Ярослав Огнев (0gnev) wrote,
Ярослав Огнев
0gnev

Categories:

Свободный полет истребителей

«Красная звезда», 23 мая 1943 года, смерть немецким оккупантамА.Осадчий || «Красная звезда» №120, 23 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Постановление Президиума Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала (1 стр.). Гвардии майор В.Коноваленко. — Изучение опыта войны (2 стр.). Полковник А.Осадчий. — Свободный полет истребителей (2 стр.). Гвардии капитан С.Цыбулин. — Помощь соседу в бою (2 стр.). Майор И.Гаглов. — Канцелярская возня вместо политической работы (3 стр.). Налет немецких самолетов на Курск (3 стр.). Майор Я.Демин. — Противодействие вражеской разведке (3 стр.). Валентин Катаев. — Мария. — Поэма (3—4 стр.). Заявление Рузвельта на пресс-конференции (4 стр.). Синклер о бомбардировках германских промышленных центров (4 стр.).



# Все статьи за 23 мая 1943 года.



«Красная звезда», 23 мая 1943 года

За время отечественной войны наши летчики-истребители приобрели солидный боевой опыт и ввели в практику ряд новых тактических форм борьбы с вражеской авиацией. Особое место занимает так называемый свободный полет, который всё чаще и чаще применяется на различных участках фронта. Речь идет о тактике свободного поиска воздушного противника и уничтожении его самолетов.

Свободный полет истребителей может выполняться различными способами. Кратко остановимся на двух: на поиске отдельными парами и на полете группами в 6—8 машин. В первом случае розыск врага и бой с ним могут вести лишь специально отобранные летчики — ассы. Действуя на широком фронте, они заходят на значительную глубину в расположение вражеских войск. В задачу ассов иногда входит не только поиск воздушного противника, но еще и блокировка его аэродромов. Для этого полезно снабдить ассов самолетами с увеличенным запасом горючего и с дополнительным вооружением (хотя бы с бомбами для внезапного удара по вражескому аэродрому).

Однако не всегда представляется возможность нарядить для свободного поиска группу мастеров воздушного боя. С другой стороны, при особенно напряженной воздушной обстановке требуется усилить этот авангард истребителей. Поэтому задачи свободного полета должны уметь выполнять и рядовые летчики-истребители. Опыт показал, что это вполне осуществимо. Например, наша часть, практикуя свободный поиск воздушного противника, за один месяц уничтожила 118 вражеских самолетов. Кроме того, 23 немецких машины ушли в свое расположение подбитыми. Подавляющее большинство сбитых немецких самолетов — бомбардировщики. За этот месяц наша часть не потеряла ни одного своего летчика.

К свободному поиску воздушного противника мы прибегали во всех случаях активных действий на фронте: и в период наступления наших войск, и во время вражеских контратак. Однажды нам была поставлена задача — прикрыть район сосредоточения наземных войск, а затем обеспечить действия группы прорыва. Выполняя эту задачу, мы барражировали усиленными нарядами истребителей на указанных участках и вели свободный поиск врага по всему фронту.

Группы для поиска наряжались периодически, в часы наиболее вероятной активности воздушных сил врага. Было замечено, что немцы активно действуют утром — примерно с 9 до 12 часов, а затем в конце дня — после 15 часов. В это время мы как раз и усиливали свои патрули свободного полета. Местами для поиска были наиболее вероятные трассы немцев. Участок по фронту и в глубину делился между двумя-тремя группами истребителей, которые постоянно поддерживали радиосвязь между собой и с наземными станциями наведения. Это обеспечивало наращивание сил при встрече с большими отрядами вражеских самолетов.

Обстановка на нашем участке сложилась так, что противник вынужден был действовать главным образом с одного аэродрома, где он сосредоточил до 300 самолетов. Зная это место базирования, а следовательно, и примерные маршруты немцев к линии фронта, группы наших истребителей шли в воздух, чтобы перехватывать бомбардировщики врага еще над его расположением. Это создавало известные преимущества для наших летчиков. Пролет противника они всегда наблюдали со стороны солнца или прикрывались облачностью, оставаясь незамеченными. Нередко получалось так, что немецкие истребители, шедшие впереди, пропускались нашими летчиками к линии фронта. Но когда через 10—15 минут появлялись вражеские бомбардировщики, их настигала внезапная атака. Они несли потери и почти всегда сбрасывали бомбы далеко от цели, чтобы только уйти из-под удара истребителей свободного поиска.

Нашим группам свободного полета приходилось порою за один вылет проводить несколько воздушных боев. Однажды две пары «ЛА-5» во главе с майором Киянченко за один поиск имели четыре встречи с врагом. Углубившись в его расположение, истребители перехватили сначала «Фокке-Вульф-189». Короткий, но верный удар решил судьбу этого самолета. Вскоре появились три «Ю-88». После первой же атаки один из них был сбит. Два других, сбросив бомбы, поспешили уйти. Затем майор Киянченко, продолжая поиск, встретил еще несколько «Ю-88», шедших двумя группами. Наши истребители завязали с ними бой и сбили еще один немецкий самолет, заставив остальных освободиться от бомбового груза в чистом поле и повернуть назад. Так четыре истребителя свободного поиска сумели остановить целый поток вражеских бомбардировщиков и часть из них уничтожить, не допустив остальных к линии фронта.

Численное превосходство противника не останавливает наших летчиков-истребителей, когда они наносят внезапный, ошеломляющий удар. Интересен в этом отношении недавний бой, проведенный парой ЯК'ов. Находясь в свободном полете над территорией, занятой противником, наши летчики увидели шедшую к линии фронта группу в составе 20 «Ю-87» и 10 «МЕ-110». Эту армаду в тридцать самолетов прикрывали еще шесть «Мессершмиттов». Имея преимущество в высоте, наши летчики дерзко пошли на сближение с противником. Они врезались в гущу немецких самолетов, и с первой же атаки ведущий лейтенант Путько поджег один «Ю-87». Боевой порядок вражеских бомбардировщиков расстроился. Часть их поспешно сбросила бомбы и стала уходить на свою базу. Другие несколько помедлили, но затем, видимо, боясь повторной атаки и наращивания сил со стороны наших истребителей, последовали примеру первых.

Как случилось, что два истребителя смогли преградить путь такой мощной вражеской группе и заставить ее возвратиться с боевого задания? Этот случай об'ясняется прежде всего тем, что в данный период действий враг уже был морально подавлен. В течение целого месяца наши летчики наносили вражеской авиации удар за ударом, причинив ей огромный урон методами свободного поиска.

Опыт этого месяца борьбы вообще показателен. В иной день нашим летчикам-истребителям приходилось выдерживать более 20 воздушных боев. Однажды группы свободного поиска провели 25 боев и сбили 18 немецких самолетов в течение нескольких часов. Естественно, что такая напряженность воздушной обстановки требовала увеличения количества самолетов в группах свободного поиска. Мы их доводили в подобные дни до 6—8 машин в каждом патруле, и это позволило нашим летчикам выходить победителями из воздушных схваток, несмотря на попытки немцев массировать свою авиацию.

В один из таких напряженных дней шесть истребителей во главе с Героем Советского Союза майором Зайцевым провели за один полет два боя: первый с тремя «ФВ-189» и второй с 26 немецкими самолетами. В итоге было сбито девять машин противника без потерь с нашей стороны. Все немецкие бомбардировщики так и не дошли до линии фронта, сбросив бомбы в поле.

Тактику свободного полета истребителей нельзя рассматривать вне связи с наземной обстановкой. Надо иметь в виду, что в отдельных случаях истребители должны принимать участие в штурмовке наземных об'ектов. Целями их атак могут служить не только большие скопления войск или техники, но также отдельные автомашины, железнодорожные эшелоны и т.д. Действия подобного характера несомненно принесут эффект и в первую очередь деморализуют противника. Не всегда летчики, выполняя свободный поиск, встретят вражеские самолеты. Тогда они обязательно должны израсходовать часть боеприпасов на наземные цели и тем самым как бы окупить свой полет. Об'екты для штурмовки лучше всего выбирать в тех местах, где нет большого количества вражеских зенитных средств и можно наверняка нанести меткий удар. Находясь в полете, летчики должны внимательно следить за землей. Тогда они не только будут выискивать для себя наземные цели, но и вести разведку.

Свободный полет истребителей является одним из методов активной борьбы с вражеской авиацией. Он дополняет и усиливает остальные средства обеспечения действий наземных войск. В непрерывной борьбе за господство в воздухе свободный полет может и должен применяться целеустремленно, обогащаясь в ходе боев новыми, наиболее эффективными тактическими приемами. // Полковник А.Осадчий. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

☆ ☆ ☆

Налет немецких самолетов на Курск

Утром 22 мая большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей совершила налет на гор. Курск. Вражеские самолеты на подступах к городу были перехвачены нашими истребителями и встречены интенсивным огнем зенитной артиллерии. К Курску удалось прорваться незначительному количеству немецких самолетов. Беспорядочно сброшенными бомбами нанесен некоторый материальный ущерб жилым домам. Есть небольшие жертвы среди гражданского населения.

Нашими истребителями при отражении налета, по неполным данным, сбито в воздушных боях 56 немецких самолетов. Кроме того 9 самолетов противника уничтожены огнем зенитной артиллерии. Таким образом всего сбито по меньшей мере 65 немецких самолетов. Наши потери — 10 самолетов.


**************************************************************************************************************************************************
В РУРСКОМ БАССЕЙНЕ. Подмоченная репутация...


Рис. Б.Ефимова.
«Красная звезда», 23 мая 1943 года



Синклер о бомбардировках германских промышленных центров

ЛОНДОН, 21 мая. (ТАСС). Как передает английское министерство информации, министр авиации Синклер выступил в Эдинбурге с речью об операциях английской авиации. «Огромное количество бомбардировщиков, численность экипажей которых достигает примерно 5 тыс. человек, — сказал Синклер, — совершает операции, преодолевая мощнейшее сопротивление зенитных орудий и прожекторных батарей. Эти операции — не просто налеты, это — форменные битвы». «С середины февраля нынешнего года Германии, а в особенности промышленному району Рура, нанесены удары, по сравнению с которыми наши атаки 1940, 1941 и 1942 гг. кажутся незначительными, а германские атаки против нашей страны выглядят пустяком». Несмотря на то, что противовоздушная оборона в Германии значительно усилилась, потери англичан во время ночных налетов за первые четыре месяца нынешнего года, по словам Синклера, почти не возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это свидетельствует о тщательной подготовке летного состава, улучшении тактики, об искусстве конструкторов и о том, что в ночных налетах участвовали более крупные, чем раньше, соединения самолетов. Количество самолетов, участвующих в операциях, заявил Синклер, является важным фактором безопасности их экипажей.

Специалисты министерства экономической войны, сказал далее Синклер, заявляют, что налеты, произведенные на Эссен в марте, не имеют себе равных в прошлом. В Дортмунде в ночь на 5 мая были опустошены 45,5 акров площади промышленного района, причем особенно большой ущерб нанесен металлургическому заводу. В ночь на 13 мая были причинены разрушения докам крупного внутреннего порта Дуисбурга. 14 мая был нанесен удар по Бохуму с его металлургическими заводами и крупными промышленными сооружениями. «Промышленность этих четырех городов составляет 15 проц. всей германской промышленности, сосредоточенной в городах». За этими колоссальными налетами последовала бомбардировка дамб в Руре в ночь на 17 мая. Синклер назвал этот налет эпическим подвигом. Атаки продолжались до тех пор, пока не стало ясно, что дамбы разрушены. Для этого понадобились недели терпеливой тренировки, дисциплина, хладнокровие, мужество, решимость и упорство в проведении операций. Дамба на реке Мене является сооружением, основание которого имеете около 100 футов ширины. По ней проложена дорога шириною в 20 футов. Эта дамба ограждала водохранилище, где находится 50 проц. всех водных запасов района Рура. Коксовые печи Рура используют два кубометра воды для производства тонны кокса, а домны — 10 кубометров воды для производства тонны чугуна. Это дает некоторое представление о том, в какой степени крупный промышленный район, подобный Руру, зависит от водоснабжения.

Синклер высоко оценил «безграничное мужество и изобретательность великолепно подготовленных экипажей американских самолетов, проводящих дневные операции, которые являются дополнением к ночным операциям английской авиации». Он сообщил, что видел фотоснимки, произведенные после бомбардировки американцами Киля. Снимки показывают, что верфь «Германия» буквально изрешечена бомбами.

«Мы не должны, — сказал Синклер, — ослаблять наших усилий после победы в Северной Африке. Мы будем преследовать противника в Европе, и английская авиация будет продолжать громить его. Это будет главным вкладом в дело победы, которая должна быть достигнута без промедления. Когда придет время, мы приблизимся к врагу и схватим его за горло на его собственной территории».

______________________________________________
В.Земляной: Бой асса* || «Красная звезда» №110, 12 мая 1943 года
И.Сельвинский: Чувство неба* || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
И.Сербин: Авангард истребителей* || «Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года
А.Семенов: Облик советского асса* || «Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года

Газета «Красная Звезда» №120 (5491), 23 мая 1943 года
Tags: 1943, весна 1943, газета «Красная звезда», май 1943, советская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “советская авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment