Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

На подступах к воздушным рубежам Москвы

«Красная звезда», 3 августа 1941 года, смерть немецким оккупантамП.Стефановский || «Красная звезда» №181, 3 августа 1941 года

Слава героям отечественной войны — отважным и бесстрашным бойцам, командирам, комиссарам и политработникам частей, удостоенным высокой правительственной награды. Бойцы Красной армии, Родина зовет вас на новые подвиги. Крепче удар по врагу!



# Все статьи за 3 августа 1941 года.



Заметки о тактических приемах фашистской бомбардировочной авиации

«Красная звезда», 3 августа 1941 года

Летчики, несущие вахту на подступах к воздушным рубежам столицы, знают: враг ни днем, ни ночью не прекращает своих попыток произвести налет на Москву. Используя туман, предутреннюю дымку, ненастье, фашисты стараются проникнуть к столице. В том случае, когда им не удается сбросить бомбы, они производят воздушную разведку.

Судя по всему, враг стремится определить силу и возможности нашей обороны. Добивается он этого упорно, лихорадочно меняя свою тактику и бросаясь от одного приема к другому.

Отметая случайное, попытаемся выявить главнейшие приемы, характеризующие действия врага по бомбардировке Москвы.

Налетам бомбардировочной авиации неприятеля всегда предшествуют операции разведчиков. Разведывательные машины стараются проникнуть в наши глубокие тылы, сфотографировать военные об'екты, разведать движение основных сил, определить действующие аэродромы и количество самолетов на них. Так, например, в дни, предшествующие первому налету на Москву, разведывательные самолеты врага делали отчаянные попытки пробиться к столице, но каждый раз достойно встречались нашими истребителями и уходили назад.

Немцы знают силу нашей обороны, и в своих операциях на подступах в Москве действуют наредкость осторожно. Маршрутная карта штурмана сбитого нами разведывательного самолета показывает, что прежде чем попасть в Москву, фашистские летчики проделали извилистый путь.

В своих операциях над Францией и Грецией немецкие разведчики помимо выполнения основных обязанностей имели еще дополнительные функции бомбардировщика и с этой целью брали в каждый полет известный запас бомб. На подходах к Москве немцы более осторожны. Разведчики идут к Москве налегке, чтобы при необходимости можно было быстро уйти от наших истребителей. Вооруженные новейшим стрелковым оружием, они запасу бомб предпочитают достаточно солидный запас огневых средств для своих пулеметов.

Для налета на Москву немцы используют главным образом свои бомбардировщики «Ю-88» и «Хейнкель-111». Обе эти машины были введены немцами в строй три года тому назад. Несмотря на то, что они неоднократно модернизировались, данные их устарели. Скорость немецко-фашистских самолетов значительно ниже скорости основных типов тяжелых машин, известных современной авиации. Совершенно неудовлетворительна высотность бомбардировщиков врага. Теоретически максимальный потолок самолетов «Ю-88» и «Хейнкель-111» не превышает 7.000 метров, практически – значительно ниже. Так, например, при бомбовой нагрузке эти самолеты не забираются выше 4.000–5.000 метров. Свои совершенно неудовлетворительные высотные данные германские бомбардировщики обнаружили и при налетах на Москву.

В первые налеты на Москву командование гитлеровской авиации послало наиболее квалифицированные летные кадры. Весь экипаж сбитого нами в первую ночь самолета «Хейнкель-111» был награжден орденами «Железного креста». Командир экипажа полковник германской авиации имел два ордена «Железного креста», причем даты выдачи орденов свидетельствуют, что летчик был матерым воздушным волком и участвовал в крупнейших операциях войны. Сбитый нами вслед за этим фашистский бомбардировщик пилотировался не менее квалифицированным летчиком, но в составе экипажа мы уже встретили молодого пилота, недавно окончившего школу. Потеряв на подступах к Москве несколько заслуженных летчиков, немцы, очевидно, решили натаскивать на этом деле молодежь. Однако опыт экипажа сбитой вражеской машины свидетельствует: для учебных целей полеты на Москву явно непригодны.

В Москву, как правило, прорываются одиночные самолеты. По имеющимся у нас сведениям, эти машины пилотируются людьми, составляющими ударную силу авиации врага, фанатиками, идущими напролом, часто с сознанием своей неминуемой гибели. В надежде, что этакий головорез сумеет проложить дорогу всей вражеской стае, ему поручается пилотирование ведущего самолета. Часто в круг обязанностей ведущего входят функции «осветителя», снабженного зажигательными бомбами и осветительными ракетами на парашютах. Несколько раз я наблюдал, как, ворвавшись в пределы Москвы, такой самолет прокладывал из осветительных ракет своеобразную световую указку к цели и, развернувшись, начинал метаться над столицей в поисках своей «армады». Увы, «армада» просто предпочла сбросить бомбы на подступах к Москве, поручив заботу о судьбе своего ведущего... нашим зенитчикам.

В том случае, если небо покрыто облаками, самолеты предпочитают итти к Москве вне видимости земли и лишь при сбрасывании бомб выходят в так называемые «окна» в облаках. С некоторого времени мы стараемся держать ближе к таким «окнам» своих воздушных часовых. Как раз при попытке вломиться в «окно» уложил фашистского полковника капитан Титенков. С тех пор немцы поняли, что лазить в наши «окна», даже находящиеся в поднебесье, становится все опасней.

Пытаясь обмануть бдительность нашей обороны, неприятель в отдельных случаях намеревался атаковать столицу в дневное время. Так, 25 июля вражеские летчики пытались осуществить звездный налет на Москву. Налет был предпринят к концу дня. Машины, шедшие с разных направлений к столице, держались различных высот. Эта уловка врагу не удалась. В воздушной схватке на подходах к столице мы сбили в этот день несколько неприятельских самолетов. Подойдя в Москве на расстояние 20—30 километров и получив соответствующий контрудар, немцы бежали беспорядочной стаей.

Начав налеты на Москву, германское командование, конечно, отлично понимало, что война не достигла для него той фазы, когда можно предпринять ощутительный удар по советской столице. Для того, чтобы осуществить в современной ситуации налет на Москву, немцам надо было снять самолеты, приданные действующей армии. В этой связи возникает вопрос: почему же попытка атаковать Москву с воздуха была все-таки предпринята? Хроника событий войны показывает, что налеты немецко-фашистских бомбардировщиков на нашу столицу начались в момент, когда со всей ясностью обозначился крах германских планов молниеносного разгрома вооруженных сил советской страны. Чтобы как-то компенсировать в глазах своего народа, и в первую очередь, конечно, армии, провал своих планов по уничтожению советской армии, гитлеровское командование сделало отчаянный шаг: достичь Москвы. Нужда в такой авантюре для немцев была тем более велика, что в ночь с 21 на 22 июля исполнялся ровно месяц со дня начала рокового для Гитлера похода против СССР. Поход гитлеровских воздушных сил на Москву окончится для него таким же крахом, как и поход сил наземных.

Гитлеровским молодчикам не понять, что говорит сердцу русского Москва. С древнейших времен Москва олицетворяла собой единство нашего народа, борющегося против иноземного ига. В сегодняшнюю суровую годину, как прежде, наш народ поставил у ворот Москвы лучших своих сынов. В их руках надежная современная техника. Сталинские крылатые богатыри будут отражать атаки врага на Москву с упорством и ожесточением, достойным своего народа. // Подполковник П.Стефановский.


Налет немецких самолетов на Москву в ночь с 2 на 3 августа

В ночь с 2 на 3 августа несколько эшелонов немецких самолетов пытались совершить налет на Москву. В город на большой высоте прорвалось несколько одиночных самолетов. Остальные были рассеяны огнем наших зенитных батарей и ночными истребителями и к Москве не допущены. Несколько возникших небольших пожаров жилых зданий были быстро потушены. Военные об'екты не пострадали.


**************************************************************************************************************************************************
Те, кого наградила Родина


ЛИХИЕ КАВАЛЕРИЙСКИЕ ПОЛКИ

N кавалерийская дивизия с первого дня войны ведет непрерывные ожесточенные бои против румыно-немецких бандитов. За это время она успешно отразила десятки атак превосходящих по численности вражеских войск, нанесла неприятелю большие потери.

Только в последних боях дивизия полностью разгромила несколько крупных вражеских частей. Особенно отличились в этих боях за родину 72 и 108 кавалерийские полки и 12 отдельный конно-артиллерийский дивизион. Они целиком уничтожили 1, 6, 8 и 9 пехотные полки врага.

72 и 108 кавалерийские полки и 12 отдельный конно-артиллерийский дивизион награждены орденом Красного Знамени.


СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Патрулируя над аэродромом, старший лейтенант Иванов заметил подкрадывавшихся из-за облаков фашистских истребителей. Он помчался наперерез им и уже через полминуты осыпал одного из них градом пуль. Попытка стервятников незаметно подойти к аэродрому сорвалась.

На исходе дня Иванов услышал знакомое слово: «Воздух!» Секунда, и вот уже его краснозвездный ястребок взмыл в воздух. Четвертый воздушный бой! Старший лейтенант заходит вражескому самолету в лоб. Тот не выдерживает и отваливает в сторону. Иванов преследует его.

Расстреляв все патроны, Иванов принял смелое решение: таранить врага. Твердой рукой он направил свой истребитель во вражеский самолет и уничтожил его. Верный сын родины, старший лейтенант Иванов погиб смертью храбрых.

Старшему лейтенанту Иванову присвоено звание Героя Советского Союза.


НАВОДЧИК КОЛЬЧАК

Двигаясь к пункту N, чтобы занять новые позиции, артиллерийская часть подверглась атаке вражеских танков. Артиллеристы быстро развернулись и открыли по фашистам губительный огонь.

Особенно храбро вел себя наводчик орудия красноармеец Кольчак. Хладнокровный, уверенный в себе и в своем орудии, он подпускал танки на 150 метров, а затем в упор расстреливал их. За несколько минут мужественный наводчик уничтожил 4 фашистских танка.

Красноармейцу Кольчаку присвоено звание Героя Советского Союза.


ПОДВИГ ГЕРОЯ

Командир звена младший лейтенант Дмитрий Зайцев вел воздушный бой с фашистским самолетом. Как ни изощрялся враг, как ни старался укрыться в облаках, Зайцев неизменно настигал его и обдавал струей свинца.

Но сложилось так, что летчик расстрелял все патроны, а вражеский самолет, хотя и получил серьезные повреждения, еще мог «дотянуть» до своего аэродрома.

«Ну, нет, не уйдешь», — подумал Зайцев. И в ту же секунду он нагнал самолет с фашистской свастикой, вплотную подошел к нему и пропеллером отсек хвост. Вражеская машина разлетелась на куски.

Протаранив фашистский самолет, летчик Дмитрий Александрович Зайцев благополучно приземлился на своей территории.

Младшему лейтенанту Зайцеву присвоено звание Героя Советского Союза.


ГРОЗА ФАШИСТОВ

Командир эскадрильи капитан Сдобнов после успешной бомбардировки вражеского об'екта во главе группы самолетов возвращался на свой аэродром. Неожиданно он и его товарищи были атакованы фашистскими истребителями.

Искусно маневрируя, Сдобнов ускользал от вражеского огня, а сам давал возможность своему стрелку поливать стервятников градом пуль. Ведущего истребителя подпустил поближе, и тот, пораженный очередью из пулемета, загорелся и рухнул на землю.

Сдобнов уничтожил четыре вражеских самолета и дважды спасал от гибели экипажи других самолетов.

Награжденный ранее орденом Красного Знамени, капитан Сдобнов удостоен сейчас высокого звания Героя Советского Союза.

____________________________________________________________
С.Худяков: Фронтовая авиация под Москвой* || «Красная звезда» №292, 12 декабря 1941 года
М.Сувинский: Разговор с немецкими пленными летчиками* || «Известия» №156, 4 июля 1941 года
П.Ролин: Первые итоги боев с фашистской авиацией || «Красная звезда» №163, 13 июля 1941 года
М.Громадин: Провал налетов фашистской авиации на Москву* || «Красная звезда» №172, 24 июля 1941 года
Д.Грендаль: Потери гитлеровской авиации в войне против СССР || «Красная звезда» №211, 7 сентября 1941 года

Газета "Красная Звезда" №181 (4936), 3 августа 1941 года
Tags: 1941, август 1941, газета «Красная звезда», лето 1941, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “август 1941” Tag

  • Братья евреи во всем мире!

    « Известия» №201, 26 августа 1941 года СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: ПЕРВАЯ СТРАНИЦА. Нота Советского Правительства Иранскому Правительству. От Советского…

  • Как воюют немцы

    А.Костянов || « Красная звезда» №203, 29 августа 1941 года Командиры, комиссары и политработники, всем своим поведением на фронте показывайте…

  • Братья евреи всего мира!

    « Известия» №201, 26 августа 1941 года СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: ПЕРВАЯ СТРАНИЦА. Нота Советского Правительства Иранскому Правительству. От Советского…

  • Слава сталинским соколам!

    « Известия» №194, 17 августа 1941 года СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: ПЕРВАЯ СТРАНИЦА. Прием Председателем Совнаркома СССР тов. И.В.Сталиным Посла США г-на…

  • Лесная армия

    Б.Лапин, З.Хацревин || « Красная звезда» №191, 14 августа 1941 года Отвага и доблесть воинов Красной армии наводят ужас на фашистов. Кто…

  • Ни шагу без разведки

    « Красная звезда» №189, 13 августа 1941 года Командиры, комиссары, политработники! Крепите стойкость своей войсковой части в бою, воспитывайте у…

  • Опыт борьбы против фашистских бронетанковых частей

    К.Москаленко || « Красная звезда» №186, 9 августа 1941 года Наши отцы и братья самоотверженной борьбой с помещиками и капиталистами создали…

  • 1 августа 1941 года

    И.Эренбург || «Летопись мужества». Публицистические статьи военных лет — М.: «Советский писатель», 1983. стр. 29-31 # Все статьи за 1 августа…

  • 22 августа 1941 года

    «Красная звезда»: 1943 год. «Красная звезда»: 1942 год. «Красная звезда»: 1941 год. # Все статьи за 22 августа 1941 года.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments