Коммунисты и комсомольцы — политбойцы Красной армии! Показывайте пример беззаветной храбрости и стойкости в бою, терпенья, выносливости ко всем трудностям и лишениям боевой обстановки!
# Все статьи за 2 августа 1941 года.
В бою уничтожено 300 фашистских танков
Советское Информбюро не раз сообщало, что на том или ином участке фронта войска Красной армии уничтожили большое количество вражеских танков. В скупых строках этих сообщений отражались результаты весьма поучительных операций, проведенных нашими войсками. Рассмотрим одну из них, в ходе которой ярко проявилась несостоятельность авантюристических методов фашистской тактики.
Мощная колонна в триста танков бешено неслась вперед, не оглядываясь на свои тылы, не считаясь с группировками советских войск, остававшимися вправо и влево. Высокий темп продвижения исключал возможность тщательной разведки на флангах. Очевидно, фашисты рассчитывали, что прорыв бронированной группы приведет в трепет советские войска, и те сами начнут откатываться назад. Но получилось иначе. Наше командование, трезво оценив обстановку, использовало слабые стороны вражеской тактики и приняло ряд энергичных мер. В итоге уже через сутки изолированная танковая колонна была уничтожена полностью, до последней машины.
Как это произошло?
N стрелковая дивизия отходила под давлением превосходящих сил врага. Оторвавшись от него, части заняли оборону на широком фронте. Рельеф местности способствовал скрытому расположению обороняющихся от воздушного и наземного наблюдения. Вероятные пути движения вражеских танковых колонн были под контролем. Командир дивизии выслал вперед разведывательный батальон, приказав вести непрерывную разведку, особенно вдоль дорог. Открытые фланги прикрывались артиллерийскими средствами дивизий.
К вечеру разведка донесла о появлении большой колонны фашистских танков. Колонна двигалась к местечку Р. по дороге, что шла мимо левого фланга дивизии. Она, видимо, стремилась прорваться в наш тыл.
Командир дивизии хорошо изучил излюбленный прием фашистов: вклиниваться массами танков в тыл обороняющихся, двигаясь преимущественно по дорогам. К тому же он знал по данным авиаразведки, что вражеская колонна уже совершила большой пробег и следовательно не сможет пройти очень далеко. Он принял смелое решение: пропустить колонну в тыл, окружить ее и внезапным ударом уничтожить.
Чтобы отвлечь внимание врага от обороняемого участка, был выделен отряд мотопехоты, усиленный полковой и противотанковой артиллерией. Используя районы, малодоступные для танков, отряд должен был создавать видимость сопротивления и беспокоить прорывающуюся колонну, но не вступать с нею в затяжной бой. Танковым подразделениям дивизии надлежало перехватить дороги после прохода колонны, чтобы отрезать ей пути к отступлению.
Было ясно, что немецкие танки должны вскоре остановиться на ночлег и для заправки горючим. Оставалось определить, где же именно они остановятся. Восточнее местечка Р., как раз на дороге имелся небольшой лес. Очевидно, немцы расположатся здесь, поскольку в поле они должны больше опасаться налетов нашей авиации.
Основываясь на этих соображениях, командир дивизии решил под покровом темноты заблаговременно подбросить ближе к лесу легкую артиллерию. Артиллерийские командиры с наступлением сумерек организовали тщательную разведку местности, особенно обращая внимание на выбор путей для передвижения материальной части. По всему предполагаемому пути танковой колонны были выставлены наблюдатели, что позволяло контролировать действия неприятеля. Если бы он вдруг изменил маршрут, то немедленно были бы внесены соответствующие изменения в намеченный план действий.
Все получилось так, как предполагал командир дивизии. Фашисты, встретившие на своем пути лишь умышленно ослабленное сопротивление отряда, яростно рвались вперед. За всеми их действиями неослабно следили разведчики, скрываясь в оврагах и кустарниках. Было установлено, что танки свернули с дороги и втянулись в лес, где рассредоточились на малых интервалах.
Легкая и противотанковая артиллерия тут же получила задачу — скрытно подойти к лесу, окружить скопление вражеских танков и на рассвете открыть по ним ураганный огонь. В помощь артиллеристам были выделены стрелковые батальоны с заранее подготовленными группами истребителей танков.
Ночь была короткая, что потребовало большого напряжения от артиллеристов. Но каждый из них работал с предельной быстротой и четкостью. Чтобы избежать шума при движении, выбрали пути с мягким грунтом, заранее расчистили их, детально осмотрели материальную часть и средства тяги. Орудия перевозились конной тягой, а кое-где и на руках. Огневые позиции большей части артиллерии были выбраны с расчетом на стрельбу прямой наводкой. Занимали их не сразу, чтобы враг не обнаружил движения, а постепенно подтягивали к ним орудия и боеприпасы. Гаубичные батареи были расставлены с расчетом на массированный огонь.
С рассветом по общему сигналу вся артиллерия одновременно вступила в бой. Орудийные расчеты легких систем, стреляя прямой наводкой, первыми же снарядами стали уничтожать вражеские танки. Многие машины загорелись. Застигнутые врасплох фашистские экипажи пытались было отстреливаться, но быстро умолкали под метким огнем наших артиллеристов.
Для фашистов создалось исключительно трудное положение. Мощный удар артиллерии был внезапным, и они не успели принять боевой порядок. Позже это уже невозможно было сделать, так как подбитые машины загораживали выходы из леса. К тому же недостаток горючего у большинства танков лишал их маневренности. Стрельба из танков, расположенных в лесу и не принявших боевого порядка, не могла быть эффективной.
Мощный сосредоточенный огонь тяжелых гаубиц завершил разгром вражеского скопления. Лишь отдельные танки попробовали вырваться из кольца смерти и проскочить вдоль дороги. Но здесь их ждали истребительные группы. Ни одной фашистской машине не удалось уйти от гибели. Все 300 танков были уничтожены.
Эта крупная победа, одержанная бойцами и командирами N стрелковой дивизии над соединением фашистских танков, замечательна тем, что основная масса сил и средств дивизии совсем не вводилась в бой. Уничтожала вражеские машины, главным образом, артиллерия во взаимодействии с несколькими батальонами пехоты.
Подводя итоги этой операции, следует отметить отличную организацию и ведение разведки в дивизии. Только это позволило командиру дивизии своевременно обнаружить движение вражеской колонны, быть все время в курсе ее действий, уточнить ее расположение в лесу. В условиях маневренной войны такие сведения о враге имеют огромное влияние на исход боя.
Полностью оправдал себя замысел командира дивизии, который правильно учел намерения врага и состояние его танковой колонны, заставил фашистов принять бой в явно невыгодной для них обстановке.
Эта замечательная операция воочию показала, что авантюристическая тактика фашистских механизированных войск неминуемо терпит крах, если наталкивается на умело организованный контрудар активной обороны наших войск. // Полковник Б.Андреев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (По телефону).
****************************************
Разгром 253-й немецкой пехотной дивизии
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 августа. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Четверо суток не прекращались ожесточенные бои у города В. Фашисты подтянули сюда огромные резервы, стремясь во что бы то ни стало сломить упорство наших бойцов. С рассветом над расположением красноармейских частей появились эскадрильи вражеских бомбардировщиков. Однако все попытки врага окончились для него провалом.
Враг всеми силами старался вклиниться в расположение советских войск, прорваться вперед, но каждая его атака неизменно отбивалась с большими для него потерями. Наши бойцы неоднократно шли в смелые контратаки. Сближаясь с неприятелем в рукопашной схватке, красноармейцы лишили немцев возможности применить свою артиллерию. Фашисты не решались открывать огонь из орудий, опасаясь поражения собственных войск.
Вчера бойцы командира Яковлева четыре раза ходили в контратаки, нанося немцам громадные потери. На плечах неприятеля они ворвались в его расположение, форсировали реку и закрепились на новом рубеже.
К концу дня наши войска разгромили значительную часть 253-й германской пехотной дивизии. Все поле боя усеяно трупами фашистских солдат и офицеров — их насчитали 2.250. Захвачено много пленных.
Взяты богатые трофеи. Среди них: 24 орудия, 29 минометов, 47 грузовых автомашин, 19 мотоциклов, 55 ручных пулеметов, 8 тяжелых пулеметов, огромное количество винтовок. Захвачено также 5 легковых машин, в том числе две штабные с оперативными документами, полковая касса, весь обоз дивизии и прочее военное снаряжение. // З.Хирен, Я.Милецкий.
☆☆☆
Гибель двух немецких полков
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 августа. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Немцы намеревались прорвать фронт N стрелкового соединения и окружить его. С этой целью они сосредоточили крупные силы в районе местечка П. Нашей разведке удалось своевременно обнаружить скопления вражеских войск, и замысел фашистского командования был разгадан.
Решено было стремительным ударом предупредить действия врага и заставить его принять бой в невыгодных для него условиях. N стрелковый полк, усиленный артиллерией, совершил ночью обходный маневр и неожиданно напал на немцев. Остальные части соединения получили задачу отрезать врагу пути отхода.
Завязался ожесточенный бой. Застигнутые врасплох фашистские части пробовали сопротивляться, но безуспешно. Неудержим был натиск советских войск. В этом бою целиком разгромлены 111-й мотополк германской армии и зенитный дивизион 16-й танковой дивизии. Нашим войскам достались богатые трофеи. Захвачено свыше 400 немецких автомашин, 300 мотоциклов, два танка, два броневика, 25 орудий, 8 минометов, десятки тысяч патронов и снарядов.
Столь же успешными были действия соединения, которым командует тов. Ткаченко. Части этого соединения, умело маневрируя, затянули в мешок другой немецкий полк. Внезапный удар последовал с такого направления, откуда враг меньше всего ожидал опасности.
В результате короткого столкновения фашистский полк был разбит наголову. На поле боя осталось до 500 трупов немецких солдат и офицеров. Захвачены пленные. В руки красноармейцев попали шесть танков, две бронемашины, девять пушек, восемь пулеметов, восемь транспортных машин со снарядами, 18 автомобилей, 50 велосипедов и другое военное имущество.
Части нашего соединения имели в этом бою совсем незначительные потери: 35 раненых и один убитый. ЮГО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
________________________________________
Э.Виленский: На поле боя ("Известия", СССР)
Р.Кармен: Бой продолжается* ("Известия", СССР)
П.Опякин: Чему нас учит опыт боев ("Красная звезда", СССР)
В.Симоненко: Как мы окружили и уничтожили врага* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №180 (4935), 2 августа 1941 года