Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Первые итоги боев с фашистской авиацией

«Красная звезда», 13 июля 1941 года, смерть немецким оккупантамП.Ролин || «Красная звезда» №163, 13 июля 1941 года

Отважному советскому пехотинцу танк не страшен. Проявляй смелость, инициативу и сметку в борьбе с вражескими танками. Бесстрашно уничтожай их связками гранат и бутылками с горючим!



# Все статьи за 13 июля 1941 года.



«Красная звезда», 13 июля 1941 года

Основные методы действий германской авиации достаточно выявились еще до вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Все крупные операции германских войск начинались с внезапного нападения авиации на аэродромы своего противника. Уничтожив лучшую часть неприятельских военно-воздушных сил на земле, немцы выделяли часть сил для продолжения борьбы с ослабленной авиацией противника. Основная же часть авиации бросалась для содействия своим наступающим войскам, в первую очередь мотомехчастям. Слабость сопротивления в воздухе позволяла широко применять пикирующие одномоторные бомбардировщики, добивавшиеся значительного морального воздействия на неустойчивую пехоту. Это вело к быстрым и легким успехам, вскружившим голову германскому командованию; лишь в отдельных случаях (английская пехота под Кале, некоторые французские части под Дюнкерком) немцы встречали организованное и стойкое сопротивление.

Обстановка резко изменилась, когда германской армии пришлось встретиться с таким мощным противником, как Красная армия. Вероломный удар не дал эффекта, на который надеялось германское командование. Немцы рассчитывали внезапным ударом уничтожить всю нашу авиацию на ее аэродромах, завоевать господство в воздухе и, организовав «молниеносное» наступление, оккупировать Ленинград, Москву и Киев.

Этот план оказался сорванным. Германская авиация не только не завоевала господства в воздухе, но сама оказалась под мощными ударами советской авиации. За истекшие дни военных действий немцы потеряли 2170 самолетов, пополнение которых является для них отнюдь не легкой задачей.

Имеется целый ряд признаков тяжести того положения, в которое попала авиация фашистских агрессоров. Если в первые дни советско-германской войны они могли позволить себе роскошь налетов несколькими десятками самолетов на один об'ект одновременно, то за последнее время большинство налетов проводится мелкими группами в 3—6 самолетов. Ясно, что эффект от таких налетов оказывается явно незначительным.

Метод многочисленных налетов мелкими подразделениями и одиночными самолетами, очевидно, рассчитан на распыление внимания нашей системы ПВО и изматывание сил истребительной авиации. Однако основной причиной перехода на этот малоэффективный метод действий является недостаток боевых самолетов.

В силу сложившейся обстановки германское командование вынуждено было почти полностью прекратить боевые действия против Англии, перебросить авиационные части из Франции, Бельгии, Италии, Греции и даже Северной Африки. Вся эта стянутая на советский фронт воздушная армада работает с огромным напряжением, делая в отдельных случаях до 5 боевых вылетов на самолет в сутки. Однако никакие меры не смогли обеспечить за германской авиацией господства в воздухе. Резервы германского командования оказались далеко не такими мощными, как это трубили немцы на весь свет.

Моральное состояние летного состава германской армии также является далеко неутешительным для фашистского командования. Как правило, германские самолеты не выдерживают атак в лоб; истребители вступают в бой только с нашими самолетами устарелых типов; отмечен целый ряд случаев добровольной посадки германских летчиков на советской территории, с целью сдачи в плен.

Точность бомбометания германской авиации во многих случаях чрезвычайно низкая. Германским летчикам не удается попадать не только в советские мосты, но даже и в такие крупные по размерам об'екты, как наши ж. д. станции. Наспех подготовленный германский летный состав в ряде случаев плохо знаком со своей материальной частью.

Неудачу своих действий по военным об'ектам фашистские летчики стараются возместить более безопасными для них подвигами, вроде обстрела поездов с женщинами и детьми, бомбардировки отдельных групп колхозников, работающих на поле, разрушения госпиталей и т.п.

Следует отметить некоторые тактические приемы, применяемые германской авиацией. Основным приемом боя германских истребителей против одиночного самолета является комбинированная атака звеном из двух самолетов; один из истребителей атакует сверху, другой в это же время заходит атакуемому самолету в хвост снизу, пытаясь расстрелять его с дистанции 25—30 метров.

В некоторых случаях самолеты противника пытаются следовать за нашими бомбардировщиками при их возвращении на свой аэродром, надеясь сбить их, пользуясь ослаблением внимания летного состава перед посадкой. Вместе с тем этим методом противник пытается установить расположение наших аэродромов.

В качестве оборонительного приема в воздушном бою германские летчики широко применяют тот же метод, который использовался истребителями обеих воюющих сторон еще во время боевых действий на англо-французском фронте, в 1939—1940 гг. Самолеты становятся в строй круга, взаимно защищая друг друга и не давая противнику возможности атаковать впереди идущий самолет с хвоста.

Другим оборонительным приемом, который применяется германскими бомбардировочными самолетами, является выход из боя с переходом на бреющий полет, с целью не дать нашим истребителям производить атаки сзади снизу, в наименее защищенном секторе.

Истребительная авиация широко используется противником для прикрытия с воздуха колонн своих мотомехвойск от ударов нашей авиации. Для прикрытия мест скопления своих войск противник в отдельных случаях применяет не только истребители, но и аэростаты заграждения. Истребительную авиацию, прикрывающую колонны мотомехвойск, противник стремится базировать возможно ближе к выдвинувшимся вперед наземным войскам.

При действиях против наших войск, двигающихся по дорогам, германская авиация применяет метод, выработанный еще во время кампании 1940 г. во Франции. Самолеты бомбардируют и обстреливают, главным образом, не самые дороги, а их обочины, в расчете на то, что именно там укрывается большая часть живой силы. Вместе с тем такой способ действий рассчитан на причинение наибольших разрушений проволочным линиям связи, идущим вдоль дорог.

Особо следует остановиться на действиях германских парашютистов. Германская пропаганда широко рекламировала действия своих парашютистов в Голландии и на острове Крит, изображая свои парашютные части в качестве каких-то всепобеждающих и неустрашимых войск. Действительность выглядит несколько иначе. Характерно, что германское командование не решилось организовать против СССР ни одного крупного парашютного или воздушно-посадочного десанта. Оно ограничилось выброской ряда мелких диверсионных десантов, которые частично были уничтожены, не нанеся существенного ущерба, частично же сдались в плен добровольно.

Действия германских парашютистов против СССР доказали со всей очевидностью, что при соответствующей организации противодесантной обороны тыла воздушно-десантные операции обречены на неудачу, так как в ликвидации воздушных бандитов принимает активное участие все население того или иного района.

Борьба советской авиации с воздушными силами фашистских агрессоров еще не закончена. Противник еще может применить ряд новых боевых приемов, пойти на применение еще более гнусных методов войны. Однако на каждый удар противника советская авиация сможет отвечать все более и более мощными ударами, вплоть до полного уничтожения обнаглевшего и вероломного врага. // Майор П.Ролин.


**************************************************************************************************************************************************
На полевом аэродроме
(От специального корреспондента «Красной звезды»)


Полевой аэродром. Один из многих, что в эти горячие дни живут напряженной боевой жизнью. Оперативный дежурный заносит в журнал боевых действий очередную запись:

«На рассвете вылетел старший лейтенант Морозов».

Записи короткие, отрывистые, может быть, даже чересчур скупые. Но за каждой из них — смелый воздушный бой, успешный штурмовой налет, отважная разведка. Ни днем, ни ночью не дают наши соколы передышки вероломному врагу.

На курс ложится летчик-истребитель Ковалев. Он уже совершил более двадцати вылетов. А вчера вместе со своим товарищем по подразделению в течение нескольких секунд сбил вражеский «Мессершмитт». За Ковалевым в воздух поднимаются летчики Устинов, Кузнецов, Ревякин и другие. Бравый, веселый, ежеминутно рвущийся в бой народ!

Старший лейтенант Воронков, вернувшись с очередного полета, присел на траву пообедать.

— Дружище, что это за темная полоска у тебя на гимнастерке? — спросил один из летчиков.

Тот удивился. Какая полоска? Посмотрели, и оказалось, что на гимнастерке — кровь. В жаркой схватке старший лейтенант и не заметил, что вражья пуля задела его по спине.

Летчик хотел снять гимнастерку. Но тут с командного пункта взвилась ракета:

— В воздух!

Вместе со всеми Воронков взмыл в небеса. А через несколько минут, умело зайдя «Мессершмитту» в хвост, он зажег стервятника. Полыхая пламенем, рухнул на землю еще один немецкий самолет.

Личная отвага и мужество наших летчиков сочетаются с наступательным духом всего коллектива. На метком, энергичном языке истребителей это называется брать противника «на котел». Меньше всего думает советский воздушный воин о собственной славе. «Брать на котел» — значит грудью защищать соседа, в оба следить за хвостом самолета товарища, наваливаться на врага сразу со всех сторон, зажимать его в «клещи». Именно эта стремительная, наступательная тактика всякий раз решает исход боя в пользу наших истребителей.

С командного пункта заметили проходящий вдали вражеский самолет.

— Вылет по зрячему!

Несколько секунд, и вот уже срывается с места первый истребитель. Вслед за ним уходят в воздух еще двое и мчатся чуть в сторону — на перехват.

— Капитан! Наш зашел ему в хвост, — докладывает наблюдатель, не отрываясь от бинокля.

— Зашел? Ну, тогда все! — говорит капитан. За эту атаку он спокоен. А вот сюда, на холмы, стоит поглядеть: чуткое ухо уловило отдаленный гул моторов. Так и есть. Вдали, над городом, вспыхнули белые облачка разрывов, — это зенитчики встретили противника.

— Воздух три! — командует капитан, натягивая на голову шлем. Ему очень хочется полететь самому, но сейчас его место здесь, на командном пункте.

— Капитана Завадского к телефону! — передает связист.

Капитан берет трубку. Короткий разговор с командиром части:

— Зенитчики сбили вражеского разведчика.

— Вот как! Очень рад. А мы что же?

— Ничего, и вы в обиде не будете, — успокаивающе гудит в трубке голос командира. — Через сорок минут выпускайте на об'ект восемь.

На полевую посадочную площадку возвращается дежурное звено. Вместе с ним садится «не прописанный» здесь самолет. Его привел младший лейтенант Авдеев — летчик соседней эскадрильи. Нужен мелкий ремонт материальной части. Машину младшего лейтенанта заботливо окружают техники, к ней торопится бензозаправщик, бегут оружейники с боевым комплектом. Пройдет несколько минут — и самолет сможет опять взмыть в голубое небо.

— Ходил патрулем над переправой, — рассказывает Авдеев. — Патрулировали в паре со старшим лейтенантом Щеголевым. На исходе времени заметили «Бреге». Атаковали парой, потом по одиночке. На третьей атаке «Бреге» заштопорил к земле.

— Кто же сбил: вы или Щеголев?

— Вместе, товарищ капитан.

Врожденная скромность, привычка чувствовать себя неразрывной частицей коллектива... Неважно, чья пуля поразила врага, важно, что фашистский самолет нашел себе могилу.

Сумерки ложатся на аэродром. Почти в темноте садится звено старшего лейтенанта Морозова. Оно начало, оно и заканчивает летный день. Пока Морозов докладывает командиру о налете на вражеский аэродром, технический состав принимается за осмотр машин. Скромные техники и механики! Они не бывают в воздухе, им не приходится вести жарких воздушных боев. Но труд их воистину самоотвержен.

Самолеты и оружие, подготовленные техниками, не знают отказов. Осмотр машин происходит в непроглядной темени. Лишь в самом крайнем случае воентехник 1-го ранга Айвазов разрешает на минуту—другую воспользоваться нагрудными фонариками, да и то, если механик укроет свет специальной накидкой. Самолеты всегда должны быть готовыми к вылету — таков непреложный закон техсостава части.

Ночь. Техники спят тут же под крыльями истребителей. Рядом с командирским самолетом ложится Айвазов. Он порядком устал сегодня, но на душе у него легко и радостно. Славно поработали техники Мельников, Юрченко, Попов, Игнатьев, сержанты Аликеец, Абрамов, Шараев, Рябичев. «Еще электрика Солоницина надо поблагодарить», — думает Айвазов и засыпает на несколько считанных минут.

Как и днем, вокруг аэродрома стоят посты, зорко стерегущие воздух. У зениток наготове расчеты. Самолеты дежурного подразделения поставлены так, чтобы по сигналу «В воздух!» немедленно вылететь и уничтожить врага.

Завтра — новый боевой день. Завтра в эскадрильский «котел» попадут новые «Мессершмитты», «Бреге», «Савойи». // Майор Н.Денисов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.


**************************************************************************************************************************************************
Мастерство советских истребителей


ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 июля. (По телеграфу от наш. спец. корр.). В первые дни войны летчики авиачасти, которой командует майор Рудаков, сбили 13 фашистских стервятников. Сейчас цифра уничтоженных ими в воздушных схватках вражеских машин приблизилась к четырем десяткам.

Однажды, используя облачность, фашисты появились над аэродромом части. Первым вылетел навстречу врагу коммунист лейтенант Собаченко. Несколько самолетов противника набросились на храбреца, но натолкнулись на жестокий огонь, рассыпались в стороны и стали трусливо удирать. Сочетая меткий огонь с искусным маневром, отважный летчик заставил одного из врагов тут же приземлиться. Другой фашист не сумел вывести машину из пике и врезался в землю.

Враги старательно выслеживали полевые аэродромы части Рудакова, назойливо пытаясь застать сталинских соколов врасплох. Но всякий раз враги терпели поражение, и обратный их маршрут был отмечен остовами сгоревших фашистских самолетов. В одной из таких схваток старший лейтенант комсомолец Рагозин уничтожил одну за другой две немецкие машины, начиненные бомбами.

День выступления товарища Сталина летчики ознаменовали новой победой. Звено младшего лейтенанта Бебенина получило приказ итти в воздух. Три летчика-коммуниста после коротких поисков настигли противника и молниеносной атакой подожгли бомбардировщик со свастикой на хвостовом оперении. Затем они сбили двух истребителей, сопровождавших этого стервятника.

Отвечая боевыми делами на призыв вождя, летчики-истребители изо дня в день добиваются новых побед. 9 июля были вызваны в воздух по тревоге капитан Савенко, лейтенанты Собаченко и Мелентьев. В коротком воздушном бою они уничтожили звено фашистских самолетов.

________________________________________________
Е.Габрилович: Кровавые убийцы || «Красная звезда» №190, 14 августа 1941 года
С.Худяков: Фронтовая авиация под Москвой* || «Красная звезда» №292, 12 декабря 1941 года
В.Грендаль: Новое в тактике немецко-фашистской авиации* || «Красная звезда» №256, 30 октября 1941 года
М.Громадин: Провал налетов фашистской авиации на Москву* || «Красная звезда» №172, 24 июля 1941 года
Д.Грендаль: Потери гитлеровской авиации в войне против СССР || «Красная звезда» №211, 7 сентября 1941 года

Газета «Красная Звезда» №163 (4918), 13 июля 1941 года
Tags: 1941, газета «Красная звезда», июль 1941, лето 1941, немецкая авиация, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “июль 1941” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments