Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Легенда о «непобедимости» германской армии

«Красная звезда», 2 июля 1941 года, смерть немецким оккупантамМ.Галактионов || «Красная звезда» №153, 2 июля 1941 года

Под знаменем партии Ленина—Сталина мы ведем смертный бой с фашизмом. Вперед на врага, воины Красной армии! За нами 200-миллионный могучий советский народ, с нами великий Сталин!



# Все статьи за 2 июля 1941 года.



«Красная звезда», 2 июля 1941 года

Немецкие фашисты усиленно распространяют легенду о «непобедимости» германской армии. Старые песни, которые мы уже слышали в 1914 году! Под их звуки германские армии, отлично вооруженные и тщательно вышколенные, ринулись через Бельгию на Францию в поисках «решения на Западе». Решения найти так и не удалось. В 1915 г. германский генштаб переносит центр тяжести войны на Восток, с целью сокрушить русскую армию, переживавшую тяжелый кризис в снабжении вооружением и боеприпасами. Но и этот план постигает неудача. Описание «похода к Брест-Литовску», австрийский официальный труд по истории войны 1914-1918 гг., заканчивается словами. «Таким образом проблема русской войны, о которую сто лет тому назад разбилась военная слава Наполеона, все еще тяготела над полководцами союзников (т.е. центральных держав)... Война на Востоке неумолимо продолжала свой ход» (т. II, стр. 729).

Русская армия, несмотря на огромные трудности, разбила блистательный шлиффеновский план. В первых же сражениях были выбиты основные кадры германской армии. Германский генштаб, предусмотревший, казалось бы, все, не предусмотрел одного — силы огня. На огромном поле Марнского сражения германские армии впервые широко ознакомились со значением этого фактора — они остановились и затем отошли на р. Эн, где началась новая стадия войны. Пулемет, которому до войны не придавали особого серьезного значения, косил густые колонны атакующих немцев. Тактическая подвижность пехоты падала, попытки маневра потерпели неудачу. Началась позиционная война. Под Верденом, на Сомме, во Фландрии, на бесконечных равнинах России поблекла легенда о «непобедимости» германской армии.

В 1918 г. наступает крах. Начинается он на Востоке, где безнадежно завязли германские дивизии в войне с восставшими рабочими и крестьянами Советской Украины. Подводная война, после введения союзниками «конвоев», терпит неудачу, а с нею гибнут надежды прорвать блокаду. Пять наступлений Людендорфа кончаются ничем. Английские танки сеют панику среди немецких солдат. Миллион американских бойцов уже во Франции, австро-болгаро-германский фронт на Балканах прорван. Австро-Венгрия и Германия капитулируют.

В 1939 г. фашистская Германия вступила в войну с армией, по численности и вооружению резко превосходящей силы противников. Используя этот огромный перевес в численности и военно-технических средствах, ей удалось одержать несколько дешевых и легких побед в 1940 г. на Западе и в 1941 г. на Балканах.

Но за эффективными операциями, которые с величайшей помпой рекламировались фашистами, скрывалось уже начало того зловещего процесса, который обескровил германскую армию в войну 1914—1918 гг. и который ныне происходит лишь в иных формах.

Десантная операция в Норвегии в 1940 г., парашютные и воздушные десанты в Голландии и Бельгии, прорыв мотомехсил на Маасе и их быстрое продвижение к Амьену, атаки пикирующих бомбардировщиков, наконец, наступление германских сил на юг и на юго-восток, после прорыва французского фронта в июне 1940 г., — все это должно было служить демонстрацией силы германской армии и ее «непобедимости». Танки, пикирующие бомбардировщики, парашютные десанты должны были запугать весь мир, как в 1914 г. пресловутые «Берты» германской тяжелой артиллерии. Но все это не могло скрыть глубокие силы современной войны, которые уже пришли в движение и которые исключали «молниеносный» победоносный конец ее для фашистской Германии.

Мотомехсилы и авиация способны дать живительную силу оперативному маневру, но они вовсе не снимают и значения пехотных масс. Внешне германские армии маневрировали на западном театре в мае—июне совершенно свободно, не встречая серьезных трудностей, особых препятствий и задержек в своих наступлениях. Но это об'яснялось их подавляющим превосходством в силах, которого в войне 1914—1918 гг. ни один из противников не имел ни на одном из фронтов. Если бы германским армиям в мае 1940 г. противостояли более или менее равные по численности, так же хорошо вооруженные и оснащенные современными военно-техническими средствами армии, — ход операций протекал бы, конечно, совершенно иначе.

Впрочем, и при сложившейся обстановке оборона имела известные шансы на успех благодаря рискованному авантюристическому характеру германского маневра. Мотомехсилы — мощное боевое средство, но они не всесильны. Уже в польскую кампанию 1939 г. произошел казус, портящий весь эффект легкой и дешевой победы германских армий: танковая дивизия Рейнгардта, ворвавшаяся в Варшаву, оказалась совершенно беспомощной в уличном бою и была разбита. В более широком масштабе то же самое по сути дела произошло и при движении германских мотомехсил к морю в мае 1940 г. Благодаря преступной небрежности французского командования немецкие танки переправились через р. Маас и, не встречая противодействия, быстро достигли района Амьена. Наступил критический момент, когда оторвавшиеся от пехоты мотомехсилы вынуждены были рано или поздно остановиться. Крах всего германского маневра был избегнут лишь благодаря пассивности и слабости обороны, которая не располагала мотомехсилами и не повела энергичных контратак. Немецкая пехота успела приникнуть в прорыв и, пользуясь своим громадным численным превосходством, образовать новые фронты по северному и южному краям прорыва. В наступлении 5 июня против французского фронта немцы первоначально вовсе отказываются от ввода танков, пехота атакует после артиллерийской подготовки. Исход четырехдневного сражения на Сомме был решен отсутствием стратегических резервов у французов, в то время как с германской стороны непрерывно вводились свежие дивизии.

В кампании 1940 г. германским армиям вовсе не удалось преодолеть все трудности, которыми чревата современная война, они просто с этими трудностями еще не встречались. Одними эффектами от них увернуться было нельзя, и это вскоре стало обнаруживаться.

Обнаружилось, прежде всего, что выигрыш отдельных операций, как бы эффектно он ни был подан, не означает победоносного конца войны. Ныне войны не заканчиваются, пока воюющие стороны не исчерпают всего могущества сил и средств, какими они располагают. Англия продолжает войну, опираясь на свой могущественный флот, получая все возрастающую помощь от США, спешно мобилизуя свои сухопутные силы и укрепляя авиацию. Уже с 1939 г. фашистская Германия вела подводную войну против Англии, но опыт 1917—1918 гг. говорил слишком красноречиво о безнадежности достигнуть решительного результата таким путем. В борьбе с Англией Гитлер все свои упования возложил на авиацию. В течение осени и зимы Лондон и другие центры Британских островов были подвергнуты бесчеловечным и варварским воздушным бомбардировкам. Но и этим путем «решение» достигнуто не было.

Воздушная война явилась формой жесточайшей войны на истощение. Англия ответила воздушными бомбардировками по об'ектам в Германии. На Ла-Манше возник особый, своеобразный фронт. Надежды на то, что германская авиация может изменить положение на море, не оправдались. Английская торпедная авиация, базирующаяся на авианосцы, оказалась более действительным средством в морской войне, чем немецкие бомбардировщики, имеющие лишь сухопутные базы.

Но эта затяжная война, в которой все шире ввязываются с обеих сторон мотомехсилы и авиация, в гораздо большей степени, чем в прошлой войне, оказывает свое истощающее действие. Для ведения ее требуется несравненно большее напряжение промышленности, огромные количества металла, нефти и т.д.

Война, ведущаяся на огромных пространствах, охватывающая все новые театры, требует все больше людских сил и материальных средств. Война стала мировой. Она перебросилась в Средиземное море, в Африку, она вспыхнула на Балканах. Союзница Германии — фашистская Италия — оказалась еще более слабой, чем Австро-Венгрия в прошлой войне. Она потерпела тяжелые поражения в Африке и в Албании. Так и не достигнув успеха в сражении за Англию, Гитлер, очертя голову, бросился на Балканы.

Югославия подверглась одновременному нападению со всех сторон: Германии, Италии, Венгрии, Румынии. Немецкая авиация и мотомехсилы одерживали дешевые победы над югославскими войсками. На Грецию одновременно наступали подавляющие по численности силы итальянской, германской армий. Исход борьбы был предрешен. Но все же в этой балканской кампании такая малая страна, как Греция, сумела оказать фашистским державам длительное сопротивление. В целом и эта внешне эффективная операция не дала решающего стратегического результата. Война продолжается.

Ныне Гитлер свершил самое гнусное из бесчисленных преступлений германского фашизма — вероломное нападение на нашу великую социалистическую страну.

Не вышло у него с «молниеносной» победой. Атаки фашистских полчищ разбиваются о несокрушимую мощь наших контрударов.

Красная армия преподнесет зазнавшемуся Гитлеру наглядный урок, что такое настоящая современная война. Легенда о «непобедимости» германской армии будет окончательно развеяна и выброшена в мусорную яму истории. // М.Галактионов.


**************************************************************************************************************************************************
Действующая армия. Фашистский бомбардировщик, сбитый N частью.


Фото В.Темина.
«Красная звезда», 2 июля 1941 года

«Красная звезда», 2 июля 1941 года


**************************************************************************************************************************************************
Балтийцы топят фашистские подлодки


28 июня эсминцы находились в море. На переходах сделали ряд учений. Все шло слаженно, четко. На Балтике умеют с честью поддерживать доблестные традиции лихой минной дивизии 1917 года, когда от залпов «Новикова» шли на дно и немецкие лодки и эсминцы.

В море показались подозрительные точки, бурунчики. Место пробомбили. Кругом нежная, сероголая гладь Балтики, родные небеса и воды, к которым вечная нежная любовь и привязанность.

На головном эсминце зоркое наблюдение. Шипит рассекаемая вода. Гудят жарким дыханием вентиляторы. Внезапное сотрясение корпуса. Задет параваном грунт? Нет! Эхолот показывает нормальные для данного места глубины. Значит задета подводная лодка противника. Мысль в мгновенье решает дело по¬-боевому. Взвился сигнал: «Лодка на весте». Эсминцы начинают маневр. Взвыла сирена. Еще несколько секунд. Заметили опять перископ — чуть след, бурунчик. Он уже внутри циркуляции эсминцев:

— Начать бомбометание...

Последовала серия глухих тяжелых подводных взрывов. Чередовались и малые и большие бомбы.

Черноватые выбросы воды, пена, пошли кольцом круги.

Лодка попробовала уйти. Взрывы настигали ее, опоясывали. Тут уже дело надо неумолимо доводить до конца, сцепляться намертво. Еще один эсминец пронесся над местом, где был замечен перископ. Ага, задело опять параваном. Пробомбил еще один эсминец, затем другой... Снова серия глухих тяжелых ударов, снова черноватые выбросы воды и пены...

— На поверхности желтые пятна.

Точно... Вытекали, как желчь и сукровица из подстреленного зверя, грязноватые желтые, типичные соляровые пятна. Не упускать, бить, бить и бить!

На поверхности моря шипела, пенилась масса белых малых пузырей по пятнам соляра. Минутами поверхность моря вздувалась, подымалась из глубины воздушная шапка. Лодка начинала захлебываться. Мало нам этого. Будем держаться крепко, бить до конца. Пробомбили снова «Добить собаку!»... Пробомбили еще раз. Метрах в пятнадцати от воздушного пузыря показался другой. Так! Обозначились, следовательно, и размер и направление корпуса лодки. Пузыри белели, как пена на губах бешеного.

Операцию провели по всем правилам.

На карте остро очиненным карандашом наносится еще одна немецкая подводная могила — четвертая за эти 2—3 дня. Балтика достаточно глубока и емка для немецких пришельцев. Еще одна их шайка отправилась на дно по примеру «псов¬-рыцарей», которые также пускали пузыри, идя на дно Чудского озера в 1242 году в Ледовом побоище. На старых местах своей Балтики и Прибалтики наш народ повторяет свои привычки: врагу по зубам справа и слева, потом мордой в землю его и в воду — глотай, собака, кушай и запивай! Встречать умеем.

Наши эсминцы можно поздравить с успехом. Бойцы и командиры с лодкой управились в хорошем балтийском стиле. И никакие трудности не ослабят ни на день эту работу. На то мы балтийцы. // Всеволод Вишневский.

________________________________________________
Бр. Тур: В карманах и ранцах || «Известия» №166, 16 июля 1941 года
Шестнадцать дней в тылу у врага* || «Известия» №171, 22 июля 1941 года
Н.Тихонов: Люди и автоматы || «Красная звезда» №178, 31 июля 1941 года
П.Павленко: Изверги и людоеды* || «Красная звезда» №158, 8 июля 1941 года
К.Симонов: Люди из фашистского тыла* || «Известия» №174, 25 июля 1941 года
И.Александров: Авантюристическая тактика фашистской пехоты* || «Красная звезда» №167, 18 июля 1941 года

Газета «Красная Звезда» №153 (4908), 2 июля 1941 года
Tags: 1941, Всеволод Вишневский, газета «Красная звезда», июль 1941, лето 1941
Subscribe

Posts from This Journal “лето 1941” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment