Комиссары, работники политотделов, политруки! Крепите стойкость своей войсковой части в бою, воспитывайте у личного состава смелость, хладнокровие, инициативу и сметку, презрение к смерти и готовность биться до победного конца против заклятого врага нашей родины — германского фашизма.
# Все статьи за 17 июля 1941 года.
При гитлеровской армии состоят военные корреспонденты. Это гитлеровцы особого назначения и занимаются они зачастую совсем не газетными делами. Военный корреспондент Шмидт 4 апреля послал письмецо военному корреспонденту Элерсу. Шмидт сидел в городе Ренн во Франции, Элерс находился в городе Люблине в Польше.
Шмидт писал: «Здесь все напряженно прислушиваются к громкоговорителям и ждут действий. Оптимисты оказались не совсем правы, хотя я не склонен считать развитие событий неблагоприятным... Впрочем, область моей деятельности здесь весьма разнообразна. Недавно, например, я весь день производил обыски с нашей полицией. Иной раз приходилось ползти по стене, и я вспоминал детективные романы. А позавчера мы смотрели здесь настоящее парижское обозрение с голыми девушками. Это все же гениальная смесь эротики, естественной красоты и настоящего умения! Итак до возможного скорого свидания здесь, на Западе!»
Не знаю, производил ли герр Элерс обыски в Люблине. Не знаю также, как ему понравились варшавские обозрения. Зато мне удалось ознакомиться с шедевром герра Элерса: этот журналист написал статью, но не успел ее отправить. Она погибла для читателей в Германии. Зато она не погибла ни для меня, ни для потомства.
Статью, написанную в Люблине, герр Элерс назвал: «Стража на Востоке». Вот, что пишет этот ученый гитлеровец: «В люблинской ратуше находится между прочим грамота 1317 года. Вручение грамоты об основании города было совершено согласно магдебургскому праву. Германские поселенцы и купцы предложили славянской народности свою руку, наводящую порядок. Семьсот лет спустя повторяется то же самое, хотя и под другим знаком. Требование германского руководства в восточной сфере интересов стало европейской необходимостью. Нам безразлично, признают ли жители этой страны такую необходимость или нет».
Герр Элерс из’ясняется витиевато. Смысл впрочем ясен: в 1317 году в Люблине побывали немецкие купцы. Следовательно, в 1941 году герр Элерс должен повелевать жителями Люблина. А хотят этого поляки или нет — герру Элерсу «безразлично».
Герр Шмидт в городе Рейн еще смотрит голых девушек. Конечно, придет день, когда жители Ренна, которым отнюдь не «безразлично», шарит ли по их домам шпик Шмидт или нет, выгонят «военного корреспондента», а с ним и всех гитлеровцев. Но пока что герр Шмидт еще прохлаждается.
А вот судьба герра Элерса сложилась иначе. Он вспомнил, что при Иване III в Москву приезжали два немецких купца и поэтому Москва должна жить под «германским руководством». Он двинулся в поход, чтобы управлять москвичами. Увы, герру Элерсу не повезло — он действительно попал в Москву, но в качестве военнопленного...
Герр Шмидт, ваш дружок не приедет в Ренн. Он кричал «Стража на Востоке». Он попал на Востоке под стражу. // Илья Эренбург.
****************************************
Действующая армия. На снимке: капитан А.Лосик и батальонный комиссар В.Сытник — участники ряда танковых атак. Под их руководством бойцы и командиры уничтожили большое количество вражеских танков, машин и орудий.
Фото специального фотокорреспондента «Красной звезды» М.Бернштейна.
****************************************
Герой эстонского народа
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Бойцы только что вернулись с передовых позиций. За чисткой винтовок они оживленно беседовали.
— Так, говоришь, один он управлялся с пулеметом?
— Один, да еще раненый.
— Вот это да! — восторженно воскликнул ефрейтор. — А фамилия его как?
— Фамилия трудная. Кажется, Мюрк. Эстонец он.
Подошедший политрук подтвердил:
— Да, да. Капитан Эдуард Мюрк. Весь фронт говорит сегодня о нем. Это настоящий герой эстонского народа.
Подвиг капитана Мюрка, о котором говорили бойцы, был совершен в такой обстановке. Наши занимали оборону. Подступы к ней удерживало стрелковое отделение, усиленное станковым пулеметом. Отделение расположилось на высоте и могло вести огонь по фронту и на оба фланга. Эта высота господствовала над окружающей местностью.
В начале боя немцы не учли тактического значения высоты, оставили ее в покое и попробовали ударить в лоб по переднему краю обороны. Отделение открыло уничтожающий огонь, и враги сразу же откатились назад. Вторая попытка атаковать им тоже не удалась. Тогда фашисты ринулись уже на высоту, но опять были отбиты. Они притихли и долгое время не решались на новую атаку. Наши бойцы пристально наблюдали за вражеским лагерем.
— Товарищ командир отделения, ползут! — раздался голос красноармейца.
Укрываясь в складках местности, к высоте ползли немцы, образуя полукруг. Каждый из них тащил за собой что-то тяжелое. Это двигался фашистский взвод, вооруженный пулеметами. Понеся потери при первых атаках, немцы решили во что бы то ни стало овладеть высотой, а затем уже развивать наступление по всему фронту. Высота с пулеметом была для них бельмом на глазу.
Немцы открыли ожесточенный огонь. Им отвечали наши стрелки и станковый пулемет. И вот наступил момент, когда наш пулемет дал очередь и замолчал. Пулеметчик был выведен из строя. Тогда немцы начали быстрее продвигаться вперед.
В этот момент здесь оказался капитан Мюрк. Не раздумывая, подбежал он под градом пуль к замолкшему пулемету и внезапной короткой очередью ударил по фашистам, которые уже с криком неслись на вершину высоты. Несколько человек упало. Остальные, опешив от неожиданной пулеметной очереди, на секунду застыли и потом пустились обратно.
Вновь застрочили немцы из всех пулеметов, поливая высоту свинцовым дождем. Пули сыпались со всех сторон — справа, слева, спереди. Мюрк спокойно отвечал короткими очередями. Его рассчитанный и меткий огонь один за другим выводил из строя фашистские пулеметы. Вражеская пуля впилась в руку героя, но он не отрывал руку от пулемета, попрежнему стреляя сосредоточенно и спокойно. Немцы были прижаты к земле, продвигаться дальше им не позволял капитан Мюрк.
Прошло полчаса. С каждой минутой патронов становилось все меньше и меньше. На 45-й минуте Мюрк вставил в пулемет последнюю ленту. Теперь он стрелял с длительными перерывами, только наверняка.
В это время наблюдатели соседней артиллерийской батареи пристально всматривались туда, где капитан Мюрк вел неравный бой.
— Немцы атакуют высоту! — воскликнул один наблюдатель и сообщил об этом командиру. В сторону врага полетел снаряд, а за ним другой, третий. Снаряды легли точно в цель, и вражеский огонь ослаб.
Капитан Мюрк облегченно вздохнул, достал индивидуальный пакет, перевязал раненую руку. Вскоре к высоте подошли бойцы с патронами. Мюрк заложил в пулемет новую ленту и опять начал бить, но уже не по атакующим, а по улепетывающим во все лопатки немцам.
Так, в течение 45 минут капитан Эдуард Мюрк противостоял целому вражескому взводу, вооруженному пулеметами. Он не только задержал продвижение фашистов, но и нанес им большие потери. Вот почему в этот день с таким восторгом говорили о нем бойцы и командиры. // Старший политрук М.Косарев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (По телеграфу)
****************************************
Баллада о санитаре Зланине
Над полем сражения рвутся снаряды —
Здесь место рождения этой баллады!
Не только снарядом, штыком, пулеметом
Мы целимся по неприятельским ротам!
Ударом ответим врагу на удар!..
Сквозь дым и сквозь пламя идет санитар,
Товарищ фашистскою пулею ранен —
На помощь к нему пробирается Зланин.
Сквозь дым и сквозь пламя, под градом свинца
За линию боя он вынес бойца.
И снова идет он сквозь пламя боев,
Спасая от смерти десятки бойцов.
Вот сутки проходят, вот двое уже —
Стоит санитар на огня рубеже!
Усталые руки — свинцовые будто, —
Но отдых немыслим ни на минуту.
На поле сражения раненый ждет,
И Зланин на помощь сквозь пламя идет!..
Большое спасибо, товарищ, от нас
За жизни, что ты для Республики спас!
Ты вместе с полком отправляешься в бой.
Семья боевая гордится тобой!
Ударом ответим врагу на удар!..
В бою и в балладе живет санитар!..
М. СВЕТЛОВ
________________________________________
Дневник ефрейтора Макса Маровец || «Известия» №221 18 сентября 1941 года
Дневник фашистского унтер-офицера* || «Красная звезда» №175, 27 июля 1941 года
Признания немецкого унтер-офицера* || «Красная звезда» №223, 21 сентября 1941 года
К.Симонов: Записки румынского юнкера* || «Красная звезда» №207, 3 сентября 1941 года
Дневник немецкого солдата Карла Нойссера* || «Красная звезда» №196, 21 августа 1941 года
И.Эренбург: Дневник немецкого унтер-офицера* || «Красная звезда» №165, 16 июля 1941 года
Вл.Лидин: Бумажник ефрейтора Мартина Лейхнера || «Красная звезда» №210, 6 сентября 1941 года
Газета «Красная Звезда» №166 (4921), 17 июля 1941 года