Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) считают, что своевременное проведение весеннего сева и получение высокого урожая в 1944 году является важнейшей военно-хозяйственной задачей советских и партийных организаций, земельных органов, колхозов, МТС и совхозов, коммунистов и комсомольцев, агрономов, колхозников и колхозниц, рабочих и служащих в деле снабжения Красной Армии и населения продовольствием, а промышленности сырьём.
# Все статьи за 15 марта 1944 года.
(От военного корреспондента «Правды»)
Древняя таврическая земля! Щедрая, тучная, богатая. Добрым жиром лоснится ее чернозем. По колени в талой воде стоят ее сады. Навстречу весне и солнцу распахнуты ее зеленя. Это — земля-работница. Самолет летит над степью час, второй, а все нет ей ни конца, ни края.
Но сейчас подымается над нею не сытный пар, а горький дым. Поля ее истерзаны, села сожжены, пашни вытоптаны. Повсюду следы борьбы. Рубцы. Раны. Все тело ее избито, исковеркано, изуродовано воронками. Огромными там, где упала бомба, глубокими, уже полными воды там, где врезался снаряд, маленькими и частыми, как оспинки, там, где рассыпались мины. Вся степь вокруг изрыта окопами и блиндажами, хитрыми зигзагами ходов сообщения, прорезями щелей, подковами пулеметных гнезд, рвами, траншеями и эскарпами. На теле этой равнины можно прочесть всю историю боев: и то, как немец жадно вгрызался в землю, цепляясь за эту богатую, жирную, изобильную степь, и то, как, ломая врагу хребет, выковыривая его из нор, шел и шел на запад наш пехотинец. Кажется, что каждая ячейка, в которой лежал перед новым броском наш наступающий боец, еще хранит тепло его горячего, возбужденного тела.
Это — дорога войны. Нам всем суждено было пройти этой дорогой дважды: первый раз на восток, второй — на запад. Мы прошли этой дорогой в горьком августе 1941 года. Помню притихший перед бедою Херсон, пыль на дороге, скопище машин в Бериславе у переправы и злорадный рев «хейнкелей» над днепровскими паромами. Тогда мы уходили на восток, за Днепр. На стрежне реки под вой немецких бомбардировщиков мы давали в душе молчаливую клятву: вернемся. Вот мы вернулись. Теперь и небо наше, и река наша, и дорога на запад наша, наша, как бы ни сопротивлялись немцы. Самолет проходит Каховку, идет над Днепром, гордо вздымается вверх над высоким берегом у Берислава и берет курс к Херсону.
Херсон возникает под нами весь окутанный дымом пожарищ. С крыш высоких зданий к нам тянется пламя. Столбы дыма, как кулаки, подняты в небо. Проклятые немцы — грозится город — проклятые!
Самолет идет низко, как только можно низко. Сквозь дым видны улицы города. Они пустынны. Ни одного человека не видно. На этот город страшно смотреть. Теперь мы летим над центром. Здесь почти нет пожаров. Мы видим много уцелевших чудесных зданий. Но люди, где люди?
И только, когда, сев на окраине, мы пошли в город, мы узнали, где люди Херсона, что с ними и их городом сделал немец.
Но прежде, чем увидеть людей, мы увидели об’явление. Немецкий комендант об’являл жителям, что «серьезность положения требует некоторой строгости», поэтому «появление на улицах запрещается от трех часов пополудни до пяти часов утра. Лица, находящиеся в эти часы вне своих жилищ, будут судимы», то-есть расстреляны. Это об’яснили нам уже люди, выползшие откуда-то из подвалов. Они и рассказали нам о том, почему пустынен Херсон.
Четыре месяца назад у немцев в Херсоне была «паника»: наши войска форсировали Днепр, взяли Киев, Днепропетровск, вышли к Днепру напротив Херсона. Под ногами немцев горела почва. Тогда-то и появилось об’явление коменданта. Людей загнали в дома. После трех часов пополудни Херсон становился мертвым городом — только немецкие патрули тревожно проходили по улицам. Берег Днепра был весь опутан колючей проволокой.
Но и тогда не успокоились немцы. Наши люди, даже запертые в дома, пугали их. И они стали выселять людей из домов, гнать их прочь из своего дома. Делалось это так. На улице вдруг появлялась «машина с трубой» — так называли все в городе этого вестника несчастья. Пронзительный крик трубы, как крик беды, гремел над притихшей улицей. Старухи крестились — то была труба страшного суда. Женщины прижимали к себе детей.
Труба об’являла: всем жителям этой улицы приказано немедленно оставить свои дома. Всем. Немедленно. Или расстрел.
Люди должны были покинуть свои жилища. Им не разрешалось брать с собой вещей. Их просто изгоняли из города, в котором они родились, который они строили. Их гнали этапом. Их запирали в лагеря. Когда лагеря переполнялись, им разрешалось жить в пригородах. Многие, не дожидаясь, разбегались по сёлам. Другие прятались. Были такие, которые замуровывались в стенках, их тайники знали только жены. Тайком ночью приносили им пищу. Если жена попадалась, замурованный умирал в своем заточении. Мы видели молодого юношу Леонида Винниченко, он с восемью товарищами, среди них одна девушка, четыре месяца прожили в неизвестном никому подвале. Всех их кормила его сестрёнка. Сегодня Леонид впервые за четыре месяца увидел свет солнца.
Старик Залевский с товарищами прятался в плавнях. Немцы обнаружили их. Началась малая, но жестокая война. Плавни могут многое рассказать об этих многонедельных боях горсточки отчаянных стариков с немецкими псами. Плавни побурели от крови.
Кто мог, старался уйти к нашим. Стоило только переплыть Днепр. О «том береге» мечтали. «Тот берег» был символом свободы и жизни. Но не все могли достичь «того берега». Прятались здесь. Немецкие жандармы дымом выкуривали их из подвалов, сжигали дома непокорных, убивали, расстреливали — люди не покорялись. Они хотели жить в своем городе. Жить или умереть в нем.
Изгнав людей из их жилищ, немцы приступили к систематическому грабежу пустого города. Мы видели города разрушенные, изуродованные и даже начисто сожжённые немцами. Теперь мы увидели город начисто обворованный.
В городе буквально нет ни одного не разграбленного немцами общественного и частного дома. Ни одного.
Сегодня, в первый день освобождения города, уцелевшие жители после четырех месяцев изгнания явились в свои дома. Мы увидели картину чудовищного разгрома. Всё мало-мальски ценное — мебель, одежда, даже посуда — похищено немцами. Всё остальное перебито. Пух из перин. Обломки зеркал. Ножки разбитой табуретки, обрывки книг. Всё разбито, загажено. И так буквально в каждой квартире города. Мы заходили в десятки домов, мы видели выпотрошенные внутренности квартир. Мы встретили Анфису Ивановну Максимову. Она плакала не над крушением годами сколачиваемого дома, — она плакала от обиды. Немцы растоптали дорогие ей и ненужные им вещи. Мы видели старуху, она прижимала к груди растрепанный семейный альбом и пучок бумажных цветов — все, что она нашла у себя дома. Мы шли по разграбленным улицам, усыпанным обломками стекла и зеркал, и видели выброшенные немцами из домов детское креслице, чучело птицы и другие вещи, — такой картины грабежа и разгрома нам еще не приходилось видеть.
Немцы успели начисто ограбить город и его граждан — сжечь город они не успели. Они сожгли вокзал, взорвали завод им. Петровского, хлебозавод, электростанцию, мельницу — они сожгли бы все, если бы неожиданный и стремительный удар наших войск не вышвырнул громил из города.
Бойцы гордо проходят по улицам этого маленького, но красивого, приветливого и какого-то очень уютного города. Бойцы могут сказать: «Мы спасли вам ваш театр, ваши больницы, ваши общественные здания, ваши чудесные уютные дома». Но бойцы ничего не говорят — они уходят дальше, на Николаевское шоссе.
Затихают пожары. В город возвращаются люди. Еще в разбитых окнах тонко свистит ветер, еще хлопает оторванными ставнями, еще падают тут и там с шипением головешки, распространяя горький чад вокруг, — но в городе уже возникает жизнь. Властей еще нет, но на улице уже промаршировал отряд милиции во главе с майором Кук. Подле развалин собираются люди. Еще час тому назад совершенно мертвые, пустынные улицы наполняются людьми.
Возле парка стоит старик и смотрит на деревья. Много срублено немцами.
— Что рассматриваете, дедусь? — спрашиваем его. Он молчит. — А где ваш дом, диду?
— Нема дома. Спалили.
— А семья где?
— И семейства нема. Угнали.
— Ну, хоть имущество какое осталось?
Он не отвечает, все всматривается старыми, больными глазами. Вдруг он восклицает радостно:
— Цел, цел! — и довольно улыбается в усы.
— Кто цел?
— Дуб наш цел. Знаменитый херсонский,— и он показывает нам дуб.
— Все срубили, все сломали, — говорит он, — а дуб цел. Нет, нас, стариков, не сломишь, не вырубишь. Мы — дубы. Он мне ровесник был, а может, и старше.
Да, нас не вырубишь!
Мы стоим на вышке здания торгового порта — отсюда отлично видны и город и река. Вот он, Херсон, чудесный, теплый, прекрасный наш город, — теперь навсегда наш. Вот он, Днепр, — могучий, вольный, широкий, наш до самого моря, навсегда наш. //Борис Горбатов. Херсон, 14 марта. (По телеграфу).
★
Привет Родины
Слились все голоса в симфонию труда:
В просторах Родины грохочут поезда.
Поют станки, машины и лебедки.
Стихает к вечеру их творческий мотив
И голосу военной сводки
Внимает Родина, дыханье затаив,
И с чувством гордости, с любовью беззаветной
Своим защитникам, которым равных нет,
Героям, славою увенчанным всесветной,
Шлет материнский свой привет!
# Демьян Бедный.
☆ ☆ ☆
15.03.44: Русские достигают подлинных чудес своим стратегическим мастерством
15.03.44: 15 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №63, 15 марта 1944 года
14.03.44: Н.Михевичев: Преследование противника с воздуха ("Красная звезда", СССР)
13.03.44: Народ славит героическую Красную Армию || «Правда» №63, 13 марта 1944 года
12.03.44: Е.Гехман: Трофеи ("Красная звезда", СССР)
12.03.44: Е.Кригер: Солдаты прорыва ("Известия", СССР)
12.03.44: Замечательные образцы военного искусства Красной Армии ("Известия", СССР)
11.03.44: Раздавить фашистскую гадину! ("Красная звезда", СССР)
11.03.44: Новые улики против гитлеровских злодеев ("Известия", СССР)
10.03.44: Победоносное наступление советского народа ("Правда", СССР)
10.03.44: Победы на Украине || «Известия» №59, 10 марта 1944 года
09.03.44: Е.Кригер: Ночи марта || «Известия» №61, 9 марта 1944 года
09.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Солдатский труд || «Правда» №59, 9 марта 1944 года
08.03.44: Славные дочери советского народа ("Красная звезда", СССР)
08.03.44: Верные дочери советского народа || «Известия» №57, 8 марта 1944 года
06.03.44: Финляндия перед выбором || «Правда» №57, 6 марта 1944 года
04.03.44: Героиня-пулеметчица Маншук-Маметова ("Красная звезда", СССР)
04.03.44: С.Бородин: Быль и зоология || «Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года
04.03.44: 4 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №54, 4 марта 1944 года
03.03.44: Немцы бегут с Украины ("Красная звезда", СССР)
03.03.44: Любовь народа к родной Красной Армии ("Известия", СССР)
02.03.44: И.Эренбург: Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**
02.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Чувство движения ("Правда", СССР)
02.03.44: В.Антонов: Ленинград встречает героев партизанской борьбы ("Известия", СССР)
02.03.44: Воевать по-гвардейски! || «Красный флот» №52, 2 марта 1944 года
02.03.44: 2 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №52, 2 марта 1944 года
01.03.44: Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР)
01.03.44: Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин: Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: К вопросу о советско-финских отношениях || «Известия» №51, 1 марта 1944 года
Февраль 1944:
29.02.44: Смерть немецким людоедам! || «Известия» №50, 29 февраля 1944 года
28.02.44: За высокий урожай – урожай победы! || «Правда» №51, 28 февраля 1944 года
28.02.44: Г.Перов: Забота советского народа о семьях военнослужащих ("Правда", СССР)
28.02.44: 28 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №49, 28 февраля 1944 года
27.02.44: Гвардия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Лицо финских бандитов ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Неустанно повышать военное искусство ("Правда", СССР)
27.02.44: Митинг на могиле Александра Матросова ("Известия", СССР)
27.02.44: Трудящиеся освобождённых районов — Красной Армии ("Известия", СССР)
26.02.44: Выше поднимать наше военное искусство ("Красная звезда", СССР)
26.02.44: Е.Кригер: Зрелость || «Известия» №48, 26 февраля 1944 года
25.02.44: В победах Красной Армии – героические усилия всего народа ("Правда", СССР)
25.02.44: Д.Заславский: Рандольф Херст – американский друг Адольфа Гитлера ("Правда", СССР)
24.02.44: И.Эренбург: Народ на войне ("Красная звезда", СССР)
24.02.44: Л.Леонов: Величавая слава || «Правда» №47, 24 февраля 1944 года
23.02.44: Н.Тихонов: Три годовщины || «Красная звезда» №45, 23 февраля 1944 года
23.02.44: Приказ Верховного Главнокомандующего №16 ("Красная звезда", СССР)
23.02.44: 23 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №45, 23 февраля 1944 года
22.02.44: Вперед, за нашу победу! || «Красная звезда» №44, 22 февраля 1944 года
21.02.44: Да здравствует победоносная Красная Армия! ("Правда", СССР)
21.02.44: В.Василевская: Бессмертие || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
21.02.44: Б.Полевой: На поле Корсунском || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
20.02.44: И.Эренбург: Ископаемый фриц ("Красная звезда", СССР)
20.02.44: А.Софронов: Партбилет || «Известия» №43, 20 февраля 1944 года
19.02.44: А.Покрышкин: Борьба за господство в воздухе ("Правда", СССР)
19.02.44: Выдающийся образец борьбы за полный разгром врага ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Эренбург: Тревога №3 ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: П.Олендер: В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Агибалов, Б.Король: Последние дни окруженных дивизий ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: Л.Кудреватых, З.Островский : Четырнадцать дней ("Известия", СССР)
18.02.44: 18 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №41, 18 февраля 1944 года
17.02.44: Иван Ле: Горе бойца || «Известия» №40, 17 февраля 1944 года
17.02.44: А.Вашев: Ночная воздушная разведка ("Красная звезда", СССР)
16.02.44: И.Эренбург: Ямсковицы || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года
15.02.44: И.Эренбург: Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)
14.02.44: И.Эренбург: В фашистском зверинце || «Правда» №39, 14 февраля 1944 года
13.02.44: Б.Ямпольский: Доктор || «Известия» №37, 13 февраля 1944 года
12.02.44: П.Олендер: Взятие города Шепетовки ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Изгнать финских захватчиков с советской земли ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Е.Кригер: Там, где было логово врага ("Известия", СССР)
10.02.44: А.Черкасова: Сила советского человека ("Правда", СССР)
10.02.44: Дж.Гольдхилл: Канатные плясуны || «Правда» №35, 10 февраля 1944 года
Газета «Правда» №64 (9521), 15 марта 1944 года