ("Известия", СССР)
07.10.45: С.Боровкова: Кремлевские звезды ("Известия", СССР)
07.10.45: Выборы в Верховный Совет СССР || «Известия» №237, 7 октября 1945 года

05.10.45: И.Бачелис: На процессе в Люнебурге ("Известия", СССР)

04.10.45: Л.Леонов: Когда заплачет Ирма ("Правда", СССР)
04.10.45: Ф.Голиков: Год работы по репатриации советских граждан ("Правда", СССР)

03.10.45: А.Первенцев: На люнебургском процессе ("Известия", СССР)

02.10.45: В честь великих побед советского народа ("Известия", СССР)
02.10.45: А.Полторацкий: Памяти героев Кенигсберга ("Известия", СССР)
02.10.45: И.Анисимов: Лаваль и другие || «Известия» №232, 2 октября 1945 года

01.10.45: Память о великой победе || «Правда» №235, 1 октября 1945 года
01.10.45: 1 октября 1945 года || «Вечерняя Москва» №231, 1 октября 1945 года


Сентябрь 1945 года:

30.09.45: Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бепьзене ("Правда", СССР)

29.09.45: К.Симонов: Встреча на чужбине ("Правда", СССР)
29.09.45: Быстрее переселить колхозников из землянок в благоустроенные жилища! ("Правда", СССР)

28.09.45: Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене ("Известия", СССР)

27.09.45: Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене ("Правда", СССР)
27.09.45: Демобилизация второй очереди личного состава Красной Армии ("Правда", СССР)

25.09.45: Сила большевистского слова ("Известия", СССР)
25.09.45: 25 сентября 1945 года || «Вечерняя Москва» №226, 25 сентября 1945 года

24.09.45: О.Курганов: На Люнебургском процессе ("Правда", СССР)
24.09.45: Д.Заславский: Служим советскому народу! ("Правда", СССР)
24.09.45: Н.Тихонов: Великая летопись || «Правда» №229, 24 сентября 1945 года
24.09.45: Б.Полевой: «Правда» на войне || «Правда» №229, 24 сентября 1945 года
24.09.45: Боевой орган партии Ленина—Сталина || «Правда» №229, 24 сентября 1945 года
24.09.45: 24 сентября 1945 года || «Вечерняя Москва» №225, 24 сентября 1945 года

23.09.45: И.Бачелис: На процессе в Люнебурге ("Известия", СССР)
23.09.45: В.Перцов: Люди подвига || «Известия» №225, 23 сентября 1945 года

22.09.45: М.Исаковский: На Смоленщине ("Известия", СССР)
22.09.45: А.Булгаков: Канко || «Известия» №224, 22 сентября 1945 года

21.09.45: Л.Леонов, О.Курганов: Палачи Бельзенского концлагеря ("Правда", СССР)
21.09.45: Б.Ильин: Палачи предстали перед судом || «Известия» №223, 21 сентября 1945 года
21.09.45: Л.Тимофеев: «Песни гневного сердца» || «Правда» №226, 21 сентября 1945 года
21.09.45: 21 сентября 1945 года || «Вечерняя Москва» №223, 21 сентября 1945 года

20.09.45: А.Булгаков: Фабрика Каватари ("Известия", СССР)
20.09.45: С.Борзенко: «Дни и ночи» || «Правда» №225, 20 сентября 1945 года
20.09.45: Н.Пегов: Приморье в дни войны || «Правда» №225, 20 сентября 1945 года
20.09.45: Бытовое и трудовое устройство демобилизованных ("Правда", СССР)

19.09.45: Суд над палачами гитлеровского концлагеря в Бельзене ("Известия", СССР)

18.09.45: К.Тараданкин: Памятники славы ("Известия", СССР)
18.09.45: Награда Родины || «Известия» №220, 18 сентября 1945 года

17.09.45: В.Величко: Победа в Маньчжурии*** ("Правда", СССР)
17.09.45: Д.Заславский: Конец Квислинга || «Правда» №223, 17 сентября 1945 года

16.09.45: Великий сын русского народа ("Известия", СССР)
16.09.45: Великий русский полководец || «Правда» №222, 16 сентября 1945 года

15.09.45: В.Величко: Победа в Маньчжурии** ("Правда", СССР)
15.09.45: В.Антонов: Возвращение к жизни || «Известия» №218, 15 сентября 1945 года

14.09.45: В.Величко: Победа в Маньчжурии* || «Правда» №220, 14 сентября 1945 года
14.09.45: Советский Дальний Восток избавлен от угрозы японского нашествия ("Правда", СССР)

13.09.45: Счёт советского народа Германии ("Правда", СССР)
13.09.45: Счёт советского народа || «Известия» №216, 13 сентября 1945 года

12.09.45: Е.Кригер: Ветер мира ("Известия", СССР)
12.09.45: В.Величко: Победа в Маньчжурии ("Правда", СССР)
12.09.45: В.Кожевников: Сын народа || «Правда» №218, 12 сентября 1945 года

11.09.45: Достоинство советского гражданина ("Известия", СССР)
11.09.45: В.Антонов: Самураи без маски || «Известия» №214, 11 сентября 1945 года

10.09.45: И.Рассолов: В Порт-Артуре ("Правда", СССР)
10.09.45: Возрождение Сталинграда || «Правда» №217, 10 сентября 1945 года

09.09.45: Н.Жданов: У синей черты ("Известия", СССР)
09.09.45: Обозреватель: Международное обозрение ("Правда", СССР)
09.09.45: Великий советский народ, народ-победитель ("Правда", СССР)

08.09.45: В.Беликов: В Японии || «Известия» №212, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Б.Афанасьев, А.Полторацкий: Парад союзных войск в Берлине ("Известия", СССР)
08.09.45: П.Кузнецов: В трущобах Муданьцзяна || «Правда» №215, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Двухлетие освобождения Донбасса ("Правда", СССР)

07.09.45: Н.Погодин: День торжества мира ("Известия", СССР)
07.09.45: О ходе репатриации советских граждан ("Известия", СССР)

Газета «Правда» №240 (10011), 7 октября 1945 года
Tags: 1945, газета «Правда», зверства фашистов, октябрь 1945
Subscribe

Posts from This Journal “зверства фашистов” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment