СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. — Оперативная сводка за 5 января (1 стр.). Подполковник И.Агибалов. — Бои в кварталах Будапешта (1 стр.). Летчик-испытатель П.Стефановский. — Заметки летчика-испытателя (2 стр.). Майор В.Туров. — Орудия сопровождения пехоты (2 стр.). Капитан В.Курбатов. — Большой путь (2 стр.). Вас.Гроссман. — Анюта, рассказ (3 стр.). Полковник С.Дурденевский. — Политработа при организации взаимодействия войск (3 стр.). Полковник П.Коломейцев. — Военный обзор. — Арденнский выступ (4 стр.). Военные действия в Западной Европе (4 стр.). Поездка Черчилля во Францию (4 стр.). Положение в Греции (4 стр.).
# Все статьи за 6 января 1945 года.
(Продолжение. Начало см. в №4 «Красной звезды»)
★
Принимая активное участие в усовершенствовании советского воздушного оружия, мы старались следовать ведущим принципам деятельности летчиков-испытателей. Надо сказать, что эта профессия требует от летчика прямоты и беспристрастия. Испытателю никогда нельзя кривить душой. Его мнение о машине должно быть правдивым, обоснованным, исчерпывающим. Только тогда проведенные испытания подскажут конструктору, чего именно недостает в его машине, что следует переделать. Летчик-испытатель обязан постоянно помнить, что в кабину испытанного самолета сядет рядовой пилот (иногда прямо со школьной скамьи), которому нужна машина простая, послушная, удобная. Следовательно, до того, как новый самолет попадет в руки рядового пилота, он должен быть доведен до совершенства. Задача конструктора и активно помогающего ему летчика-испытателя — добиться такого положения, чтобы машина, пущенная в серийное производство, не вызывала никаких опасений в полете.
Невольно вспоминается, как в свое время о Чкалове говорили, что он безжалостен к самолету и чрезмерно рискует во время испытания. По-моему, это не так. Да, Валерий Павлович, действительно, был безжалостен к машине в период ее «укрощения». Он не боялся нового самолета, потому что чувствовал каждое его движение. Не останавливаясь перед риском, он выжимал из машины всё, что она могла дать. Но зато после него в самолет без опаски садился любой малоопытный пилот. Когда требовалось, Чкалов был безжалостен к испытуемому самолету, а в другое время летал мягко, эластично.
Однажды мне пришлось вылететь вместе с Валерием Павловичем на отечественном двухмоторном бомбардировщике. Набрав высоту, Чкалов стал показывать пилотаж. Он произвел несколько виражей с поразившей меня точностью и плавностью, а потом так резко ввел самолет в пике, что я инстинктивно схватился за штурвал. Казалось, этим пике на тяжелом бомбардировщике Чкалов хотел сказать: «Смотри, что может делать самолет, не бойся его, будь смелее!». Он снова набрал высоту и передал мне управление.
Несколько позднее Чкалов в дружеском разговоре высказал мысль, которая определяла линию поведения летчика-испытателя. Мысль эта примерно сводилась к следующему: «Твой риск и умение нужны для того, чтобы обуздать машину. Пусть она беспрекословно выполняет волю летчика. Ведь после тебя в кабину сядет другой, менее опытный. Важно, чтоб он тоже мог летать свободно, без напряжения. Поэтому будь правдив с конструктором, всячески помогай ему в работе».
Дальнейшая практика наглядно убедила меня, что Валерий Павлович был безусловно прав. Мы заканчивали испытания одного истребителя. Самолет прошел всю намеченную программу полетов и показал высокие боевые качества. Оставалось испытать его на штопор. По сути дела, от этого полета зависела дальнейшая судьба машины. Надо сказать, что истребитель, как казалось некоторым, был предрасположен к срыву в плоский штопор. Это породило сомнения и у самого конструктора. Однако многие летчики-испытатели утверждали обратное. Ряд внешних признаков подсказывал нам, что машина должна вести себя нормально. Требовалось пойти на известный риск.
Я еще раз тщательно осмотрел самолет, и этот осмотр только укрепил во мне уверенность, что машина не должна входить в плоский штопор. Самолет был полностью подготовлен к последнему испытанию. Для удобства выпрыгивания с парашютом в бортах были сделаны специальные вырезы. Когда я садился в кабину, провожающие с трудом скрывали свою тревогу. Казалось, что они прощаются со мной.
Взлетел, набрал высоту. Осторожно ввел самолет в штопор. Земля закружилась перед глазами. После двух витков двинул педалями и ручкой управления. Истребитель послушно вышел из штопора. Тогда я увеличил высоту и стал производить дальнейшие опыты. С каждым разом количество витков возрастало. Пять! Шесть! Девять! Самолет вел себя нормально. Он без усилий выходил из обычного штопора и совсем не был склонен к плоскому.
Творческое содружество летчика-испытателя и конструктора помогает не только совершенствовать самолет, улучшать его отдельные детали, но также отыскивать новые конструктивные формы боевой машины и подбирать для нее соответствующий мотор. Часто такая идея рождается не за чертежным столом, а в воздухе. В свое время нашему коллективу летчиков пришлось испытывать модель многоместного высотного истребителя. Уже первые полеты показали, что машина не отвечает полностью тем требованиям, которые пред’являет современная авиационная техника к самолетам подобного класса. Но вместе с тем испытания подсказывали, что эта машина имеет определенные качества пикирующего бомбардировщика. Продумав свои наблюдения, мы поделились ими с конструктором. Вначале это его огорчило, но потом, трезво взвесив обстоятельства дела, он согласился с нами. Общими усилиями мы стали доводить машину до такого состояния, чтобы она свободно могла войти в класс пикирующих бомбардировщиков. Оставив в основном старую конструкцию, автор произвел кое-какие изменения. В итоге наша авиация получила хороший пикирующий бомбардировщик.
Процесс совершенствования воздушного оружия непрерывен. Было бы ошибочно думать, что однажды испытанный самолет уже окончательно готов для серийного производства. Модель нового самолета размножается в некотором количестве экземпляров и может участвовать в боях. Но наряду с этим испытания продолжаются, производятся различные изменения и улучшения. В этой, как бы вторичной, работе над самолетом особенно важно сохранять полный контакт и взаимопонимание между летчиком-испытателем и конструктором. Ясно, что тут неизбежны споры и дискуссии. Однако в конце концов обе стороны приходят к единой правильной мысли. Надо отметить, что наши советские конструкторы всегда внимательно прислушиваются к голосу летчиков.
Чтобы наглядно показать, как иногда проходит наша совместная работа, я приведу один любопытный эпизод. Испытывался дальний бомбардировщик. В начальном варианте этот самолет был оснащен стабилизатором, управляемым с помощью электромотора, и был тяжеловат в управлении. Самым серьезным недостатком была в нем вибрация хвоста из-за дефектов в конструкции хвостового оперения. В таком состоянии машину нельзя было вручить рядовому летчику. Повидимому, нужно было изменить конструкцию хвостового оперения.
С рядом доводов летчиков-испытателей конструкторы согласились, но от переделки хвостового оперения воздержались, так как по их расчетам вибрация была исключена. Тогда мы предложили одному из них участвовать в очередном испытательном полете и договорились, что он будет находиться в хвостовой части фюзеляжа. В случае сильной вибрации хвоста он должен был подать сигнал о прекращении полета. Для внутренней сигнализации была протянута обыкновенная веревка от хвоста до пилотской кабины.
После взлета и набора небольшой высоты летчик убрал газ у двух моторов. Так обычно поступают, если два крайних мотора выходят из строя. Это была самая безобидная эволюция, но хвостовая часть самолета тотчас же начала вибрировать. Спустя несколько секунд последовал энергичный рывок веревки.
— Домой! — крикнул конструктор, показывая на землю. Сойдя с корабля и еще раз осмотрев вместе с экипажем хвостовое оперение, он подтвердил, что его следует переделать.
Процесс испытаний того или иного самолета заканчивается всесторонним и подробным заключением летчика, возглавлявшего облет новой машины. На нашем языке это означает — дать паспорт самолету. Дать паспорт на жизнь боевого самолета — не простая вещь. Тут как бы подводится итог творческой работы большого коллектива авиаторов. Уж если паспорт самолету дан, — так машина должна отвечать всем требованиям, какие к ней пред’являет боевой опыт.
★
Сражения в воздухе развертывались всё шире и шире. На оснащение действующих частей стало поступать всё больше машин, и наш самолетный парк менялся буквально на глазах.
В той или иной степени принимая участие в дальнейшем развитии советской авиации, наш коллектив попрежнему старался вынести свою деятельность за пределы летно-испытательной станции. Полевые площадки действующих частей. очаги воздушных боев — вот где мы черпали идеи совершенствования воздушного оружия, проверяли его новые образцы. Многим летчикам-испытателям пришлось провести большую работу в войсках, где они, с одной стороны, помогали воздушным бойцам осваивать новую материальную часть, а с другой — перенимали у них нужный для испытательной работы опыт борьбы в воздухе.
Одной из дальнейших проблем роста нашей авиационной техники было разрешение ряда вопросов, связанных с вооружением и живучестью самолетов. Маневр и огонь в воздушном бою неотделимы. Машину можно считать хорошей в полном смысле этого слова только тогда, когда ее высокие летные качества и мощный, надежный мотор сочетаются с безотказным, сильным вооружением. В то же время по своим конструктивным особенностям она должна быть малоуязвимой и живучей.
Личные наблюдения, беседы с летчиками-фронтовиками, осмотр вражеских самолетов — всё это показывало авиационным конструкторам необходимость увеличения калибра авиационного оружия. Достигая высокой скорострельности, наши конструкторы должны были смелее увеличивать калибр пулеметов, шире распространять авиационные пушки. Одновременно был поднят вопрос о повышении живучести самолетов.
Вскоре на ряде наших боевых машин было установлено вооружение крупного калибра, пробивная способность которого сразу же получила высокую оценку на фронте. Массовое появление на истребителях пушек конструкции Героя Социалистического Труда Шпитального и Владимирова, крупнокалиберных пулеметов системы Березина позволило нашим летчикам увеличивать счет воздушных побед. Огонь этих пушек и пулеметов пробивал броню немецких самолетов и протектировку их бензобаков. Не менее отличное вооружение приобрел и штурмовик «Ильюшин-2». На нем были установлены пушки Волкова-Ярцева, обладавшие большой пробивной способностью. Имея кроме них скорострельные пулеметы, летчик-штурмовик получил возможность координировать свой огонь в зависимости от атакуемой цели. Вслед за тем ряд наших самолетов был оснащен новыми мощными пушками конструкции Нудельмана и Суранова. Более надежное средство самозащиты получили и самолеты-бомбардировщики. Надо сказать, что в успешном разрешении проблемы вооружения сыграло роль единство мыслей конструкторов и летчиков, творчески нашедших и самые средства поражения врага — снаряды и пули различных назначений.
Проблема живучести тоже нашла свое должное разрешение. Не утяжеляя веса самолетов, конструкторы ввели ряд дополнительных противопожарных приспособлений в бензосистеме. Как только усовершенствованные самолеты были введены в бой, мне пришлось встретить на одном из полевых аэродромов знакомого летчика, возвратившегося с задания. В бою с немцами его самолет получил весьма серьезные повреждения. Выбравшись из кабины, летчик воскликнул:
— Не понимаю, как уцелела машина!
Действительно, было чему удивляться. Самолет во многих местах был пробит пулями и снарядами. В бензобаке — самом опасном месте — мы нашли несколько сквозных прострелов. Пожар на самолете не возник только потому, что на нем имелось специальное противопожарное оборудование. Присутствовавшие здесь молодые летчики в один голос сказали:
— Замечательно придумано!
В дальнейшем ходе войны воздушная тактика всё время изменялась. Боевая активность наших летчиков росла день ото дня, и врагу пришлось приспособляться к их приемам и способам борьбы. В этом процессе большую роль сыграл тот факт, что наши летчики получали на вооружение всё более совершенную технику. Рост авиационной техники наблюдался не только по классу истребителей. Всячески улучшались и другие боевые самолеты.
В свое время немцы сформировали специальные группы истребителей для борьбы с нашими штурмовиками. Это были преимущественно «ME-109» с усиленным вооружением. Летный состав таких групп специально отбирался, и его обучали полетам на малых высотах. Таким образом, для «Ильюшиных-2» создалась известная угроза. Однако советский штурмовик непрерывно совершенствовался. Появился двухместный «Ильюшин-2». Вторая кабина позволила ввести стрелка в экипаж самолета и установить дополнительную огневую точку для обстрела задней полусферы. Новая модель советского штурмовика дала в бою отличные результаты. Самолет стал еще более грозным для врага.
Говоря о самолете и вооружении, было бы глубоко ошибочным забыть мотор, который по сути дела дает машине жизнь и выдвигает перспективы ее дальнейшего совершенствования. Когда мы говорим о каком-либо самолете, мы всегда имеем в виду нечто единое целое: самый планер, мотор, вооружение и всю аппаратуру. Создание мотора является сложнейшей проблемой. Летные и боевые качества самолета находятся в прямой зависимости от мощности мотора — сердца машины. //Летчик-испытатель П.Стефановский.
# (Окончание следует)
****************************************
РАСЧЕТ КАВАЛЕРОВ ОРДЕНА СЛАВЫ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 января. (Спецкорр. ТАСС). На орудийный расчет сержанта Красникова двинулась в контратаку большая группа фашистов, поддерживаемая самоходным орудием.
Расчет Красникова открыл огонь прямой наводкой. Несколькими снарядами «Фердинанд» был подбит. Но вражеская пехота продолжала двигаться.
Тогда артиллеристы перенесли огонь на нее. Бойцы посылали снаряды точно в цель — в гущу гитлеровцев. Несколько десятков немецких трупов остались лежать перед огневой позицией расчета.
Но вот израсходованы все снаряды. Бойцы взяли винтовки, автоматы, гранаты и под командованием сержанта Красникова вступили с фашистами в рукопашную схватку, истребила 60 гитлеровцев и нескольких захватили в плен.
За этот подвиг весь расчет — командир орудия сержант Красников, наводчик Гришин, замковый Кажахмед Казыбаев, установщик Якимов, ящичный Расходчиков — награждены орденами Славы 3-й степени.
☆ ☆ ☆
06.01.45: П.Cинцов: Бои в Будапеште || «Правда» №5, 6 января 1945 года
06.01.45: М.Зощенко: Два письма || «Известия» №5, 6 января 1945 года
05.01.45: С.Португалов: Лечение пенициллином в Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
05.01.45: М.Макухин: Цифры и факты, взывающие к мести врагу ("Красная звезда", СССР)
05.01.45: П.Стефановский: Заметки летчика-испытателя ("Красная звезда", СССР)
04.01.45: В берлоге немецкого зверя ("Красная звезда", СССР)
04.01.45: Славный подвиг уральцев в Отечественной войне ("Правда", СССР)
03.01.45: За полный разгром врага! ("Красная звезда", СССР)
03.01.45: А.Ерусалимский: Международный обзор ("Красная звезда", СССР)
03.01.45: О.Берггольц, Г.Макогоненко: Ленинград–Севастополь ("Известия", СССР)
02.01.45: К новым победам! || «Правда» №2, 2 января 1945 года
02.01.45: В.C.: Новогодний вой в гитлеровской берлоге ("Правда", СССР)
01.01.45: И.Эренбург: Куранты века ("Красная звезда", СССР)
01.01.45: И.Эренбург: Глаза Золушки || «Комсомольская правда» №1, 1 января 1945 года
01.01.45: Е.Кригер: Старый солдат || «Известия» №1, 1 января 1945 года
01.01.45: Вс.Вишневский: Привет 1945-му – году Победы! || Совинформбюро
Декабрь 1944 года:
31.12.44: Год исторических побед ("Правда", СССР)
31.12.44: Д.Заславский: 1944 год || «Правда» №314, 31 декабря 1944 года
30.12.44: К.Симонов: Свеча || «Красная звезда» №308, 30 декабря 1944 года
30.12.44: Э.Бурджалов: Великая заслуга советского народа ("Красная звезда", СССР)
29.12.44: В.Шепелев: В школе собаководства ("Красная звезда", СССР)
28.12.44: Лагерь смерти в Эльзасе ("Правда", СССР)
28.12.44: Б.Полевой: Школа бывалых || «Правда» №311, 28 декабря 1944 года
27.12.44: И.Эрбург: Девятый форт ("Красная звезда", СССР)
26.12.44: Истребители в наступлении ("Красная звезда", СССР)
25.12.44: Д.Бедный: «Танец смерти» || «Правда» №309, 25 декабря 1944 года
25.12.44: Б.Полевой: Побратимы || «Правда» №309, 25 декабря 1944 года
23.12.44: Мщение и смерть гитлеровским мерзавцам! ("Красная звезда", СССР)
23.12.44: О злодеяниях немцев на территории Львовской области ("Красная звезда", СССР)
23.12.44: Мщенье и смерть палачам Львова! || «Известия» №302, 23 декабря 1944 года
23.12.44: Немецко-фашистским извергам не скрыть своих злодеяний! ("Правда", СССР)
23.12.44: А.Трайнин: Поджигатели || «Известия» №302, 23 декабря 1944 года
21.12.44: Советский воин || «Правда» №305, 21 декабря 1944 года
21.12.44: Б.Полевой: Мария || «Правда» №305, 21 декабря 1944 года
20.12.44: Красное Знамя ("Красная звезда", СССР)
20.12.44: Немецко-фашистские зверства в Литве ("Правда", СССР)
20.12.44: К.Симонов: Белградские рассказы. 2. Ночь над Белградом ("Правда", СССР)
19.12.44: Советско-французский союз ("Красная звезда", СССР)
18.12.44: К.Симонов: Белградские рассказы: 1. Старшина Ерещенко ("Правда", СССР)
17.12.44: С.Галаджев: Воспитание ненависти ("Красная звезда", СССР)
17.12.44: И.Эренбург: Помнить! || «Правда» №302, 17 декабря 1944 года
17.12.44: Е.Кригер: Снова в строю || «Известия» №297, 17 декабря 1944 года
16.12.44: К.Симонов: Орден Ленина || «Красная звезда» №296, 16 декабря 1944 года
16.12.44: В.Коротеев: Немцы зверски пытали советских воинов ("Красная звезда", СССР)
15.12.44: Г.Байдуков: Великий летчик нашего времени ("Красная звезда", СССР)
15.12.44: Взаимодействие танков с пехотой при прорыве обороны ("Красная звезда", СССР)
14.12.44: Слово Великому Сталину ("Красная звезда", СССР)
14.12.44: Слово великому Сталину от украинского народа ("Правда", СССР)
13.12.44: Л.Славин: Из немецкой неволи ("Известия", СССР)
13.12.44: Механик-водитель танка Василий Лаврентьев ("Красная звезда", СССР)
12.12.44: Источник военного мастерства Красной Армии ("Известия", СССР)
12.12.44: Жанель, Аммарже: Мы летаем на «Яках» ("Известия", СССР)
12.12.44: 12 декабря 1944 года || «Вечерняя Москва» №292, 12 декабря 1944 года
11.12.44: И.Золин: «Охотники» за подводными лодками ("Правда", СССР)
10.12.44: А.Марсель: Наши воздушные бои на советско–германском фронте ("Красная звезда", СССР)
09.12.44: К.Тараданкин: В Пруссии || «Известия» №290, 9 декабря 1944 года
09.12.44: Т.Тэсс: Конец одиночества || «Известия» №290, 9 декабря 1944 года
08.12.44: Забота государства о женщине-матери ("Известия", СССР)
07.12.44: Н.Тихонов: Патриотизм советского народа ("Правда", СССР)
07.12.44: Слава героям обороны Советского Заполярья! ("Красная звезда", СССР)
06.12.44: Героическая оборона Советского Заполярья ("Правда", СССР)
06.12.44: Б.Павлов: Герои Советского Заполярья || «Правда» №292, 6 декабря 1944 года
06.12.44: 6 декабря 1944 года || «Вечерняя Москва» №287, 6 декабря 1944 года
Газета «Красная Звезда» №5 (5993), 6 января 1945 года